СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ
статья по теме

Шевченко Елена Евгеньевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon log_vosp.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ЛОГОПЕДА  И  ВОСПИТАТЕЛЯ

(консультация)

        Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада или группы для детей с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя.

        Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя.

        Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.).

        Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели обязаны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.

        Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.

        Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, и также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.

        В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя воспитателям цели, задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или  иного периода обучения.

        Если в результате обследования детей выявляются пробелы в усвоении программы, воспитатели получают рекомендацию о необходимости изучения, повторения или закрепления базового учебного материала.

        При определении содержания работы логопед может познакомить воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

        Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей – не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

        Вместе с тем речь воспитателей должны быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.

        Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения.

        Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в то время как логопед проводит работу с речевым материалом, требующим специального отбора (например, слова с определенными морфемами).

        Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки, например навыки связной речи, используемой в различных ситуациях.

        Должностными обязанностями воспитателя, таким образом, являются:

- обследование познавательной, изобразительной и других видов деятельности и установление их соответствия данной возрастной группе;

1

- проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми по программе и заданию логопеда в вечернее время;

        - создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;

- систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;

- объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие неречевых процессов, игры, поездки, экскурсии для общего развития детей.

        Ответственна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей с нарушением произношения. Так, например, при проведении занятий по развитию математических представлений в массовой группе воспитателю не рекомендуется называть предметы при их пересчете («одна елочка», «две елочки», «три елочки» и т.д.). И соответственно требовать этого от детей. Называется только итоговое число («Одна, две, три. Всего три елочки»).

        Дети с ОНР не могут самостоятельно овладеть навыком употребления числительных с существительными, поэтому воспитатель обязан следить за правильностью речи детей, исправлять все ошибки детей, за исключением тех, которые логопедом еще не скорректированы.

        В процессе формирования навыка правильного согласования числительных с существительными логопеды рекомендуют воспитателям добиваться утрированного произношения безударных окончаний (пять елочек, семь домиков).

        Логопед знакомит воспитателей с определенными речевыми моделями, воспитатели в свою очередь упражняют детей в применении, употреблении этих речевых моделей во время занятий и вне их.

        Формирование навыка согласования числительных с существительными необходимо осуществлять в такой последовательности (соответствует появлению этого навыка в онтогенезе):

- употреблений наречий мало, много в сочетании с родительным падежом существительных (много домов, мало книг);

- сочетание числительных с существительными в родительном падеже (двух карандашей, пяти карандашей, трех елочек, шести елочек);

- сочетание винительного падежа числительных с существительными, обозначающими неодушевленный и одушевленный предмет (вижу три-четыре карандаша, елочки, пять-десять бабочек, белочек);

        Частота употребления числительных с существительными в творительном падеже у детей дошкольного возраста достаточно низка, поэтому специально заниматься формированием этой трудной речевой модели в дошкольном возрасте не имеет смысла.

        Важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия (30 минут после полдника) по заданию логопеда.

        На вечерние занятия логопед может оставить от трех до шести человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен материал детьми.

        Все задания должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. Наглядный и речевой материал отбирает сам логопед. Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь.

        Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, конструкторами и т.п.), логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя.

        Рекомендуется выделять в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.