Тема: «Легкие и система дыхания»
материал (старшая группа) на тему

 

                              Тема: «Легкие и система дыхания»
     Цель: Познакомить детей с функцией, которую выполняют легкие в организме человека. Рассказать о дыхательных движениях – вдохе и выдохе. Рассказать детям об аппаратах, позволяющих людям находиться в безвоздушной среде.
    Материал: Мольберт. Демонстрационные плакаты «Вдох», «Выдох». Аудиозапись «Шум леса». Иллюстрации к сказке «Три поросенка». Две трубочки для коктейля, пластилин, бумажная салфетка, надувные шары - на каждого ребенка.
                                               Ход занятия
      Воспитатель. Давайте вспомним, что необходимо человеку для жизни.
      Дети. Пища, вода, воздух.
     Вос-ль. Как долго человек может обходиться без воды? ( Несколько дней). Вспомните: когда я попросила вас посидеть в бассейне под водой кто сколько сможет, вы очень быстро вынырнули. Почему? ( Не хватило воздуха). Как вы думаете, сколько времени человек может не дышать? ( Дети высказывают предложения).
Без воздуха человек может прожить лишь несколько минут. Но иногда людям приходиться длительное время находиться в местах, где нет возможности дышать, например в космосе или под водой. Какие приспособления позволяют им находиться в безвоздушном пространстве?
    Дети. Скафандры, баллоны, заполненные сжатым воздухом.
    Вос-ль. Человек дышит легкими, которые располагаются в грудной клетке. Эти органы делают около 20 вдохов и выдохов в минуту!
Ставит на мольберт плакаты «Вдох» и «Выдох» и показывает, каким путем воздух попадает в легкие. 
Межреберные мышцы тянут ребра в стороны, грудная клетка расширяется. Объем легких увеличивается, и воздух, проникая через нос или рот в дыхательное горло, устремляется в легкие. Мы делаем вдох. Затем мышцы грудной клетки расслабляются, объем легких уменьшается, из них выходит воздух, - происходит выдох. Встаньте, положите руки на грудную клетку так, чтобы пальцы правой руки и левой ладоней касались друг друга. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдохните. ( Дети выполняют задание). Что произошло, когда вы вдохнули?
    Дети. При вдохе грудная клетка стала шире. Ладони, лежащие на груди, слегка приподнялись и раздвинулись в стороны. Между правой и левой ладонью появилось расстояние. Во время выдоха пальцы снова коснулись друг друга.
    Вос-ль. При вдохе наш организм получает кислород, находящийся в воздухе.
В различных органах и мышцах он превращается в углекислый газ, который мы выдыхаем.
         В спокойном состоянии человек не замечает своего дыхания. Как вы думаете, изменится ли оно при выполнении физических упражнений? ( Ответы детей).
( Предложить детям в течении одной минуты выполнять упражнения – прыжки, бег на месте, приседания и т.п.)
    Как изменилось ваше дыхание?
    Дети. Оно стало частым, глубоким.
    Вос-ль. При выполнении тяжелой физической работы, занятиях спортом человек устает, и его дыхание становится шумным, а иногда даже может причинять боль. Чтобы этого избежать, каждый человек должен уметь правильно дышать – через нос, рот должен быть закрыт.
    Дети выполняют комплекс дыхательных упражнений ( по 3-4 раза каждое).
              И.п.: ноги на ширине плечь, ладони лежат на верхней части живота.
              1-2 – вдох; 3-6 – выдох.
              И.п.: руки за спину, пальцы рук соединить в замок.
              1 – вдох, 2-4 – выдох.
              И.п.: руки на затылок.
              1-2 – вдох, 3-6 – выдох.
     Вос-ль. Вспомните, какой сказочный герой использовал силу своего дыхания для разрушения домов? ( Волк из сказки «Три поросенка»). Как он это делал? ( Дети отвечают, педагог показывает иллюстрации к сказке).
     Вос-ль. Как вы думаете, одинаковое ли количество воздуха попадает при вдохе в легкие ребенка и взрослого; нетренированного человека и спортсмена? Почему?           (Ответы детей).
    Количество воздуха, которое попадает при воздухе в легкие ребенка, меньше, чем у взрослого, а у спортсмена больше, чем у человека который не занимается спортом, даже если он одинакового роста и веса. Существует специальный аппарат для измерения объема легких (показывает иллюстрацию).
    Вы можете сами определить примерный объем ваших легких (раздает детям воздушные шары). Для этого сделайте глубокий вдох, выдохните в отверстие шара и зажмите его, чтобы воздух не выходил. Шар увеличится в размере, и вы увидите, какой объем занимает выдыхаемый вами воздух.
   Дети (сравнивают размеры шаров). Объем выдыхаемого воздуха у всех разный.
   Вос-ль. Регулярные занятия спортом, подвижные игры, выполнение дыхательных упражнений способствуют хорошей работе легких.
   Давайте поиграем в игру, которая будет для ваших легких тренировкой.
              Проводится игра «Воздушный футбол».
При помощи пластилина трубочки для коктейля закрепляют вертикально на противоположных концах стола – это стойки ворот. Из скомканной салфетки делают мяч. Дети играют парами, пытаясь «задуть» гол в ворота соперника. За каждый гол начисляется одно очко. Игра длится пять минут. Побеждают игроки, набравшие большее количество очков.
    Вос-ль. Врачи при проведении хирургических операций заметили, что у здоровых людей легкие розового цвета, а у людей, постоянно дышащих загрязненным воздухом, они становятся грязно- серыми.
    Поэтому следует избегать вдыхания табачного дыма (не находиться рядом с курящими взрослыми), выхлопных газов (не стоять в близи выхлопных труб автомобилей), пыли (чаще проветривать помещения, делать влажную уборку).
   В холодное время года люди со слабым здоровьем часто страдают заболеваниями органов дыхания. Их признаки – кашель, насморк, боль в горле, температура, слабость. Вспомните, какое лечение назначают врачи в этих случаях?
    Дети. Больному ставят горчичники. Он должен принимать таблетки и сироп, полоскать горло настоями лекарственных трав.
     Вос-ль (показывает иллюстрацию или демонстрирует ингалятор).
Хорошее средство лечения заболеваний органов дыхания – ингаляции (вдыхание паров воды, в которой растворено лекарство).
   Как вы думаете, что надо делать, чтобы не заболеть? (Дети высказывают предположения. Вос-ль обобщает ответы). Правильно, надо закаляться и стараться больше времени проводить на природе, дышать чистым воздухом. Поэтому так полезны прогулки и физические упражнения в лесу, в горах, на морском берегу.  
 

Воспитатель предлагает выйти на прогулку, говорит о том, что в это время младший воспитатель проветрит групповое помещение и сделает влажную уборку.
     На улице проводится комплекс дыхательных упражнений и подвижные игры.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_13.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

                              Тема: «Легкие и система дыхания»
     Цель: Познакомить детей с функцией, которую выполняют легкие в организме человека. Рассказать о дыхательных движениях – вдохе и выдохе. Рассказать детям об аппаратах, позволяющих людям находиться в безвоздушной среде.
   
Материал: Мольберт. Демонстрационные плакаты «Вдох», «Выдох». Аудиозапись «Шум леса». Иллюстрации к сказке «Три поросенка». Две трубочки для коктейля, пластилин, бумажная салфетка, надувные шары - на каждого ребенка.
                                             
Ход занятия
      Воспитатель. Давайте вспомним, что необходимо человеку для жизни.
      Дети. Пища, вода, воздух.
     Вос-ль. Как долго человек может обходиться без воды? ( Несколько дней). Вспомните: когда я попросила вас посидеть в бассейне под водой кто сколько сможет, вы очень быстро вынырнули. Почему? ( Не хватило воздуха). Как вы думаете, сколько времени человек может не дышать? ( Дети высказывают предложения).
Без воздуха человек может прожить лишь несколько минут. Но иногда людям приходиться длительное время находиться в местах, где нет возможности дышать, например в космосе или под водой. Какие приспособления позволяют им находиться в безвоздушном пространстве?
    Дети. Скафандры, баллоны, заполненные сжатым воздухом.
    Вос-ль. Человек дышит легкими, которые располагаются в грудной клетке. Эти органы делают около 20 вдохов и выдохов в минуту!
Ставит на мольберт плакаты «Вдох» и «Выдох» и показывает, каким путем воздух попадает в легкие.  
Межреберные мышцы тянут ребра в стороны, грудная клетка расширяется. Объем легких увеличивается, и воздух, проникая через нос или рот в дыхательное горло, устремляется в легкие. Мы делаем вдох. Затем мышцы грудной клетки расслабляются, объем легких уменьшается, из них выходит воздух, - происходит выдох. Встаньте, положите руки на грудную клетку так, чтобы пальцы правой руки и левой ладоней касались друг друга. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдохните. ( Дети выполняют задание). Что произошло, когда вы вдохнули?
    Дети. При вдохе грудная клетка стала шире. Ладони, лежащие на груди, слегка приподнялись и раздвинулись в стороны. Между правой и левой ладонью появилось расстояние. Во время выдоха пальцы снова коснулись друг друга.
    Вос-ль. При вдохе наш организм получает кислород, находящийся в воздухе.
В различных органах и мышцах он превращается в углекислый газ, который мы выдыхаем.
        В спокойном состоянии человек не замечает своего дыхания. Как вы думаете, изменится ли оно при выполнении физических упражнений? ( Ответы детей).
( Предложить детям в течении одной минуты выполнять упражнения – прыжки, бег на месте, приседания и т.п.)
   Как изменилось ваше дыхание?
    Дети. Оно стало частым, глубоким.
    Вос-ль. При выполнении тяжелой физической работы, занятиях спортом человек устает, и его дыхание становится шумным, а иногда даже может причинять боль. Чтобы этого избежать, каждый человек должен уметь правильно дышать – через нос, рот должен быть закрыт.
   Дети выполняют комплекс дыхательных упражнений ( по 3-4 раза каждое).
             И.п.: ноги на ширине плечь, ладони лежат на верхней части живота.
             1-2 – вдох; 3-6 – выдох.
             И.п.: руки за спину, пальцы рук соединить в замок.
             1 – вдох, 2-4 – выдох.
             И.п.: руки на затылок.
             1-2 – вдох, 3-6 – выдох.
   
Вос-ль. Вспомните, какой сказочный герой использовал силу своего дыхания для разрушения домов? ( Волк из сказки «Три поросенка»). Как он это делал? ( Дети отвечают, педагог показывает иллюстрации к сказке).
   
Вос-ль. Как вы думаете, одинаковое ли количество воздуха попадает при вдохе в легкие ребенка и взрослого; нетренированного человека и спортсмена? Почему?           (Ответы детей).
   Количество воздуха, которое попадает при воздухе в легкие ребенка, меньше, чем у взрослого, а у спортсмена больше, чем у человека который не занимается спортом, даже если он одинакового роста и веса. Существует специальный аппарат для измерения объема легких (показывает иллюстрацию).
   Вы можете сами определить примерный объем ваших легких (раздает детям воздушные шары). Для этого сделайте глубокий вдох, выдохните в отверстие шара и зажмите его, чтобы воздух не выходил. Шар увеличится в размере, и вы увидите, какой объем занимает выдыхаемый вами воздух.
   Дети (сравнивают размеры шаров). Объем выдыхаемого воздуха у всех разный.
 
Вос-ль. Регулярные занятия спортом, подвижные игры, выполнение дыхательных упражнений способствуют хорошей работе легких.
  Давайте поиграем в игру, которая будет для ваших легких тренировкой.
             Проводится игра «Воздушный футбол».
При помощи пластилина трубочки для коктейля закрепляют вертикально на противоположных концах стола – это стойки ворот. Из скомканной салфетки делают мяч. Дети играют парами, пытаясь «задуть» гол в ворота соперника. За каждый гол начисляется одно очко. Игра длится пять минут. Побеждают игроки, набравшие большее количество очков.
   
Вос-ль. Врачи при проведении хирургических операций заметили, что у здоровых людей легкие розового цвета, а у людей, постоянно дышащих загрязненным воздухом, они становятся грязно- серыми.
   Поэтому следует избегать вдыхания табачного дыма (не находиться рядом с курящими взрослыми), выхлопных газов (не стоять в близи выхлопных труб автомобилей), пыли (чаще проветривать помещения, делать влажную уборку).
  В холодное время года люди со слабым здоровьем часто страдают заболеваниями органов дыхания. Их признаки – кашель, насморк, боль в горле, температура, слабость. Вспомните, какое лечение назначают врачи в этих случаях?
   
Дети. Больному ставят горчичники. Он должен принимать таблетки и сироп, полоскать горло настоями лекарственных трав.
   
Вос-ль (показывает иллюстрацию или демонстрирует ингалятор).
Хорошее средство лечения заболеваний органов дыхания – ингаляции (вдыхание паров воды, в которой растворено лекарство).
  Как вы думаете, что надо делать, чтобы не заболеть? (Дети высказывают предположения. Вос-ль обобщает ответы). Правильно, надо закаляться и стараться больше времени проводить на природе, дышать чистым воздухом. Поэтому так полезны прогулки и физические упражнения в лесу, в горах, на морском берегу.  

Воспитатель предлагает выйти на прогулку, говорит о том, что в это время младший воспитатель проветрит групповое помещение и сделает влажную уборку.
    На улице проводится комплекс дыхательных упражнений и подвижные игры
.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Легкие и система дыхания"

Конспект занятия по формированию валеологической культуры у детей дошкольного возраста:   - "Легкие и система дыхания"....

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «Легко про войну слушать, да тяжело видеть»

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы  Тема: «Легко про войну слушать, да тяжело видеть»...

Конспект занятия в старшей группе. «Лёгкие и система дыхания».

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Физическая культура».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприя...

1. Возрастные особенности системы дыхания. 2.Анализ возрастных особенностей двух систем органов: нервной системы и сердечно-сосудистой системы у детей.

1.     Возрастные особенности системы дыхания.дыхание возрастной гигиенический воздушныйДыхание плода. Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их в...

Конспект ННОД по познавательному развитию в старшей группе «Легкие и система дыхания»

Конспект ННОД по познавательному развитию в старшей группе «Легкие и система дыхания», познакомит детей с функцией, которую выполняют легкие в организме человека....