Инновационные технологии ДОУ
методическая разработка (старшая группа) по теме

Ефимова Лидия Сергеевна

В помощь воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovacionnye_tehnologii_dou.docx10.62 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

- постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

- подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

- оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

- заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника. Технологический подход, т.е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника.


№п/п

Наименование и характеристика

Кем и где осуществляются

В чем проявляется

Результативность (критерии оценки применения технологий)

1.

Здоровьесберегающие технологии

Медико-профuлактические

Обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Осуществляются педагогическими сотрудниками под руководством медицинского персонала ДОУ

  1. организация мониторинга здоровья дошкольников
  2. разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья
  3. организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания
  4. организация профилактических мероприятий в детском саду
  5. организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов
  6. организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
  1. Понижение заболеваемости
  2. Повышение посещаемости

Физкультурно-оздоровительные

Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком

  1. развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
  2. закаливание,
  3. дыхательная гимнастика,
  4. массаж и самомассаж,
  5. профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
  6. оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах,
  7. воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
  1. повышение уровня развития физических качеств
  2. понижение заболеваемости

Технологии обеспечения эмоционально-психологического благополучия ребенка

- технологии, направленные на психическое  развитие и укрепление здоровья  ребенка

Осуществляется воспитателями ДОУ, педагогом-психологом в совместной деятельности и в индивидуальных занятиях

  1. организация комфортной психологической среды
  2. организация совместных игр с детьми и взрослыми
  3. обеспечение коммуникативного взаимодействия детей в процессе деятельности
  4. профилактика и коррекция поведенческих отклонений
  1. Развитие психических процессов детей
  2. Повышение посещаемости

№п/п

Наименование и характеристика

Кем и где осуществляются

В чем проявляется

Результативность (критерии оценки применения технологий)

Технологии валеологического просвещения -

технологии воспитания культуры здоровья дошкольников

Осуществляются педагогами ДОУ  в условиях организованных форм работы: на занятиях, прогулке, совместной деятельности

  1. воспитание осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека
  2. накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его
  3. обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи
  1. уровень знаний валеологической направленности

2.

Личностно-ориентированные технологии

Технологии, направленные на разностороннее и творческое развитие ребенка

Осуществляется воспитателями и специалистами ДОУ в условиях личностно-ориентированного пространства. Отмечается характерная позиция взрослого по отношению  к ребенку: вместе с ребенком, а не над ним.

  1. Организация предметно-развивающего пространства
  2. Организация многовариантного игрового пространства
  3. Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка
  4. обеспечение бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка
  5.  реализация имеющихся природных потенциалов личности
  1. Создание развивающего пространства
  2. Мониторинг динамики развития каждого ребенка

Гуманно-личностные технологии

Направленные  на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения

Осуществляется воспитателями ДОУ в организации общения без принуждения, проявлении  всестороннего уважения  и любви к ребенку

  1. Обеспечение комфортной  индивидуальной развивающей среды (мягкая мебель, много растений, комната или уголок психологической разгрузки, игрушки для индивидуальных игр, кабинет для долечивания)
  1. Мониторинг социального –психологического благополучия детей

Технологии сотрудничества

Направлены на реализацию  принципа демократизации дошкольного образования

Осуществляется воспитателями и специалистами ДОУ в совместной деятельности с детьми. Проявляется как  равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок»

  1. Совместные игры
  2. Совместное изготовление  пособий, игрушек, подарков к праздникам
  3. Совместная творческая деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
  1. Организация кружковой работы

№п/п

Наименование и характеристика

Кем и где осуществляются

В чем проявляется

Результативность (критерии оценки применения технологий)

3.

Проблемно-поисковые технологии

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

технология творчества направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи

Автор Г.С. Альтшуллер

Осуществляется педагогами ДОУ в организованных формах обучения: занятиях, проблемных ситуациях

  1. Активизация мыслительной деятельности и развитие креативности мышления  через выявление и разрешение противоречий
  1. Уровень креативности мышления

РТВ (развитие творческого воображения)

направлено на управление воображением с целью создания новых образов

Осуществляется педагогами ДОУ на занятиях по развитию речи, изодеятельности,  ФЭМП, ознакомлению с окружающим, экологии, в  совместной деятельности

  1. Формирование оригинальности мышления, уход от стереотипов мышления путем выполнения творческих нестандартных  заданий
  2. Разрешение нестандартных проблем
  1. Уровень развития  творческого воображения

Детское экспериментирование

Осуществляется педагогами  в условиях специально организованной среды

  1. Активизация мыслительной деятельности через выдвижение и перебор гипотез
  2. Разрешение проблемных ситуаций путем рассуждения  на основе наблюдений
  3. Самостоятельный поиск решения проблемы

Проектная деятельность

(интегрированный метод) направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Является и формой организации образовательного пространства и одновременно  методом развития творческого познавательного мышления

Осуществляется педагогами ДОУ, родителями и воспитанниками как в организованных формах обучения, так и в совместной и самостоятельной  деятельности

  1. Комплексно-тематический, всесторонний подход к организации обучения
  2. Развитие исследовательской деятельности детей
  3. Разрешение проблемных ситуаций путем коллективного поиска решения
  1. Коллективные работы
  2. Совместные постановки

№п/п

Наименование и характеристика

Кем и где осуществляются

В чем проявляется

Результативность (критерии оценки применения технологий)

4.

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии 

Направлены на создание единого информационного пространства образовательного учреждения

Осуществляется воспитателями и специалистами ДОУ в профессиональной деятельности

  1. Создание информационной среды,
  2. обучение педагогов ИКТ,
  3. занятий с детьми с использованием ИКТ,
  4. создание сайта ДОУ
  1. информирование родителей и общественности; распространение передового опыта через сайт ДОУ
  2. методические наработки к занятиям с использованием ИКТ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные  технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».

В сов   В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...

Описание инновационного опыта «Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Описание инновационного опыта«Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...