Проект в старшей группе "Покормите птиц зимой"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Нечаенко Ольга Александровна

Проектная деятельность в детском саду направлена на исследование заложенных в ситуации возможностей. Для нашей группы не страшны никакие трудности, поскольку вместе с нами активно трудятся родители. Результаты иногда приводят в полный восторг и восхищение, побуждают к исследованию новых проблем и их решению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokormite_ptic_zimoy.doc66.5 КБ
Microsoft Office document icon plan_raboty_nad_proektom.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №23 города Сызрань городского округа Сызрань Самарской области (ГБОУ СОШ № 23) структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования

Проект  «Покормите  птиц  зимой»

Воспитатель

Нечаенко О. А.

Сызрань

                                                                                Пусть со всех концов

                                                                                К вам слетятся, как домой,

                                                                                Стайки на крыльцо.

                                                                                Сколько гибнет их - не счесть,

                                                                                 Видеть тяжело.

                                                                                 А ведь в нашем сердце есть

                                                                                 И для птиц тепло.

                                                                                 Приучите птиц в мороз

                                                                                 К своему окну,

                                                                                 Чтоб без песен не пришлось

                                                                                 Нам встречать весну.

                                                                                                                    А.Яшин

Тема  проекта  : «Покормите  птиц  зимой»  

 Актуальность:

       Зима - суровое время года, а для птиц  самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты  тонким слоем льда.  Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса!  Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы  чередуются  с оттепелями  все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм,  к нему невозможно  добраться. Молодые  особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться  и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!

     Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения.

            В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в Сызрани  зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей городской или домашний, сорока, синица большая, большой пестрый дятел, малый пестрый дятел, снегирь и во второй половине зимы –свиристель.  Холод  этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью.  Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

    Мы решили провести в группе акцию в поддержку зимующих птиц «Покормите птиц зимой!».

     Проблема:

       Далеко не все пернатые осенью покидают места своего гнездования и совершают перелеты в области, где не столь сильно выражены сезонные климатические колебания. Многие виды остаются на зимовку. Этот период, пожалуй, один из самых сложных в жизни птиц. Конечно, зимующие виды имеют механизмы, защищающие их от холода - это оперение и интенсивный обмен веществ. Но при недостатке корма эти приспособления не срабатывают и многие птицы замерзают в морозные ночи. Зимой птицы гибнут не от мороза, а от нехватки корма. Поэтому так важна подкормка птиц зимой и в начале весны.  

 Цель:

 оказание посильной помощи птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи.

Задачи:

  1. Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.
  2. Формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками.
  3. Формировать у детей представления об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.
  4. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
  5. Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них.
  6. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Тип проекта :

 групповой, практико-ориентированный, краткосрочный, информационный (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы ).

Список литературы , интернетресурсы:

1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.

 2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.

 3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.

 4. Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010. 96с.

 5. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_odegdu_obuv.html

 6. http://www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/poet-zima-aukaet.html

7. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_zimu.html

 8. http://lit.peoples.ru/poetry/nikolay_rubtsov/poem_22640.shtml

 9. http://www.butuzici.ru/igry-dlja-detej/278-podvizhnye-igry/663-podvizhnye-igry-dlja-detej-ot-3-5-let.html

 10. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2007г.

Результаты  наблюдений  в  рамках  проекта

Наблюдая за поведением птиц в городских условиях в зимнее время можно отметить некоторые особенности:

1)Домовые воробьи проявляют к человеку бесстрашие, ночуют на чердаках, в вентиляционных трубах. Зимой воробьи питаются пищевыми отходами,

брошенным зерном. Их можно встретить возле мусорных контейнеров, во дворах, возле мусоропроводов.                                                          

2)Большие синицы в городе появляются в октябре месяце, когда в лесу

корма становится меньше, исчезают насекомые. Встретить их можно повсюду. Они осматривают каждое дерево, каждый кустик в поисках

спрятавшихся насекомых или их личинок. Птица очень подвижна. В зимний

период питается в основном семенами растений. Мы наблюдали синиц в

кроне липы, добывая корм, они висели вниз головой, обследовали каждую

трещину в коре, спускались на землю, подходили близко к нашим ногам.

Держатся синицы небольшими стайками 8-10 птиц, так как именно стайный

образ жизни помогает быстрей найти корм, согреться морозной ночью.

3)Снегири у нас в городе появились в десятых числах января. Встречаются они парами или стайками. Самцы от самок отличаются более красивым нарядом

- красной грудкой; у самок грудки серого цвета. Снегири очень любят ягоды рябины, поедая только семена из ягод, остальное выбрасывают, поэтому в местах кормежки на снегу всегда остается масса нерасклеванных ягод. Насытившись, снегири отдыхают на высоких деревьях.

4)Обычными птицами и наиболее многочисленными являются галки и сизые

голуби. Держатся эти птицы стаями. И встретить их в нашем городе можно

повсюду. Их основной корм в зимнее время пищевые отходы.

Если галки, вороны, сороки смогут прокормиться возле свалок, помоек и

мусорных контейнеров, то мелким птицам в морозные дни приходится

трудно, потому что к середине зимы рябина заканчивается, семян

клена становится меньше. Здесь должен прийти на помощь человек. Без

нашей помощи птицы в морозные зимы гибнут, поэтому развешивать

кормушки, изготовленные из простейших материалов - наша задача.

В зимнее время птицы становятся доверчивее, теряют бдительность, ведь

главная задача - найти корм. Мы визуально определили критическую дистанцию, на которую птица может подпустить человека.

Самая короткая дистанция у голубя сизого, это и понятно, голубь

практически подходит к ногам человека. А уж если их подкармливать, то

соберется большая стая. Самая длинная дистанция у сороки, так как птица эта лесная, осторожная. При виде человека не только пугается, но и начинает

«трещать».

Проведя наблюдение и изучив литературу,  составили таблицу о  птицах, зимующих в нашей местности:

Автор кормушки

Корм для птиц

Пернатые гости

Активность птиц








Из таблицы видно, что для подкормки многих зимующих  птиц замечательно подойдут семена подсолнечника. Они очень калорийны и питательны, содержат большое количество растительных жиров, только должны быть обязательно  сырые. Кроме подсолнечных, пернатые с удовольствием поклюют семечки арбуза, дыни и тыквы. Так же птицы не откажутся от крошек белого хлеба, не побрезгают остатками вчерашней каши. Любимым лакомством для многих видов является несоленое сало, а так же сушеные ягоды рябины, бузины, боярышника, шиповника.

      Еще мы узнали, что ни в коем случае нельзя кормить птиц черным хлебом. Он вызывает заболевание, что означает для них верную гибель! Нельзя также развешивать соленое сало и мясо, от соли птицы слепнут, мокрые продукты на морозе превращаются в лед и становятся недоступны для птиц, не станут клевать пернатые жареные семечки.

      Таким образом, мы пришли к выводу, что у каждого из нас дома найдется достаточное количество корма для пернатых.

      Дальше мы выяснили, есть ли какие правила в изготовлении кормушек?

     Оказалось, что правильный выбор кормушки зависит от вида птицы, которую мы хотим привлечь, а также от того, насколько близко мы будем от них находится, чтобы наблюдать их повадки. Ближе всего наблюдать за птицами можно в окно. Для этого используют «оконные» кормушки, их можно прикрепить к оконному стеклу. Такие кормушки рассчитаны на маленьких птиц (синичек, воробьев). Главное учитывать расстояние между кормушкой и стеклом, чтобы птицы не влетели в стекло. Привлекают внимание птиц ярко окрашенные декоративные кормушки. Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из под сока или молока. Но важно помнить:                                                  

  1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.
  2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
  3. Так же надо помнить, что ни в коем случае нельзя прибивать кормушки к дереву гвоздями,  иначе получится "одно лечишь, а другое калечишь"!

       В нашей группе родители вместе  с детьми принялись делать кормушки. К сожалению, активность на первых шагах проекта была не очень высокая. Но в ходе наблюдений, бесед, чтения художественной литературы дети прониклись сострадательным чувством к птицам и убедили родителей в том, что пернатым необходима помощь человека. В качестве строительного материала в основном были использованы картонные коробки, пластиковые бутылки. Эти кормушки оказались очень яркими и красивыми.                                                                                                                  

 Кормушки мы развесили на деревьях возле сада. Эта работа доставила нам много удовольствия. Каждый принес с собой корм, им мы наполнили кормушки. В дальнейшем следили, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми, чтобы их не заносило снегом, не сдувало ветром, а  корм  был всегда свежий - от испорченного корма птицы болеют и могут погибнуть.

        Работа оказалась не только полезной, но и очень приятной, мы больше времени проводили вместе и на свежем воздухе.

  Для того чтобы лучше узнать своих гостей, каждому обладателю кормушки предложили пронаблюдать, какие птицы её посещают. Наблюдения проводили осторожно, чтобы не спугнуть птиц. Фотографировали кормящихся птиц.                                                              

        В ходе проекта были опрошены дети и их родители   на тему «Зачем я кормлю птиц и нужно ли это?»                                                                                                      

      Вот что сказали родители Соснина Вадима:  « Нам нравятся птицы  и их подкормка из-за того, что это  просто способ пообщаться с  природой поближе. Что может быть приятнее, чем слушать, как за окном возятся и попискивают воробьи и синицы, деловито растаскивая подсолнух из кормушки»

      «Я кормлю их, потому что мне жалко бедных птичек, которые умирают зимой с голоду, к тому же общеизвестно, что это доброе, хорошее дело, оно угодно Богу» - это мнение  Андреянова Богдана.

    На заданный вопрос Аня Землянская со своей мамой ответили так: «Птицы - полезные создания, они уничтожают вредных насекомых. Подкармливая синичек зимой на своём садовом  участке, я хочу, чтобы летом они защитили  в моем саду яблони и грядки с клубникой от гусениц. Увы, ничего из этой затеи не выйдет - прикормленные зимой синички весной улетят гнездиться совсем в другие места. Но я все же буду их кормить, пусть они принесут пользу в другом месте».                                                                                                          

        В рамках проекта так же был проведен конкурс на самую оригинальную и выразительную кормушку.

 Вывод:

       Зима для пернатых – самая тяжелая пора. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо  постоянно подкармливать их в течение зимы. На сооружение кормушки из подручных материалов уйдёт немного времени. Главное - в дальнейшем кормить птиц постоянно. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Во второй половине зимы, когда большая  часть  зимних  ягод  и  плодов     съедена  или  пропала,  дополнительные подкормки  особенно  важны.

       Мы рады, что смогли позаботиться о братьях наших меньших и  помочь хотя бы небольшой части из армии пернатых жителей нашего города. Заботясь о птицах, мы получили прекрасную возможность наблюдать за птицами в природе, познавать их тайны.

 Заключение:

     Как мы уже отмечали, проделанная работа помогла нам ближе познакомиться с природой родного края, мы стали более дружные и приятно ощущать, что ты кому то оказываешь помощь. Поэтому  будем продолжать работу по привлечению птиц и вести агитацию по их охране.

     Для успешного привлечения птиц необходимо довольно подробно знать их жизнь, повадки, кормовую базу, места естественных гнездований, сроки выведения птенцов. Поэтому планируем изучать литературу для получения более точной информации по  данному вопросу.

   С целью пропаганды практических мероприятий по охране и привлечению птиц  весной проведем праздник  «День птиц», в рамках которого планируем изготовить и развесить искусственные гнездования.

     В летние каникулы и осенью будем заготавливать корм для зимней подкормки: семена арбуза, дыни, тыквы, репейника.

             



Предварительный просмотр:

План  работы  над  проектом  «Покормите  птиц  зимой»

Дата

Чтение худ/лит.

Познание

Труд

Физическая культура

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.

Подвижная игра "Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

«Беседа о птицах». рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие)

Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей»: знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками.

Подвижная игра «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.

 Д/и «Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)

  Д/и «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко) .

Рисование «Стайка воробьёв»: закрепить умение передавать позу клюющего воробья. Закрепить навыки рисования цветными карандашами (в линии использовать разный нажим, штриховать разнохарактерно при изображении оперения, развивать фантазию у детей, предлагая дополнить рисунок деталями.

Д/и «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)

Совместно с родителями сделать кормушку для птиц.

Знакомство с народным календарем, с упоминанием зимующих птиц, обсуждение народных примет.

Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц).

Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Развесить кормушки на деревьях участка детского сада.

Игра «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.

Беседа «Жалобная книга природы»: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.

Рисование «Совушка-сова»: формировать умение рисовать фигуру совы несложным конструктивным способом, используя геометрические формы (круг, овал, учить отмечать отличительные особенности (характер окраски, размер туловища, особенности клюва и глаз). Совершенствовать технический элемент – контурную линию. Познакомить со смешанной техникой (акварель + чёрная капиллярная или гелевая ручка)  .

Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей»

Труд в природе – чистка кормушек.

Игра «Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Д/и "Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.

 Д/и "Назови птичку, которой не стало": развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

Труд в природе – покормить птиц.

Беседа «Кто заботится о птицах»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.

А. Прокофьева «Снегири», Н. Рубцова «Ворона» и др. : продолжать совершенствовать художетсвенно-речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувства.

Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: формировать умение различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

Заучивание скороговорок о зимующих птицах.

  Заучивание дразнилок о птицах .

Аппликация «Снегирь на ветке рябины»: закрепить умение передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками

Отгадывание загадок про зимующих птиц.

Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.

Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Лепка «Птицы на участке»: совершенствовать умение лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения.

Д/и «Кто больше подберет действий ,признаков? »: закрепить знания о зимующих птицах, об их признаках и выполняемых действиях.

Проведение непосредственно образовательной деятельности «Составление описательного рассказа о зимующих птицах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему «Покормите птиц зимой» в группе старшего дошкольного возраста

Проект на тему «Покормите птиц зимой» в группе старшего дошкольного возраста. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в...

Презентация творческого проекта в старшей группе "Поможем зимующим птицам нашего края"

Данная презентация позволяет развивать экологическое образование дошкольников,больше узнавать о зимующих птицах нашего края, выяснить, чем они питаются и как правильно их подкармливать.Узнать какие су...

Проект в старшей группе "Птицы зимой"

Проект «Птицы зимой» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: 15 января – 25 (краткосрочный). Возраст воспитанников: 5 - ...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе Тема: «Зимующие птицы нашего края»

Цель проекта: Формирование экологической культуры детей через привитие любви к птицам. Задачи:Образовательные:Закреплять знания о  зимующих птицах.Расширять знания об условиях жизни в зимний...

Проект для старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»

Проект для старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»...

Проект на тему « Трудно птицам зимовать — надо птицам помогать»

Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое и трудовое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положител...

Краткосрочный экологический проект в старшей группе «Птицы зимой»

Краткосрочный экологический проект в старшей группе«Птицы зимой »Автор проекта: воспитатель – Лобунцова Г.И.   участник – Ермоленко К.Н.  Продолжительность ...