методические рекомендации
методическая разработка по теме

Лаук Юлия Александровна

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ДОПУСКУ К ЗАНЯТИЯМ

ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomen.po_fizre.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

им. ГЕЛЬМГОЛЬЦА

ЦЕНТР СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ДОПУСКУ К ЗАНЯТИЯМ

ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ


Физическая культура в спорт являются важнейшей составляющей охраны здоровья населения. С каждым годом все больше детей, подростков и взрослых вовлекается в различные виды физической подготовки. При такой массовости физкультуры и спорта очень важно, чтобы они максимально соответствовали индивидуальным возможностям человека, способствовали укреплению его здоровья, а не его ухудшению.

Особое значение это имеет в детском и подростковом возрасте, когда происходит формирование функциональных систем организма. В выборе правильного физкультурного режима и адекватного вида спорта, ведущая роль принадлежит врачу. Его рекомендации должны исходить из общего физического развития индивида, состояния его функциональных систем, имеющихся физических недостатков или заболеваний.

Среди отклонений в состоянии здоровья особое место занимают нарушения зрения, в первую очередь близорукость. Их отличают следующие особенности:

                1.  Очень высокая, по сравнению с другими физическими недостатками, частота, так близорукость встречается у 15 — 30% выпускников средней школы, а в северных районах еще чаще.

                2.  Как правило, нарушения зрения не сопровождаются общими отклонениями в состоянии здоровья.

                3.  В подавляющем большинстве случаев эти нарушения составляют неосложненные аметропии, т. е. лица, имеющие их, нуждаются только в ношении очков, однако, без очков зрение у них может быть значительно снижено и выполнение
физических упражнений может быть связано с опасностью для здоровья и  даже жизни.

                4.  Лишь при немногих заболеваниях глаз занятия спортом могут ухудшить их течение, в первую очередь это относится к высокой осложненной близорукости, при   которой   резкие сотрясения тела небольшие физические перенапряжения могут привести к осложнениям.

Указанные обстоятельства требуют обязательного участия офтальмолога в определении спорториентации ребенка или подростка.

При этом врач должен ответить на следующие вопросы:

                1.  В какой группе общей физической подготовки должен заниматься обследуемый?

                2.  Какие виды спорта можно ему рекомендовать?

3.  Может ли он обучаться в учебных заведениях спортивного профиля: спортивных    секциях, спортивных классах детско-юношеских спортивных школах, спортивных школах-интернатах, училищах Олимпийского резерва?

4.  Может ли он оставаться в данном виде спорта (в котором уже имеет результаты) при выявлении патологии органа зрения?

В случае обнаружения патологии глаз при ответе на эти вопросы врач должен исходить из следующего:

  1.   может ли занятие данным видом спорта ухудшить со стояние глаз;
  2.   может ли обнаруженное заболевание помешать занятиям данным видом спорта;
  3.   может ли нарушение зрения обусловить опасность получения травмы.

В подавляющем большинстве случаев при оценке пригодности ребенка, подростка, студента (да и взрослого) к тому или иному виду спорта ключевыми вопросами являются возможность пользования оптической коррекцией в данном виде спорта и потенциальное влияние его на возникновение осложнения при близорукости — кровоизлияний и отслойки сетчатки.

Многолетние наблюдения авторов позволяют заключать, что возможность пользования коррекцией, как правило, недооценивается, а опасность осложнений, как правило, превышается. Отсюда большинство близоруких необоснованно выключаются не только из большего спорта, но и из обшей физической подготовки, что недопустимо, так как именно рациональная физическая культура является одним из мощных факторов профилактики близорукости, ее прогрессирования и осложнений (Э.С. Аветисов, Ю.Н. Курпан, Е.И. Ливадо. Занятия физической культурой при близорукости, М., «Медицина», 1984 г.).

При офтальмологическом обследовании учащихся с целью определения группы физической подготовки и годности к физическому труду определяют:

  1.   остроту зрения монокулярно и бинокулярно без коррекции и с оптимальной оптической коррекцией;
  2.   рефракцию  (в пограничных случаях в условиях атропиновой циклоплегии);
  3.   состояние  бинокулярного зрения с помощью цветотеста;

—  состояние защитного аппарата, сред и глазного дна.

                При показаниях приводят дополнительные исследования:

поле зрения, биомикроскопию, ультразвуковую биометрию, КЧСМ, тонометрию.

При обследовании спортсменов с близорукостью особое внимание обращают на осмотр периферии глазного: наличие выраженного ретиношизиса, решетчатой дистрофии и особенно непигментированных разрывов сетчатки являются противопоказанием ко всем видам спорта, связанным с сотрясением тела и физическим перенапряжением.

В таблице № 1 приводится распределение учащихся средних и высших учебных заведений по группам физической подготовки по состоянию органа зрения.

При диспансеризации спортсменов с заболеваниями глаз обращают внимание на их динамику заболевания. При обострениях воспалительных заболеваний, прогрессирующем снижении зрительных функций необходимо постараться выяснить, связано ли ухудшение с занятиями спортом и при наличии малейшего подозрения на такое влияние, занятие данным видом спорта следует оставить. При близорукости основным фактором, определяющим решением недопуска является наличие осложнений: кровоизлияний в глазу, центральной пли периферической витреохориоретинальной дистрофии.

Существенным является вопрос об оптической коррекции аметропии. В большинстве видов спорта могут допускаться очки (желательно с пластмассовыми линзами, гибкими проволочными заушниками и резинкой, охватывающей затылок) или контактные линзы.

Многие спортсмены с близорукостью желают подвергнуться рефракционным операциям. Следует разъяснить им, что эти операции не излечивают от близорукости, а лишь избавляют от ношения очков, то есть являются одним из видов коррекции.

После этих операций   противопоказаны   занятия   такими видами спорта, где имеется   повышенная   опасность   травмы лица: как бокс, все виды борьбы, игры с мячом и шайбой, прыжки в воду.

Примечания:   1. При выносе индивидуального решения учитывают спортивные результаты и клиническую форму близорукости (скорость прогрессирования и состояние периферии глазного дна).

  1. Специальные очки для занятий спортом должны иметь пластмассовые линзы и резинку для закрепления на голове.
  2. Лицам, которым были проведены рефракционные операции, степень близорукости учитывается по состоянию до операции.
  3. Лицам, перенесшим операцию склеропластики по поводу прогрессирующей близорукости определять спортивную ориентацию по состоянию функций зрения, степени близорукости и глазного дна.
  4. Виды спорта, отмеченные звездочкой, имеют военно-прикладное значение.

Таблица № 1. Распределение учащихся по группам в зависимости от состояния зрения и физической подготовки.

Состояние зрения

К какой группе по физической подготовке относятся

основная

подготовит.

специальная

1

2

3

4

5

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Снижение остроты зрения

    Острота зрения с коррекцией не ниже 0,5 на лучшем и не ниже 0,2 на худшем глазу, отсутствие хронических заболеваний.

   Острота зрения с коррекцией 0,4 – 0,3 на лучшем глазу и 0,4 – 0,1 на худшем глазу.

   Острота зрения с коррекцией 0,2 и ниже на лучшем глазу.

   Отсутствие одного глаза или зрение одного глаза менее 0,05 при зрении другого 0,5 и выше.

Близорукость

   Учитывается рефракция в меридиане наивысшей аметропии на лучшем глазу:

А) при – 0,5 – 3,0 диоптр.

Б) при – 3,25 – 6,0 диоптр.

В) выше – 6,0 диоптр., или осложнения независимо от степени близорукости.

Другие аметропии

   Дальнозоркость до +5,0 диоптр.

   Дальнозоркость выше +5,0 диоптр.

   Астигматизм любого вида степенью до ±3,0

   Астигматизм любого вида степенью выше ±3,0

Прочие патологии

   Стойкая диплопия

   Сужение поля зрения хотя бы на одном глазу до 20°

   Прочие хронические заболевания глаз

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Решение принимается индивидуально,

В зависимости от состояний функций зрения, характера, тяжести заболевания и его течения.


Таблица № 2. Ограничения к занятиям различными видами спорта при близорукости.

Допуск к занятиям спортом при близорукости

Вид спорта

Степень близорукости (по худшему глазу)

Допустимость польз.контр. коррекцией очками

Слабая 0,5 – 3,0 Д

Средняя 3,25 – 6,0 Д

Высокая выше 6,0 Д

Начин.

Разрядн.

Начин.

Разрядн.

Начин.

Разрядн.

1

2

3

4

5

6

7

8

Акробатика

Альпинизм*

Атлет. гимнастика

Бокс*

Бег*

Баскетбол

Бадминтон

Бобслей

Бейсбол

Волейбол

Велоспорт*

Водное поло

Водные лыжи

Гандбол, регби, ручной мяч

Горные лыжи*

Гребля академ*, на байдарках, на каноэ

Гимнастика

Гимнастика худож.

Городки

Коньки

Конный спорт*

Классическая, вольная борьба*

Самбо, дзюдо, рукопашный бой, ушу и все виды вольного единоборства

Лыжи, биатлон

Лыжное двоеборье

Прыжки на лыжах с трамплина

Марафон

Метание диска, копья, молота

Прыжки в длину, высоту и др.

Прыжки в воду

Прыжки на батуте

Парусный спорт

Плавание

Синхронное плавание

Санный спорт

Современное пятиборье

Стрельба пулевая

Стрельба из лука

Спортивная ходьба

Спортивное ориентирование

Скалолазание

Теннис настольный

Теннис большой

Тяжелая атлетика

Фигурное катание

Фехтование

Футбол

Фристайл

Хоккей с мячом, на траве

Хоккей с шайбой

Шахматы, шашки, рендю

Туризм пеший

Туризм водный

Туризм горный

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

инд.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Инд.

Инд.

Инд.

+

+

+

Инд.

Инд.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Инд.

+

+

+

+

Инд.

Инд.

+

+

+

+

Инд.

+

Инд.

+

Инд.

Инд.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Инд.

+

+

+

+

Инд.

+

Инд.

Инд.

Инд.

+

+

Инд.

+

Инд.

+

Инд.

+

+

Инд.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Инд.

+

Инд.

Инд.

Инд.

Инд.

+

Инд.

Инд.

+

Инд.

Инд.

+

Инд.

Инд.

Инд.

Инд.

+

+

Инд.

Инд.

Инд.

Инд.

Инд.

+

Инд.

Инд.

Не допуск.

Спец. Очки

Очки

Не допуск.

Допуск.

Спец.очки, конт. Линзы

Конт.линзы

Конт.линзы

Не допуск.

Спец.очки, конт.линзы

Допуск.

Не допуск.

Не допуск.

Не допуск.

Конт.линзы

Допуск.

Конт.линзы

Конт.линзы

Допуск.

Спец.очки, конт.линзы

Конт.линзы

Не допуск.

Не допуск.

Допуск.

Конт.линзы

Не допуск.

Допуск.

Спец.очки, конт.линзы

Конт.линзы

Не допуск.

Не допуск.

Конт.линзы

Не допуск.

Не допуск.

Конт.линзы

Допуск.

Допуск.

Допуск.

Допуск.

Допуск.

Спец.очки

Допуск.

Допуск.

Допуск.

Конт.линзы

Допуск.

Не допуск.

Конт.линзы

Конт.линзы

Не допуск.

Допуск.

Допуск.

Допуск.

Допуск.

Приложение 1.

Примерный перечень оснащения кабинета офтальмологии спортивной.

  1. Аппарат для исследования остроты зрения табличный или проекционный.
  2. Набор пробных очковых линз НС.
  3. Цветотест для определения бинокулярного зрения ЦТ – 1.
  4. Эластотонометр Филатова – Неустроева.
  5. Козырьковая бинокулярная лупа.
  6. Щелевая лампа ЩЛ – 2.
  7. Рефрактометр Хардингера.
  8. Скиаскопические линейки.
  9. Зеркальный офтальмоскоп ОЗ – 5.
  10. Периметр проекционный полусферический ППУ.
  11. Электроофтальмоскоп ручной ОР – 2М.
  12. Таблица для исследования цветоощущения Рабкина или Юстовой.
  13. Прибор для исследования зрения вблизи ПОЗБ/1.
  14. Аккоммодометр АКА – 01.
  15. Эхоофталограф ЭХО – 21.

Приложение 2.

Выписка из «Положения о Медицинском обеспечении военно-технических видов спорта» М. ДОСААФ. 1989.

Глазные болезни.

№ статьи

Наименование болезней и физических недостатков

Автомобильный спорт

Мотоциклетный спорт

Водно-моторный спорт

Подводный спорт

Морское многоборье

Радиоспорт

Пулевая стрельба и биатлон

Модельные виды спорта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ст.64

Ст.65

Ст.66

Ст.67

Ст.68

Ст.69

Ст.70

Ст.71

Ст.72

   Недостаточность век для полного закрытия роговой оболочки. Заворот век и рост ресниц по направлению к глазному яблоку, выворот век, нарушение функции глаза, сращение век между собой или глазным яблоком хотя бы на одном глазу, если это нарушает функцию глаза.

   А) умеренное опущение верхнего века на обоих глазах:

Спортсмены

Начинающие

   Б) стойкое опущение верхнего века на одном глазу при сохранении функции другого глаза:

Спортсмены

Начинающие

   Выраженные не поддающиеся лечению или склонные к частым обострениям хронические заболевания краев век и конъюнктивы:

Спортсмены

Начинающие

   Упорное неизлечимое слезотечение вследствие заболевания слезных путей

   Заболевания оболочек глазного яблока воспалит. или дегенеративного характера. Помутнение хрусталика или стекловидного тела. Последствия травмы органа зрения:

А) нарушающие функции глаза, трудно поддающиеся лечению или часто рецидивирующие

Б) не прогрессирующие с редкими обострениями, не нарушающими функции глаза:

Спортсмены

Начинающие

   Атрофия зрительного нерва при прогрессирующем понижении зрения. Глаукома. Отслойка сетчатки. Стойкое понижение ночного зрения.

   Нарушение двигательного аппарата глаза:

А) паралич или стойкий парез двигательных нервов век или глазного яблока, хотя бы на одном глазу, а т.ж. содружественное косоглазие свыше свыше 10°:

Спортсмены

Начинающие

   Острота зрения:

А) отсутствие глазного яблока или зрение одного глаза ниже 0,1 при остроте зрения другого ниже 0,4

Б) 0,6 и ниже на каждый глаз или ниже 0,5 на один глаз:

Спортсмены

Начинающие

В) 0,5 – 0,7 на один глаз и 0,7 на другой:

Спортсмены

Начинающие

Г) 0,6 – 0,7 на один глаз и не ниже 0,8 на другой:

Спортсмены

Начинающие

Д) 0,8 на каждый глаз

Спортсмены

Начинающие

Е) 0,9 на каждый глаз:

Спортсмены

Начинающие

   Аномалия рефракции

А) близорукость или дальнозоркость от 3,0 до 5,0 Д:

Спортсмены

Начинающие

Б) близорукость или дальнозоркость от 1,0 до 3,0 Д и астигматизм любого вида выше 1,0 Д:

Спортсмены

При первичном обследовании

В) близорукость от 1,0 Д, дальнозоркость от 1,5 Д и астигматизм любого вида не выше 0,5 Д

Г) дихромазия и аномальная трихромазия, тип «А»

Д) аномальная трихромазия типа «В»

Е) аномальная трихромазия типа «С».

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

Годны

н/г

Годны

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

Годны

н/г

н/г

Годны

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

Годны

н/г

н/г

Годны

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

Годны

н/г

Годны

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

Годны

н/г

н/г

Годны

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

н/г

Инд. кр. подв. стр. и фотогр.

н/г

Годны

н/г

Кроме подв. стр. и фотогр. Годны

н/г

Годны

Годны

н/г

н/г

Инд.

См.п.

Годны

См.п.

См.п.

Годны

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

Годны

н/г

Годны

н/г

н/г

н/г

Инд.

См.п.

Годны

См.п.

См.п.

Годны

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

спортсм. радиосв. на КВ, УКВ, спутн. связи и др. виды радио спорта инд.

н/г

спортсм. радиосв. на КВ, УКВ, спутн. связи – годны. Др. –Инд

н/г

Годны

н/г

Годны

Годны в радиосв. на КВ, УКВ спутн. Связь

Годны

Годны

Радиосв. на КВ, УКВ, сп. Связь – инд., ост. – н/г

н/г

Радиосв. на КВ, УКВ, сп. Связь и др. виды радио-спорта ост. Инд.

Годны

См.п.

См.п.

Годны

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

Годны

н/г

Годны

н/г

н/г

н/г

Инд.

См.п.

Годны

См.п.

См.п.

Годны

н/г

Судо-авто – годны,

Авиа - н/г

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

Инд.

н/г

н/г

н/г

Годны

Годны

н/г

Годны

Годны см. поясн.

Годны

Годны

Годны

Годны

Годны

Годны

Годны

Годны

Годны

См. поясн.

Годны

Годны

Годны

См.п.

См.п.

Годны

Приложение 3.

Выписка из инструкции по отбору участников альпинистских лагерей, альпинистских и горно-туристских групп.

Противопоказания к занятиям альпинизмом.

Глазные болезни:

  1. Недостаточность, заворот, выворот век на одном или двух глазах, нарушающие функцию глаза.
  2. Хронические заболевания воспалительного или дегенеративного характера соединительной и других оболочек глаза, нарушающие функцию зрения.
  3. Трахоматозное поражение соединительной или роговой оболочки.
  4. Упорное слезотечение.
  5. Содружественное косоглазие (выше 15°), а также ясно выраженный качательный спазм мышц глазного яблока.
  6. Инородное тело, непоказанное к извлечению, расположенное внутри глаза.
  7. Понижение относительной остроты зрения ниже 0,3 на оба глаза (с коррекцией не выше ±3,0 Д).

Приложение 4.

Выписка из положения о врачебном контроле за лицами, занимающимися дельтапланерным спортом (Москва, изд-во ДОСААФ СССР, 1985 г.).

Противопоказания к занятиям дельтапланеризмом.

Глазные болезни:

  1. Острые и хронические заболевания глаз, слезных путей и век, влияющие на остроту зрения или ограничивающие движения глаз, склонные к частым обострениям.
  2. Содружественное (явное) косоглазие во всех видах.
  3. Острота зрения ниже 0,8 на каждый глаз без коррекции и аномалии рефракции (близорукость выше 1,0 Д на лучший глаз).
  4. Глаукома.
  5. Расстройства цветоощущения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...