Музыкальная и театрализованная деятельность ребенка в условиях их интеграции.
статья по теме
интеграция образовательных областей в непосредственно-образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_i_teatralizovannaya_deyatelnost_rebenka_v_usloviyah_ih_integracii.docx | 20.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная и театрализованная деятельность ребенка в условиях их интеграции.
Л.В. Булагина
АНО ДО « Планета детства «Лада» , детский сад № 67 «Радость»
Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования, включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому Одним из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программы дошкольного образования — учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
В соответствии с этим на дошкольной ступени образования одновременно с развитием физических, личностных, интеллектуальных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.
Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие.
Музыка влияет на все сферы развития человека. Об этом свидетельствуют работы В. С. Соловьева, П, А, Флоренского , И.А. Ильина. В исполнительстве ребенок выражает свое отношение к окружающему миру , у него формируется взаимосвязь интеллектуального и эстетического начал. В развитии музыкальной культуры и образования внимание главным образом обращается на возможности и пути и средства формирования личности посредством музыки. В настоящее время в дошкольных учреждениях широкое распространение получили разнообразные варианты интегрированных занятий познавательного характера, на которых музыка применяется в качестве эмоционального фона или служит иллюстрацией к деятельности детей, в то время как сама музыка является источником познавательной активности детей. Так, М, М, Рубинштейн писал о том , что искусство , в частности музыка , есть необходимое дополнение естества; Д. Д. Кабалевский отмечал , что детей в известном смысле можно уподобить путешественникам , собирающимся в далекий путь. Роль музыки как источника знаний, развития познавательных способностей признавал В. А. Сухомлинский, говоря, о том, что музыка - источник мысли. Рассматривая музыку в контексте всех средств воспитательного воздействия на детей , можно сделать определенный вывод о том, что музыкальные преставления и интеллектуальные способности благоприятнее всего развивать через знакомство дошкольников с природой, чтением и озвучиванием как знакомых, так и незнакомых сказок. Об этом писали В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, В.А. Сухомлинский. Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поисков путей личностно ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие может рассматриваться только через систему позитивных отношений , которые , с одной стороны, выражаются в понимании педагогом ребенка , с другой - дают возможность детям выразить свое « хочу», « могу», проявить активность , творчество, выразить эмоциональное устремление.
В современном дошкольном воспитании широко применяется принцип интеграции.
В содержание занятий входят различные виды деятельности детей.При этом акцент сделан на развитие образных представлений и творческих проявлений, поэтому в качестве заданий часто предлагаются следующие:
«Придумай образный рассказ», «Песенную импровизацию», «Психогимнастические упражнения», направленные на имитацию детьми различных художественных образов , различных эмоциональных состояний и саморасслабления.
«Психогимнастическое упражнение» :
«Разное настроение».
Капризуля мальчик Марк,
Не узнать его никак.
Улыбнется он на миг,
Засияет солнца лик. ( Н. Померанцева)
Описание: Дети по очереди мимикой показывают эмоциональное состояние мальчики марка.
Выразительные движения: 1 – 4 ые такты - капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз , плечи опущены, Капризная гримаса на лице дополняется движениями поочередно обоими плечами вперед и назад.
5 – 8 –й такты - хорошее настроение: брови приподняты , губы тронуты в улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты. Во время игры звучит музыка Г. Хакензака « капризуля мальчик Марк».
Занятия сопровождаются музыкально – дидактическими играми , которые , с одной стороны, развивают музыкально – сенсорные способности дошкольников, а с другой, помогают закрепить новые сведения. Умение ребенка через переживание эмоционального содержания музыкальных произведений выражать свое настроение, позволяет ему в дальнейшем рефлексировать собственное поведение в театральной деятельности. Взяв за основу мнение В. А. Сухомлинского, отмечавшего, что именно сказка является тем резцом , который оттачивает тончайшие черты индивидуального мышления ребенка, содержание занятий представлено в форме сказок.
Ни один утренник не обходился без сказки или инсценировки. Доброй традицией нашего сада стали ежегодные «Театральные фестивали» и «Недели театра». Дети были главными героями в сказках « Полянка», «Федорино горе», « Колобок», « Репка», « Волшебный цветок», « Двенадцать месяцев», «Кошкин дом» и многие др. сказки.
Часто на музыкальных занятиях проводятся беседы такие как:
« Музыка и сказка».
Задачи: Создать у детей психологический комфорт от встречи со сказкой; благоприятствовать проявлению эстетических чувств и желания общаться с музыкой.
Оборудование: Атрибуты сказочных персонажей, грамзапись сказок « Петя и волк»
Ход беседы:
Музыкант предлагает детям пройти в уголок сказок. ( Театральный уголок)
В уголке сказок картинки. Прикрепленные на ширме сказочных героев6 мальчик Петя, волк . утка, птичка . кошка. Герои в различных позах, разные выражения лица. Беседа по содержанию сказки, прослушивание. В конце занятия музыкант предлагает детям костюмы и другие атрибуты, которые помогут ребятам передать образ сказочного героя. Дети действуют с атрибутами самостоятельно, пытаются самовыразиться.
На втором занятии при прослушивании сказки дети вспоминают сюжет, сказочных героев, распределяют по желанию роли, берут необходимые атрибуты.
Включается сказка, дети действуют по тексту.
Музыкальное занятие и театрализованная деятельность по сказке Муха – Цокотуха.
На первом занятии детям читается сказка, распределяются роли и происходит обыгрывание произведения.
На следующем занятии слушаются аудио-записи с различными музыкальными произведениями.. Дети определяют , какой сказочный герой из сказки « Муха – Цокотуха» подходит к этой пьесе?
Предлагается детям передать движениями, мимикой любого сказочного героя из данной сказки.
На третьем занятии закрепляются полученные навыки.
С помощью клея, цветной бумаги, ткани, ножниц добавляли недостающих элементов к костюму сказочного героя.
Заканчивается работа показом сказки младшим детям, родителям.
Широко используется такой приём , как сочинение музыкальной сказки.
Заранее подбирается цикл музыкальных произведений. Начинается всё с прослушивания музыкальных произведений, затем ,по желанию, дети показывают придуманную сказку, называют её Дети-зрители оценивают работу товарищей.
С,Т.Шацкий при « организации детской жизни» предлагал опираться на выявление личного опыта детей. Н. А. Ветлугина выделила критерии оценки музыкальных проявлений детей. Проблема выявления музыкальных способностей и уровня музыкального развития дошкольника была решена в исследованиях Н.А. Ветлугиной и К. В. Тарасовой.
Организуя работу с детьми, следует осуществлять определенный контроль за динамикой развития , видеть способности каждого ребенка, давать роль по способностям, иметь исчерпывающую информацию для своевременной педагогической коррекции и определения эффекта применяемых методов. Средств и форм музыкальной деятельности.
Обогащение и содержательная интеграция образовательных областей , обладающих разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития музыкально - креативных способностей ребенка".
Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие “музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способн...
Развитие ребенка в музыкальной деятельности посредством ИКТ в условиях ФГОС ДО
Развитие ребенка в музыкальной деятельности посредством ИКТ в условиях ФГОС ДО...
Статья «Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития музыкально - креативных способностей ребенка»
Подготовила: музыкальный руководительМДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» города Железногорска Курской областиПрибыльнова Марина Викторовна...
Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»
29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом и презентацией на тему:...
Консультация для родителей "Взаимодействие ДОУ и семьи, как условие развития музыкально - креативных способностей ребенка"
Консультация для родителей "Взаимодействие ДОУ и семьи, как условие развития музыкально - креативных способностей ребенка"...
Семинар практикум для родителей «Музыкальное развитие ребенка в условиях дома, посредствам музыкальных игр»
Музыкально-художественная деятельность — это одно из средств формирования личности ребенка. Одной из главных задач музыкально-художественной деятельности является приобщение детей к музыка...
Рабочая программа музыкального руководителя ДОУ Музыкальное развитие одаренного ребенка раннего дошкольного возраста в условиях детского сада
Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание – важн...