Сохранение психологического здоровья детей 1-3 лет через образовательную деятельность «коммуникация».
методическая разработка (младшая группа) по теме
Сохранение психологического здоровья ребенка является актуальной проблемой современного общества, то есть это способность к адекватному поведению и деятельности, умение справляться с психотравмирующими факторами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для воспитателей раннего возраста | 167.5 КБ |
Копилка игр для снятие психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение психологического здоровья детей 1-3 лет
через образовательную деятельность «коммуникация».
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Содержание образовательной области
«Здоровье» направлено:
на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание образовательной области
«Коммуникация» направлено:
на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Сохранение психологического здоровья ребенка является актуальной проблемой современного общества, то есть это способность к адекватному поведению и деятельности, умение справляться с психотравмирующими факторами.
Мозговой штурм: «Признаки психоэмоционального напряжения»:
- Трудности засыпания и беспокойный сон;
- Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла;
- Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность;
- Рассеянность, невнимательность;
- Отсутствие уверенности в себе (ребенок чаще обычного ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним);
- Проявления упрямства;
- Вредные привычки (сосет палец, грызет ногти), плохой аппетит;
- Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх других.
Игра "Эхо". (Цель этого упражнения - настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.)
Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: "Вася, Вася", а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом все по очереди назовут и прохлопают свое имя.
Игра: «Подари ласковушку»
Источник: Г.Б. Монина, Е.В. Ларечина «Игры для детей от года до трех лет». – СПб.: Речь, 2008. Стр.
Описание: Ребенок, родитель и педагог сидят в кругу. Педагог рассказывает историю про ласковушку. Это приятные, добрые прикосновения. Затем показывает, как можно подарить ласковушку соседу, и предлагает ребенку подарить приятные прикосновения, кому захочет.
Игра:«Шумелка»Предложите детям поиграть в «Волка и поро-Цсят», «Волка и козлят», «Волка и зайчиков»,«Лису и курочек», «Пчелок и медведя», «Кота и мышей» — в зависимости от того, какую сказку им недавно читали или рассказывали. Игра заключается в том, что дети, изображающие поросят, козлят, курочек, пчел или мышей, шумом отпугивают непрошенного гостя (волка, лису, медведя или кота, которого изображает воспитатель).Например, воспитатель говорит: «Давайте вы будете курочки, а я — лиса. Курочки гуляют по двору, а лиса подкрадывается, чтобы поймать курочку. Чтобы прогнать лису, курочки шумят, хлопают крыльями, кудахчут, стучат лапками — вот так», — и показывает детям, как шумят курочки. Затем объявляет: «Курочки гуляют», — дети спокойно ходят по группе. Далее воспитатель изображает крадущуюся лису и говорит: «Вот крадется лиса», — и добавляет от имени лисы: «Сейчас я поймаю курочку!» Дети начинают шуметь, и «лиса» с испуганными возгласами убегает.В зависимости от выбранного сюжета дети изображают разных животных: козлята бодаются, зайчики могут барабанить ладошками, кулачками, кубиками, формочками по столу или по полу, пчелки жужжат и летают, — и все громко кричат.
Игры с водой. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей.
Игры с песком, сыпучими материалами. Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
- при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;
- развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
- с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Таким образом, что игры на снятие психоэмоционального напряжения могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды и «аурой радости» в группах раннего возраста. Такие игры оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Предварительный просмотр:
Примерный список игр
Игры с водой | Игры с песком | Игры с сыпучими материалами |
переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой); наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку, водяные мельницы…); веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом); тонет – не тонет (игры на экспериментирование); игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”; игры с заводными плавающими игрушками, мельницей; игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря). Игры- эксперименты ( «поймай льдинку», «что как плавает» (набор предметов из разных материалов – резиновая уточка, пластмассовый кораблик, бумажная лодочка, фигурки из пенопласта, деревянная палочка) Сюжетно-отобразительные игры (купание игрушек, стираем-маме помогаем, разливаем суп…) | по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны; скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком); Строительство пирамидок Рисуем палочками на песке Пересыпание песка из ладошки в ладошку Пересыпание с мельницы Сырой – печем печенье Игры с палочками Закапывание, раскапывание игрушки в песке Строительство дорожки, горки Укладывание дорожек из камушков на песке | просеивание (горох, манка, сито); пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик); перекладывание круп (ложкой, рукой, стаканом); перебирание (например, смешаны горох и фасоль); прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема); поднос с манкой: – рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель… – нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток; – оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы; -использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные). |
«Как сохранить психологическое здоровье детей?»
Сохранение психологического здоровья ребенка является актуальной проблемой современного общества, то есть это способность к адекватному поведению и деятельности, умение справляться с психотравмирующими факторами.
Психотравмирующие факторы:
- Частое использование в лексике приказных фраз, повелительного наклонения, оскорблений в общении с ребенком;
- Постоянные замечания, особенно мелочные;
- Ругань, крик, раздражительность в присутствии ребенка;
- Непоследовательные требования взрослых (один разрешает, другой запрещает);
- Частые или длительные «отлучки» родителей;
- Частая неблагоприятная оценка взрослыми какого-либо вида деятельности ребенка (маме не понравился рисунок, а ребенок ждал одобрения);
- Когда неблагоприятная оценка со стороны значимого взрослого переноситься на оценку личности ребенка («Из тебя никогда не выйдет художник, потому что ты бездарь!»);
- Частое сравнение ребенка с другими не в его пользу («Смотри, Маша умеет застегивать сандалики, а ты?! Все дети, как дети, а ты?!»);
- Завышенные требования к ребенку.
Признаки психоэмоционального напряжения:
- Трудности засыпания и беспокойный сон;
- Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла;
- Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность;
- Рассеянность, невнимательность;
- Отсутствие уверенности в себе (ребенок чаще обычного ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним);
- Проявления упрямства;
- Вредные привычки (сосет палец, грызет ногти), плохой аппетит;
- Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх других.
Профилактика психоэмоционального напряжения:
- Доброжелательное, теплое, приветливое общение с ребенком;
- В лексике чаще использовать сослагательное наклонение, местоимение МЫ;
- Бережное отношение к любым проявлениям эмоциональности ребенка;
- Чаще хвалите ребенка за любые проявления самостоятельности и правильного поведения;
- Создайте в семье спокойную, дружественную атмосферу;
- Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в них;
- Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно;
- Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: рисуйте, лепите, конструируйте;
- Хвалите и ругайте один раз за один поступок;
Игры для детей раннего возраста по физической релаксации и снижение мышечного тонуса
- Разговаривайте с ребенком ласковым тихим голосом, поглаживая его по головке, приговаривая потешку.
Для девочек:
Ах,ты моя, девочка.
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Для мальчиков:
Ой, ты мой, сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.
- Легко и ритмично потрясите поочередно ручки ребенка. Можно поднести к ним трясущийся мяч «бам-бол-бол» (пусть ребенок почувствует вибрацию мяча). При этом приговаривайте:
Под ладонями горячих,
Озорных ребячьих рук,
Непоседа, резвый мячик,
Заплясал, запрыгал вдруг.
- Легким похлопыванием ладонью ребенка о свою ладонь, расслабьте ручку малыша, приговаривая:
Дай ладошечки, моя крошечка,
Мы похлопаем по ладошечкам!
На, ладошечку, моя крошечка,
Мы похлопаем по ладошечке.
Или
Лады-ладуси
Были у бабуси,
Ели кренделек,
Пили киселек,
Взяли на закуску
Хлеб да капустку,
Взяли на дорожку
Пышную лепешку,
Да в придачу из печи
Маковые калачи.
Не хотите калачей?
- «Поехали-поехали». Посадите малыша к себе на колени, покачивая его и приговаривая:
Мы ехали, ехали
В лес за орехами.
По кочкам, по кочкам
В ямку бу-у-у-х!
Затем медленно раздвиньте ноги, чтобы малыш слегка провалился между ними.
- Поочередно разгибайте пальчики малыша, приговаривая:
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья!
- «Зайка»
Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел.
Сидит, грызет.
Иди прочь — хозяин идет!
Игры должны вызывать у ребенка эмоционально-радостное настроение. Желательно использовать невербалику: гримасы, смешные позы, жесты.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 34 «Теремок»
Города Димитровграда Ульяновской области
Копилка игр
для снятие психоэмоционального
напряжения у детей раннего возраста
Материал подготовил:
Педагог-психолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Решение вопросов сохранения психологического здоровья детей в процессе первичной адаптации к дошкольному образовательному учреждению"
Методическая разработка родительского собрания в форме презентации для родителей будущих дошкольников....
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....
Семинар для воспитателей «Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступаю...
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...
Сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.
формирование здорового образа жизни у родителей, как ценности. Выступление на педсовете....
«Формирование семейных ценностях у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития через совместную деятельность с семьями»
Игра с педагогами через решение кроссворда по теме "Физкультурно - оздоровительная работа в режиме дня"...
Отчёт по проекту "Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития, через совместную деятельность с семьями воспитанников"
Сохранение и укрепление здоровья детей через совместную деятельность с семьями....