Форма работы с детьми раннего возраста
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Ведущая деятельность в раннем возрасте — предметная.
Ведущая психическая функция — восприятие.
Групповые занятия
ЦЕЛИ
- Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ.
- Создание положительного эмоционального климата в детском коллективе.
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
- Развитие восприятия.
- Активизация речевых процессов.
- Развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам.
- Развитие навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Развитие игровых навыков, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
ОБОРУДОВАНИЕ
Фонотека, настольные игры, предметные игрушки, пластилин, краски, карандаши, фломастеры, ковер, массажный шарик, легкие прозрачные шарфы, бумага для рисования, специальный раздаточный материал (для отдельных занятий), цветные шнуры, мелкие игрушки, горох.
Принципы проведения занятий:
- наглядность обучения;
- доступность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала;
- системность подачи материала.
Структура занятий
Занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам (максимальное количество детей в подгруппе 9 человек). Длительность занятия 15 минут.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Общая структура занятия:
- ритуал приветствия;
- дыхательные упражнения;
- пальчиковая, артикуляционная гимнастики;
- развивающая игра;
- изодеятельность (релаксационные упражнения);
- ритуал прощания.
Октябрь
1. Знакомство.
2. Что мы умеем.
3. Волшебные слова (здравствуйте, спасибо).
4. Качаем зайку. Принадлежность к группе
Ноябрь
1. Изучаю себя. Схема тела.
2. Что умеют мои ручки.
3. Что умеют мои ножки.
4. Узнаю себя и других
Декабрь
1. Что чувствуют пальчики? Тактильное восприятие (теплый — холодный).
2. Что чувствует язычок? Вкусовые ощущения (сладкий — соленый).
3. Что слышат ушки? Слуховое восприятие (громкий — тихий).
4. Что видят глазки? Зрительное восприятие (светлый — темный)
Январь
1. Ласковое солнышко. Восприятие цвета (желтый).
2. Веселый мухомор. Восприятие цвета (красный).
3. Теплый дождик. Восприятие цвета (синий).
4. Шаловливая лягушка. Восприятие цвета (зеленый)
Февраль
1. Разноцветные шары. Обобщающее занятие по восприятию цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
2. Шар и круг. Ориентировка в форме. Плоскость и объем.
3. Куб и квадрат. Ориентировка в форме. Плоскость и объем.
4. Треугольник и крыша. Ориентировка в форме. Плоскость и объем
Март
1. Круглое — не круглое. Обобщающее занятие по ориентировке в форме.
2. Сказка «Три медведя». Восприятие величины (большой, средний, маленький).
3. Чей хвост длиннее? Восприятие величины (длинный — короткий).
4. Сказка «Теремок». Восприятие величины (широкий — узкий)
Апрель
1. Восприятие величины (толстый — тонкий).
2. Мои игрушки. Обобщающее занятие по величине.
3. Восприятие пространства (высоко — низко).
4. Восприятие пространства (далеко — близко)
Май
1. Часть и целое. Предметы и понятия.
2. Человек — единое целое.
3. «Мое» и «не мое».
4. Радуга. Коллективная работа
Индивидуальная работа
Диагностика
Включает в себя диагностику познавательных процессов; эмоциональной, двигательной сферы, игровой деятельности в соответствии с эпикризными сроками развития ребенка раннего возраста. Методический арсенал психологического обследования во многом зависит от возможностей обследуемого, от его способностей выполнять тестовые задания.
Первоначальное психологическое обследование основывается на методе фиксированного наблюдения в естественных или моделируемых ситуациях (эмоциональная сфера, игровая деятельность). В адаптационный период заполняется индивидуальный лист адаптации ребенка.
Помимо наблюдения проводится психологическое обследование (познавательная сфера, развитие движений, мелкая моторика) с использованием специальных методик, заполняется протокол обследования. Результаты исследования заносятся в индивидуальную карту развития и поведения ребенка.
Индивидуальное сопровождение ребенка в период адаптации к ДОУ Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Индивидуальное сопровождение осуществляется при трудной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество со взрослыми, окружающими ребенка.
Используется метод игровой терапии.
Работа с родителями
- Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих укреплению резервных возможностей детского организма в период адаптации к дошкольному учреждению;
- анкетирование родителей на готовность ребенка к поступлению в ДОУ;
- индивидуальные консультации для родителей.
Просветительская работа с родителями в форме:
- сообщений на родительских собраниях (например, «Адаптация ребенка к детскому саду», «Психологические характеристики раннего возраста»);
- семинаров-практикумов (например, «Игры в раннем возрасте);
- просветительских листовок (например, «Как общаться с ребенком?», «Что делать, если»),
- информационных текстов о работе специалистов дошкольного учреждения с детьми раннего возраста («Представление группы раннего возраста»)
Работа с воспитателями
Проведение консультаций, семинаров с воспитателями:
- по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;
- особенностям психического развития детей раннего возраста;
- формированию игровой культуры ребенка (используется перечень игр, разработанный в центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца специалистами С.Л. Новоселовой и Н.А. Реуцкой);
- снятию эмоционального напряжения («Способы снятия
психоэмоционального напряжения»);
- согласованию методики режимных процессов с семьей;
- развитию мелкой моторики.
Разработка рекомендаций воспитателям для работы с поступающими детьми.
Рекомендации воспитателю в период адаптации детей к ДОУ
- Использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать).
- Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой.
- По рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав.
- Рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном.
- Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком.
- Создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Источник: Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е.А. Каралашвили. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы работы с детьми раннего возраста
Игротренинг...
Формы работы с детьми раннего возраста
Формы работы с детьми раннего возраста по образовательным областям ФГОС...
Игра, как форма работы с детьми раннего возраста
Доклад на педагогический совет...
Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста.
Коллеги, сдесь вы узнаете о моем опыте работы. Я с удовольствием с вами поделюсь....
Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста по художественно- эстетическому развитию.
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...
План по самообразованию"Развитие мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г.
План по самообразованию"Развитие мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г....
Тематический центр, как эффективная форма работы с детьми раннего возраста по реализации задач познавательного развития (Педагогическая практика "Мягкая педагогика")
Особенность работы в центре, состоит в разнообразии подобранных материалов, которые формируют представление об окружающем природном и предметном мире. Дети имеют возможность играть при поддержке взрос...