«Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке ребенка к школе»
консультация на тему
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к школе – одно из важнейших направлений работы в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие
детского сада и семьи по подготовке ребенка к школе»
(консультация для родителей)
Тянишева И.А., старший воспитатель
МДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида»
г.о. Саранск, Республика Мордовия
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к школе – одно из важнейших направлений работы в ДОУ.
У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребенка к обучению в школе определяется сформированность навыков чтения, счета, письма. Наша задача объяснить родителям, что интерес к школе может быть сформирован и при отсутствии этих умений.
Понятие «подготовка к школе» – это комплексный, достаточно длительный и систематический процесс дошкольного образования ребенка в условиях детского сада и/или семьи. Готовность к школе включает сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и др., что характеризует переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности оказываются незнакомыми многим родителям.
ДОУ в этом контексте можно рассматривать как учреждение, адаптирующее детей к предстоящим изменениям их социального статуса и одновременно адаптирующееся к специфике и нуждам развития любого дошкольника (в недалеком будущем — первоклассника).
Задачи ДОУ по работе с семьей на этапе подготовке ребенка к школе.
Одной из важнейших задач, стоящих перед ДОУ – научить родителей поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу. Консультации для родителей будущих первоклассников, проводимые педагогами ДОУ должны включать материал о том, как сохранить такие способности ребенка как наглядно-образное видение мира, способность к моделированию в познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др. («Золотой фонд личности» по мнению А.В. Запорожца.)
В нашем детском саде составляется перспективный план работы с родителями будущих первоклассников, куда обязательно входят родительские собрания (1 раз в квартал), консультации для родителей (ежемесячно – 9 консультаций в год), оформляются папки-передвижки. Тематика консультаций и родительских собраний разнообразна и, как правило, посвящена работе с родителями по подготовке детей к школе, для оказания им педагогической и психологической помощи, например: «Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе», «Что должны знать родители будущих первоклассников», «Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению», «Как поддерживать чувство собственного достоинства и самоуважения у ребенка», «Свободное время семьи для художественного творчества или готовим руку к письму», «Игры в семье на познавательные темы» и др.
Нужно донести до родителей, что на каждом возрастном этапе развития ребенка важно предложить ему специфические, свойственные возрасту формы овладения существующими в культуре средствами и способами познания действительности: дошкольнику – продуктивные виды деятельности, игру; школьнику – осознанное обучение, учебную деятельность. Родители должны знать, что дошкольное образование – фундамент развития ребенка, базис его личностной культуры.
Школа – не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире (здесь и сейчас), работать с другими людьми и приобретать необходимые знания, поэтому обучение должно ориентироваться на интересы и потребности детей и основываться на их личном опыте. Большинство родителей не готовы к тому, чтобы сознательно и ответственно подходить к подготовке к школьному обучению и формировать положительный опыт ребенка, закладывая тем самым основу для школьной дезадаптации и неуспешности.
Для знакомства родителей детей подготовительной группы с будущим учителем в марте месяце мы приглашаем на родительское собрание учителя, который будет классным руководителем их детей, где учитель дает свои рекомендации по подготовке к школе, налаживает с родителями психологический контакт.
Современные психологи (А.А. Венгер, С.П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к воспитанию и обучению старших дошкольников.
Зачастую родители воспринимают игру как форму отдыха и развлечения, поощрения ребенка за хорошую «учебу». Педагоги детского сада разъясняют родителям, что игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игре ребенок развивается в первую очередь как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной деятельности, его отношения с людьми.
Наряду с игрой ребенок должен знакомиться со сказкой. Значительный вклад в психическое развитие вносят также продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование и др. Определенными чертами «продуктивности» обладают музицирование, театрализация, двигательная деятельность и др.
Роль указанных видов деятельности в детском развитии родителям практически не знакома. Поэтому большое внимание следует уделять таким формам работы с родителями, каксовместные проекты, коллективная творческая деятельность родителей и детей, подготовка и проведение утренников и развлечений и т.д.
Особая задача работы с семьей – содействовать здоровому образу жизни, формировать сознательное отношение к здоровью как ценности и способствовать созданию здоровьесберегающей среды дома в процессе подготовки к школе. У большинства современных детей проявляются признаки наличия минимальных мозговых дисфункций (ММД). По комплексу медицинских и психолого-педагогических критериев 25—40% детей 6-летнего возраста не готовы к школьному обучению, более 70% школьников имеют признаки патологии опорно-двигательного аппарата. Мозговые дисфункции являются базой для развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Наличие мозговых дисфункций, затрудняющих формирование произвольной регуляции, представляет серьезное противопоказание для начала систематического обучения, хотя не входит в реестр медицинских противопоказаний.
Изучение проблем готовности детей, посещавших ДОУ, к школе и их школьной адаптации, показывает, что без затруднений в первом классе учатся менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, так как характеризуются низким уровнем адаптации к школьному социуму, высоким уровнем психофизиологических «затрат», а также резким ухудшением состояния здоровья. Это обусловлено изначально плохим его состоянием.
Неподготовленность к школьному обучению проявляется в том, что:
ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы группы;
имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;
проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.
Работа педагога и родителей по формированию у детей готовности к школе включает следующие составляющие:
Выработку представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представление ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам воспитателя).
Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.
Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия.
Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).
Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
Важно воспитать в ребенке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, пассивно поведет себя на занятии, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.
Большое значение в подготовке к школе имеет воспитание у детей «качеств общественности», умения жить и трудиться в коллективе, в том числе и многонациональном. Поэтому одно из условий формирования положительных взаимоотношений – поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении, которое должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей – необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь педагог.
Цель развития ребенка на этапе дошкольного детства – очертить основные возрастные характеристики: компетентность, креативность, любознательность, инициативность, коммуникативность, ответственность, произвольность, образ «Я» и др.
Именно на направления развития ребенка – физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое – и ориентирована вся работа дошкольного учреждения с родителями будущих первоклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе (из опыта работы)
В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной. От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в ней ребенок - будущий школьник, какова по от...
«Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке ребенка к школе»
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к школе – одно из важнейших направлений работы в ДОУ.У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребенка к об...
Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе
Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе – это система развивающего взаимодействия, направленного на достижения ребенком высокого уровня личностной готовности к школе, п...
Презентация. Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке ребенка к школе.
Взаимодействиедетского сада и семьи по подготовке ребенка к школе....
Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке ребенка к обучению в школе.
Эту статью я подготовила для участия в педсовете....
Консультация для педагогов "Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе"
quot;Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе"...
Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке ребенка к школе
Подготовка ребенка к школе...