Внедрение проектного метода в коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ
проект по коррекционной педагогике по теме
В данной статья приведен теоретический и практический материал по использованию проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Освещены преимущества данной педагогической технологии. Даны примеры проектных работ для групп детского сада и начальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Володина Е.Н.
Внедрение проектного метода в коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ
Наше учреждение работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Как известно у таких детей отмечается значительное замедление темпа развития, так как у них снижен уровень сформированности высших психических функций, у всех детей есть особенности речевого развития, у большинства не сформирована эмоционально-волевая сфера. Нашим воспитанникам трудно усвоить общественный опыт спонтанно, так как у них снижен интерес к окружающему миру. С данными проблемами мы ежедневно сталкиваемся в практике своей работы. Весьма трудно успешно выстроить коррекционно-развивающий процесс, используя только традиционные формы работы, часто они не дают ожидаемых результатов, продвижение детей в усвоении материала идет медленно и трудно.
В поиске новых более эффективных методов организации коррекцинно- развивающего процесса, мы остановили свое внимание на проектном методе.
Анализируя его структуру и содержание, мы отметили, что ключевые позиции этого метода можно применить в нашей работе.
Ведь проектный метод предполагает, что:
- В центре внимания ребенок.
- Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.
- Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
- Проектный метод дает возможность выбора тем интересных детям и в тоже время расширяет круг выбора методов, приемов в решении коррекционных и воспитательно-образовательных задач, используя данную тему.
- В проектную деятельность сообща включаются дети, воспитатели, дефектологи, логопеды, психологи, музыкальные руководители, воспитатели по физической культуре и родители.
- Проектный метод обеспечивает психологическое благополучие и здоровье детей, так как успешно включается во все виды детской деятельности: игру, труд, занятия, досуги, прогулки.
7. Работа в проекте развивает коммуникативные навыки детей, стимулирует поисковую деятельность, учит элементарной экспериментальной работе, повышает личностную самооценку детей, формирует первичные навыки работы с поиском информации.
Несколько лет назад мы начали внедрять проектный метод в практику. Данная инновационная технология заинтересовала всех педагогов нашего учреждения и охватила все возрастные категории детей.
Одними из первых начали осваивать проектный метод педагоги группы ранней речевой диагностики. Ими была выбрана тема «Нам водичка – добрый друг». Актуальность этой темы была обусловлена тем, что вода окружает ребенка с первых дней его жизни, вода – первый и любимый объект для игр и исследований, поэтому данный проект соответствовал возрасту и развитию воспитанников. Ведущая роль в исследовательской деятельности, безусловно, принадлежала педагогу. Тип проекта был познавательно-исследовательский, долгосрочный (1 год).
II младшая группа выбрала проект под названием «Солнышко улыбнись, солнышко покажись». В данном проекте с помощью проблемных игровых ситуаций, практических опытов под руководством педагога дети осваивали новые знания о смене времен года и явлений природы. Тип проекта был познавательно-исследовательский, долгосрочный (по настоящее время).
У старшей группы был долгосрочный познавательно-исследовательский проект «Вокруг света за 80 дней». Дети учились пользоваться картой, изучили страны и континенты, их животный и растительный мир. С помощью взрослого, а затем и самостоятельно могли определять возможные методы решения проблем, могли пользоваться специальной терминологией, вести диалог по исследованию.
«В путь по реке времени» - такое название было у проекта в подготовительной группе. Как образовалась наша планета, когда и как на земле появился человек, какие природные явления определяют ход времени, как образуются времена года и многие другие вопросы исследовали ребята. За время проекта они научились решать поставленные проблемные задачи, вести конструктивные беседы в совместной исследовательской деятельности. Проект был познавательно-исследовательский и проходил в течение 1 года.
Ученики 2 класса подготовили проект «Хлеб – всему голова». Ведущая роль у детей. За время данного долгосрочного познавательно-исследовательского проекта ребята научились самостоятельно искать и работать с информацией, анализировать и синтезировать идеи, работать в минигруппах, представлять свой материал перед классом. А также они познакомились с выращиванием хлеба, его значением, профессиями, участвующими в работе.
Ученики 4 класса защитили краткосрочный проект «Новый год шагает по планете». Познавательно-исследовательский проект позволил детям получить навыки сбора и анализа теоретического материала, умения работать в паре и группе, выполнению проектных заданий и решению проблемных вопросов. Они познакомились с традициями празднования Нового года в разных странах, научились с уважением относится к обычаям родной и других стран.
Таким образом, применяемый нами проектный метод позволил повысить у детей с ОВЗ уровень поисковой активности; научил их обобщать и систематизировать новые факты, сведения, впечатления; работать с источниками информации. Все это, безусловно, повлияло на развитие познавательной сферы в целом и на обогащение жизненного опыта. Данная деятельность дала детям возможность развивать творческие способности, активизировать коммуникативные и речевые навыки, повысить самооценку, что в дальнейшем успешно повлияет на адаптацию к школьному обучению у дошкольников и к переходу в среднюю школу у младших школьников. Анализируя результаты, мы можем сказать, что внедрение проектного метода повысило эффективность образовательной и коррекционно-развивающий работы в учреждении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...