Музыкальная и театрализованная деятельность ребенка в условиях их интеграции.
статья по теме

интеграция образовательных областей в непосредственно-образовательной деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная и театрализованная  деятельность ребенка в условиях их интеграции.

Л.В. Булагина

АНО ДО « Планета детства «Лада» , детский сад № 67 «Радость»

Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования, включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому Одним из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программы дошкольного образования — учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

В соответствии с этим на дошкольной ступени образования одновременно с развитием физических, личностных, интеллектуальных качеств повышается компетентность  ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.

Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие.

Музыка влияет  на  все сферы развития человека. Об этом  свидетельствуют  работы В. С. Соловьева, П, А, Флоренского , И.А. Ильина. В  исполнительстве  ребенок  выражает свое отношение  к окружающему  миру , у него формируется взаимосвязь интеллектуального и эстетического начал. В развитии музыкальной  культуры  и образования внимание главным образом  обращается  на возможности и пути и средства формирования   личности посредством музыки. В настоящее время  в дошкольных учреждениях  широкое распространение получили разнообразные варианты интегрированных занятий познавательного характера, на которых музыка применяется в качестве эмоционального фона или служит иллюстрацией к деятельности детей, в то время как сама музыка является источником познавательной  активности  детей. Так, М, М, Рубинштейн писал о том , что искусство , в частности  музыка , есть необходимое дополнение естества; Д. Д. Кабалевский  отмечал , что детей в известном смысле можно уподобить  путешественникам , собирающимся в далекий путь. Роль музыки как источника знаний, развития познавательных способностей  признавал В. А. Сухомлинский, говоря, о том, что музыка  - источник  мысли. Рассматривая  музыку в контексте  всех средств воспитательного воздействия  на детей , можно  сделать  определенный вывод  о том, что музыкальные  преставления  и интеллектуальные  способности благоприятнее всего развивать  через знакомство дошкольников с природой, чтением и озвучиванием как знакомых, так и незнакомых сказок. Об этом писали В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, В.А. Сухомлинский. Современные образовательные технологии  ставят перед педагогами задачу поисков путей личностно ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие может рассматриваться  только через  систему позитивных отношений , которые , с одной стороны, выражаются  в понимании  педагогом ребенка , с другой  - дают возможность детям  выразить свое « хочу», « могу», проявить активность , творчество, выразить  эмоциональное устремление.

В современном дошкольном воспитании широко применяется принцип интеграции.

В содержание занятий  входят различные виды деятельности детей.При этом акцент сделан на развитие образных представлений       и творческих проявлений, поэтому в качестве заданий  часто предлагаются следующие:

«Придумай образный рассказ», «Песенную импровизацию», «Психогимнастические упражнения», направленные на имитацию детьми различных художественных образов  , различных эмоциональных состояний и саморасслабления.

«Психогимнастическое упражнение»  :

«Разное настроение».

Капризуля мальчик Марк,

Не узнать его никак.

Улыбнется он на миг,

Засияет солнца лик.   ( Н. Померанцева)

Описание:   Дети по очереди мимикой показывают эмоциональное состояние мальчики марка.

Выразительные движения: 1 – 4 ые  такты  - капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз , плечи опущены, Капризная гримаса на лице дополняется движениями поочередно обоими плечами вперед и назад.

5 – 8 –й такты  - хорошее настроение: брови  приподняты , губы тронуты в улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты.  Во время  игры звучит музыка Г. Хакензака « капризуля мальчик Марк».    

         Занятия сопровождаются музыкально – дидактическими играми , которые , с одной стороны, развивают музыкально – сенсорные способности дошкольников, а  с другой, помогают закрепить новые сведения. Умение ребенка через переживание эмоционального содержания музыкальных произведений выражать свое настроение, позволяет ему в дальнейшем рефлексировать  собственное поведение  в театральной деятельности. Взяв за основу  мнение  В. А. Сухомлинского, отмечавшего, что именно  сказка является тем резцом , который оттачивает тончайшие черты индивидуального  мышления ребенка, содержание  занятий представлено в форме сказок.

Ни один утренник не обходился  без сказки или инсценировки. Доброй традицией нашего сада стали ежегодные «Театральные фестивали» и «Недели театра».  Дети   были главными героями в сказках « Полянка», «Федорино горе», « Колобок», « Репка», « Волшебный цветок», « Двенадцать месяцев», «Кошкин дом» и многие др. сказки.

Часто на  музыкальных занятиях проводятся беседы такие как:

 « Музыка и сказка».

Задачи: Создать у детей психологический комфорт от встречи со сказкой; благоприятствовать проявлению эстетических чувств и желания общаться с музыкой.

Оборудование: Атрибуты сказочных персонажей, грамзапись сказок « Петя и волк»

Ход беседы:

 Музыкант предлагает детям пройти в уголок сказок. ( Театральный уголок)

В уголке сказок картинки. Прикрепленные на ширме сказочных героев6 мальчик Петя, волк . утка, птичка . кошка. Герои в различных позах, разные выражения лица. Беседа по содержанию сказки, прослушивание. В конце занятия музыкант предлагает  детям костюмы и другие атрибуты, которые помогут ребятам передать  образ сказочного героя. Дети действуют с атрибутами самостоятельно, пытаются самовыразиться.

На втором занятии при прослушивании сказки дети   вспоминают сюжет, сказочных героев, распределяют по желанию роли, берут необходимые атрибуты.

Включается  сказка, дети действуют по тексту.

Музыкальное занятие и театрализованная деятельность по сказке Муха – Цокотуха.

На первом занятии детям читается  сказка, распределяются роли и происходит обыгрывание произведения.

На следующем занятии слушаются аудио-записи с различными музыкальными произведениями.. Дети определяют , какой сказочный герой из сказки « Муха – Цокотуха» подходит к этой пьесе?        

Предлагается детям  передать движениями, мимикой любого сказочного героя из данной сказки.

На третьем занятии закрепляются полученные навыки.

С помощью клея, цветной бумаги, ткани, ножниц  добавляли недостающих элементов к костюму сказочного героя.

Заканчивается работа показом сказки младшим детям, родителям.

Широко используется такой приём , как сочинение музыкальной сказки.

Заранее подбирается цикл музыкальных произведений. Начинается всё с прослушивания музыкальных произведений, затем ,по желанию, дети показывают придуманную сказку, называют её Дети-зрители  оценивают работу товарищей.

С,Т.Шацкий  при « организации детской жизни» предлагал опираться на выявление личного опыта детей. Н. А. Ветлугина  выделила критерии оценки музыкальных проявлений детей. Проблема  выявления музыкальных способностей и уровня музыкального развития  дошкольника была решена в исследованиях Н.А. Ветлугиной и К. В. Тарасовой.  

         Организуя работу с детьми, следует осуществлять определенный контроль  за  динамикой развития   , видеть способности каждого ребенка, давать роль по способностям, иметь исчерпывающую информацию для своевременной педагогической коррекции и определения эффекта применяемых методов. Средств и форм музыкальной деятельности.

Обогащение и содержательная интеграция образовательных областей , обладающих разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития музыкально - креативных способностей ребенка".

Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие “музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способн...

Развитие ребенка в музыкальной деятельности посредством ИКТ в условиях ФГОС ДО

Развитие ребенка в музыкальной деятельности посредством ИКТ в условиях ФГОС ДО...

Статья «Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития музыкально - креативных способностей ребенка»

Подготовила: музыкальный руководительМДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» города Железногорска Курской областиПрибыльнова Марина Викторовна...

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...

Консультация для родителей "Взаимодействие ДОУ и семьи, как условие развития музыкально - креативных способностей ребенка"

Консультация для родителей "Взаимодействие ДОУ и семьи, как условие развития музыкально - креативных способностей ребенка"...

Семинар практикум для родителей «Музыкальное развитие ребенка в условиях дома, посредствам музыкальных игр»

Музыкально-художественная деятельность — это одно из средств формирования личности ребенка. Одной из главных задач музыкально-художественной деятельности является приобщение детей  к музыка...

Рабочая программа музыкального руководителя ДОУ Музыкальное развитие одаренного ребенка раннего дошкольного возраста в условиях детского сада

Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание – важн...