Шпоргалки для воспитателей
материал (средняя группа) по теме
Краткое содержание проблемы и ее решение .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shporgalki_dlya_vospitatelya.docx | 60.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Если в группе есть дети с
особенностями развития
Маленькие дети обычно открыты и легко принимают в свой круг детей с отклонениями, даже с серьёзными.
У большинства из них ещё не сложилось на этот счет никаких предрассудков.
Кроме того, вы очень скоро убедитесь сами, что дети с отклонениями – это прежде всего, просто дети. Сходства между ними и типично развивающимися детьми гораздо больше, чем различия.
Как быть, чтобы проблемы не возникли
- Прочитайте вместе с детьми книжки, где говорится о детях с различными отклонениями, например: «Цветик-семицветик», «Карлик-нос» и поговорите об индивидуальных особенностях людей.
- Всегда отвечайте на вопросы, которые вам будут задавать дети о своих товарищах с отклонениями, прямо, конкретно, и просто. Если кто-то спросит: «А почему он не умеет ходить?», посоветуйте обратиться прямо к тому, кто не ходит. Если этот ребёнок сам не сможет ответить, дайте самый простой ответ: «Когда он родился, его ноги не смогли заработать. Зато сейчас он ловко передвигается на коляске.
Многие дети задают такие вопросы не из любопытства, а из боязни, что и с ними может случиться такое же или что они могут заразиться. Их нужно подбодрить и успокоить.
- На конкретных примерах покажите детям, как сильно мы отличаемся друг от друга, и насколько при этом похожи. Например, спланируйте и осуществите тематический проект «Люди».
- Займите активную позицию и постарайтесь убедить детей отказаться от неверных стереотипов в отношении людей с особенностями. Всякий раз, когда дети высказывают неправильный взгляд, обязательно поправляйте их.
- Обязательно говорите детям об их хороших чертах, достижениях каждого ребёнка в группе, не выделяя никого намеренно, но и не обделяя вниманием.
Постарайтесь, чтобы у ребёнка с особенностями были, по-возможности, равные права и обязанности. Неправомерное обособление может вызвать неудовольствие с обеих сторон: все дети стремятся к вниманию и признанию взрослых и все не любят снисходительности.
Если родители не хотят признавать проблему ребёнка
Некоторые родители не слишком много знают об особенностях развития детей и не могут сразу увидеть, что с их ребёнком не всё в порядке. Однако, если им предъявить конкретные свидетельства, они будут взволнованы и постараются сделать всё, чтобы помочь своему ребёнку.
Но случается, что родители упорствуют в своём нежелании признавать проблему. Обычно на это у них есть свои причины:
- Они не хотят, чтобы на ребёнка был «навешен ярлык» неполноценности;
- Они не хотят брать на себя ответственность и обременять себя лишней заботой;
- Они хотят, чтобы их ребёнка любили и относились к нему с уважением.
Как быть
Постарайтесь сами убедиться, что дело здесь не в вашем предвзятом отношении к ребёнку, не в индивидуальном темпе развития ребёнка, не в особенностях стиля познания, что проблема действительно имеет место.
- Не начинайте с родителями разговор о беспокоящих вас проблемах до тех пор, пока между вами не установится доверие.
- Проявляйте к ним уважение и дружелюбие. Задавайте им вопросы и покажите, что вы считаете, что они лучше вас знают своих детей. Родители должны удостовериться, что вами движет забота об интересах ребёнка.
- Если родители не будут идти на доверительный разговор, назначьте им официальную встречу. Во время разговора больше слушайте, задавайте вопросы, обсудите положительные моменты, связанные с ребёнком. Очень важно ничего при этом не выдумывать, вести себя прямо и открыто.
- Когда вы почувствуете, что подоспело время поговорить по существу, начните с того, что поделитесь конкретными наблюдениями, скажите что-то вроде: «Я заметила, что Костя не может сложить мозаику, разрезанную картинку. Вот записи, которые я сделала 20, 24 февраля, 3, 5 марта». Подчеркните, что сами вы не компетентны делать какие-либо выводы и просите родителей проконсультироваться у специалиста.
Помните, что информировать родителей о ваших опасениях за ребёнка – ваш профессиональный долг.
Предлагать ли детям делиться?
Привычный педагогический штамп – детей нужно учить делиться. Всем. Всегда.
Собственно, в этом нет ничего плохого: ребёнок живёт не один в доме, он не один в группе. Но нет ли в нашем желании вырастить непременно отзывчивого коллективиста другой крайности – отрицания права ребёнка на собственность и на собственное безопасное жизненное пространство? Почему у взрослых «все свое собственное», а у детей «все общее»?
Итак, детей можно заставить делиться, перешагивая через их чувства и желания – воздействовать силой. Но тогда не стоит удивляться, что став старше и привыкнув подчиняться силе, они будут придерживаться именно такой стратегии: либо беспрекословно отдавать свои вещи по первому требованию хулиганствующих обормотов, либо действовать силой по отношению к другим детям.
Как быть
В раннем возрасте дети, скорее всего, не готовы искренне делиться своими игрушками, предметами – они представляют для детей осязаемую чувственную желанную ценность.
Примерно в возрасте 3-4 лет игрушки, предметы приобретают смысл осознаваемого личного пространства: «я», «моё».
В 4-5 лет одно из назначений игрушки или предмета – быть средством установления дружеских отношений с другими людьми.
В 5-6 лет - это ещё и способ обозначит свои личностные особенности, достижения, достоинства.
Учитывая эти возрастные особенности, а также принимая во внимание особенности индивидуальные (отношение семьи ребёнка к вещам, например) и традиции группы (а не лично ваши) с детьми можно договориться.
- С ребёнком раннего возраста: «Конечно, это твоя машинка. Димина машинка. Дима с машинкой играет, Когда Димочка поиграет с машинкой, мы с Колей попросим машинку. Дай, Дима, поиграть машинку Коле». Проблема в том, что у ребёнка нет умения корректно заявить о своём желании. Нужен образец.
- С детьми более старшими: «Это Олины карандаши. Оля хорошая девочка. Если мы вежливо попросим, она позволит нам порисовать вместе с ней». Каждому ребёнку этого возраста важно быть хорошим. Тем более, что вы не предлагаете просто отдать, вы предлагаете порисовать вместе. Не уходите сразу. Вместе – это и с вами тоже.
- В средней и старших группах логика примерно та же: подчеркните, подтвердите ПРАВО ребёнка на предмет – это успокоит страсти. Затем обозначьте причину этого права – это придаст уважение «собственника» к вам и претендента к «собственнику», даст понимание причины сопротивления. «Сашина машинка. Саша собирает гоночные машинки. Он знает много названий. Давай попросим его рассказать, какая самая быстрая». Не оставляйте детей сразу – побудьте вместе с ними – это даст импульс позитивному содействию сторон.
Длинно? Да. Но короче путь войны, где пострадавшими будут все.
Если дети перебивают
Явление не редкостное, иногда очень досадное. Особенно, когда очень хочется обсудить какую-нибудь животрепещущую проблему с другими взрослыми.
Как быть
Даже если обсуждаемая проблема относится к вашей профессиональной деятельности, нелишне напомнить – профессиональная деятельность – это не как «организовать педпроцесс», а дети с которыми вы его организуете. Значит – вежливо отвлекитесь от вашего важного разговора: «Извините» и «Я слушаю тебя, Сашенька».
- Если вам досаждает постоянно один и тот же ребёнок, и вы уже знаете, что в его сообщениях нет экстренности, измените фразу: «Саша, я обязательно выслушаю тебя, как только закончу разговор с А.И.» или «Саша, ты уверен, что твое сообщение не может подождать?». Обратите внимание: в любом случае главным является ребёнок, даже если до этого вы разговаривали с заведующей, и ваше обращение к нему имеет уважительную форму, признание его права на ваше внимание. Ещё одна сторона этого явления: скорее всего ребёнок не случайно постоянно перебивает вас. Возможно, ему недостаточно вашего внимания и невольный свидетель его обращения к вам – своеобразный гарант внимания, пусть даже отрицательного.
- Много проблем вызывает перебивание во время общих разговоров – на занятиях, на утреннем круге. Возможно, причина в искренней заинтересованности всех темой разговора и «от избытка сердца говорят уста». В этом случае, правильнее сказать: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Чтобы слышать, давайте договоримся, говорит тот, у кого в руках кубик (авторучка)». Предмет в руках – дополнительный тройной стимул – признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы сами частенько крутим что-нибудь в руке) и реализованное право самостоятельно выбирать следующего говорящего.
- Перебивание может быть признаком утомления или крайней незаинтересованности вашими речами и действиями.
Если все дело в этом, нужны не дисциплинированные меры, а признание: «Я чувствую, что вы немного устали, наверное, я долго говорила сама. Давайте поменяемся, - вы зададите мне вопросы. Или вы дадите мне задание, а я постараюсь его выполнить».
Как удержать нужную тему разговора
Вечная проблема: с одной стороны, нужно идти за ребёнком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, обеспечить личностно-ориентированный подход, а с другой стороны, важно реализовать то, что задумано, заложено в план.
Импровизация нужна, но…
Как быть
- Чтобы удерживать разговор в нужных рамках, надо научиться правильно реагировать на высказывания детей. Например, если в ответ на слова ребёнка: «Мне мама вчера целый вечер читала книжку», вы начнёте задавать вопросы: о чём книжка, что понравилось и т.д., то получите реакцию других детей: «А у меня тоже есть книжки», «а мы с мамой ходили в магазин» и т.д. Дети не любят оставаться без внимания и стремятся завоевать его.
Итак, если вам важно дать возможность высказаться как можно большему количеству детей – выбираем стратегию реагирования на чувство. «Приятно провести вечер вместе с мамой». Новость услышана, чувство понято и обозначено, уточнения высказывание не предполагает, контакт глаз заканчивается.
- Во время занятия, посвященного диким животным, возникает высказывание, например, о поездке в гости к бабушке. Но если ребёнок об этом говорит, значит его мысли далеки от вашей темы. Стоит ли его ругать? Лучше спросите его: «А там, где живет твоя бабушка, есть дикие звери?» и верните ребёнка к обсуждаемой теме.
Случаются и другие ситуации.
- На занятии по математике вдруг звучит: « А у меня дедушка вчера умер». Даже если вы правильно отреагируете на чувство ребёнка: «Я понимаю, как тебе грустно и больно», то, возможно, сюжет на этом не закончится Смерть не такое простое явление, как поездка к бабушке и волнует, как правило, многих детей. Если вы чувствуете их реакцию – осторожно переключитесь. «Ребята, вы хотите поговорить об этом?». Дождитесь ответа. Если он положителен, задайте следующий вопрос: «О чём бы вы хотели спросить меня или Наташу?». Отвечайте просто, коротко и понятно.
Вернитесь к математике: «Мы с вами планировали сегодня научиться считать по порядку. Я думаю, труднее всех сегодня Наташе. Кто из вас хочет помочь Наташе сосчитать кубики?»
- В разговоре с детьми важна искренность, уважение к их мыслям, не преуменьшение их чувств и переживаний, а объединение вас с ними. «Мы с вами».
Как успокоить «нарушителей»
Нарушителей спокойствия всегда достаточно: дети непрочь побегать, пошалить, подурачиться. К этому их просто подталкивает деятельная натура, подвижная психика и постоянная готовность к радости.
Принципиально важно с самого начала определиться: имеют ли дети на это право? Да, если это имеет своё место и не нарушает общего ритма жизни группы. Да, даже если это немного нарушает общее спокойствие.
Это не противоречие, просто нет однозначного ответа.
Основанием для реагирования будет ваше понимание смысла происходящего в группе, понимание чувств детей и уважение их права быть детьми.
Как быть
- Дети не всегда понимают, что и когда можно, а мы сами не объясняем это. Мы просто запрещаем, если видим, что происходит нечто внеплановое.
Отсюда, наверное, неожиданное предложение – иногда становитесь сами «нарушителями», наглядно демонстрируя приемлемое время, место, способ проявления эмоций, желаний, действий. Например: «Сейчас у нас есть немного времени до прогулки, можно побаловаться. Кто со мной играет в «снежки» (комочки бумаги)?».
«Мы так долго сидели, что даже ноги затекли. Очень хочется попрыгать. Где бы это лучше сделать? Спорим, я выше вас подпрыгну».
- Если мы с вами создадим возможность для эмоциональной насыщенности жизни в группе, то у детей будет меньше поводов для «самодеятельности». В этом нам помогут неожиданные праздники – праздник улыбки, праздник «всё наоборот», праздник горящих огоньков, праздник большого пирога, праздник воздушных шаров, праздник пятнышек и т.д.
- Ну, а если, несмотря на все наши усилия, есть те, кто хочет большего –
- не пользуйтесь правом запрета,- просто обсудите вместе со всеми, чем неудобно такое поведение и как поступать лучше.
- воспользуйтесь правом запрета и твёрдо скажите: «Вы сможете побаловаться и пошуметь на прогулке, а сейчас будьте внимательны».
Когда и как помогать ребёнку
Маленький, беспомощный – как ему не помочь.
Одеваем, обуваем, наливаем, водим рукой, подсказываем слова, говорим и думаем за него.
Возмущаемся: какой несамостоятельный. Тревожимся: научится ли? Опасаемся: успеем ли выполнить программу? В результате перестраховываемся и лишаем ребёнка возможности реализовывать свои компетенции и приобретать компетентности.
Не менее того.
На что ребёнок имеет право, т.е. что в его компетенции: устанавливать отношения и общаться с разными людьми, высказывать свои суждения, мысли и чувства, начинать и совершать совместные действия, пробовать и ошибаться, делать по-своему, а не по образцу и многое другое.
Как быть
- Прежде чем помогать, следует понаблюдать, а требуется ли помощь?
Подумать, чем вызвано желание помочь: потребностью ребёнка или желанием взрослого ускорить события (быстрее одеть), придать игре нужное русло (по сути, переключить), услышать желаемый ответ, увидеть ожидаемое действие (сделать за него).
- Помогать следует тогда, когда ребёнок просит о помощи.
А теперь – как.
Сначала спросите: что ты хотел сделать, что именно у тебя не получается, как бы ты хотел это сделать, если бы умел сам. Какая помощь тебе нужна, чем я могу помочь тебе, кто может помочь, к кому бы ты обратился за помощью.
Таким образом, вы поможете ребёнку осознать затруднение и оформить его словами.
После того, как затруднение будет обозначено, можно правильно определить – какая помощь нужна – подсказка, поддержка, одобрение, подтверждение правильности действий, показ и т.п.
- Если ребёнок будет иметь возможность действовать осознанно и самостоятельно – он будет приобретать собственный уникальный опыт.
Таким образом, мы будем способствовать развитию его компетентности и автономности.
Как общаться с ребёнком, не лишая его инициативы
Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решение за ребёнка – мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность.
Дети тысячи раз в день, в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них: «Во что мне поиграть», «Какую рубашку мне надеть», «Каким цветом рисовать небо» и т.д.
Как быть
- Использовать ответы, возвращающие ребёнку ответственность, тем самым помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.
Например: ребёнок протягивает воспитателю кубик и спрашивает: «Что это?»
Невероятное удовольствие слышать вопросы детей.
Вот уж где простор для педагогической самореализации – понять вопрос, сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребёнка, о сфере его интересов, вывернуться самой наизнанку и показать свою осведомленность и мало ли чего ещё. Случается – вопрос короткий и конкретный. Ответ пространный и многозначительный.
Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку – значит подавить креативность ребёнка, структурировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав: «Это может быть всем, чем ты захочешь».
В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: «Реши сам», «Это ты можешь сделать (выбрать), придумать сам».
- Если ребёнку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: «Покажи мне, что именно я должна сделать», «Скажи мне, что сделать, чтобы помочь тебе».
Когда ответственность возвращается к ребёнку, он начинает думать и придумывать такие варианты действий, которые не пришли бы на ум взрослому.
Как и за что хвалить ребёнка
Все мы хотим, чтобы нас заметили и похвалили. Чего хочет ребёнок, который протягивает воспитателю только что выполненный рисунок и спрашивает: «Красиво?» Возможно, он чувствует себя не защищенным или у него низкая самооценка, или он хочет установить контакт, или ищет подтверждения правильности своих действий, или…
Может быть, просто сказать: «Молодец, красиво»? Так, чаще всего, мы и поступаем. Так, чаще всего, поступать и не стоит.
Как быть
- Итак, ребёнок показывает картинку, которую только что нарисовал. Воспитатель (рассматривая с искренним интересом): «Ты нарисовал вот здесь большой дом, из трубы идет густой дым, а внизу я вижу что-то синее, здесь ещё пустое место…»
Когда результаты деятельности ребёнка встречают такой безоценочный приём, когда проявляется внимание к деталям, ребёнок, как правило, забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия. Можно слышать, как ребёнок подхватывает слова взрослого, включается в разговор и комментирует рисунок: «У меня здесь три окна – одно маме, второе папе, а это – для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут будет машина, я ещё не успел нарисовать, сейчас нарисую...» Вдумайтесь в эти слова, почувствуйте, как меняется состояние малыша. Если в самом начале была зависимость от слова взрослого, то в ходе разговора ребёнок не только получил желаемое одобрение, но и почувствовал неформальную заинтересованность, утвердился в своих достижениях, включился в общение, увидел перспективу своих действий.
Теперь ребёнок свободен и сам оценивает свою работу.
Вам показалось, как всегда, слишком длинно?
- Используйте, иногда, короткую фразу: «Важно не то, что я считаю красивым, а то, что ты сам думаешь о своем рисунке». «Важно то, что думаешь ты сам».
- Ещё пример:
- Посмотри, что я делаю.
- Ты играешь с глиной.
- Что мне сделать?
- Ты можешь сделать всё, что захочешь.
- Ладно, я сделаю птичку.
Старательно лепит, наконец, поднимает руку с вылепленной «птичкой».
- Вам нравится?
- Ты очень старался.
В конечном счёте, важно, что думаем мы сами.
Как помочь детям планировать свою деятельность
Мы говорим: важно воспитывать самостоятельность, ответственность; ребёнок – субъект своей деятельности; работа с детьми должна строиться с учётом собственной активности ребёнка.
Вместе с тем, мы настолько привыкли продумывать, выстраивать и организовывать каждую минуту жизни детей в детском саду, что доныне пишем в конспектах занятий возможные ответы детей на вопросы воспитателя! Попробуйте спросить детей вашей группы: «Что сейчас будет, что будет после занятий?» - «Не знаю».
Это истина. И это камень преткновения.
Как быть
- Принять как данность то, что даже маленький, двух-трёх-летний ребёнок не МОЖЕТ БЫТЬ, а ЯВЛЯЕТСЯ субъектом собственной деятельности. Он сам вам об этом заявляет, утверждая и настаивая: «Я сам!»
- Твёрдо знать, что у ребёнка есть компетенции, полученные им по праву рождения человеком: действовать, двигаться, общаться, включаться в группы и выходить из них, играть. Это его право.
- Чтобы право не превратилось в анархию и беспорядочность, можно и нужно помочь ребёнку планировать свою деятельность.
Установить обязательное (прежде всего, для вас) время, когда вы все вместе планируете тему проекта или весь день, или только время после сна, или предстоящее всей группе дело. Например, это может быть утро понедельника (утро радостных встреч), или утро каждого дня до или после завтрака.
- Коротко расскажите детям, что вы предлагаете им: «Сегодня у нас два занятия. На рисовании я помогу вам научиться рисовать птичку. А на математике мы будем считать до 10». Это первый шаг и только о занятиях. Второй и многие другие: «Подумайте и решите, чем бы вы сами хотели сегодня заниматься».
- Поддержите ребёнка, первым высказавшего свою идею: «Андрюша решил построить дом. Где ты его будешь строить? Какие материалы тебе нужны? С чего ты начнешь? Нужны ли тебе помощники? Кого бы ты хотел пригласить строить вместе с собой? Что ты поручишь Илюше? И т.д.
Важно, чтобы у детей формировался образ и образец планирования.
- Не забывайте о планах детей. Спрашивайте о результатах, успехах и неудачах.
- Следует ли включать в планирование сразу всю группу? Это будет зависеть от вас, детей вашей группы и дела, о котором вы хотите поговорить.
Как вовлечь родителей в наблюдение
«О моём ли ребёнке идет речь! Он совершенно не такой, как говорит воспитательница».
Бесполезно взывать к родителям: «Пожалуйста, понаблюдайте дома, расскажите о ваших наблюдениях», если вы сами не делаете этого постоянно, если вы не демонстрируете родителям результаты наблюдения за детьми, если вы наблюдаете только негативные явления (затруднения, слабые стороны, конфликты). Хотите делать это вместе?
Как быть
Начните с себя.
- Обсудите с коллегами и определите цель наблюдений (знания, применение знаний, затруднения), сферу наблюдений (общение, игра, движение), договоритесь о распределении между вами детей (за всеми 20 наблюдать не сможете), купите бумагу для заметок с клеевым краем (50х75 мм) и начните наблюдать.
- Делайте записи кратко и безоценочно: «14.02.2002 Оля И. взяла конструктор Лего. Рассматривает детали. Начала составлять башню. Чередует детали разного цвета. Рядом с башней выкладывает узор из деталек. Улыбается. Разговаривает сама с собой».
- Теперь главное.
В приёмной выделите на стене место для листа ватмана «День за днём» (например), расчертите его:
Имя ребёнка | Движение | Речь | Игра | Творчество |
Оля И. | ||||
Коля С. |
Все наблюдения, записанные на «листочках для записей», крепите на ватман.
- Через некоторое время родители увидят: вы уделяете их ребёнку персональное внимание; вы видите то, чего не замечают они, их ребёнок занят столькими интересными делами, он умеет…, он сказал…, оказывается…, он вполне подготовлен к школе!
- Если хотите, чтобы другие что-то делали, - начните это делать сами.
Как вовлечь родителей в работу группы ненасильственным путём
Субъектов образовательной деятельности всего три, не больше и не меньше: педагог, ребёнок, родители.
Субъект – это тот, кто принимает участие в определении целей, содержания, форм, кто принимает участие в организации воспитательно-образовательной работы.
Родители, как правило, очень хотят, чтобы к их мнению прислушивались. И очень огорчаются, что их мнение учитывается только в виде сбора денег.
Как быть
- Начнём с самого простого. С информации.
- Предположим вы планируете (сами или вместе с детьми) начать тему «Корабли». Даже если это всего лишь вторая младшая группа, некоторые представления у отдельных детей уже есть. Давайте вечером спросим их об этом и сделаем записи в «модель трёх вопросов»:
Что мы знаем | Что мы хотим узнать | Что можно сделать, чтобы узнать |
Ира. Корабли бывают большие и маленькие Дима. Бывают корабли из железа | Где их сделали Почему они не тонут в воде | Спросить у мамы Прочитать в книжке |
Опрашивать всех детей нет необходимости, но и два-три ответа это мало. Как только записи сделаны, вывешиваем этот лист в приёмную с добавлением информации: «Мы готовимся к новой теме».
- Таким образом, родители увидят: маленькие дети уже знают достаточно много, их собственные рассказы не пропали даром, у детей есть осознанные интересы, они знают, где и как можно получить информацию. Возможно они сочтут необходимым напомнить ребёнку то, о чём он забыл; дома включаются в тему и расскажут или найдут фотографии и т.п.
Важно дать возможность сориентироваться и детям, и родителям. Кроме того, у вас не будет больших проблем с просьбами о помощи: родители уже будут готовы, что дети планируют их о чем-то спросить, что понадобятся книжки и т.д.
- Дальше? Дальше пишите объявление о том, что у вас есть и что вам ещё нужно.
Возможность выбора
Принятие решений имеет первостепенную значимость.
Возможность выбирать занятия, материалы, партнёров помогает детям развивать навыки принятия решений организованным и безопасным путём. Они учатся принимать на себя ответственность за решения и понимать последствия своих действий. Например, ребёнок может сказать сам себе: «Если я выберу сейчас рисование, то пропущу приготовление коктейля. Что интереснее?», «Я вчера уже строил гараж с Серёжкой. Лучше сегодня буду вместе с Ирой читать книжку».
Если воспитатель предлагает детям выбрать имя для кролика, решить, где будет находиться игровой уголок, то дети начинают понимать, что они, как группа людей, обладают определенной властью над происходящим.
Чтобы научиться из нескольких вариантов выбирать оптимальный, требуется практика. Этому нельзя научить на специальном занятии. Только в практике реализуются компетенции и развиваются компетентности.
Как быть
- Предоставить право и возможность самостоятельно выбирать:
- место в кругу,
- когда, с кем и где играть,
- в каком центре активности и чем заниматься,
- как, из каких материалов и в какой последовательности выполнять задуманное,
- что считать результатом и какой результат считать достаточным.
- Чтобы выбор всегда и всего был осознанным и содержательным – его нужно планировать.
- Роль воспитателя не сводится к тому, чтобы наблюдать со стороны. Его задача создать условия, достаточные для выбора (из чего выбирать), планировать вместе с детьми (например, свою деятельность, как образец), поддерживать детей, которые испытывают в этом необходимость.
- Неформальная обстановка позволяет детям учиться с различной скоростью, поскольку никто не сравнивает их успехи и никто не заставляет их делать нечто единственно «правильным» способом.
Открытые материалы
Возможно, мы не задумывались, что дети всех возрастов и стран любят кубики.
Но точно знаем, что игра с ними трёхлетнего и шестилетнего ребёнка будет поразительно отличаться. Первому кубики нужны, чтобы складывать их в ряд. Второй заранее точно знает, что именно хочет построить и это будет, например, город с мостами и дорогами. И то, и другое – правильно. Кубики – открытые материалы.
В каждом детском саду есть материалы, которые являются открытыми, т.е. их можно использовать различными способами и они подходят детям всех возрастов и уровней развития.
Какие именно и много ли их?
Это весь природный и бросовый материал, который мы чаще всего подготавливаем для ручного труда и используем на занятиях или в работе кружков и студий.
Это уникальные по своим эффектам песок и вода.
Это изобразительные материалы всех видов.
Это картинки из старых журналов.
Как быть
- Сменить акценты собственной педагогической деятельности с «обучения на специально организованных занятиях» на «содействие самостоятельной осознанной творческой деятельности детей».
- Спросить у детей, какие материалы они хотели бы иметь.
- Договориться, где эти материалы будут располагаться в группе, как их использовать и хранить.
- Обсуждать с детьми их планы ДО:
- что бы ты хотел сделать;
- какие материалы тебе могут понадобиться;
- с чего ты начнёшь;
- кого бы пригласил работать вместе с тобой;
- нужна ли тебе помощь;
И ПОСЛЕ работы:
- что ты планировал сделать;
- что у тебя получилось, в чем были трудности;
- что бы ты посоветовал тем, кто решит выполнить такую же работу;
- что бы ты хотел сделать дальше;
- где можно использовать то, что у тебя получилось.
- Целесообразно еженедельно проверять каждый центр активности, чтобы решить, какие материалы нужно заменить, пополнить, добавить. Подсказки следует искать в поведении детей.
Личностно-ориентированный подход
Процесс индивидуализации облегчается, когда воспитатель знает, что одному ребёнку, чтобы лучше учиться, надо разговаривать и взаимодействовать, а другому – спокойно работать в одиночестве. Учитывая это, воспитатель может убедиться, что ребёнок ведёт себя согласно складу своего характера, учится так, как подсказывает ему его природа.
Самой заметной особенностью каждой личности, возможно, является её семейная культура: семья Лены очень общительна и гостеприимна; семья Леры любит проводить свободное время в походах; семья Димы предпочитает уединение и щепетильно относится к домашнему быту. Понятно, что от этих детей следует ожидать разного поведения в детском саду.
Возраст. Очевидно, что 3-4-летний ребёнок думает и действует не так, как 5-6 летний. Следует помнить о типичных проявлениях каждого возраста.
Уровень развития, уровень самооценки. Между детьми каждой группы есть существенные различия.
Характер и темперамент. Существует много свойств и возможных вариантов, например: серьёзный/беззаботный, энергичный/спокойный, любопытный/ безразличный, лёгкий/напряжённый, разборчивый/безалаберный и т.д
Пол. Различия между полами настолько очевидны, что воспитатели их даже не принимают во внимание при анализе личности.
Стиль обучения. Одни дети учатся медленно, другие быстро, что вовсе не связано с уровнем интеллекта. Один ребёнок полагается при получении информации на зрительные ощущения, другой для этих целей использует слух и осязание.
Интересы (избирательность). У большинства детей есть хотя бы один проявленный интерес.
Сильные и слабые стороны. Они есть у всех детей. Сильные стороны помогают быть успешными во всём, часто компенсируют слабые.
Как быть
- Знать – это одно. Учитывать при планировании и, особенно, при организации педагогического процесса и взаимодействии с детьми и родителями – несколько иное.
- Самое оптимальное: создать в группе развивающиеся условия и предоставить детям право самостоятельного участия в планировании и реализации собственных планов деятельности.
Что стоит за «плохим» поведением
Случается, что ребёнок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость, злоупотребляет своими способностями.
Следует одновременно сделать три вещи:
Определить возможные факторы, обуславливающие поведение ребёнка, и приступить к их изменению.
Создать в группе атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение.
Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению.
Как быть
У любого плохого поведения есть причина, хотя порой её трудно обнаружить.
Плохое поведение «срабатывает», и ребёнок получает то, что он хочет (игрушка, внимание).
Плохое поведение может быть «нормой» - типичным для того, что ребёнок видит дома.
Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребёнок просто не знает способа правильного выражения
Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии.
Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту.
Дети не знают другого способа получить то, что они хотят.
Понимание может быть главным способом оказания помощи ребёнку.
- Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьёз и поручали сложные задания.
- Ещё один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего они ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.
- Наименее эффективный способ реагирования – наказание.
Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребёнком и взрослым, вместо доверия и уважения.
Успокаивающие привычки
Жизнь порой доставляет маленьким детям огорчения, сбивает их с толку, а иногда просто ошеломляет.
Естественно, что у них вырабатывается набор успокаивающих привычек. Эти привычки не обязательно плохие, они лишь способствуют тому, Чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности. Среди таких привычек может быть сосание пальца, накручивание локона, засыпание только с игрушкой и некоторые другие.
Как быть
- Прежде всего, попытаться разобраться в причинах волнения, беспокойства, опасений.
- Не допускать ни дома, ни тем более в детском саду таких приёмов, как обматывание, измазывание пальца, угрозы отрезать волосы. Это слишком привлекает внимание к самой привычке и вызывает у ребёнка дополнительное беспокойство. Взрослые, к которым в детстве применялись подобные меры, помнят, как это было тяжело и неприятно.
Многие взрослые видят в этом угрозу для зубов. Это так, но состояние постоянного стресса значительно разрушительнее.
- Иногда маленькие дети выбирают себе то, что называется «комфортным предметом». Это может быть старая мягкая игрушка, полотенце, шарф. Такие предметы действуют на детей успокаивающе, особенно в отсутствие родителей.
- Воспитателям и родителям важнее определить, когда и почему ребёнок прибегает к успокаивающим привычкам, чем отучать от них.
Сложные ситуации в коммуникации
Каждый день воспитателям приходится общаться со многими людьми.
При этом могут возникать различные сложные ситуации, поскольку наладить процесс общения с одними людьми намного труднее, чем с другими.
Некоторые родители, коллеги по работе, руководители и чиновники могут быть агрессивными, рассерженными, замкнутыми или могут иметь склонность манипулировать другими людьми (т.е. использовать разные методы для достижения своих целей).
Как быть
- Один из эффективных методов борьбы со сложным поведением других людей заключается в том, чтобы сначала его вовсе проигнорировать. Это даёт время, чтобы подумать, как лучше реагировать, собраться, справиться с собственной обидой или гневом.
- Можно сказать что-нибудь вроде: «Дайте мне подумать над тем, что вы сказали». Или предложить собеседнику продолжить разговор в другом месте и в другое время: «Извините, сейчас я занята с детьми. Если вы не против, мы можем вернуться к этому разговору позднее. Назовите своё время».
- В некоторых наиболее сложных ситуациях может оказаться полезным для всех обращение к третьему лицу, нейтральному для этой ситуации.
- В любом случае следует помнить, что все участники коммуникации имеют право на собственные чувства.
- Формулировать высказывания целесообразно в форме «Я-сообщений» и начиная с себя: «Я очень расстроена, что мы с вами не смогли понять друг друга. Я понимаю, что если мы поступим следующим образом…то… Как вы считаете?»
Приём пищи:
мучение, учение или что-то ещё?
Один из парадоксов современного общественного дошкольного образования: чем больше мы говорим о гуманизации, охране психического здоровья, личностной ориентированности, преодолении синдрома «камеры хранения», тем больше подвергаем выхолащиванию один из самых естественных процессов быта и общения: приём пищи. Странно, но как-то не удалось подобрать более нормального определения.
Основная проблема в том, что мы принимаем еду за всё, что угодно: момент формирования культурно-гигиенических навыков, средство развития познавательных и математических способностей, но не за то, чем она фактически является. Совместная еда в старые добрые времена – время и возможность спокойного доверительного общения.
Как быть
- Садиться за стол вместе с детьми. Не есть за отдельным столом на возвышении, демонстрируя издалека правила хорошего тона и изрекая замечания; не приниматься за обед после того, как дети будут уложены, чтобы всласть пообщаться.
Именно вместе. За одним столом. Не как обучающий взрослый и неумеющие дети. Как равноценные.
Благорасположенность, хороший аппетит, юмор, а не замечания, спокойный разговор, а не указания, домашняя обстановка будут способствовать доверию, хорошему пищеварению, активному взаимодействию взрослых и детей.
- Взрослые не должны кормить детей. Даже младшие могут есть самостоятельно. Если дети не хотят доедать, их не следует принуждать – дети сами знают, когда они насытились.
Если дети играют в агрессивные игры
Многие воспитатели считают нежелательными в группе игры, в которых разыгрываются сцены насилия, агрессии, жестокости, зла. Видеть в детях злобу и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Часто педагоги запрещают детям подобные игры.
Дети видят модели подобного поведения на улице, по телевизору, дома. Им очень важно определить, кого считать «хорошим», а кого «плохим». Эти игры помогают детям понять себя в этом мире, контролировать свои желания поступать плохо. Важно предоставить детям возможность проиграть эти темы, при этом поддерживая те игры, где нет агрессии и насилия.
Как быть
- Если дети играют в такие игры, то используйте это время, чтобы поработать над вопросами добра и зла. Например, задайте вопросы: «А что делает этого человека плохим?», «Как помочь ему стать хорошим?», «Что нужно сделать, чтобы восторжествовала справедливость?» и др.
- «Подкидывайте» детям другие сюжеты, где бы не было насилия и оружия, но где бы дети наделялись какой-то властью. Например, организуйте игру в «спасателей», тушение пожара, скорую помощь.
- Сделайте так, чтобы опасность заключалась не в человеке, а исходила из какой-то ситуации: опасный зверь, наводнение, пожар, ураган.
- Проследите, чтобы дети менялись ролями, важно, чтобы дети играли и «плохие» и «хорошие» роли.
- Поймите, что ребёнок, который проявляет жестокость сам, пытается «поднять» себя за счёт того, что унижает других. Помогите такому ребёнку видеть в самом себе что-то хорошее, уникальное, неповторимое.
- Перенаправьте энергию детей на коллективные игры, где они должны вместе работать над решением какой-то задачи.
- Читайте с детьми сказки, сочиняйте истории, где говорится о доброй силе, хороших поступках, власти человека.
- Дайте возможность детям выбирать модель поведения, поощряйте их, когда они будут вести себя приемлемым способом.
- Отрабатывайте с детьми навыки общения в возможных конфликтных ситуациях: обсуждайте с детьми наиболее часто встречающиеся ситуации, расширяя поведенческий репертуар ребёнка.
- Через разыгрывание ситуаций, чтение книг и т.д. формируйте в детях такие качества, как эмпатия и доверие людям.
Как удержать беспорядок в разумных пределах
Беспорядок в группе может просто означать, что дети играют увлечённо, старательно, азартно. Если дети не умеют пользоваться материалами, игрушками, то они могут оставлять после себя разбросанные предметы, мусор. Тем не менее, если беспорядок выходит за все границы, то это может привести к хаосу, трате большого количества времени на уборку, порче мебели, одежды, пособий. А это далеко не обрадует администрацию детского сада, родителей.
Как быть
- Выработайте с детьми правила или напомните об уже существующих правилах пользования материалами, уборки рабочего места, и др. Сделайте на полки с игрушками и материалами маркировочные таблички (в младшей группе – картинки, в старшей – напишите словами), чтобы дети знали, где что должно лежать.
- Внимательно следите за ходом игры детей. В случае затруднения, покажите детям, как можно рационально использовать разные материалы. Если ребёнок оставил после себя беспорядок, верните его туда, где он работал, для наведения порядка.
- Придумайте с детьми дежурство по групповым уголкам, чтобы каждый день кто-то из детей отвечал за порядок в книжном уголке, уголке рисования, строительства, настольных игр, и др.
Устраивайте с детьми один раз в неделю (или один раз в месяц) «санитарный день» или игру «А у нас порядок». Постарайтесь это мероприятие сделать для детей интересным, весёлым, но не очень длинным. Обязательно отмечайте, какой уютной и красивой становится группа.
- Обратите особое внимание на занятие продуктивной деятельностью. Попросите родителей принести одежду, которую бы дети могли одевать на занятиях. Располагайте уголок изодеятельности или ручного труда недалеко от туалета или умывальной комнаты. Накройте стол бумагой или клеёнкой, чтобы не запачкать, постелите газеты под стол, чтобы не испачкать пол, и после работы можно было бы легко убрать газеты.
Приобретите корзинки для мусора и поставьте их вблизи от того места, где дети занимаются творчеством, дети будут чаще ими пользоваться. Заведите щётку, которой можно сметать со стола – это занятие очень нравится детям.
- Введите закон: прежде чем начинать заниматься чем-то другим, каждый ребёнок обязан всё за собой убрать на прежнее место.
- На собственном примере приучайте детей к порядку. Когда вы будете сами демонстрировать детям соблюдение порядка, они начнут следовать вашему примеру.
Тихий час, как помочь детям заснуть
Тихий час – это время тепла и покоя. Однако иногда он для некоторых детей превращается в настоящую пытку. Дети с трудом дожидаются окончания этого режимного момента. Воспитатели призывают соблюдать правило тишины и контролируют поведение детей. Сделать дневной сон безмятежным вы сможете, если обратите внимание на создание правильной атмосферы, проведёте с детьми специальные успокоительные процедуры.
Как быть
- Соблюдайте режим, не стремитесь детей уложить пораньше, важно, чтобы дети испытывали усталость перед сном.
- Пред сном почитайте детям или спойте песенку, дайте им возможность хотя бы 10 минут полежать и полистать книжки.
- Попросите родителей принести игрушки, другие предметы, помогающие их ребёнку уснуть.
- Между кроватками делайте расстояние 0,5 – 0,7 метров, чтобы дети не мешали друг другу. Детей, которые спят рядом, положите «валетом».
- Посидите с теми, кому это необходимо, на кроватке, погладьте их по спинке, помассируйте. Некоторым детям нужно поворочаться с боку на бок, чтобы уснуть, предоставьте им эту возможность. Вы сами можете ненадолго прилечь, так как дети любят делать то же самое, что и взрослые.
- Если дети специально поднимают шум и будят других детей, спокойно переведите ребёнка в другое помещение, ничем не показывая своего недовольства. Скажите ребёнку, что он сможет вернуться в общую комнату сразу, как только сможет лежать тихо. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока он не угомонится.
- Если дети подобрались в группе очень активные и шумные, поставьте кровати между полками и шкафами, создайте ширмы, чтобы разгородить группу на несколько спальных уголков.
- Некоторые дети просто не спят днём. Тем не менее им тоже нужен отдых. Попросите их немного полежать (30-40) минут, а затем поднимите и дайте поиграть в спокойные игры в группе, или тихо чем-то заняться в спальной комнате. Можете привлечь их к изготовлению пособий к занятиям.
- Никого не поощряйте за сон, ведь сон – это не та вещь, которую ребёнок может контролировать сам. Однако детям которые не спали, но выполняли все правила, скажите, что они поступили хорошо, что не мешали спать другим детям.
Как развивать
любознательность ребёнка
На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребёнка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Если мы не научим ребёнка мыслить в детском саду, то учить его этому в школе будет неэффективно, потому, что ушёл безвозвратно наиболее благоприятный период для развития мышления ребёнка.
Как быть
- Много рассказывайте детям об увиденном, побуждайте детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов, делитесь воспоминаниями из своего детства.
- Поддерживайте интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования.
Побуждайте детей задавать вопросы об окружающей действительности, об интересующих объектах и явлениях.
- Выводите детей на экскурсии за пределы детского сада, для накопления непосредственных впечатлений.
- Определите познавательные интересы, привязанности каждого ребёнка в группе, и учитывайте их интересы и пожелания при планировании и проведении познавательно-развлекательных мероприятий.
- В повседневной жизни предлагайте детям развивающие игры типа: «Найди отличия», «Составь картинку», «Путаница», «Что было бы, если», «Какой игрушки не стало» и др.
- Создавайте в группе условия для самостоятельной познавательной деятельности. Например, создайте уголки экспериментирования, внесите песок и воду, создайте условия для приготовления пищи. Внесите различные схемы, модели, карты, пиктограммы, позволяющие детям действовать самостоятельно.
В каждом виде деятельности создавайте условия для более эффективного развития отдельных познавательных процессов. Например: развивать воображение в изобразительной деятельности и т.п.
- Сдерживайте себя! Не стремитесь сделать за ребёнка то, что он может сделать сам, не давайте готовых ответов на вопросы детей, побуждайте их думать, рассуждать, высказывать свои предположения. Пусть дети придумывают варианты решений разных ситуаций. Не забывайте при этом предоставлять детям право выбора.
Как облегчить ребёнку расставание с родителями
Болезненная разлука с родителями может возникнуть у детей в любой возрастной группе. Детям тяжело расставаться с родителями по многим причинам – это и страх разлуки, и плохое настроение, и конфликт между ребёнком и родителем, и долгий перерыв в посещении детского сада… Со стороны педагогического персонала требуется поддержка, важно успокоить ребёнка, объяснить, что родители вернутся за ним, а во время их отсутствия о нем позаботятся.
Как быть
- Попросите родителей пройти в группу и оставаться некоторое время с ребёнком, чтобы он мог найти себе занятие по интересам.
- Следите, чтобы родители прощались с ребёнком и говорили ему, когда они за ним вернутся. Можно предложить родителям разные способы прощания: поцеловать ребёнка, прочитать прощальное стихотворение, прощаться ручками, носиком, глазками, помахать рукой, посмотреть в окно как уходит мама, ввести ребёнка в группу и др.
- Попросите родителей оставить какие-то свои вещи ребёнку, чтобы ему не было одиноко: фотографию, расчёску, заколку, шарфик и др.
- Выясните, какие игрушки и какие занятия интересуют ребёнка, и предложите их ему, когда он появится в группе.
- Уделяйте ребёнку дополнительное внимание, пока он привыкнет к обстановке и успокаивается.
- Встречайте ребёнка в приёмной с улыбкой, радостью, что он пришёл к вам в группу. Увлеките ребёнка интересной игрушкой, сюрпризным моментом, интересным заданием, или вовлеките его в коллективную игру.
- Поговорите с ребёнком, скажите ему, что вы понимаете его чувства. Дайте возможность ребёнку выразить свои чувства в рисовании или разговоре со взрослым, которому он доверяет или «лучшим другом».
- Разрешайте ребёнку приносить с собой из дома любимую игрушку, книгу. Прочитайте книгу для всех детей, пусть ребёнок научит других детей играть в свою любимую игру.
- Порекомендуйте родителям первое время забирать ребёнка пораньше, чтобы он не остался последним в группе.
- И, что самое важное, создайте вокруг ребёнка обстановку безопасности и заботы.
Большая энциклопедия маленького мира
Шпаргалки для воспитателей
От Лидии Свирской
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ШПОРГАЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ШПОРГАЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ-ЭТО ОЧЕНЬ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ,КОТОРЫЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВОЛНУЮТ МНОГИХ РОДИТЕЛЕЙ И ПУТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ....
Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.
Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст) Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»
Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...