статья
статья по теме
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Ширинских Н.И.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Необходимым условием решения данной проблемы является проведение гендерного воспитания, начиная с дошкольного возраста.
Воспитание детей с учетом гендерного подхода целесообразно начинать с трех летнего возраста, так как именно в этом возрасте ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка. Гендерная принадлежность особенно интенсивно формируется в игровой деятельности, а усвоение детьми гендерного поведения происходит в сюжетной игре.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Организация самостоятельной игровой деятельности детей обеспечивает реализацию субъективной позиции девочек и мальчиков в совместной деятельности. Позиция субъекта способствует углублению понимания половой принадлежности “Я -- девочка”, “Я -- мальчик”, развитию представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида игровой деятельности, соответствующей полу ребенка и самостоятельном его осуществлении, эмоционально-положительной направленности общения со сверстниками своего и противоположного пола.
Педагогическим воздействием к сюжетной игре является ненавязчивое, тонкое сопровождение сюжета, где воспитатель может принимать на себя роль, задавать детям вопросы с целью формирования у мальчиков и девочек положительного отношения к их будущей социальной роли в обществе, а также отношения к себе и другим, как к мальчику или девочке.
Мальчики и девочки не умеют организовывать совместную деятельность, которая должна быть взаимодополняющей, а не дублирующей, они не умеют вместе играть. Дети нередко проявляют, особенно девочки, настороженность к другому полу, беспокойство в случае необходимости контактов. Цель сопровождения сюжетно-ролевой игры - это формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки по собственному желанию реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.
В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам (шофер, пожарник, мама и т.д.)
Так, к играм в «семью» проявляют интерес абсолютно все девочки и только незначительная часть мальчиков. Играми в «летчиков», в «пароход», в «строителей» интересуются только мальчики.
Отражая в игре общественное разделение труда, дети подражают взрослым: девочки — женщинам (чаще матери), мальчики — мужчинам. Преобладание интереса к бытовым играм, к ролям «мамы», «врача» объясняется недостаточной точностью представлений девочек о труде женщин в различных отраслях народного хозяйства, непониманием важности и полезности их труда.
Наличие дифференциации интересов мальчиков и девочек свидетельствует о том, что мы не можем навязать детям игру, которая их вовсе не интересует, а должны учитывать реальные интересы и направлять их развитие.
Участие мальчиков в бытовых играх очень полезно в воспитательном отношении. Играя, они упражняются в добрых поступках, учатся помогать маме, заботиться о младших братьях или сестрах. Все это имеет немаловажное значение для воспитания в будущем чувства ответственности перед семьей, качеств хорошего семьянина, заботливого сына, отца, мужа.
В дошкольном учреждении мальчики и девочки воспитываются совместно. Чтобы преодолеть разобщенность между ними, надо организовывать совместные игры, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Мною созданы сюжетно-ролевые игры, такие как «Семья», «Больница», «Шоферы», «Парикмахерская», «Магазин», «Моряки», «Милиционер», «Детский сад», «Прачечная» и т.д. Эти игры помогают детям развивать в себе мужские и женские качества: девочки учатся быть более мягкими, женственными, учатся проявлять заботу по отношению к другим, а мальчики в играх проявляют себя как настоящие мужчины, они учатся быть смелыми, сильными, быть защитниками слабых.
Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) -- у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) -- у девочек.
Одним из ведущих условий для формирования и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинных и фемининных качеств выступает предметно-развивающая среда. Анализ характера выпускаемых для детей игрушек указывает на то, что игрушки, в основном, направлены на удовлетворение типичных игровых наклонностей отдельно мальчиков и девочек. Для мальчиков выпускаются различные машины, технические конструкторы, оружие. Для девочек – разнообразные куклы и предметы ухода за ними, фигурки животных, человечки и т.д. Хороших конструкторов для девочек нет. Наборы мебели для кукол воспроизводят лишь отдельные предметы обстановки, но не позволяют конструировать хозяйство. Так называемые настольные игры имеют соревновательный характер. Однако не встречается игр, в которых девочки и мальчики могли бы участвовать не на основе соперничества, а на основе разделения ролей в интересах достижения общего результата.
Поэтому, в моей группе необходимыми элементами предметно-развивающей среды являются:
• оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (наборы простых инструментов, фрагменты кухонного блока, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья, салфеток и т.п., тазики для стирки кукольного белья, мытья игрушек, шкафы с посудой и др.);
• куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами;
• уголок красоты, позволяющий ребенку самостоятельно без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде;
• уголок ряженья, где имеются костюмы, шляпки, "бабочки", галстуки, цветы, книги и др., обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.
Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.
В работе с родителями в целях повышения их компетентности в вопросах гендерного воспитания проводятся следующие мероприятия: анкетирование по вопросам воспитания девочек и мальчиков; информационный уголок, в котором раскрываются проблемы гендерного воспитания; тематические гостиные. Совместно с родителями создается и постоянно пополняется предметно-развивающая среда. Особое внимание уделяется уголку сюжетно-ролевых игр, в частности ролевым атрибутам для игр мальчиков и девочек.
Таким образом, педагогически правильно организованная в детском саду, семье игровая деятельность детей способствует развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, будущей роли, освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе, умений взаимодействовать, договариваться с противоположным полом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения, а также оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...