Дидактические игры в обучении дошкольников
статья по теме

Тихонова Ирина Сергеевна

 

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. В этот период развития ребенка  идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. На протяжении детства, вместе с взрослыми и под его руководством ребенок познает окружающий мир, овладевает знаниями и умениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры в обучении дошкольников.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. В этот период развития ребенка  идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. На протяжении детства, вместе с взрослыми и под его руководством ребенок познает окружающий мир, овладевает знаниями и умениями.

Для достижения отличных результатов в развитии детей, взрослому, нужно потрудиться, а чтобы этот труд не был в тягость детям, надо обратить его в игру.

Игра – основное и любимое занятие детей, их работа. В игре часто «сложное»  становится доступным, интересным.

Проработав, много лет в детском саду я заметила, что многие виды знаний, которые ребенок не может понять на основе словесного объяснения взрослого, он легко усваивает, если эти знания преподать ему в виде игры.

Мною накоплен большой практический опыт по организации дидактических игр и использованию их в организованной и  самостоятельной деятельности воспитанников.

Для формирования у детей интереса к познанию нового,  использую разнообразные дидактические игры. Отбирая их, детально продумываю, как выполнить программную задачу, какая игра будет способствовать развитию умственных способностей, а какая воспитанию личностных качеств детей, сохраняя при этом игровое действие. Особое внимание обращаю на присутствии элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. Например, после прохождения темы «Овощи» организуется игра «Магазин», где предлагается детям купить те овощи, из которых можно приготовить борщ или сделать винегрет. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Такие игры  помогают детям быстро и непроизвольно  усваивать знания  и умения в практической деятельности, что обеспечивает лучшее запоминание учебного материала.

Особое место отвожу дидактической игре на закрепление изученного материала, предлагая детям решить поставленные задачи на разном дидактическом материале.   Так в целях упражнения детей  в различении деревьев организуется игра «Детки на ветке». Группе ребят раздаются карточки - плоды (желудь, плод клена и т.д.), затем показывается ветка дерева и задается вопрос: «У кого детки этой ветки?». Играющие дети, у которых есть плоды указанного дерева, показывают их, а другие  дети называют плод и дерево, на котором он растет. По другому варианту игры более легкому - раздаются детям плоды и  спрашивается у них: «У кого детки с сосновой ветки?», «У кого детки с кленовой ветки?» и т.п.

Такой способ работы позволяет выявлять индивидуальные особенности детей, учит действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает сообразительность, их творческие возможности и способности, умению анализировать, делать выводы и умозаключения, самостоятельно и творчески решать поставленную задачу.

Используюся дидактические игры и в самостоятельной деятельности детей, не допуская, чтобы они проходили только ради развлечения детей. Заранее подбирается  материал, продумывается  на кого из детей необходимо обратить особое внимание. Например, после экскурсии на кухню, организовываеются игры «Ждем гостей», «Именины куклы» в процессе которых дети вспоминают правила этикета, названия посуды. Здесь посуда уже не является основным средством обучения, а рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения. В этих играх стараюсь сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от результата, учу применять знания в новой обстановке, углубляя познавательные интересы воспитанников. Такие игры помогают обобщить и закрепить знания, полученные детьми в непосредственно организованной  и в повседневной жизни деятельности.

Одно из необходимых условий такой работы с дошкольниками является системность, т.е. наличие системы игр с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием; с определенными дидактическими задачами, игровым действием и правилами. Отдельно взятые игры могут быть очень интересны но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.

Таким образом, руководствуясь общими требованиями, я пришла к выводу, что дидактическую игру следует культивировать на всем протяжении дошкольного детства для всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение дидактической игры в обучении дошкольников безопасному поведению на дороге

Самое  ценное для взрослых – здоровье и жизнь ребенка, поэтому и в нашем в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города уделяется большое внимание.Как рассказать дошкольника...

«Дидактические игры в обучении дошкольника основам математики».

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ис...

Подвижные и дидактические игры по обучению дошкольников ПДД

В материале представлены подвижные и дидактические игры, с помощью использования которых, дети в игровой форме будут обучаться правилам дорожного движения....

Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии

Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии...

Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы

Представлен перечень игр для совместной деятельности педагога с воспитаниками при обучении игре в шахматы....