Музейная педагогика в реализации федеральных государственных требований
статья по теме

Альфимова Наталия Викторовна

 

В свете федеральных государственных требований в системе образования Научно-методический центр Колпинского района Санкт-Петербурга, методист по дошкольному образованию Графова Людмила Викторовна приняли решение о разработке проекта «Музейная педагогика в реализации ФГТ».

В городе Пушкине великолепный дворцово-парковый ансамбль «Царское Село» возглавляет директор Таратынова Ольга Владиславовна. По её инициативе создан отдел музейной педагогики. Руководит работой отдела Щавелева Ольга Юрьевна - талантливый педагог-экскурсовод. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ns_portal_muzeynaya_pedagogika.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Музейная педагогика в реализации федеральных государственных требований».

Альфимова Наталия Викторовна

педагог-психолог

(n.alfimova2012@yandex.ru)

(ГБ ДОУ№49)

Колпинский район

Санкт-Петербурга

Аннотация

В свете федеральных государственных требований в системе образования Научно-методический центр Колпинского района Санкт-Петербурга, методист по дошкольному образованию Графова Людмила Викторовна приняли решение о разработке проекта «Музейная педагогика в реализации ФГТ».

В городе Пушкине великолепный дворцово-парковый ансамбль «Царское Село» возглавляет директор Таратынова Ольга Владиславовна. По её инициативе создан отдел музейной педагогики. Руководит работой отдела Щавелева Ольга Юрьевна - талантливый педагог-экскурсовод.

Главными задачами совместного проекта являются:

- научить ребенка видеть, ценить историко-культурные ценности;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей  причастности к  современной культуре, связанной с прошлым;

- формировать устойчивую потребность и навыки общения,  взаимодействия с памятниками культуры, музея;

- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

- формировать позицию личной ответственности в отношении  к прошлому, настоящему и будущему наследию;

- способствовать эмоционально-нравственному и духовному развитию.

«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».[1]

Музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Ключевыми понятиями музейной педагогики являются:

1.музейный предмет-подлинник, обладающий научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью.

2.музейная культура- хранилище музейных предметов.

3.музейная коммуникация

включает позиции:

а/ творца, создателя музейных предметов;

б/ воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;

в/музейного педагога, который сообщает посетителям не только набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступает в диалог, с детьми побуждая их к самостоятельному творческому поиску, выступает в роли организатора коммуникации между творцом и воспринимающими музейные предметы посетителями.

Существует единый алгоритм структуры моделей музейной педагогики и образовательных учреждений:

-цель

-задачи

-направления

-формы и методы работы

-принципы

-педагогические технологии.

Единая цель музейной педагогики и образовательных учреждений - создание условий для развития личности путем включения её в многообразную деятельность музея и учебного заведения.

Общие задачи музейной педагогики и образовательной системы:

- воспитание любви к родному краю людям, заботящимся о его процветании;

- формирование самосознания и активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

- развитие творческих и организаторских способностей, возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить неповторимую индивидуальность;

- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

- освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.

 Две группы ДОУ№49 занимаются по абонементу в Екатерининском дворце (восемь занятий). Экскурсовод Утушкина Ксения  сочетает рассказ и показ при ведущей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экспозициях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребят (рисунок, лепка, моделирование). Ксения любит детей, рассказывает интересно, обладая огромными знаниями, специальными навыками и умениями. Музейное занятие требует необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, увлекательный, требующий от педагога-экскурсовода режиссуры: расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное. Во время проведения экскурсии учитываются принципы:

- интерактивность- человек воспринимает только то, что делает;

- комплексность- включение всех типов восприятия;

- програмность.

Выстроено образовательное пространство, содержание которого движется  по цепочке « музей-детский сад- музей». Воспитатели Лакитина Вера Викторовна и Николаенко Жанна Олеговна, Старкина Наталья Алексеевна,  психолог Альфимова Наталия Викторовна, проведя анализ занятий  во дворце, продолжают работу в группе детского сада. Особенно эффективны в музейной педагогике и дошкольном образовании игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения. Экскурсовод, воспитатели и психолог совместно развивают и поддерживают познавательные интересы детей, создают атмосферу творчества, групповой ответственности. Эмпатия, рефлексия, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству дают возможность педагогам создать атмосферу эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. Реализация проекта способствует  развитию личности каждого ребенка, повышает качество образования, формирует гражданственность, патриотизм и  нравственность.

Литература

  1. Воронович В. М. Музейная педагогика   М ., 2012 г.
  2. Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова //Начальная школа.- 2011.-№9.-С.62-64
  3. Харитонова, А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников /А.А. Харитонова //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.73-77
  4. Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета. Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№5.-(вкладыш)
  5. Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета. Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№22.-(вкладыш); №21,№19,№18 (вкладыш)
  6. Молодчая, Т.В. Вперёд в прошлое: музейные интерактивные экспозиции в детском саду /Т.В. Молодчая //Воспитатель ДОУ.- 2010.-№6.-С.4-9
  7. Турилова, Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89
  8. Мандебура, Е. П. музейно- педагогическая деятельность в системе подготовки учителя начальных классов /Е.П. Мандебура //Начальная школа.- 2010.-№3.-С.104-107
  9. Якубенко, Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ /Л.Т. Якубенко //Управление ДОУ.-2009.-№7.-С.88-94


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация Федеральных государственных требований (ФГТ) в ДОУ: контроль качества дошкольного образования

Презентация Овечкиной  Т.А. – к.п.н., заведующий Института детства СПб АППО....

«Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации Федеральных государственных требований».

Методические  рекомендации   на тему:       «Организация воспитательно - образовательного процесса   в  дошкольном учреждении  в условиях ре...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

 В данной статье представлен опыт работы  дошкольного учреждения с семьей в условиях реализации ФГТ....

Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольных учреждениях в условиях реализации Федеральных государственных требований.

Методические рекомендации по организации воспитательно - образовательного процесса в подготовительной группе детского сада....

Педагогический совет-брифинг "Реализация федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

Представленный сценарий педагогического совета-брифинга "Реализация федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" позволить углубит...

Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации федеральных государственных требований

Особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Проф...

взаимодействие ДОУ исемьи в условиях реализации федеральных государственных требований

для того чтобы  спланировать работу сродителями, надо хооршо знать родителей своих воспитанников. ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди  родителецй воспитанников...