РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ И КИРИКОМИ ОРИГАМИ
Педагог-психолог НДОУ “Детский сад №17 ОАО «РЖД»
Няпшаева И.С.
Рецензент: Носкова Н.А.,
заместитель заведующей республиканского центра
ПМПК г. Петрозаводска
Дошкольный возраст - наилучшее время для "запуска" человеческих способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро.
Для успешного обучения в школе ребёнку необходима хорошая физическая подготовка. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребёнка в целом. Некоторые дети не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни. Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Сформированные соответственно возрасту разнообразные движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью и др. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых, школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно - двигательной координации.
Явление переноса знаний, умений, навыков, способностей с одной деятельности на другую известно достаточно широко. Суть переноса заключается в том, что одни и те же функции организма могут развиваться с помощью различных по характеру упражнений. В дошкольном возрасте не только возможно, но и необходимо развивать качества, которые помогут ребёнку в обучении в школе. Направленно подобранные упражнения будут способствовать совершенствованию у ребёнка координации движений, научат ориентироваться в пространстве, разовьют руку.
Актуальность данной работы обусловлена важностью качественной подготовки старших дошкольников к обучению в школе. Переход к систематическому обучению в школе предъявляет новые требования к организму ребёнка. Важнейшим условием перестроек адаптивного характера в ответ на эти требования является определенная степень зрелости основных физиологических систем организма. Осуществление задач физического воспитания, а также максимальное комплексное использование разнообразных средств можно считать залогом хорошего состояния здоровья и физической подготовки дошкольников.
Диагностический инструментарий:
- Методика «Скатай шарики» (автор Н.И. Гуревич).
Цель: Оценить развитие быстроты движения пальцев и кисти рук
Ребенку дают лист папиросной бумаги (кальки) размером 5х5см. и предлагают скатать из нее шарик, но предупреждают: действовать надо одной рукой, вытянув ее вперед, а вторую опустить вниз и не помогать ей. Затем задание выполняется другой рукой.
Оценка – вывод. Нормой для ведущей руки считается 15 секунд; для не ведущей 20 сек.
- Методика «Смотай клубок» (автор Н.И. Гуревич).
Цель: Оценить развитие динамической координации и быстроты движений кисти.
Ребенку дают нитку длиной 2 м. и катушку (можно заменить любым маленьким цилиндром), на которую надо быстро намотать нитку.
Оценка-вывод. Нормой для ведущей руки считается 15 секунд.
3. Методика «Определение развития точности движений» (автор Венгер).
Цель: Определить уровень развития точности движений.
Ребенку дают рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина, тип дорожки усложняется от первой к последней.
Проводится индивидуально или с группой 10 – 15 человек.
Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки».
Уровень выполнения высокий, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более 3 раз; низкий – три и более выходов за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту.
4. Тест «Построй башню» (Филиппова С.О., 2001).
Цель: Выявить уровень развития координации движений рук.
Для проведения теста необходим набор бочонков из игры «Лото». Тестируемые вызываются по одному. Задача: ставя бочонки друг на друга, построить башню. Руководитель (можно вместе с детьми) считает каждый поставленный бочонок. Как только башня падает, счет прекращается. В протокол записывается число бочонков, при котором башня еще стояла.
5. Тест «Десять точек» (Филиппова С.О., 2001).
Цель: Определить уровень взаимосвязи пространственных представлений и координации кисти.
В левой половине листа бумаги нарисованы десять точек по контуру правильного пятиугольника со стороной 4 см. Испытываемому предлагается рядом (в правой стороне листа) нарисовать десять точек, повторяя их расположение на образце. Тест оценивается по трехбалльной шкале:
3 балла – точное повторение расположения точек с сохранением масштаба рисунка;
2 балла – небольшое нарушение расстояния между точками при сохранении формы пятиугольника или точное копирование формы рисунка при нарушении масштаба;
1 балл – форма пятиугольника не сохранена (точки расположены по кругу или квадрату);
0 баллов – задание не выполнено (точки расположены беспорядочно).
6. Тест «Собери мозаику» (Филиппова С.О., 2001).
Цель: Определить уровень «ручной умелости».
Для теста требуется плато мозайки (доска с отверстиями) и 30 – 35 фишек одного цвета (фишки малого размера). Задача – вставить как можно больше фишек в отверстия за 1 минуту. Испытуемый сидит за столом. Фишки лежат кучкой на столе выше плато. По команде «Марш!» ребенок одной рукой (удобной для него) берет по одной фишке и вставляет в отверстия. Фишки можно располагать в любом порядке. Помогать другой рукой не разрешается. Время засекается по секундомеру. Если время закончилось, а ребенок вставляет фишку в отверстие, ему разрешается закончить действие и фишка засчитывается. В протокол вносится количество фишек, поставленных ребенком, и какой рукой выполнялось упражнение.
Комплекс занятий кирикоми оригами разработан на основе постепенного усложнения заданий, приёмов складывания и вырезывания.
Каждое занятие разбито на два отдельных этапа, проводимых с перерывом в два дня. На первом этапе дети знакомятся со способом складывания и вырезывания, а на втором этапе происходит закрепление ранее полученных знаний. На занятиях по закреплению способа изготовления поделок используются варианты по цветовым оттенкам и по величине. Продолжительность занятий - 20-30 минут. Предусматривается соблюдение правил техники безопасности. Ножницы подбираются с закругленными концами. Детей учатся соблюдать осторожность, не размахивать ножницами, передавать за сомкнутые лезвия, при резании следить за положением левой руки, не играть, не разбрасывать, убирать ножницы в коробки кольцами вверх.
Комплекс занятий составлен на основе сформированных двигательных навыков и умений детей старшего дошкольного возраста, с учётом интереса детей. Комплекс занятий разработан на основе усложнения последовательности сгибов, вырезывания и других приёмов обработки бумаги для получения сначала более простых, а затем и более сложных по способам изображения изделий. Так же использовалось усложнение на основе базовых форм оригами.
В ходе занятий используются следующие методические приёмы: показ и рассматривание готовых поделок, объяснение и демонстрация последовательности действий, объяснение способов складывания и вырезывания деталей, индивидуальная помощь, оценка выполненной работы.
Последовательность усложнения занятий
по оригами и кирикоми оригами
Базовые формы оригами | Поделки | Последовательность усложнения приёмов вырезывания |
«Треугольник»; «Дверь»; «Воздушный змей» | «Заяц»; «Сова»; «Тюльпан»; «Гусь»; «Попугай»; «Ворона»; «Павлин»; «Лебедь» | Вырезывание по прямой |
«Двойной треугольник» | «Бабочка-2»; «Рыбка»; «Фазан»; «Кораблик» | Вырезывание по диагонали |
«Рыба» | «Карп»; «Акула»; «Слон»; «Бабочка-1» | Вырезывание форм путём закругления углов |
«Рыба» | «Голубь»; «Свинья»; «Голова собаки» | Симметричное вырезывание; вырезывание бумаги, сложенной гармошкой. |
Тематический план занятий.
|
|
|
|
Занятие , тема | Техники складывания | Цель | Последовательность изготовления поделки
|
Занятие 1 - «Заяц»
| оригами | Познакомить детей с приёмами складывания базовой формы – «треугольник». Развивать умение складывать заготовку пополам по диагонали; сгибать заготовку по диагонали, складывая стороны от угла к сгибу. | Положить квадрат углом вниз, согнуть по диагонали снизу вверх – получилась базовая форма «треугольник». Отогнуть наверх полоску в нижней части детали. Далее перегнуть заготовку пополам и к полученной линии сложить половинки нижней стороны. Перевернуть заготовку на другую сторону. Верхний и нижний углы согнуть от себя |
| кирикоми оригами | Познакомить детей с приёмами складывания базовой формы – «треугольник». Развивать умение складывать заготовку пополам по диагонали; сгибать заготовку по диагонали, складывая стороны от угла к сгибу. Тренировать детей в умении делать прямые надрезы. | Согнуть квадрат по диагонали. Полученный треугольник согнуть пополам – базовая форма «треугольник». Развернуть поделку, чтобы раскрывающиеся стороны были сверху. Сделать надрез. Отогнуть полученные треугольники в разные стороны. |
Занятие 2 - «Сова»
| оригами | Закрепить умение складывать базовую форму «треугольник». Развивать умение сгибать заготовку по диагонали, складывать стороны от угла к сгибу; складывать заготовку вдоль и поперёк, используя вкладывание боков. | Сложить базовую форму «треугольник». Повернуть её прямым углом вниз. Согнуть правый верхний угол. Вогнуть треугольник внутрь по намеченной линии. Приоткрыть правую сторону фигурки. Подхватить и вытащить наружу треугольник. Перегнуть фигурку и вогнуть треугольник внутрь. Вытащить наружу треугольник. Аккуратно перегнуть оба слоя бумаги. Спереди и сзади загнуть треугольники внутрь фигурки. |
| кирикоми оригами | Познакомить с приёмами складывания базовой формы «воздушный змей». Развивать умение сгибать заготовку по диагонали, складывать стороны от угла к сгибу; складывать заготовку вдоль и поперёк, используя вкладывание боков. Тренировать детей в умении делать прямые надрезы. | Сложить базовую форму – воздушный змей. Перегнуть верхний треугольник вперёд и вернуть в исходное положение. Сделать надрезы на линии сгиба. Загнуть образовавшиеся уголки навстречу друг другу. Загнуть верхний треугольник вперёд. Разрезать острый нижний угол. Согнуть концы складкой. |
Занятие 3 «Тюльпан» | оригами | Закрепить умение складывать базовую форму «треугольник». Развивать умение сгибать заготовку по диагонали, складывать стороны от угла к сгибу; складывать заготовку вдоль и поперёк. | Перегнуть квадратный лист бумаги по диагонали и сделать треугольник. Согнуть один из углов наискосок. Перевернуть заготовку. Согнуть по аналогии и второй угол. |
| кирикоми оригами | Закрепить умение складывать базовую форму «треугольник». Развивать умение сгибать заготовку по диагонали, складывать стороны от угла к сгибу; складывать заготовку вдоль и поперёк. Упражнять детей в выполнении прямых надрезов. | Перегнуть квадратный лист бумаги по диагонали и сделать треугольник. Согнуть один из углов наискосок. Перевернуть заготовку. Согнуть по аналогии и второй угол. Сделать надрезы на лепестках цветка. |
Занятие 4 «Гусь» | оригами | Познакомить с приёмами складывания базовой формы «воздушный змей». Развивать умение складывать заготовку пополам, сгибать углы и стороны к середине; сгибать сложенные углы и вкладывать части. | Сложить базовую форму – воздушный змей. Загнуть нижний угол вверх так, чтобы он немного закрыл согнутые стороны. Отогнуть этот же угол назад, немного отступив от края. Хорошо прогладить образовавшуюся складку. Согнуть заготовку пополам. Выгнуть острый угол наружу. Это шея. Отогнуть клюв. Загнуть наверх нижние раскрывающиеся уголки. Это крылышки. |
| кирикоми оригами | Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Развивать умение складывать заготовку пополам, сгибать углы и стороны к середине; сгибать сложенные углы и вкладывать части. Тренировать детей в умении делать надрезы наискосок. | Сложить базовую форму – воздушный змей. Загнуть нижний угол вверх так, чтобы он немного закрыл согнутые стороны. Отогнуть этот же угол назад, немного отступив от края. Хорошо прогладить образовавшуюся складку. Согнуть заготовку пополам. Выгнуть острый угол наружу. Это шея. Отогнуть клюв. Загнуть наверх нижние раскрывающиеся уголки. Это крылышки. Сделать надрезы наискосок на хвосте. |
Занятие 5 «Попугай» | оригами | Закреплять приёмы складывания базовой формы «воздушный змей». Развивать умение складывать заготовку пополам, сгибать углы и стороны к середине; сгибать сложенные углы и вкладывать части. | Сложить базовую форму - «воздушный змей». Перевернуть её на противоположную сторону. Согнуть прямой угол вниз. Линия сгиба делит угол пополам. Отогнуть правый треугольник. Отогнуть левый треугольник. Отогнуть два треугольника вниз и в стороны до упора. Линии сгиба делят углы пополам. Согнуть фигурку пополам. Повернуть фигурку. Вогнуть клюв внутрь. |
| кирикоми оригами | Закреплять приёмы складывания базовой формы «воздушный змей». Развивать умение складывать заготовку пополам, сгибать углы и стороны к середине; сгибать сложенные углы и вкладывать части. Продолжать тренировать в умении делать надрезы наискосок. | Сложить базовую форму - «воздушный змей». Согнуть заготовку пополам. Верхний острый угол вогнуть внутрь. Это клюв птицы. Сделать надрез верхнего и нижнего тупых углов заготовки. Отогнуть верхние и нижние (большие и маленькие) треугольники, образовавшиеся в результате предыдущего действия, в разные стороны. На крыльях и хвосте сделать надрезы. |
Занятие 6 - «Ворона» | оригами | Развивать умение складывать заготовку пополам, сгибать углы и стороны к середине. Развивать у детей умение сгибать заготовку пополам, складывать углы с обоих концов. | Квадратную заготовку согнуть пополам. Согнуть углы к центру. Согнуть углы к диагональной линии. Сложить заготовку пополам. Согнуть угол внутрь |
| кирикоми оригами | Закреплять приёмы складывания базовой формы «воздушный змей». Развивать умение складывать заготовку пополам, сгибать углы и стороны к середине; сгибать сложенные углы и вкладывать части. Продолжать тренировать в умении делать надрезы. | Сложить базовую форму – воздушный змей. Согнуть к центральной линии стороны от нижнего угла. Сделать разрез по сгибу по обеим сторонам от нижнего угла. Отогнуть получившиеся концы в противоположные стороны. Согнуть поделку пополам так, чтобы отогнутые концы |
Занятие 7 «Павлин» | оригами
| Закреплять приёмы складывания базовой формы «воздушный змей»Закрепить умение сгибать сложенные углы и вкладывать части. | На квадратной заготовке сделать перегиб по диагонали. Далее согнуть оба уголка к линии перегиба. Сложить заготовку. Загнуть угол внутрь. Затем ещё раз согнуть внутрь. Далее сделать сгиб внутрь ещё раз, делая головку. |
| кирикоми оригами
| Закреплять приёмы складывания базовой формы «воздушный змей»Закрепить умение сгибать сложенные углы и вкладывать части. | На квадратной заготовке сделать перегиб по диагонали. Далее согнуть оба уголка к линии перегиба. Сложить заготовку. Загнуть угол внутрь. Затем ещё раз согнуть внутрь. Далее сделать сгиб внутрь ещё раз, делая головку. |
Занятие 8 «Лебедь» | оригами
| Закреплять приёмы складывания базовой формы «воздушный змей». Закрепить умение сгибать сложенные углы и вкладывать части |
Согнуть квадрат по диагонали и снова развернуть его; согнуть углы к середине – базовая форма «воздушный змей». Согнуть заготовку пополам и выгнуть острый угол наружу – это шея птицы. Выгнуть другой острый угол – это хвост птицы. Загнуть нижние раскрывающиеся стороны кверху – это крылья птицы. Отогнуть клюв. |
| кирикоми оригами
| Закреплять приёмы складывания базовой формы «воздушный змей». Закрепить умение сгибать сложенные углы и вкладывать части.
Продолжать тренировать в умении делать надрезы. | Сложить базовую форму «воздушный змей». Загнуть стороны ещё раз к середине. Перевернуть заготовку. Согнуть заготовку пополам и перевернуть её. Выгнуть наружу острый угол – это шея птицы. Отогнуть вершину острого угла – это клюв. Сделать прямые надрезы на хвосте и крыльях. |
Занятие 9 «Бабочка 1» | Экспериментальная группа (оригами) | Познакомить с приёмами складывания базовой формы «двойной треугольник». | Сложить базовую форму – двойной треугольник. Перегнуть его пополам, определив среднюю линию. Боковые стороны верхнего треугольника загнуть к средней линии, чтобы уголки выступали за пределы основания треугольника. Отогнуть стороны, примыкающие к средней линии, к противоположным сторонам. |
| кирикоми оригами | Познакомить с приёмами складывания базовой формы «двойной треугольник». Упражнять детей в умении делать надрезы наискосок. | Сложить базовую форму – двойной треугольник. Перегнуть его пополам, определив среднюю линию. Боковые стороны верхнего треугольника загнуть к средней линии, чтобы уголки выступали за пределы основания треугольника. Отогнуть стороны, примыкающие к средней линии, к противоположным сторонам. На большом треугольнике вырезать треугольную выемку. |
Занятие 10 «Рыбка» | оригами | Развивать умение складывать заготовку пополам, сгибать углы и стороны к середине. Развивать умение сгибать заготовку пополам, складывать углы с обоих концов. | Верхнюю сторону квадрата согнуть к нижней. Левую сторону согнуть к нижней. Вернуть треугольник на место. Вогнуть треугольник внутрь. Загнуть два левых нижних уголка кверху. Опустить один треугольник вниз. Согнуть справа внизу треугольник. Справа наверху согнуть второй такой же треугольник. Перевернуть фигурку. |
| кирикоми оригами | Развивать умение сгибать заготовку по диагонали. Продолжать тренировать детей в умении делать надрезы наискосок. | Согнуть квадрат по диагонали. Полученный треугольник согнуть пополам. Наискосок вырезать хвост и плавники. |
Занятие 11 «Кораблик-Пароход» | оригами | Развивать умение складывать заготовку пополам, сгибать углы и стороны к середине. Развивать у детей умение сгибать заготовку пополам, складывать углы с обоих концов. | Квадратную заготовку перегнуть пополам. Согнуть половинки к середине. Согнуть уголки. Согнуть по пунктирам сначала правые углы, а затем левые. Согнуть верхний и нижний углы. Выворачиваем фигуру наизнанку. |
| кирикоми оригами | Развивать у детей умение сгибать заготовку по диагонали, складывать углы. Тренировать детей в вырезывании надрезов по кривой. | Квадратную заготовку согнуть по диагонали. Согнуть угол немного наискосок. Отвернуть обратно. Сделать по перегибу сгиб внутрь. Вырезать ножницами трубу |
Занятие 12 «Фазан» | оригами | Закрепить с детьми приёмы складывания базовой формы «двойной треугольник». Тренировать в складывании углов (дважды) к долевому сгибу. | Согнуть квадратную заготовку по диагонали. Сложить по вертикальной оси. Расправить верхний треугольник в квадрат. Перевернуть заготовку. Перекинуть треугольник направо. Расправить угол в квадрат. Сложить верхний слой боковых уголков к середине и отогнуть их обратно. Развернуть верхний слой по линиям перегиба вверх. Перевернуть фигуру. Развернуть верхний слой по линиям перегиба вверх. Переложить сектора. Сложить пополам по горизонтальной оси. Внутренний угол согнуть внутрь. Левый угол согнуть внутрь трижды. |
| кирикоми оригами | Тренировать детей в умении складывать базовую форму «воздушный змей». Тренировать детей в вырезывании надрезов по кривой. | На квадратной заготовке сделать перегиб по диагонали и согнуть углы к линии перегиба. Угол согнуть назад, чтобы вершины углов совпадали. Отогнуть внутренние уголки. Верхний слой согнуть по пунктиру. Согнуть заготовку пополам. Сделать «шапочку». Сделать «шапочку» ещё раз. Сделать надрез «хвоста». |
Занятие 13 «Карп-Пескарь» | оригами | Познакомить детей с приёмами складывания базовой формы «рыба». Развивать умение складывать заготовку пополам, сгибать углы и стороны к середине. | Сложить базовую форму – рыба. Перевернуть её. Согнуть левый угол в центр фигурки. Согнуть фигурку пополам. Согнуть будущий плавник к намеченной линии. Повторить это же действие сзади. Загнуть наверх треугольник хвоста. Затем вернуть его в исходное положение. Вогнуть хвост внутрь. |
| кирикоми оригами | Познакомить детей с приёмами складывания базовой формы «рыба». Развивать умение складывать заготовку пополам, сгибать углы и стороны к середине. Тренировать детей в вырезывании закруглённых углов. | Сложить базовую форму – рыба. Согнуть заготовку пополам так, чтобы маленькие треугольники оказались сверху. Согнуть маленькие треугольники пополам так, чтобы длинная сторона выходила за границы поделки. Вогнуть один острый угол – это хвост. Срезать часть другого острого угла. |
Занятие 14 «Акула» | оригами | Закрепить у детей умение складывать базовую форму «рыба». | Сложить базовую форму – рыба. Согнуть маленькие треугольники пополам. Прогладить сгибы. Повернуть поделку. Согнуть поделку пополам, чтобы треугольники оказались сверху. Загнуть внутрь острый угол – нос акулы. |
| кирикоми оригами | Закрепить у детей умение складывать базовую форму «рыба». Тренировать детей в вырезывании закруглённых форм. | Сложить базовую форму – рыба. Согнуть маленькие треугольники пополам. Прогладить сгибы. Повернуть поделку. Согнуть поделку пополам, чтобы треугольники оказались сверху. Вырезать пасть акулы. Загнуть внутрь острый угол – нос акулы. |
Занятие 15 «Слон» | оригами | Закрепить умение выполнять поделку на основе базовой формы «воздушный змей». Закрепить умение детей сгибать сложенные углы и вкладывать части. | Сложить базовую форму – воздушный змей. Согнуть заготовку пополам. Раскрыть острый треугольник образуя хобот. Выгнуть часть хобота вверх. Вогнуть внутрь противоположный угол. |
| кирикоми оригами | Закрепить умение выполнять поделку на основе базовой формы «воздушный змей». Закрепить умение детей сгибать сложенные углы и вкладывать части. Продолжать тренировать детей в вырезывании закруглённых форм. | Сложить базовую форму – воздушный змей. Согнуть заготовку пополам. Раскрыть острый треугольник, образуя хобот. Выгнуть часть хобота вверх. Вогнуть внутрь противоположный угол. Вырезать линию живота и ног. |
Занятие 16 «Бабочка 2» | оригами | Закрепить умение складывать поделку на основе базовой формы «двойной треугольник». | Сложить базовую форму – двойной треугольник. Загнуть острые углы верхнего треугольника к вершине, образуя квадрат. Стороны квадрата загнуть к диагонали. Вверх оттянуть уголки – это лапки бабочки. Перевернуть заготовку. Затем большой треугольник перегнуть пополам – это крылья бабочки.
|
| кирикоми оригами | Закрепить умение складывать поделку на основе базовой формы «двойной треугольник». Тренировать детей в вырезывании закруглённых форм (с усложнением). | Сложить базовую форму – двойной треугольник. Острые углы верхнего треугольника загнуть к вершине, образуя квадрат. Стороны квадрата попеременно загнуть к диагонали. Вверх оттянуть уголки – это лапки бабочки. Перевернуть заготовку. Большой треугольник перегнуть пополам. Вырезать крылья. |
Занятие 17 «Голубь» | оригами | Закрепить умение детей складывать поделку на основе базовой формы «треугольник»; складывать стороны к сгибу от угла с противоположных концов. | Сложить базовую форму – треугольник. Развернуть заготовку. Заложить три – четыре складки параллельно диагонали: 1 с одной стороны, 2-3 – с другой стороны. Согнуть заготовку пополам согнутыми концами вниз. Отогнуть крылья вверх. Вогнуть клюв. |
| кирикоми оригами | Закрепить умение детей складывать поделку на основе базовой формы «треугольник»; складывать стороны к сгибу от угла с противоположных концов. Тренировать детей в вырезывании надрезов по кривой (с усложнением). | Сложить базовую форму – треугольник. Развернуть заготовку. Заложить три – четыре складки параллельно диагонали: 1 с одной стороны, 2-3 – с другой стороны. Согнуть заготовку пополам согнутыми концами вниз. Отогнуть крылья вверх. Вогнуть клюв. Вырезать хвост. |
Занятие 18 «Свинья» | оригами | Закрепить у детей умение сгибать заготовку пополам, складывать углы с обоих концов; сгибать сложенные углы и вкладывать части. | Квадратную заготовку согнуть пополам. Согнуть боковые стороны к центру. Вогнуть верхние углы внутрь. Загнуть острые углы треугольников в противоположные стороны. Загнуть раскрывающиеся стороны к вертикальной стороне треугольников. Вогнуть пятачок и хвост. |
| кирикоми оригами | Закрепить у детей умение сгибать заготовку пополам, складывать углы с обоих концов Тренировать детей в вырезывании закруглённых форм (с усложнением), надрезов по кривой (с усложнением). | Прямоугольную заготовку согнуть по диагонали, образуя как бы три треугольника от пересечения сгибов. Левый и правый треугольники загните внутрь заготовки, согнув пополам так, чтобы на внешней стороне остались «уши». «Уши» загнуть кверху, отогнуть пятачок и вырезать ноги. Чтобы «хвостик» стал колечком, его необходимо протянуть между концами ножниц и большим пальцем. |
Список использованной литературы
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2001. – 208с.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.А. Игрушки из бумаги. – СПб.: Издательский дом «Литера», 1999.-192с.
3. Афонькин С.Ю., Афонькин Е.А. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. – СПб.: Кристалл, 2000. – 272с.
4. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. – М.: Гном и Д, 2003.- 120с.
5. Любина Г. Рука развивает мозг // Дошкольное воспитание.-2003.-№4.
6. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Н. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника // Дошкольное воспитание.-2005.-№1.
7. Соколова С. Оригами. Игрушки из бумаги. – М.: Махаон, 1999. – 112с.
8. Федосова Н. Готовим ребёнка к письму //Дошкольное воспитание.-1996.-№4.
9. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс,2001.-94с.