Программа
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся посредством хореографии . В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Дети осваивают музыкально – танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа движениями.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия хореографией : укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей; развивают силу, гибкость, ловкость, быстроту и координацию движений; способствуют формированию интереса к занятиям спортом и физической культурой; формируют жизненно важные навыки : правильную походку, красивую осанку.
Программа предназначена для занятий по хореографии в детском саду, для детей 5-7 лет.
Предмет «Хореография» является профилирующей дисциплиной в цикле предметов по эстетике, введенных в дошкольном образовательном учреждении.
Цель программы: формирование знаний в области хореографической культуры, развитие исполнительских способностей детей.
Кроме того, приобщение детей к искусству танца позволяет не только постичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важных проблем эстетического воспитания детей - приобщение их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.
Дополнительная программа составлена на основе программы «Ладушки» 1998 года питерских авторов И. Каплуновой, И. Новооскольцевой ориентирована на возраст от трех лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем .Каждое хореографическое занятие имеет четкое построение: · музыкально-ритмическое движение; развитие чувства ритма, музицирования; пальчиковая гимнастика; пляски, игры, хороводы.
Содержание материала программы рассчитано на один год обучения. Занятие проводится два раза в неделю, с группой детей (до 15 до 20 человек.
В детском саду обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в работе педагога – двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружение, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое. Повторяемые во множестве вариантов простые движения и должны составлять главную заботу педагога – хореографа, работающего с дошкольниками.
Жизненно важно поддерживать присущее детям удовольствие от возможности произвольного движения под музыку. Если в начале ребенок движется спонтанно, сам по себе, то затем постепенно вовлекается в стихию коллективного движения вместе со всеми участниками музицирования.
Новшеством является особая форма сочетания, взаимосвязи музыки и движения. Акцент, сделанный на импровизации не только музыки, но и движения, пробуждает спонтанные индивидуальные проявления двигательной активности, препятствует формированию штампов двигательных форм. Простейшие движения, доступные малышу: шаг, бег, наклоны, повороты, кружения и др., - становятся начальной ступенью для творческих упражнений. Любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, времени, скорости, траектории в пространстве, настроению, выразительности поз и жестов, сходству и различию с моделью. Постепенно двигательное мастерство и умения детей совершенствуются, расширяя и возможности для творческого применения движений.
Малыши обычно не закомплексованы единомыслием, если педагог дает им возможность на занятии самим попробовать и увидеть, как бесконечно разнообразны, могут быть даже обычные шаги. Детей необходимо побуждать находить индивидуальное решение и поощрять разномыслие, позволяющее найти огромное число верных и подходящих решений одной и той же задачи.
Если на первоначальных стадиях обучения движения ребенка спонтанны, то позднее они становятся оправданными, превращаясь в элементарный танец. По мере развития детей внимание в двигательных упражнениях может быть концентрировано на специальных моментах (акцентированные и не акцентированные шаги в различных метрах, соединение различных видов шага, бега и т.д.). Шаг за шагом детям предоставляется возможность комбинировать известные движения, составлять из них простейшие танцевальные композиции, включать в них инструментальные части, мимические сценки, чередовать сольные и массовые части. Танец под одну и ту же музыку на каждом уроке может быть иным.
Основной задачей на начальном этапе становление и развитие чувства размерной метрической пульсации, которое нужно длительно формировать у детей, чтобы оно стало устойчивым навыком. Его неразвитость у ребенка закрывает ему возможность для самых элементарных форм совместного музицирования. Движение здесь является обязательным и незаменимым средством. Все его простейшие виды, вначале на одном месте, затем с продвижением в пространстве, соединенные с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, пригодны и полезны в этой работе. «Источником» двигательных идей являются сами дети, их способность бегать, прыгать, скакать, кружиться. Можно использовать любое движение, естественное для них.
Задачи программы:
Образовательные – обучить навыкам, знаниям, умениям танцевального искусства в рамках данной программы; познакомить с разными жанрами хореографического искусства (классический танец, русский народный танец)
Развивающие - развить музыкально-ритмическую координацию, осанку, стопу; музыкально-двигательную память; творческие и индивидуальные способности духовного мира ребенка.
Воспитательные – создать крепкий и дружный коллектив; адаптировать к современной жизни.
Таким образом, неотъемлемой частью элементарного музицирования, органически связанной с музыкой и речью;
- способом внутреннего раскрепощения, умения свободно владеть своим телом (от простейшего движения к элементарному танцу);
- средством естественного творческого самовыражения в пространстве; одним из главных способов формирования навыков импровизирования;
- основополагающим способом развития деятельности и мышления, тренировки нервно – психических процессов;
- основным средством развития чувства ритма;
- средством развития социально – коммуникативных навыков;
В объединение принимаются и мальчики и девочки 5-7лет, без специальной подготовки. Состав групп одновозрастной.
Форма организации деятельности детей на занятиях – групповая. При реализации программы используются разнообразные формы проведения занятий: Утренник, мастер-класс, игра-путешествие, Развлечение и т.д..
К концу 1-го года обучения ребенок будет знать и уметь:
- уметь точно воспроизводить, правильно выполнять преподаваемый материал;
- уметь различать динамические изменения в музыке; создавать музыкально-двигательный образ;
- научиться внимательно, слушать музыку.
Примерный репертуар
- «Русская плясовая» (музыка народная).
- «Карусель» (музыка Д. Кабалевского).
- «Барыня» (пляска с притопами, музыка народная).
- «Сударушка» - парный танец, построен на тройном ходе с ударом, боковых шагах, шаге-каблуке, «свеча»- положение рук.
- «Валенки» (русская народная песня «Валенки»).
- «Танец петухов» (русский народный танец «Трепак»).
- «Танец кукол и солдатиков» Вальс-шутка (фрагмент). Музыка Д. Шостаковича.
- «Танец Чарли» песня «Чудак». Музыка Р. Паулса.
- «Детский вальс» Вальс. Музыка Л. Делиба.
- «Менуэт»
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля на протяжении всех годов обучения:
Вид контроля | Сроки | Форма проведения |
Начальный | октябрь | Утренник «День Доброты», «Праздник Осени» |
Промежуточный | декабрь | Утренник «Новый год» |
Промежуточный | февраль | Утренник «Наши папы могут все» |
Промежуточный | март | Утренник «В подарок маме» |
Итоговый | май | Мастер- Класс |
Формами подведения итогов реализации образовательной программы является карта оценки результатов освоения программы, выставки детских работ, открытые занятия.
Для реализации программы рекомендуется использовать технологию развивающего обучения:
- развитие личности и ее способностей;
- ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребенка и их реализацию;
- вовлечение обучающихся в различные виды деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ № п/п п/П | ТЕМА | ||
всего часо | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
2 | Развитие двигательных качеств и умений | 10 | 10 |
3 | Танцы-игры на развитие творческих способностей | 11 | 11 |
4 | Упражнения, этюды на развитие ориентации в пространстве. | 11 | 11 |
5 | Элементы музыкальной грамоты и передача их в движении. | 8 | 8 |
6 | Формирование мужской и женской модели личности | 8 | 8 |
7 | Развитие танцевальной композиции | 18 | 18 |
8 | Итоговое занятие | 5 | 5 |
ИТОГО | 72 | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Инструктаж по технике безопасности
ТЕМА 2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:
-Ходьба шагом с носка под музыку разного темпа, переменный шаг, пружинящий шаг с притопом, вальс и т.д.
-Прыжковые движения - боковой галоп по одному и в парах, поскоки под музыку в разных темпах по одному и в парах.
ТЕМА 3. Танцы-игры на развитие творческих способностей
«Встреча с любимыми героями мультфильмов». Движения в образах: Буратино, Кваки-Задаваки, Волка. Хороводы-игры. «Тимоня», «Как у наших, у ворот.
ТЕМА 4 Упражнения, этюды на развитие ориентации в пространстве.
Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом строиться в шеренгу и в колонну, в несколько кругов, в шахматном порядке, по диагонали, перестраиваться самостоятельно в танце, выполнять прочес и другие виды перестроений
ТЕМА 5 Элементы музыкальной грамоты и передача их в движении.
Определение характера мелодии, формы, сильных долей. Ритмическое разнообразие хлопков и притопов. Игры. «Рыбачек», «Сороконожка
ТЕМА 6. Формирование мужской и женской модели личности
Развитие чувства принадлежности к своему полу, умение налаживать отношения между полами.
-формировать у девочек: мягкость, нежность в движениях, стремление к красоте)
-У мальчиков: твердость, решительность в движениях ,«рыцарское отношение к представительницам женского пола)
ТЕМА 7. Развитие танцевальной композиции
Развитие и умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой
Развитие умения выражать настроения музыкального произведения в танце
ТЕМА 8. Итоговое занятие
Закрепление разученных танцевальных композиций
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Тема | Формы занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие | занятие | беседа, игра, показ, упражнения, указание | Фонотека Музыкальный центр |
|
2 | Развитие двигательных качеств и умений | занятие | беседа, игра, показ, упражнения, указание | Фонотека Музыкальный центр | Утренник |
3 | Танцы-игры на развитие творческих способностей | занятие | беседа, игра, показ, упражнения, указание | Фонотека Музыкальный центр | Утренник |
4 | Упражнения, этюды на развитие ориентации в пространстве. | занятие | беседа, игра, показ, упражнения, указание | Фонотека Музыкальный центр | Утренник |
5 | Элементы музыкальной грамоты и передача их в движении. | занятие | беседа, игра, показ, упражнения, указание | Фонотека Музыкальный центр | Утренник |
6 | Формирование мужской и женской модели личности | занятие | беседа, игра, показ, упражнения, указание | Фонотека Музыкальный центр | Утренник |
7 | Развитие танцевальной композиции | занятие | беседа, игра, показ, упражнения, указание | Фонотека Музыкальный центр | Утренник |
8 | Итоговое занятие | Мастер- класс, утренник | Контроля и самоконтроля | Фонотека Музыкальный центр | Мастер класс |
Для успешной реализации данной программы необходимы:
-Светлый и просторный зал, соответствующий нормам и требованиям гигиены;
-Пол с ковровым покрытием;
-Зеркальная стенка;
-Музыкальный инструмент;
-Аудиоаппаратура;
-Специальная хореографическая одежда;
-Сценические костюмы.
Список литературы.
- Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999. –272с.
- Занятия, развлечения, праздники в детском саду. – Сост. Т.Н. Полушина. – Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2001, 44с.
- Каплунова И., Новоскольцева И., Алексеева И.. Ладушки. Топ-топ каблучок. Танцы в детском саду.- С.-Петербург.: «Композитор», 2000. –83с.
- Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. – Минск, 1971.
- Ритмика и танец. Программа. – М., 1980.
- Руднева С., Фиш Э. Ритмика. – М.: Просвещение, 1972.
- Тютюнникова Т. Движение и музыка!/ Дошкольное воспитание. – 1997. - №8.
- Шушкина З. Ритмика. – М.: Музыка, 1976
- Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999. Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
- Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
- Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7
- Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –
- Коренева, Т. Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М., «Владос», 1999.
- Коренева, Т. Ф., «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты.
- Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. [Комарова, Т. С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б.], испр. и доп. М.,2002.
- Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил. – («Росинка»).ISBN 5-691-00920-6
- Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. Пособие / О. А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Петрова, В. А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.-144 с.
- Петрова, В. А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/27/picture-461168-1403888797.jpg)
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/02/picture-232301-1364914234.jpg)
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/08/picture-604475-1425838465.jpg)
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/09/picture-631410-1431168460.jpg)
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...