Доклад "Мини-музей в становлении патриотических чувств у дошкольников"
статья (средняя группа) по теме

Захарова Наталья Александровна

Доклад на муниципальную научно - практическую конференцию "Приосколье и великая победа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад на клнференцию38 КБ

Предварительный просмотр:

Мини – музей в становлении патриотических чувств дошкольников

 

Винокурова Н.А.,

воспитатель,

МБДОУ детский сад №63 «Машенька»

 

           Воспитание человека было и остаётся важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

         Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение в формировании основ личности, поэтому важно правильно организовать его воспитание и процесс усвоения опыта общественной жизни, продумать условия активного познания дошкольником социальной действительности.

        Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития ребенка есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и понятными. Центральным звеном социализации его является гуманистическое воспитание с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребёнка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

          Патриотическое воспитание – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям и общенародным праздникам.

          В процессе воспитания патриотических чувств у дошкольников, я использую различные формы и методы организации:

  1. целевые прогулки к памятным местам воинской славы;
  2. рассказываю об известных и почётных горожанах;
  3. беседы: о родном городе, его истории, культуре, достопримечательностях, промышленности и т. д.;
  4. использую  современные инновационные технологии для просмотра иллюстраций, фотоальбомов и картин;
  5. встречи с интересными людьми: приглашение в гости ветеранов ВОВ, людей разных профессий и т. д.;
  6. создание в группе музея нашего города.

         Конечно, в условиях детского сада невозможно создавать экспозиции, соответствующие всем требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей». Это название  отражает возраст детей, для которых он предназначены. Важная особенность этого элемента развивающей среды – участие в их создании детей и родителей.

      А началось все вот с чего: однажды один из воспитанников принес в группу книгу, посвященную достопримечательностям Старого Оскола. Дети сразу же его окружили, стали с интересом рассматривать фотографии, время от времени слышны были возгласы: «А я здесь был!», «Мы ходили в этот театр!». Дети были увлечены книгой. Потому что они увидели там знакомые места родного города. Я подумала, книга – это хорошо, много информации можно из неё черпать. Но для наших «почемучек» этого мало. В современных детях велика потребность в познании, желании открывать мир со всех сторон. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться на всё окружающее, новое в жизни. И это « новое» надо воплощать в жизнь. Так в группе был создан мини – музей, посвященный городу воинской славы  Старому Осколу.

       На полках нашли своё место книги местных авторов, наборы открыток, иллюстраций и сувенирная продукция, а так же есть альбом, в котором подобран тематический материал фотографий боевых мест города. Ребята с гордостью говорят, что Старый Оскол – город воинской славы. А при работе с картой города как раз подошли фотографии достопримечательностей города на магнитах.

    Дети, путешествую по этой карте, выступали в роли экскурсовода, рассказывая о знакомых улицах, достопримечательностях, о тех местах, где они бывали много раз.

   Затея создания мини – музея нас так увлекла, что в скором времени появился макет Аллеи славы около кинотеатра «Быль». Каждый ребёнок внёс свою лепту в эту работу: кто – то лепил красивые вазоны, кто – то вырезал тропинки, склеивал скамейки, а кто- то давал дельные советы, т.е. был консультантом. Обыгрывая макет, дети вносили идеи, предложения по оформлению и дополнению макета новыми элементами. У них развивались навыки самостоятельности, ответственности.

       И я, воспитатель, через создание мини - музея, идею которого подсказали, сами же дети, стараюсь донести главное: что надо ценить и уважать всё, что связано с родным городом. Пусть это проходит в игровой, непринуждённой форме, но именно, с дошкольного возраста я стала прививать любовь к родному городу, краю, начинать знакомить с историей малой родины, воспитывать патриотические чувства.

     В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот у нас в мини-музеи не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка, дедушка. Наш мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Счастье от общения, совместной деятельности, творчества и познания нового не покидает ни детей, ни взрослых!  

   Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представляет будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Список литературы:

  1. «Справочник старшего воспитателя» №10, октябрь/2011, с.5-7.
  2. «Дошкольное воспитание» №4, апрель/2008, с.66-67.
  3. «Дошкольное воспитание» №5, май/2010, с.30-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения "Поле чудес" для детей старшего дошкольного возраста по формированию патриотических чувств у дошкольников

Закреплять знания детей об истории родного города. Познакомить с историей  первоначального поселения белгородцев. Воспитывать любовь к родному городу....

Презентация "Мини - музей в становлении патриотических чувств дошкольников"

         Воспитание человека было и остаётся важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих   начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить нравственные основы, ...

Проект на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Направление: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...