ДЕТЕРМИНАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ДОУ
статья на тему
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. В системе родительско-детских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач работы является формирование навыков сотрудничества с ребенком...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskie_ustanovki.docx | 36.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ
Областная научно-практическая конференция
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«ДЕТЕРМИНАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ДОУ»
Азарова Екатерина Владимировна
Педагог-психолог МБДОУ № 151
Мурманск, 2012
ВВЕДЕНИЕ
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Психологическая безопасность образовательной среды является фактором и индикатором благополучия отношений как в детско-взрослой, так и во взрослой общности образовательного учреждения.
Психологическая безопасность есть состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
В системе родительско-детских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач работы является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен. [4]
Особое значение имеет психологическая безопасность среды дошкольного образовательного учреждения, поскольку эмоциональное самочувствие ребенка является главным критерием его благополучного развития.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
Под родительскими установками понимается система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.
РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства.
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Негативные родительские установки более разнообразны и субъективны. Часто от родителей можно услышать подобные фразы:
Я сейчас занят(а)…
Посмотри, что ты натворил!!!
Как всегда неправильно!
Когда же ты научишься!
Сколько раз тебе можно повторять!
Ты сведёшь меня с ума!
Что бы ты без меня делал!
Вечно ты во всё лезешь!
Уйди от меня!
Встань в угол!
ТИПЫ МАТЕРИНСТВА
Анализируя видеозаписи четырехчасового общения матери с младенцем, С.Броди (S. Brody, 1956) выделила четыре типа материнского отношения. [2]
1. Матери первого типа легко и органично приспосабливались к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение. Интересно, что самым показательным тестом того или иного материнского стили была реакция матери на приучение ребенка к туалету. Матери первого типа не ставили себе задачу к определенному возрасту приучить ребенка к навыкам опрятности. Они ждали, пока ребенок сам "дозреет".
2. Матери второго типа сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносила в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.
3. Матери третьего типа не проявляли большого интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не было спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяли жесткий контроль, например, последовательно и сурово старались приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.
4. Матери четвертого типа поведения характеризуются непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохо понимали своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были противоречивыми.
При определении типов материнства в ДОУ были получены следующие результаты. (прил.1)
По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка оказывается четвертый стиль материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как сензитивная, принимающая мать (первого типа), безошибочно и своевременно реагирующая на все требования маленького ребенка, как бы создает у него бессознательную уверенность в том, что он может контролировать действия других и достигать своих целей. Если в материнском отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребёнка из-за погруженности и собственные дела и переживания, у ребенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существовании. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению чувства "выученной беспомощности", что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы [5].
ТРЕНИНГ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК
При выполнении заданий и упражнений, направленных на достижение цели, родители почти всегда отмечают, как им хочется угадать ответы ребенка, а некоторые даже начинают искать себе оправдания за не угаданные ответы. Мне кажется, что эти чувства родителей связаны с установками «Я должен все о ребенке знать», «У него не должно быть никаких тайн от меня», «Для того чтобы иметь хорошие отношения с ребенком, необходимо знать все его мысли», «Если я хорошая мама (папа), значит, я все знаю о нем». Известно, что именно способность матери эмпатично относиться к младенцу способствует формированию у него надежного типа привязанности, возникновению чувства безопасности, на основе которых в дальнейшем базируется уверенность ребенка в себе. Об этом неоднократно писали Карен Хорни, авторы теории привязанности М. Эйнсворт и Дж. Боулби. [4]
Э. Фромм еще в 50-е годы писал о важности как безусловной, так и условной любви. Родитель имеет право любить ребенка и за что-то, тем самым показывая ему важность каких-то его проявлений. Часто родители, которые изо всех сил стараются демонстрировать свое безусловное принятие, не могут привить эти качества и в результате имеют дело с весьма эгоцентричной личностью своего уже выросшего чада (такие примеры приходится, к сожалению, часто наблюдать в обычной жизни).
Если родителю легко перечислять недостатки ребенка, но трудно вспоминать его достоинства, то вряд ли можно назвать его принимающим. Однако даже те родители, которые отнесли себя к таковым, далеко не всегда могут показать ребенку свое принятие. Принятие должно быть продемонстрировано. Именно поэтому очень важно научиться говорить на «языке принятия». [4]
Родителям необходимо рассказывать о зонах принятия, об относительно принимающем родителе, о том, от каких ситуаций, свойств родителя и личностных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Совместно с родителями находятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка.
1. Обсуждается с участниками группы, что значит «язык принятия» и «язык непринятия», говорится о том, что означают:
- оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);
- временный язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»);
• невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы). [4]
- Группе предлагается поэкспериментировать с «языком принятия» и «языком непринятия». Для этого участники группы рисуют следующую таблицу.
Фраза ребенка | Ответ на «языке непринятия» | Ответ на «языке принятия» |
1. | ||
2. | ||
Далее ведущий предлагает каждому сказать какую-то фразу от лица ребенка, а члены группы и ведущий записывают ответную фразу сначала на «языке непринятия», а потом на «языке принятия».
После того как фразы записаны и родители заполнили обе части таблицы, тренер просит одного из родителей войти в роль ребенка и произнести свою фразу. Остальные родители отвечают ему сначала на «языке непринятия», а потом на «языке принятия». Нужно попросить родителя, находящегося в роли ребенка, фиксировать ответы, которые вызывают наиболее сильные чувства. Для усиления «впечатления детства» и влияния со стороны других, все родители стоят, а «родитель-ребенок» сидит. После того как родитель побывал в роли ребенка, ведущий предлагает ему поделиться теми впечатлениями, которые у него возникали.
В ходе выполнения этого упражнения важно акцентировать внимание родителей на том, что между согласием и принятием есть различия. Легко демонстрировать принятие, во всем соглашаясь с другим человеком; гораздо труднее, не соглашаясь, все-таки вселить в него уверенность в том, что вы принимаете его личность, считаетесь с ним, хотя и обладаете другой точкой зрения. [4]
Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
В приложении 2 приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок.
Естественно, список установок может быть значительно больше. Родителям предлагается составить свой собственный и попытаться найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Работа с родителями проводится в виде тренинга с элементами гештальт терапии и направлена на осознавание собственных установок – полученных в детстве и транслируемых детям.
Анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительных результатов и способствует:
повышению педагогической грамотности родителей;
расширению педагогического кругозора;
решению проблем воспитания и обучения детей;
активному участию родителей в деятельность дошкольного учреждения. Активность родителей повысилась и составляет 85%, где во многих мероприятиях они сами проявляют инициативу.
В ходе всей работы отмечается центрированность родителей на своих проблемах, а не на проблемах ребенка. Часто это мешает слушанию своего ребенка. Научиться отличать свои проблемы от проблем ребенка — очень важный элемент тренинга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.
Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально – педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.
Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения. [4]
Список литературы:
- Баева, И.А., Волкова, Е.Н., Лактионова, Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А.Баевой. – М.: Экон-Информ, 2009.
- Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 1998.
- Дошкольное воспитание. №8, 2004.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
- Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние родительских установок на развитие детей
Родители - это гиды на пути познания детей, им принадлежит львиная доля в воспитании......
Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»
Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...
Памятка для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание....
Выступление на родительском собрании по теме: "Влияние родительских установок на развитие детей". Практические рекомендации.
Практические рекомендации родителям по воспитанию детей....
Родительское собрание в средней группе на тему: "Влияние родительских установок на развитие детей"
Родит...
Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»
Родительское собрание«Влияние родительских установок на развитие детей»...
Родительское собрание на тему: «Влияние родительских установок на развитие детей»
Материалы к родительскому собранию, консультации, круглому столу и др.форме работы с родителями на тему : "Родительские установи и их последствия". В публикации представлены: текст выступлен...