«Комплексный подход к развитию познавательной деятельности через организацию проектного метода»
статья по теме

Кочнёва Татьяна Георгиевна

 

«Комплексный подход к развитию познавательной деятельности через организацию проектного метода»

В настоящее время воспитательно- образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, что приводит к снижению уровня двигательной активности детей, отрицательно влияет на их эмоциональное и физическое развитие. В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно-методические рекомендации, позволяющие гибко реализовать в режиме дня различные виды деятельности без увеличения количества занятий и их общей продолжительности.

Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов : методиста, воспитателя, музыкального руководителя, узких специалистов.

Сейчас пришло время реализации комплексного подхода. Осталось найти «стержень», вокруг которого осуществлялось бы объединение всех видов деятельности. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию  является технология проектирования.

Проектирование- это комплексная деятельность, учасники которой автоматически ( без специального провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических.

Участие в проектировании ставит детей  взрослых в позицию когда человек сам разрабатывает для себя и другие новые условия, т.е.изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъективная (исполнительная)форма участия в жизни.

Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбор адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Таким образом, проектирование является одним из всех субъектов образования (детей и взрослых).

«Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (определение  В. Килпатрика).

Одни проекты длятся короткое время (несколько часов, день, неделю), другие занимают месяцы или целый год. Идеи приходят из случайных замечаний, происшествий, вызвавших у детей интерес.

Содержание проектной детской либо детство - взрослой деятельности обусловливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается  способность ребенка самостоятельно решать их.

Условно можно выделить четыре группы проблем: «ребенок и его семья», «ребенок и природа», «ребенок и рукотворный мир», «ребенок, общество и его культурные ценности».

Выделенные уровни социальных связей дошкольника с окружающим миром стали определяющими в установлении содержательного компонента технологии проектирования в детском саду. При этом учитывается, что существенное значение для развития детей имеет рукотворный мир и в особенности игрушка. В них отражен социальный опыт общества. Именно поэтому они так важны в процессе социализации ребенка.

В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения  результата, а также как эксперт.

В проектной  деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:

-Заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми)

-Открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе,

-Согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Типы проектов в ДОУ.

Типы проектов отличаются разнообразием В. Килпатрик, например, называет четыре вида: созидательный (производительный), потребительский, решение проблемы (интеллектуальных затруднений) и проект - упражнение.

К концу XX в. Е. Полат (1999)характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками:

- По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

-По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

-По характеру участия ребенка  в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник.

-По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый  проект).

-По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

-По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

 

Алгоритм действия.

1-й шаг-выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или  обеих сторон.

2-й шаг- совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3-й шаг- планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4-й шаг-выполнение проекта детьми, дифференцированная помощь взрослых.

5-й шаг-обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6-й шаг- совместно с детьми определение перспектив проектирования.

На начальном этапе проекта «У матрешки русская душа» воспитатель вместе с детьми выделили проблему: утром он рассказывает детям об услышанном накануне вечером разговоре двух матрешек, живущих у ИЗО уголке. Матрешки горевали о том, что дети никогда не говорят о них, не знают как и где матрешка появилась на свете, не умеют украшать матрешек.

На втором этапе планирования воспитатель задает дошкольникам три вопроса: Что мы знаем о матрешке? Что мы хотим узнать? Сначала проводится общее обсуждение, воспитатель записывает все ответы на большом листе ватмана. Дети размышляют вместе с воспитателем  над тем , кто бы им мог оказать помощь.

На этапе принятия решения воспитатель предлагает, обратиться за помощью в краеведческий музей «Гураненок».

Воспитатель связывается по телефону  с воспитателем познавательного развития и договаривается о встрече. Воспитатель спрашивает: «Кто расскажет нам о способе украшения матрешек и научит их украшать?». Дети  предлагают помощь воспитателя по ИЗО. Воспитатель подбирает информационный материал: книга и альбомы «История Крутца», «Полхов-Майдан», «Матрешки из Сергиев-Пасада».

На этапе выполнения проекта дети посещают музей, где попадают на день рождения матрешки и узнают «Библиографию Матрешки», знакомятся с выставкой матрешек. Длительность проекта две недели. На занятиях по ИЗО деятельности дети узнают технологию изготовления матрешек в селе Палхов- Майдан, знакомятся с элементами росписи матрешек из села Крутец, Полхов-Майдана,. Учатся их выполнять. В группе была организованна мастерская, где дети рассматривали альбомы, матрешек разной формы, по разному украшенных, совместно с воспитателем выполняют элементы росписи на различных формах, готовят деревянные заготовки: обрабатывают их жидким крахмалом, наносят графический рисунок элементов одежды, работают со словарем по темам «Крутец», Полхов-Майдан»,играют  в дидактические игры с элементами росписи, расписывают цилиндры, затем расписывают деревянные матрешки красками. Дети совместно с родителями выполняют домашние задания.

На этапе защиты (презентации) проекта силами музыкального руководителя, воспитателя по ИЗО деятельности, воспитателя познавательного развития было проведено комплексное занятие «Ярмарка»

На этапе оценки результатов воспитатель  с детьми рассмотрели  все поделки, выявили недочеты в их оформлении  и решении не останавливаться на достигнутом  и продолжать осваивать различные виды росписи матрешки, воспитателям было предложено провести аукцион матрешек, но дети решили оставить свои работы в музее «деревянной игрушки «- в группе.

Вывод : Коллективно проектировать можно : утренники, вечера развлечений, дни творчества разной тематики и образовательной направленности, творческие недели (театральная, литературная, здоровья) проведения каникул.

Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно- транслируемые проекты (образовательные программы, концепции развития личности дошкольника).

 

 

Библиография.

Е.С.Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»

А.И.Иванова «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ»

Л,Г,Нисканен, О.А.Шаграева, ЕюВ.Родина и др. «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников», Журнал «Логопед» №5, 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Комплексный подход к развитию познавательной деятельности через организацию проектного метода»

В настоящее время воспитательно- образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, что приводит к снижению уровня двигательной активности детей, отрицательно влияет на их эмоциональное и физическое развитие. В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно-методические рекомендации, позволяющие гибко реализовать в режиме дня различные виды деятельности без увеличения количества занятий и их общей продолжительности.

Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов : методиста, воспитателя, музыкального руководителя, узких специалистов.

Сейчас пришло время реализации комплексного подхода. Осталось найти «стержень», вокруг которого осуществлялось бы объединение всех видов деятельности. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию  является технология проектирования.

Проектирование- это комплексная деятельность, учасники которой автоматически ( без специального провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических.

Участие в проектировании ставит детей  взрослых в позицию когда человек сам разрабатывает для себя и другие новые условия, т.е.изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъективная (исполнительная)форма участия в жизни.

Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбор адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Таким образом, проектирование является одним из всех субъектов образования (детей и взрослых).

«Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (определение  В. Килпатрика).

Одни проекты длятся короткое время (несколько часов, день, неделю), другие занимают месяцы или целый год. Идеи приходят из случайных замечаний, происшествий, вызвавших у детей интерес.

Содержание проектной детской либо детство - взрослой деятельности обусловливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается  способность ребенка самостоятельно решать их.

Условно можно выделить четыре группы проблем: «ребенок и его семья», «ребенок и природа», «ребенок и рукотворный мир», «ребенок, общество и его культурные ценности».

Выделенные уровни социальных связей дошкольника с окружающим миром стали определяющими в установлении содержательного компонента технологии проектирования в детском саду. При этом учитывается, что существенное значение для развития детей имеет рукотворный мир и в особенности игрушка. В них отражен социальный опыт общества. Именно поэтому они так важны в процессе социализации ребенка.

В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения  результата, а также как эксперт.

В проектной  деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:

-Заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми)

-Открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе,

-Согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Типы проектов в ДОУ.

Типы проектов отличаются разнообразием В. Килпатрик, например, называет четыре вида: созидательный (производительный), потребительский, решение проблемы (интеллектуальных затруднений) и проект - упражнение.

К концу XX в. Е. Полат (1999)характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками:

- По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

-По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

-По характеру участия ребенка  в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник.

-По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый  проект).

-По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

-По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Алгоритм действия.

1-й шаг-выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или  обеих сторон.

2-й шаг- совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3-й шаг- планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4-й шаг-выполнение проекта детьми, дифференцированная помощь взрослых.

5-й шаг-обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6-й шаг- совместно с детьми определение перспектив проектирования.

На начальном этапе проекта «У матрешки русская душа» воспитатель вместе с детьми выделили проблему: утром он рассказывает

 Детям об услышанном накануне вечером разговоре двух матрешек, живущих у ИЗО уголке. Матрешки горевали о том, что дети никогда не говорят о них, не знают как и где матрешка появилась на свете, не умеют украшать матрешек.

На втором этапе планирования воспитатель задает дошкольникам три вопроса: Что мы знаем о матрешке? Что мы хотим узнать? Сначала проводится общее обсуждение, воспитатель записывает все ответы на большом листе ватмана. Дети размышляют вместе с воспитателем  над тем , кто бы им мог оказать помощь.

На этапе принятия решения воспитатель предлагает, обратиться за помощью в краеведческий музей «Гураненок».

Воспитатель связывается по телефону  с воспитателем познавательного развития и договаривается о встрече. Воспитатель спрашивает: «Кто расскажет нам о способе украшения матрешек и научит их украшать?». Дети  предлагают помощь воспитателя по ИЗО. Воспитатель подбирает информационный материал: книга и альбомы «История Крутца», «Полхов-Майдан», «Матрешки из Сергиев-Пасада».

На этапе выполнения проекта дети посещают музей, где попадают на день рождения матрешки и узнают «Библиографию Матрешки», знакомятся с выставкой матрешек. Длительность проекта две недели. На занятиях по ИЗО деятельности дети узнают технологию изготовления матрешек в селе Палхов- Майдан, знакомятся с элементами росписи матрешек из села Крутец, Полхов-Майдана,. Учатся их выполнять. В группе была организованна мастерская, где дети рассматривали альбомы, матрешек разной формы, по разному украшенных, совместно с воспитателем выполняют элементы росписи на различных формах, готовят деревянные заготовки: обрабатывают их жидким крахмалом, наносят графический рисунок элементов одежды, работают со словарем по темам «Крутец», Полхов-Майдан»,играют  в дидактические игры с элементами росписи, расписывают цилиндры, затем расписывают деревянные матрешки красками. Дети совместно с родителями выполняют домашние задания.

На этапе защиты (презентации) проекта силами музыкального руководителя, воспитателя по ИЗО деятельности, воспитателя познавательного развития было проведено комплексное занятие «Ярмарка»

На этапе оценки результатов воспитатель  с детьми рассмотрели  все поделки, выявили недочеты в их оформлении  и решении не останавливаться на достигнутом  и продолжать осваивать различные виды росписи матрешки, воспитателям было предложено провести аукцион матрешек, но дети решили оставить свои работы в музее «деревянной игрушки «- в группе.

Вывод : Коллективно проектировать можно : утренники, вечера развлечений, дни творчества разной тематики и образовательной направленности, творческие недели (театральная, литературная, здоровья) проведения каникул.

Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно- транслируемые проекты (образовательные программы, концепции развития личности дошкольника).

Библиография.

Е.С.Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»

А.И.Иванова «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ»

Л,Г,Нисканен, О.А.Шаграева, ЕюВ.Родина и др. «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников», Журнал «Логопед» №5, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей через реализацию проектного метода в подготовительной к школе группе (Из опыта работы)

Развитие познавательных способностей через реализацию проектного метода в подготовительной к школе группе(Из опыта работы)С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира...

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

Развитие познавательной деятельности через подвижные игры и упражнения детей раннего возраста по ФГОС

Доклад по своей работе "Развитие познавательной деятельности через подвижные игры и упражнения детей раннего возраста по ФГОС"....

Использование системно – деятельностного подхода в развитии познавательной деятельности дошкольников

В развитии познавательной деятельности мы используем системно – деятельностный подход, который обеспечивает условия для развития инициативы, самостоятельности ребенка в «открытии» но...

Презентация на тему "Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников""

Одним из основных показателей уровня развития умственных и познавательных способностей ребенка считается богатство его речи. Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении...

Консультация «Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников»

Консультация «Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников»...

Использование системно – деятельностного подхода в развитии познавательной деятельности дошкольников

В развитии познавательной деятельности мы используем системно – деятельностный подход, который обеспечивает условия для развития инициативы, самостоятельности ребенка в «открытии» но...