Дети с нарушением опорно двигательного аппарата.
презентация к уроку по теме

Шикунова Людмила Олеговна

Материал о детках с ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дети с ОДА102.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Дети с нарушением опорно - двигательного аппарата». Выполнил: Шикунова Людмила Олеговна Москва 2012-2013 г.

Слайд 2

Когда мы видим ребенка с нарушениями двигательных функций, то понимаем, что его воспитание, в том числе подготовка к взрослой жизни требует от всех членов семьи особых усилий. Вообще, дети с такими нарушениями составляют довольно большую группу. По статистике 5—7 % детей в нашей стране страдают нарушенными функциями двигательной сферы, носящими как врожденный, так и приобретенный характер. Нарушения опорно-двигательного аппарата могут быть мышечного, костного происхождения, а также наблюдаться по причине искажений в центральной нервной системе. Из-за отрицательного воздействия нарушений в движениях на другие системы организма такие дети часто отстают в интеллектуальном и психическом развитии. Отставание в развитии в свою очередь плохо воздействует на общение со сверстниками и в конечном счете ухудшает положение в их обществе.

Слайд 3

Вообще, дети с такими нарушениями составляют довольно большую группу. Это дети с врожденными или приобретенными заболеваниями нервной системы (последствия перенесенной нейроинфекции , детский церебральный паралич, полиомиелит); врожденной патологии опорно-двигательного аппарата (врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз ); приобретенными заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата (травматическое повреждение спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета: туберкулез, опухоли костей, остеомелит , рахит, хондродистрафия ). Таких детей объединяет то, что у них имеется двигательный дефект. В настоящее время большую часть (89%) среди них составляют дети с церебральным параличом. Особенностью таких детей является то, что у них двигательные расстройства нередко сопровождаются комплексом других нарушений: психическими и речевыми. Поэтому такие дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Слайд 4

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1) врожденная патология опорно-двигательного аппарата: вывих бедра, кривошея, аномалии развития позвоночника, косолапость и различные деформации стоп, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии формирования пальцев кисти; 2) заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит; 3) приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного и головного мозга, конечностей, полиартрит, заболевания скелета, в том числе рахит. Независимо от того или иного вида нарушений

Слайд 5

Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект . Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом . У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. другие категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Детский церебральный паралич (ДЦП) - это поражение двигательных систем головного мозга. Основными клиническим синдромом ДЦП являются двигательные нарушения вследствие спазмов мускулатуры. При этом заболевании наиболее тяжело страдают большие полушария головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Поэтому детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.

Слайд 6

Такие дети поздно начинают держать голову, поворачиваться с боку на бок, на живот, на спину, сидеть, стоять, иногда не могут ходить. При тяжелой степени двигательных нарушений ребенок не овладевает навыками ходьбы, не может управлять своим телом, а также без посторонней помощи обслуживать себя. При средней степени двигательных расстройств дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, как правило, не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуживания развиты у таких детей не полностью. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно, как в помещении, так и на улице, могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, однако у них может быть нарушение походки, движения неловкие, замедленные, снижена мышечная сила. Для подготовки ребенка средней и легкой степени двигательных расстройств к семейной жизни в первую очередь необходимо формировать навыки к самообслуживанию и передвижению.

Слайд 7

Очень важным для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата является формирование способности самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены. Это предполагает умение самостоятельно управлять физиологическими отправлениями; соблюдать личную гигиену (мыть лицо и все тело, мыть волосы, причесываться, чистить зубы, подстригать ногти); одевать и снимать верхнюю одежду, нижнее белье, головные уборы, перчатки, обувь, пользоваться застежками. Необходимо обучать ребенка самостоятельно кушать: подносить пищу ко рту, жевать, глотать, пользоваться посудой и столовыми приборами. Необходимо также прививать навыки пользоваться бытовыми приборами (замками, кранами, выключателями, телефоном, утюгом и другими). Постепенно, по мере развития ребенка можно обучать его приготовлению пищи (чистке, мытью, резанию продуктов, их обработке, пользованию кухонным инвентарем), а также выполнению бытовых потребностей (покупке продуктов, одежды и других предметов обихода); стирке, чистке одежды и других предметов обихода; уборке помещений.

Слайд 8

С самого раннего возраста усилия родителей должны быть направлены на развитие у ребенка навыков самостоятельного передвижения - способность самостоятельного перемещения в пространстве, преодоления препятствий, сохранение равновесия тела. Необходимо развивать у ребенка способность к самостоятельной ходьбе по ровной местности, по лестнице, ходил по наклонной плоскости. Необходимо обучать его изменять положение своего тела (вставать, садиться, ложиться, опускаться на колени и подниматься, перемещаться на коленях, ползать), а также пользоваться общественным и личным транспортом (входить, выходить, перемещаться). Это возможно осуществить с помощью социально-бытовой реабилитации, помощь в которой оказывают социальные службы по месту жительства.

Слайд 9

Все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. В их социальной адаптации определяются два направления. Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения , предметы обихода , пандусы, съезды на тротуарах. Второй способ адаптации ребенка с двигательным дефектом — приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.

Слайд 10

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников Актуальность данной проблемы обусловлена значительной распространенностью заболеваний костно-мышечной системы у детей. При обследовании 6-7-летних детей по данным статистики обнаруживается нарушение осанки в 34% случаев. К 8-летнему возрасту это число увеличивается до 60%, к концу обучения в школе 82% выпускников по данным диспансеризации имеют заболевания опорно-двигательного аппарата разной степени выраженности. Развитие костной системы: Формирование скелета продолжается до 18-20 лет. Скелет дошкольников еще не обладает достаточной прочностью и легко подвергается деформациям под влиянием неблагоприятных внешних воздействий: узкая неудобная обувь; неправильное положение тела во время сна; длительное нахождение в одной позе и др.

Слайд 11

Интенсивное утолщение стенок костей идет до 6-7 лет. Окостенение скелета (заменяя хрящевой ткани на костную) идет неравномерно: окостенение кистей заканчивается в 6-7 лет, а стопы к 20 годам, поэтому напряженная ручная работа в детском возрасте, ношение неудобной обуви ведет к искривлениям костей, нарушениям работы суставов. До 12 лет позвоночник ребенка очень эластичен и легко подвержен искривлениям в неблагоприятных условиях развития. Особое значение для правильного формирования скелета имеет полноценное и богатое витаминами и микроэлементами питание. В противном случае из-за недостатка необходимых веществ возможно развитие рахита – заболевания, связанного с деформациями костей скелета, таких как искривление ног, деформации позвоночника, грудной клетки, свода стопы и т.д. Осанка: Осанкой называется правильная поза, которую занимает тело человека, находясь в спокойном положении стоя.

Слайд 12

Нормальная осанка характеризуется следующими признаками: Центральные оси туловища и головы совпадают и находятся перпендикулярно полу. Тазобедренные и коленные суставы разогнуты. Изгибы позвоночника умеренно выражены. Плечи умеренно развернуты и слегка опущены. Лопатки симметричны и не выдаются. Грудная клетка цилиндрическая, умеренно выступает вперед. Живот плоский и равномерно умеренно выпуклый. При дефектах осанки наблюдаются изменения изгибов позвоночника, плеч, лопаток, грудной клетки, живота. Наиболее распространенный из всех видов деформаций – сколиоз – боковое искривление позвоночника. Визуально это можно определить асимметричным положением лопаток, головы, грудной клетки. Иногда можно даже наблюдать реберный горб. Асимметрия лопаток – начальная стадия сколиоза. При этом состоянии углы лопаток находятся на разном уровне, одно из плеч может быть опущено.

Слайд 13

Причины формирования неправильной осанки: Ослабление, плохое развитие мышечной массы плечевого пояса. Отставание развития мышц от темпов роста скелета. Неправильная поза ребенка во время сна, игр, чтения, рисования и т.д. Дефицит витамина D и кальция в организме. Нарушение осанки в свою очередь сказывается на многих функциях организма. Дети с неправильной осанкой отстают в физическом развитии, нарушаются функции дыхания и сна, т.к. изменяется положение внутренних органов. Снижается амортизация позвоночных дисков, т.е. все удары, нагрузки на позвоночник не гасятся, а передаются на костный скелет и деформируют позвонки. Это чревато микротравмами головного мозга, что ведет к головным болям, снижению функции памяти, внимания, пониженной работоспособности.

Слайд 14

Для формирования правильной осанки полезно: Занятия плаванием. Ношение предметов на голове. Стойка у стены спиной. Тренировка координации движений (упражнения «ласточка», равновесие на одной ноге, ходьба по бревну). Физическое воспитание, обеспечивающее развитие мышечной системы. Обеспечение достаточной двигательной активности детей (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультпаузы , как можно меньше статических поз). Своевременное определение детей группы риска и направление их к специалисту.

Слайд 15

Для формирования правильной осанки вредно: Катание на велосипеде, низко нагнувшись к рулю. Катание на самокате. Поднимание тяжестей согнувшись. Удерживание тяжелых предметов на вытянутых руках. Несбалансированное питание, бедное необходимыми веществами и злоупотребление газированными напитками. Неровная поверхность кровати, мебели для сна. Несоответствующая возрасту, неудобная обувь. Длительное нахождение в неподвижной позе.

Слайд 16

Используемая литература 1. Интернет ресурсы: Учебно образовательный портал Лекции-онлайн по Специальной педагогики. 2. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников.-Ростов н / Д: Феникс, 2004.с.138 Там же, с.139. 3 . Пенькова И.В., Сулейманова И.И. Профилактика нарушения осанки детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: Учеб.-метод.пос.-Тюмень:Вектор БУК, 2000.40с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания для закрепления изученного материала. Старшая группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Логопедические нарушения: ОНР -3, ЭНР, ФФН.

Домашние задания для родителей могут быть использованы как учителем-логопедом при офрмлении тетради домашних заданий, так и родителями для развития речи своих детей. Составлены для работы с деть...

Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

СодержаниеВведение1. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата2. Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений пр...

Технология развития двигательных функций с применением нестандартного оборудования у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата наиболее доступный и эффективный - игровой метод.  Он даёт возможность в полной мере воздействовать на ребёнка, раскрывать  компенсатор...

Конспект занятия по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект  занятия  по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих ...

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушения зрения.

На современном этапе развития образования в соответствии  с Законом об образовании особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями физического и психического  з...