«Использование информационных технологий в дошкольном образовании»
статья по теме

Исмоилова Оксана Сергеевна

 

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 74 Кировского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогические чтения

 

Сообщение на тему:

 

«Использование информационных технологий
 в дошкольном образовании»

 

 

 

 

        Составила: Исмоилова Оксана Сергеевна

                            воспитатель 1 категории

                            ГБДОУ детский сад № 74

                            Кировского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013г.

 

«Использование информационных технологий

в дошкольном образовании»

 

Девиз:  «Компьютер + Игра = Обучение»

 

Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека - насущная необходимость.  Современным детям предстоит жить и работать в новом информационном веке, который мы можем себе лишь представить.

 По мере того как дети приобретают основные навыки чтения, письма, счёта, они должны так же развивать  навыки мышления более высокого уровня, которые позволят им попасть в этот новый компьютерный век и успешно существовать в нём.

Современное образование нельзя представить без новых информационных технологий (НИТ). Их применение позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной; способствует использованию усовершенствованных способов подачи нового материала.

Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Новые требования современного общества и современного образования побуждают педагогов шагать в ногу со временем - осваивать и внедрять этот инструментарий в  свой педагогический процесс, что позволяет повысить уровень самообразования, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков. Потому, что эффект  применения НИТ зависит от профессиональной компетенции  самого педагога, его умения использовать новые возможности в своей деятельности, включить   НИТ в систему образования  каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

И наш детский сад не отстает в этом вопросе. Уже давно мы используем:

· магнитофоны,- для прослушивания сказок, классических и детских музыкальных произведений, для проведения музыкальных физкультминуток, утренних зарядок, фонового сопровождения занятий;

·  видеоплеер + телевизор для просмотра учебных тематических фильмов, сказок;

· фотоаппарат для запечатления фрагментов жизни детей в группе (оформления групповых стендов и выпускных альбомов, создания фотокартотеки детских работ)

· видеокамера для  съемки моментов жизни детей в группе на всех возрастных этапах от младшей до подготовительной группы – создаем видео-картотеку, потом монтируем видеофильм.

 

В 2009 году наш детский сад попал  в число участников пилотного проекта Программы «KidSmart» компании IBM .

Слайд 6 Программа «KidSmart»  - это  русифицированное обучающее программное обеспечение, разработанное специалистами Riverdeep специально для данной программы. Программа «KidSmart» предназначена для обучения детей дошкольного возраста путем использования информационных и коммукационных технологий и создания стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и конгнитивному развитию детей. Компания IBM  в течении 10 лет успешно реализуется в более 60 странах мира: благодаря программе миллионы детей дошкольного возраста получили доступ к информационным технологиям и в игровой форме осваивают мир естественных наук.

     С помощью программы дети в сопровождении веселых персонажей попадают в так называемые «Научные домики» в каждом домике несколько игровых ситуаций,  несколько разных заданий. Все задания оформлены красочными картинками,  интересной анимацией, сопровождаются веселой музыкой  и дружелюбными персонажами, которые помогают детям на всем протяжении игры.  В каждом домике 1 главный персонаж-хозяин домика и  много веселых персонажей в каждом задании. Все инструкции к играм озвучены, что позволяет как умеющим, так и не умеющим читать детям,  обучаться самостоятельно. В программу встроена функция последовательного выбора, и усложнения. В играх предусмотрен режим изучения и режим задания, таким образом, дети пользуются дивергентным и конвергентным мышлением, что способствует развитию у детей навыков творческого и логического мышления. Дети свободно двигаются по игре, получают задание, при необходимости получают ненавязчивую помощь, подсказки и конечно поощрение от персонажей. Сложность игры подбирается с учетом уровня развития каждого ребенка.

      Каждый из 6 «Научных домиков» направлен на формирование у детей определенных навыков:

·                   «Домик времени и пространства Трунни»  5 игровых ситуаций -  детей знакомят с понятиями Время и как его определять, и  понятием Пространство - открывают взаимосвязь между землей глобусом и картой мира.

·                   «Математика с Буренкой» 7 игровых ситуаций  - формирующих навыки счета, знания  геометрических фигур, обучающих решать несложные примеры, развивающие логического мышления, анализа, что создает базу для дальнейшего изучения математики.

·                    «Научный домик Шуры» 5 игровых упражнений  направленных на классификацию предметов, установление последовательности, наблюдательности, умения прогнозировать и конструировать, дети узнают о жизни животных и растений, пробуют создать свой фильм.

·                    «Размышлялки 1,2,3» по 5 игровых упражнений в каждой - это сборник разнообразных интеллектуальных заданий для детей от научно-познавательных до музыкальных, способствующих развитию  визуального и пространственного мышления, музыкальных способностей детей.

 

Сочетание  проверенных методов обучения и новаторских технологий представляет собой уникальный способ обучения, стимулирующий познавательную активность детей.

Программа развивает у детей творческое мышление, позволяет в занимательной форме знакомиться с важными явлениями и понятиями. Программа повышает уверенность ребенка в собственных возможностях, развивает самостоятельность, побуждает к исследовательской деятельности.

Но внедрение программы немыслимо, без компетентных, владеющих компьютером педагогов, поэтому  сотни тысяч педагогов дошкольных учреждений во всем мире повысили свою квалификацию в области информационных технологий  и внедрили программу «KidSmart» в образовательный процесс.

 Наш детский сад получил 2 комплекта компьютеров в красочном оформлении, с принтером. В нашем саду 11 групп: 3 группы раннего возраста, 6 групп общего развития, 2 группы коррекционного развития -логопедические.

Реализацией проекта в нашем детском саду занималась Исмоилова Оксана Сергеевна, при поддержке воспитателя Ждановой Ирины Михайловны, старшего воспитателя Папиросовой Любовь Николаевны и заведующего Трофимовой Марины Владимировны.

Занятия проводились с детьми 5-7 лет, то есть старшая и подготовительная группа + 2 логопедические группы,  15-20 минут, по 2 ребенка, после занятий проводилась гимнастика для глаз.

 

Для внедрения проекта в работу:

·        педагоги прошли  компьютерные курсы, получили навыки владения компьютером

·        педагоги изучили возможности программы самостоятельно

·        административно приняли решение о том, в какой форме будут проводиться занятия с детьми на компьютере в программе «KidSmart»

·        провели беседу с родителями детей экспериментальной группы (получили в письменной форме разрешение, на занятие детей у компьютера)

·        провели диагностику детей, для определения их уровня владения мышкой и навыков пользования компьютером в целом

·        разработали систему работы с данной программой в зависимости от возраста и знаний детей экспериментальных групп:

1этап Ознакомление с компьютером.

2этап Ознакомление с Научным домиком постепенно.

3этап  Непосредственная работа с детьми над прохождением всех заданий в одном домике.

4 этап Самостоятельный выбор детей задания по желанию.

 

 Сначала, занятия проводились в неурочное время во второй половине дня - в виде бесплатного кружка дополнительного образования, со временем элементы программы стали использоваться на занятиях, для закрепления пройденного материала, по разделам образовательной программы. Так как занятия проводились в группах общего развития и коррекционного, то и наблюдение за ходом эксперимента велось как сопоставление результатов развития детей обычной группы и детей коррекционной группы.

Так как реализацией проекта в нашем городе  занималось 26 ГБДОУ,  и у всех были разные пути внедрения программы в жизнь, проводились семинары по обмену опытом, делались аналитические отчеты. В аналитическом отчете отмечается, что педагоги более уверенно используют информационные технологии по сравнению с контрольными группами коллег, не участвующими в программе.

В ходе эксперимента было выявлено, что Программа «KidSmart»  оказывает положительное влияние на процесс дошкольного образования детей:

•         Повышает эффективность и качество процесса обучения.

•         Повышает интерес ребенка к обучению, его познавательная активность.

•         Развивает у детей психические процессы: восприятие, внимание, творческое мышление, память и интеллектуальные качества,

•         Повышает развитие индивидуальной сферы, наблюдаются эмоциональные переживания, развивается мотивация и воля, уверенность ребенка в собственных возможностях, побуждает к исследовательской деятельности.

•         Развивает у детей новые навыки владения компьютером.

•         Повышает уровень профессионализма педагогов:

 

Педагоги  стали заниматься разработкой собственных дидактических игр, тематических циклов и оформлением по каждой теме образовательной программы презентаций, коррекционных презентаций, викторин, кроссвордов, слайд-шоу, мультимедийных фотоальбомов  оформляют их  в электронном виде и используют во время совместной деятельности с детьми.

 Использование презентаций дает возможность педагогам наглядно продемонстрировать события и явления реальной жизни, рассмотреть сложный материал поэтапно, и обратиться не только к новой теме, но и повторить пройденный, более детально остановиться на вопросах вызывающих особое затруднение, исходя из особенностей конкретной группы детей. Наглядность помогает педагогам выстроить объяснение материала логично, научно, с использованием видеофильмов. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Эмоциональный подъем способствует увеличению усваиваемых знаний.

В Интернете созданы:

-минисайты для обмена опытом с другими коллегами,

-группа в контакте для работы с родителями, где размещается важная для них информация, и информация о жизни детей в группе.

-идет работа над созданием электронной библиотеки художественных произведений (для улучшения работы с родителями).

 

«Kidsmart» - открыл нам двери в мир Новых Информационных Компьютерных технологий! И сейчас НИКТ стали неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников, так как это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога - всегда под рукой необходимая, красочная и динамичная информация.

 

  Появление в детском саду компьютеров «KidSmart» для детей, побудило к приобретению новой техники: мультимедийный проектор, большой экран, ноутбук.

 

 

Компьютерные технологии принадлежат к числу новых перспективных эффективных средств обучения - за ними Будущее!

 

       

 

Список литература и интернет источников:

 

1.     «Программа раннего обучения «KidSmart» руководство для учителей Москва 2010.

2.     Справочник старшего воспитателя №5 2012 статья «Использование мультимедийных презентаций в процессе ознакомления детей с противопожарными правилами»

3.     Справочник старшего воспитателя №7 2012 статья «Использование ИКТ в организованной образовательной деятельности детей»

4.     http://pedsovet.org/

5.     http://nsportal.ru/

6.     http://www.studioit.ru/hardware/tablecomp/IBM-zapuskaet-programmu-rannego-obuchenija-Kidsmart-v-Rossii/

7.     http://blog.eun.org/insightblog/upload/brochure_Kidsmart_148x210_RUS_1.pdf

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании».

Данный семинар обозначил значимость внедрения и использования информационных технологий в ДОУ, овладение педагогами новыми для них формами работы.   Использование ИКТ (информационно-коммуник...

Ссылка на публикацию в Интернете статьи "Современные подходы к использованию информационных технологий в образовании"

Наш ребенок и компьютер... На  каком этапе следует нам познакомить наше чадо с ПК и следует ли это делать до школы?...

Использование ИКТ в дошкольном образовании

В наше время, каждый человек стремится развиваться. Развиваясь, люди создают новые технологии, позволяющие улучшить их деятельность. Такой инновацией в наше время служат информационн...

Средства народной педагогики и возможности их использования в системе дошкольного образования: сказки, пословицы.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенность этого периода - он обеспечивает именно общее развитие, слу...

Презентация на тему "Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании"

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, реализуя требования ФГОС ДО, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также...

Статья "Использование вариативных форм дошкольного образования в детских садах".

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования в России. Всем известно о том, что детские сады переполнены, мест катастрофически не хватает. Вследствие этого молодые мамы не ...

Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитат...