ДВИГАТЕЛЬНАЯ СЕНСОРИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ К ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ЗАНЯТИЯМ
статья на тему
Предварительный просмотр:
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СЕНСОРИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА
У ДОШКОЛЬНИКОВ К ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ЗАНЯТИЯМ
Кузнецова С.В.
АНО ДО «Планета детства «Лада» ДОУ № 67 «Радость» г.Тольятти
Актуальность проблемы физического развития и сохранения здоровья детей как никогда остра, состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным официальной статистической отчетности, представленной участникам XVI Конгресса педиатров России 24-27 февраля 2012 г. за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34 процента, а детей в возрасте 15-17 лет - на 65 процентов. Уровень физического развития детей снижается, поэтому необходимо совершенствовать организационно-методические аспекты физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, находя новые формы.
Двигательная сенсорика – это сенсорное развитие детей через движение. В дошкольный период детства продолжают формироваться и развиваться все анализаторы, поэтому сенсорное воспитание считается одним из приоритетных направлений в развитии ребенка. Мысль о наличии двигательного анализатора была высказана еще И.М.Сеченовым, который считал, что «мышечное чувство» не только усиливает все другие ощущения, но и объединяет их, является определяющим при развитии координации движений. Исследования В.М.Бехтерева, Д.Селми, Т.П.Хризман, М.И.Звонаревой доказывают значимость соматосенсорной системы организма, т.к. ее рецепторы расположены в коже, воспринимают прикосновение, давление, вибрацию, тепло, холод, боль, ученые определили, что в эту систему поступают сигналы от проприорецепторов, воспринимающих движение в суставах и мышцах. Поэтому наряду с развитием таких сенсорных систем организма, как зрительной, слуховой, вестибулярной, вкусовой, обонятельной необходимо целенаправленно развивать и соматосенсорную. Из-за отсутствия притока сенсорной информации нервные клетки проекционной коры не развиваются. Для овладения новыми движениями большое значение приобретают уже имеющиеся связи. Поэтому, чем богаче и разнообразнее двигательный режим ребенка, тем легче и правильнее он будет выполнять новые двигательные действия.
Для дошкольного возраста можно выделить девять этапов сенсорики, которые будут определять систему планирования основных видов движений и физических упражнений при приведении физкультурных занятий, утренних гимнастик, побудок после дневного сна и других форм проведения физкультурно-оздоровительной работы.
Принципиально важно, чтобы каждый этап внедрялся только после полного освоения предыдущего этапа. Реализация всех девяти этапов возможна в подготовительной к школе группе. На различных этапах двигательной сенсорики дети осваивают сложные координационные движения, у них последовательно развиваются быстрота, ловкость и выносливость.
Этапы двигательной сенсорики
Этап 1 - развитие двигательной памяти у детей (многократное повторение одного и того же движения или комплекса упражнений, не меняя своего положения в пространстве).
Этап 2 - обострение мышечного чувства (выполнение отдельных упражнений с закрытыми глазами): стойка на одной ноге с закрытыми глазами; стойка на одной ноге с закрытыми глазами после предварительного выполнения поворотов.
Этап 3 - развитие чувства равновесия (после полного освоения движения или комплекса дети выполняют его на ограниченной площади опоры - кубик, дощечка):
- для младших дошкольников используются предметы шириной на уровне плеч ребенка и не выше 5 см от пола;
- для старших дошкольников подбирают предметы не выше 10 см от пола, так, чтобы вся стопа находилась на поверхности дощечки или кубика.
Этап 4 - развитие чувства правильного положения тела (способствует формированию правильной осанки и укреплению мышц спины) - выполнение упражнений и комплексов с мешочком на голове (вес мешочка определяется возрастом ребенка).
Этап 5- развитие чувства пространства (выполнение упражнений и комплексов с предметами разного размера и веса):
- с мелкими предметами (мячами, кольцами, игрушками, кубиками, гантелями, кистевыми эспандерами и т.д.) в каждой руке;
- со средними предметами (физкультурное и спортивное оборудование подходящего, т.е. среднего размера);
- большими предметами (мячами, палками, обручами).
Этап 6 - развитие чувства пространственно-временных характеристик (выполнение упражнений и комплексов под музыку в разном темпе):
- разучивание упражнений и комплексов в медленном темпе;
- выполнение движений с постепенным ускорением;
- выработка навыка быстрого реагирования на изме-
нения темпа, выполнение движений под музыку в
меняющемся темпе.
Этап 7- развитие пространственной ориентации - выполнение упражнений и комплексов: в ходьбе, в беге, в положении сидя, лежа на животе, лежа на боку.
Этап 8 - развитие чувства координации - выполнение упражнений и комплексов;
- сидя с предметами;
- лежа с предметами;
- стоя с мешочком на голове и с предметом;
- стоя на ограниченной площади с предметом;
- в ходьбе с предметом;
- в беге с предметом.
Этап 9 развитие творчества (конструирование движений) - на основе знакомых движений ребенок создает движение:
- придумывание движений с опорой на метод «эмпатии», «аналогии»;
- выполнение одного и того же движения под музыку с
разным темпом придумывание движений с опорой на
метод «фантазирования».
Примерная схема набора упражнений для утренней гимнастики с учетом этапов двигательной сенсорики в старшей группе на 1 квартал приведена в таблице.
сентябрь | октябрь | ноябрь | ||||||||||
Содержание | 1н | 2н | 3н | 4н | 1н | 2н | 3н | 4н | 1н | 2н | 3н | 4н |
Исходное положение при выполнении упражнений | ||||||||||||
И.п.: стоя (разучивание упражнений) | * | * | ||||||||||
И.п.: стоя на одной ноге, в комплексе менять ногу. | * | * | ||||||||||
И.П.: стоя на ограниченной опоре | * | * | ||||||||||
И.п.: стоя на коленях (заменяя перемещения движениями рук) | * | * | ||||||||||
И.п.: сидя | * | * | ||||||||||
И.п.: лежа на животе | * | |||||||||||
И.п.: лежа на боку | * | |||||||||||
Упражнения с предметами | ||||||||||||
С мешочком на голове (отдельные упражнения) | * | |||||||||||
С массажными мячиками в руках (грецкими орехами и др. мелкими предметами). | * | * | * | * | ||||||||
С маленькими мячами в каждой руке. | * | * | ||||||||||
Со средними мячами, держа их двумя руками. | * | |||||||||||
С большими мячами. | * | |||||||||||
С гантелями. | * | * | ||||||||||
С цветными ленточками. | ||||||||||||
Сочетание предмета и дозированного воздействия на мелкие мышцы кисти | ||||||||||||
С кистевым эспандером | * | * | ||||||||||
С широкой резинкой (сшить концы) | * | * | ||||||||||
С резиновым бинтом | * | |||||||||||
Выполнение комплекса под более быструю музыку (или на каждый счет) | * | |||||||||||
Выполнение комплекса в ходьбе | * | |||||||||||
Выполнение комплекса в беге | * | |||||||||||
Комбинированное воздействие | ||||||||||||
Сидя с предметом | * | |||||||||||
Лежа с предметом в руках | * | |||||||||||
Держать предмет ногами | * | |||||||||||
Стоя с мешочком на голове и с предметом в руках (отдельное упражнение) | * | |||||||||||
Стоя на ограниченной площади с предметом в руках (отдельное упражнение) | * | |||||||||||
В ходьбе с предметом | * | |||||||||||
В беге с предметом | * | |||||||||||
Конструирование, придумывание своих движений | * | * | * |
Такой подход позволяет ребенку осознанно выполнять упражнения, так как они ему хорошо знакомы, повышает общий эмоциональный настрой детей, вызывает интерес к физической культуре, и позволяет дошкольнику проявить творчество в самостоятельной двигательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СЕНСОРИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА
сенсорное развитие детей через движение...
«Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности»
Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности....
Двигательная активность дошкольников на физкультурном занятии
Как вычислить общую и моторную плотность физкультурного занятия в детском саду, как рассчитать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений ребенка, методы и приемы регулирования двигательной а...
Опыт работы «Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности»
Опыт работы Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности....
Консультация для воспитателей «Физкультурные минутки как средство снятия утомления дошкольников во время занятий».
двигательная активность во время занятий в доу...
Сенсорно-двигательные игры как средство повышения мотивации у дошкольников с ОВЗ к физкультурным занятиям
Материал полезен для воспитателей, инструкторов по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ....
Двигательная активность как средство полноценного развития дошкольников
Двигательная активность как средство полноценного развития дошкольников...