Семинар-практикум «Игры в памперсах»
статья (младшая группа) по теме
Универсальный способ воспитания и обучения маленького ребенка — игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_v_pampersah.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Игры в памперсах»
Универсальный способ воспитания и обучения маленького ребенка — игра. Если вы хотите развить необходимые способности малыша, научить его думать, понимать речь взрослых, действовать с предметами, играйте с ним как можно чаще. Развивающие игры очень нужны ребенку раннего возраста. Они приносят в жизнь малыша радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.
Для того чтобы правильно организовывать развивающие игры, нужно в какой-то степени экспериментировать и чутко реагировать на состояние и возможности ребенка. Только близкие взрослые могут определить, что малышу интересно, а что скучно, что у него получается, а что пока не идет. Каждая игра требует соотнесения игрового задания с реальными возможностями ребенка, сочетания занимательности, эмоциональной привлекательности занятия с его развивающим эффектом. Если игра не требует никаких усилий и помощи взрослого, это значит, что возможности ребенка гораздо шире того занятия, которое вы ему предлагаете, а потому оно не имеет должного развивающего эффекта. Конечно, нет ничего плохого, если малыш поиграет в легкую и доступную для него игру, не требующую никакого усилия. Но для развития нужны игры, в которых ребенок осваивает что-то новое: новые свойства вещей, новые движения, новые действия с предметами. Все это требует определенных усилий, но в то же время дарит ребенку и взрослому радость открытия и преодоления.
Если же игра слишком сложна, развивающего эффекта также не будет. Малыш не включится в игровой контакт и скорей всего пойдет по пути замены привычными действиями тех заданий, которые дает взрослый. Поэтому при подборе и проведении игр необходимо чутко следить за настроением ребенка и подстраиваться к его возможностям, слегка опережая их. Ниже приводится несколько конкретных игр, направленных на развитие разных сторон психики маленького человека.
(воспитателям предлагается не только послушать информацию, но и поиграть в предложенные игры)
Игры с предметами
Игры, в которых используются действия с предметами, развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь ребенка. Для развивающих игр с малышами нужно использовать различные составные игрушки (вкладыши, пирамидки, кубики и пр.), которые требуют соотнесения свойств нескольких деталей. В некоторых случаях будут необходимы два одинаковых предмета: один — для показа и образца, другой — для воспроизведения правильного действия с ним. И, что очень важно, игры с предметами должны быть по возможности выделены из других событий жизни ребенка, они должны иметь очевидные начало и конец. По завершении игры необходимо аккуратно сложить игрушки и убрать их в недоступное для малыша место. Этим вы исключите привыкание к предметам, постоянно находящимся перед глазами, и утомление от них, они останутся по-прежнему привлекательными и желанными.
«Складывание пирамидки» Пирамидка — очень полезная игрушка для малышей. Однако недостаточно просто дать ее в руки ребенку, нужно научить его, как с ней можно играть. Поначалу малыш будет складывать кольца, не обращая внимания на их размер. От года четырех месяцев можно учить его складыванию так называемой гладкой пирамиды. Пирамидка, сложенная правильно (от большего кольца к меньшему), на ощупь гладкая. Обратите внимание ребенка на этот факт, научите его проверять, гладкая ли пирамидка. Проведите его ручкой по неправильно собранной пирамидке и обратите внимание на имеющиеся неровности. А потом сделайте то же самое с правильно собранной, гладкой пирамидкой.
От года шести месяцев до двух лет можно разнообразить действия с пирамидкой. Предложите ребенку сложить дорожку из колец, располагая их от большего к меньшему. Сначала можно складывать, не обращая внимания на величину колец, потом сложите вместе ровную, постепенно сужающуюся дорожку. Для этой игры подходит пирамидка из семи колец с колпачком. Затем из колец можно построить башенку. Чтобы башенка была прочной, каждое верхнее колечко должно быть меньше нижнего. Чтобы ребенок учился различать величину колец, можно положить все кольца вперемежку и предложить малышу найти самое маленькое, а потом самое большое и т. д. Накладывая одно колечко на другое, нужно показать, что большее по размеру кольцо всегда выступает из-под меньшего.
Пирамидка с кольцами разного цвета служит прекрасным материалом для различения цветов. Для этого игра взрослого с ребенком должна сопровождаться не только показом, но и речевыми комментариями. Одним из вариантов этой игры является использование двух одинаковых пирамидок из 3—4 колец разного цвета: одна — для взрослого, другая — для ребенка. Малышу, который уже умеет нанизывать кольца, взрослый предлагает разобрать пирамидку (то же самое он делает и со своей). Затем взрослый показывает кольцо определенного цвета и говорит: «У тебя есть такое же, красное?» Если малыш ошибается, взрослый помогает найти нужное и прикладывает к своему, чтобы продемонстрировать совпадение цветов.
Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6—7 колец разного цвета. Взрослый показывает малышу красное (зеленое, желтое) колечко и просит: «Найди все красные (зеленые, желтые) колечки».
При складывании пирамидки важно учить ребенка определять размеры колец на ощупь, а не только с помощью зрения и на ощупь узнавать, правильно ли сложена пирамидка. Ребенка двух-трех лет можно попросить закрыть глаза (или завязать их платком) и ощупать пирамидку, а потом спросить, ровная она или нет. Эту загадку можно сделать чрезвычайно интересной.
Если по завершении занятия малыш с увлечением продолжает собирать и разбирать пирамидку, пусть даже неправильно, вам следует оставить ее для игры. Но как только вы почувствуете, что интерес угас или что ребенок просто разбрасывает колечки и действует с ними «не по назначению», лучше уберите ее подальше.
Играя с ребенком, помните, что ему необходимо ваше внимание и одобрение. Если малыш с усердием нанизывает колечки неправильно, на первых порах лучше похвалить его и за это: «Как хорошо ты надеваешь колечки!» Но если ребенок легко справляется с нанизыванием колец на стержень, его внимание следует привлечь к величине колец и к ровности пирамидки: «Посмотри на мою пирамидку. Она такая же? Давай проведем пальчиком по моей и по твоей». Однако не следует фиксировать внимание на неудачах и неумелости ребенка. Лучше чаще хвалить и одобрять его.
«»Игры с кубиками» Начинать знакомство с кубиками лучше со строительства башни. Детям обычно очень нравится, когда простая башня рушится со словом «бах» и игра повторяется вновь и вновь. Для ребенка третьего года жизни такая башня может состоять ухе из 6—8 кубиков разной величины.
На втором году жизни можно построить дом для куклы, сложив из кубика постройку, напоминающую букву П (ворота). Можно также вместе сложить кровать или стул. Сначала вы показываете, как это можно сделать, подробно рассказывая, какой кубик куда нужно класть, и как кукла может «использовать» вашу постройку, а затем предлагаете ребенку сделать так же, комментируя и оценивая его действия. После этого можно сравнить две получившиеся постройки — его и вашу.
На третьем году жизни постройки могут быть достаточно сложными, в соответствии с образцом, который уже может быть изображен только на рисунке. Способность действовать по образцу чрезвычайно важна для дальнейшего развития и обучения детей. Кубики являются прекрасным материалом для развития этой способности. В этом возрасте малышам обычно очень нравится делать так, как показал взрослый. Однако такие игры с кубиками требуют внимательного участия и помощи взрослого, который не только дает образец, но и помогает его воспроизвести.
Игры с картинками
В конце второго года жизни малыши уже начинают узнавать изображения знакомых предметов на картинках. Поэтому картинки (сюжетные или предметные) можно использовать для развивающих игр с ребенком. Вот некоторые из них.
«Собери картинку» Для этой игры можно использовать два набора красочных открыток, один из которых предварительно следует разрезать пополам. Эта игра ориентирует малыша на установление логической связи, цветового единства и прочего, что позволяет из двух частей составить одно целое. Покажите ребенку половинку и попросите найти подходящую к ней из 3—4 (не более!) половинок от разных открыток. Предварительно нужно положить перед малышом ту целую открытку, половинку к которой он должен найти. Если это трудно, можно вместе прикладывать половинку к другим разрезанным картинкам и таким образом искать понятное, законченное изображение. В дальнейшем эту игру можно усложнять. Предложите ребенку уже от 6 до 8 различных половинок. Еще более сложной будет задача, если картинки разрезать на 3 или на 4 части. Степень сложности задания взрослые должны подбирать сами, исходя из возможностей малыша.
«Угадай, что на картинке» Для этой игры также потребуются разрезанные картинки, на которых должно быть изображено что-либо хорошо знакомое ребенку (например, стол, или яблоко, или лицо человека, или знакомое животное и пр.). Вы показываете половину изображения и просите угадать, что здесь нарисовано. Картинку не обязательно разрезать, можно просто закрыть часть рисунка белой бумагой, а потом открыть ее и вместе удивиться, как это малыш смог отгадать.
В более сложном варианте этой игры можно показывать не половину, а третью или четвертую часть картинки.
«Угости зверушек» Для этой игры придется приготовить вырезанные из бумаги морковки и орехи (по 5—6 штук) и две игрушки — зайчика и белочку. Игра заключается в следующем. Вы показываете ребенку игрушки, сажаете их в разных частях комнаты и объясняете (или напоминаете), что зайчики любят морковку, а белки — орешки. После этого даете малышу заранее заготовленные «продукты» и просите отнести зайчику все морковки, а белочке — орешки. Когда малыш справится с заданием, можно поблагодарить его от имени игрушечных персонажей.
Понятно, что при необходимости зайчик и белочка могут быть заменены другими персонажами — ежиком, мишкой, собачкой и др. Игрушки могут быть заменены их изображениями, т. е. картинками различных животных. Здесь неважно, какое именно животное и что именно оно любит, а важно, чтобы ребенок учился удерживать и выполнять инструкции взрослого и осуществлять элементарную классификацию предметов.
Подвижные игры
Игры этого типа не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, кроме того, они вводят ребенка в воображаемую ситуацию и тем самым развивают его воображение. В этих играх особенно важна эмоциональная вовлеченность взрослого. Старайтесь не просто демонстрировать нужные действия и слова, но по возможности ярко выражать свой интерес к игре.
«Поймай зайчика» Покажите малышу солнечный зайчик: как он бегает, прыгает, отдыхает, а потом опять неожиданно убегает в другое место. Прочитайте стишок:
Солнечные зайчики —
Прыг, прыг, скок,
Прыгают, как мячики, —
Прыг, прыг, скок...
Потом предложите ребенку догнать зайчика, позволяя ему иногда «поймать» световое пятно, которое потом опять «убежит» от него. Иногда зайчик будет «уставать» и прятаться, а вы объясните ребенку: «Устал зайчик, спрятался в норку, и ты отдохни, закрой глазки и поспи понарошку». Потом зайчик снова неожиданно появляется и начинает бегать по комнате, а малыш за ним. Все действия зайчика и ребенка нужно обязательно комментировать словами, например так: «Проснулся зайчик, смотри, как он танцует, а теперь под стол спрятался, а ты его уже поймал! Ой, смотри, он на диван прыгнул, лови его скорей...» и т. д.
«Гуси-гуси» Малыша ставят на определенном расстоянии от взрослого, который выполняет роль хозяйки гусей и живет с ними в определенном месте (домике). Он и обращается к ребенку с известной песенкой:
— Гуси-гуси!
— Га-га-га.
— Есть хотите?
— Да-да-да!.....
Сначала взрослый говорит весь текст сам — от имени и гусей, и их хозяйки, подчеркнуто меняя интонации и тембр голоса. Пока малыш не освоит этот текст (а это случится достаточно быстро), можно подсказывать ему слова гусей: «Говори “га-га-га”, а теперь “да-да-да”» и т. д. Когда этот несложный текст будет освоен, можно инсценировать погоню волка за гусями и их счастливое избавление от угрозы. Вам придется взять на себя роль и волка, и хозяйки гусей. По окончании песенки ребенок, выполняющий роль гусей, убегает, а «волк» со «страшными» словами «у-у, сейчас догоню и съем» ловит его. Когда малыш успешно убегает от волка и добирается до «гусиного домика», вы, уже в роли хозяйки, ловите его и вместе радуетесь встрече и избавлению от опасности.
«Цыплята и коршун» Оденьте ребенка во что-нибудь желтое и научите его пищать, как цыпленок, «пи-пи-пи». Покажите, как цыплята прыгают и клюют зернышки. Станьте и сами цыпленком, вместе попрыгайте, издавая «цыплячьи» звуки. Потом внезапно посмотрите на небо и испуганно скажите: «Ой, коршун летит, у-у-у». Покажите полет коршуна руками. Цыпленок должен замолчать и спрятаться, иначе коршун его поймает. Объясните малышу шепотом: «Цыпленок должен молчать, коршун прилетел!» Когда прогоните коршуна и скажете: «Все, коршун улетел, можно опять прыгать и пищать!» — ребенок вылезает из своего укрытия, а игра начинается сначала.
«Солнышко и дождик» Покажите, как можно превратить обычный стульчик в домик для ребенка, повернув его спинкой к лицу, сев на корточки и положив локти на сиденье. Помашите рукой в «окошко» и объясните, что это домик, где можно прятаться от дождя. Потом обратите внимание на небо и радостно скажите: «Смотри, солнышко на небе! Можно погулять!» Малыш вместе с вами выбегает из домика на середину комнаты и радуется солнышку. Здесь вы можете вместе попрыгать и потанцевать под рифмованные слова:
Светит солнышко в окошко,
Наши глазки щурятся.
Мы похлопаем в ладошки
И бегом на улицу!
Потом опять посмотрите на небо и скажите: «Смотри, туча идет, дождь собирается, скорей в домик!» Укрывшись в домике от дождя, можно снова читать стишки про дождик:
Дождик, дождик, лей, лей, лей,
Капай, капли не жалей,
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще.
Для создания более яркого воображаемого образа дождя можно постукивать рукой по стулу. Этот звук напомнит ребенку звук падающих капель, которые стучат то чаще, то реже. Потом звук дождя постепенно прекращается, опять светит солнышко, значит, можно выбежать из домика и попрыгать на улице. Такие игровые действия можно повторить несколько раз, пока малышу не надоест.
Игры с куклой
Кукла — совсем не обычный предмет. Уже в раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Поэтому игры с куклой на первых порах требуют вашего участия. Следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой, для малыша. Для этого нужно разговаривать с ним от имени куклы, радоваться или плакать «куклиным» голосом, просить его о помощи и пр.
Игры с куклой можно организовывать уже на втором году жизни. Для этого следует выбрать одну куклу — не обязательно очень красивую и дорогую, но обязательно дать ей имя и определить характер. Постарайтесь, чтобы она стала для малыша любимой. Привязанность ребенка к игрушке далеко не всегда определяется ее внешними качествами. В значительно большей степени отношение к ней зависит от ее выразительности и от тех действий, которые с этой игрушкой можно совершать. Все это может придать игрушке только близкий взрослый.
Знакомство с куклой для ребенка должно быть неожиданным и сюрпризным: «Ой, смотри, кто к нам пришел! Какая красивая девочка! Как тебя зовут?» — «Ляля». — «Ее зовут Ляля! А где ты будешь жить?» — «Я хочу жить с вами! Давайте познакомимся. Тебя как зовут?» — обращается Ляля к малышу (если он молчит, вы помогаете ему ответить на вопросы куклы).
Когда ребенок познакомится с куклой и полюбит с ней играть, можно организовывать вместе с ним различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие его собственные. Например:
Кукла хочет спать. Ляля жалуется ребенку, что она очень устала и хочет спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с малышом вы раздеваете куклу, укладываете в кроватку, поете колыбельную песенку и пр.
Кукла хочет есть. Ляля просит кушать. Вместе с ребенком вы накрываете стол и кормите куклу игрушечной ложечкой. За едой Ляля может немножко покапризничать: отказаться от каши, потребовать конфету или мороженое. Требования и капризы куклы могут напоминать привычки самого ребенка. Важно, чтобы кукла с вашей помощью вела себя как настоящий ребенок и чтобы малыш видел в ней живого человека.
Подобные игры можно организовывать на разные сюжеты: «Купание куклы», «Прогулка», «Кукла заболела» и др. Для таких игр нужны определенные игровые атрибуты — игрушечные наборы посуды, мебели, больницы, парикмахерской. К концу третьего года жизни в игре с ребенком можно вводить различные предметы-заменители: шарики, брусочки, тряпочки, кусочки бумаги и пр. На первых порах вы можете подсказать, как можно использовать один предмет вместо другого. Если вы сможете действительно заинтересовать ребенка игрой и сделать ее увлекательной, он вскоре обязательно сам научится играть, замещая одни предметы другими. Малыш будет уже без вашей помощи разыгрывать разные сюжеты с куклой.
Но чтобы после трех лет ребенок полноценно и творчески играл в сюжетные игры, сейчас, в раннем детстве, вы должны помочь ему войти в мир игры, научить его игровым действиям и сделать игрушки живыми и настоящими. Не надо жалеть на это силы и время! Ваши усилия не только избавят от дальнейшей необходимости занимать и забавлять малыша, но и сделают его детство радостным и счастливым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум Дидактические игры с экологическим содержанием
Из опыта работы...
Семинар – практикум: Деловая игра «Вариант». («Моя педагогическая инициатива»). Подготовили и провели: Методист: Куликова Д.А. и Воспитатель группы № 5 Дудорова Т.Е.
Семинар – практикум:Деловая игра «Вариант».(«Моя педагогическая инициатива»). Подготовили и провели:Методист: Куликова Д.А.Воспитатель группы № 5Дудорова Т.Е....
Семинар – практикум: Деловая игра «Тест «Ответственность»». (Из цикла: «Педагогическая инициатива пед.коллектива»). Подготовила и провела: Воспитатель группы № 5 Дудорова Т.Е. Совместно с психологом Лукъяненко И.Л.
Семинар – практикум:Деловая игра «Тест «Ответственность»».(Из цикла: «Педагогическая инициатива пед.коллектива»). Подготовила и провела:Воспитатель группы № 5Дуд...
Семинар практикум "Занимательные игры с палочками Кюизенера"
Занимательный материал по математике с использованием палочек Кюизенера...
Семинар-практикум "Развивающие игры в кругу семьи"
Семинар-практикум « Развивающие игры в кругу семьи» Цели:- познакомить родителей с особенностями игры детей старшего дошкольного возраста; дать родителям возможность «прикоснуться» к самобытному...
Семинар - практикум "Мы играем в театрализованные игры"
Цель Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению....
Семинар-практикум «Режиссёрские игры и игры- драматизации и их классификация».
Семинар-практикум «Режиссёрские игры и игры- драматизации и их классификация»....