ДВИГАТЕЛЬНАЯ СЕНСОРИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ К ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ЗАНЯТИЯМ
статья на тему

Развитие детей через движение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

ДВИГАТЕЛЬНАЯ СЕНСОРИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА

У ДОШКОЛЬНИКОВ К ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

Кузнецова С.В.

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДОУ № 67 «Радость» г.Тольятти


Актуальность проблемы физического развития и сохранения здоровья детей как никогда остра, состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным официальной статистической отчетности, представленной участникам XVI Конгресса педиатров России 24-27 февраля 2012 г. за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34 процента, а детей в возрасте 15-17 лет - на 65 процентов. Уровень физического развития детей снижается, поэтому необходимо совершенствовать организационно-методические аспекты физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, находя новые формы.

Двигательная сенсорика – это сенсорное развитие детей через движение. В дошкольный период детства продолжают формироваться и развиваться все анализаторы, поэтому сенсорное воспитание считается одним из приоритетных направлений в развитии ребенка. Мысль о наличии двигательного анализатора была высказана еще И.М.Сеченовым, который считал, что «мышечное чувство» не только усиливает все другие ощущения, но и объединяет их, является определяющим при развитии координации движений. Исследования В.М.Бехтерева, Д.Селми, Т.П.Хризман, М.И.Звонаревой доказывают значимость соматосенсорной системы организма, т.к. ее рецепторы расположены в коже, воспринимают прикосновение, давление, вибрацию, тепло, холод, боль, ученые определили, что в эту систему поступают сигналы от проприорецепторов, воспринимающих движение в суставах и мышцах. Поэтому наряду с развитием таких сенсорных систем организма, как зрительной, слуховой, вестибулярной, вкусовой, обонятельной необходимо целенаправленно развивать и соматосенсорную. Из-за отсутствия притока сенсорной информации нервные клетки проекционной коры не развиваются. Для овладения новыми движениями большое значение приобретают уже имеющиеся связи. Поэтому, чем богаче и разнообразнее двигательный режим ребенка, тем легче и правильнее он будет выполнять новые двигательные действия. 

Для дошкольного возраста можно выделить девять этапов сенсорики, которые будут определять систему планирования основных видов движений и физических упражнений при приведении физкультурных занятий, утренних гимнастик, побудок после дневного сна и других форм проведения физкультурно-оздоровительной работы.

Принципиально важно, чтобы каждый этап внедрялся только после полного освоения предыдущего этапа. Реализация всех девяти этапов возможна в подготовительной к школе группе. На различных этапах двигательной сенсорики дети осваивают сложные координационные движения, у них последовательно развиваются быстрота, ловкость и выносливость.

Этапы двигательной сенсорики

Этап 1 - развитие двигательной памяти у детей (многократное повторение одного и того же движения или комплекса упражнений, не меняя своего положения в пространстве).

Этап 2 - обострение мышечного чувства (выполнение отдельных упражнений с закрытыми глазами): стойка на одной ноге с закрытыми глазами; стойка на одной ноге с закрытыми глазами после предварительного выполнения поворотов.

Этап 3 -  развитие чувства равновесия (после полного освоения движения или комплекса дети выполняют его на ограниченной площади опоры - кубик, дощечка):

- для младших дошкольников используются предметы  шириной на уровне плеч ребенка и не выше 5 см от пола;

- для старших дошкольников подбирают предметы не выше 10 см от пола, так, чтобы вся стопа находилась на поверхности дощечки или кубика.

Этап 4 -  развитие чувства правильного положения тела (способствует формированию правильной осанки и укреплению мышц спины) - выполнение упражнений и комплексов с мешочком на голове (вес мешочка определяется возрастом ребенка).

Этап 5- развитие чувства пространства (выполнение упражнений и комплексов с предметами разного размера и веса): 

- с мелкими предметами (мячами, кольцами, игрушками, кубиками, гантелями, кистевыми эспандерами и т.д.) в каждой руке;

- со средними предметами (физкультурное и спортивное оборудование подходящего, т.е. среднего размера);

- большими предметами (мячами, палками, обручами).

Этап   6 - развитие чувства пространственно-временных характеристик (выполнение упражнений и комплексов под музыку в разном темпе):

- разучивание упражнений и комплексов в медленном темпе;

- выполнение движений с постепенным ускорением;

- выработка навыка быстрого реагирования на изме-
нения темпа, выполнение движений под музыку в
меняющемся темпе.

Этап   7-  развитие пространственной ориентации - выполнение упражнений и комплексов: в ходьбе, в беге, в положении сидя, лежа на животе, лежа на боку.

Этап 8 - развитие чувства координации - выполнение упражнений и комплексов;

- сидя с предметами;

- лежа с предметами;

- стоя с мешочком на голове и с предметом;

- стоя на ограниченной площади с предметом;

- в ходьбе с предметом;

- в беге с предметом.

        Этап 9 развитие творчества (конструирование движений) - на основе знакомых движений ребенок создает движение:

- придумывание движений с опорой на метод «эмпатии», «аналогии»;

- выполнение одного и того же движения под музыку с
разным темпом придумывание движений с опорой на
метод «фантазирования».

Примерная схема набора упражнений для утренней гимнастики с учетом этапов двигательной сенсорики в старшей группе на 1 квартал приведена в таблице.

сентябрь

октябрь

ноябрь

Содержание

Исходное положение при выполнении упражнений

И.п.: стоя (разучивание упражнений)

*

*

И.п.: стоя на одной ноге, в комплексе менять ногу.

*

*

И.П.: стоя на ограниченной опоре

*

*

И.п.: стоя на коленях (заменяя перемещения движениями рук)                        

*

*

И.п.: сидя

*

*

И.п.: лежа на животе

*

И.п.: лежа на боку

*

Упражнения с предметами

С мешочком на голове (отдельные упражнения)            

*

С массажными мячиками в руках (грецкими орехами и др. мелкими предметами).

*

*

*

*

С маленькими мячами в каждой руке.

*

*

Со средними мячами, держа их двумя руками.

*

С большими мячами.

*

С гантелями.

*

*

С цветными ленточками.

Сочетание предмета и дозированного воздействия на мелкие мышцы кисти

С кистевым эспандером

*

*

С широкой резинкой (сшить концы)

*

*

С резиновым бинтом

*

Выполнение комплекса под более быструю музыку (или на каждый счет)

*

Выполнение комплекса в ходьбе

*

Выполнение комплекса в беге                            

*

Комбинированное воздействие

Сидя с предметом

*

Лежа с предметом в руках

*

Держать предмет ногами

*

Стоя с мешочком на голове и  с предметом в руках (отдельное упражнение)

*

Стоя на ограниченной площади с предметом в руках (отдельное упражнение)

*

В ходьбе с предметом

*

В беге с предметом

*

Конструирование, придумывание своих движений

*

*

*

        Такой подход позволяет ребенку осознанно выполнять упражнения, так как они ему хорошо знакомы,  повышает общий эмоциональный настрой детей, вызывает интерес к физической культуре, и позволяет  дошкольнику проявить творчество в самостоятельной двигательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДВИГАТЕЛЬНАЯ СЕНСОРИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА

сенсорное развитие детей через движение...

«Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности»

Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности....

Двигательная активность дошкольников на физкультурном занятии

Как вычислить общую и моторную плотность физкультурного занятия в детском саду, как рассчитать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений ребенка, методы и приемы регулирования двигательной а...

Опыт работы «Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности»

Опыт работы Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности....

Сенсорно-двигательные игры как средство повышения мотивации у дошкольников с ОВЗ к физкультурным занятиям

Материал полезен для воспитателей, инструкторов по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ....

Двигательная активность как средство полноценного развития дошкольников

Двигательная активность как средство полноценного развития дошкольников...