Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ - новое направление в воспитании дошкольников.
статья по теме
Музыка – это одно из средств физического развития детей. Этот вывод послужил стимулом для создании целой системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, которая является новым направлением как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников и цель этой системы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno.docx | 19.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ - новое направление в воспитании дошкольников.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,- это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое и психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы и системы человека. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направление в работе многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровье сбережения.
О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор , Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач все времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. Музыка, воспринимая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивость и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.
Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. Этот вывод послужил стимулом для создании целой системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, которая является новым направлением как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников и цель этой системы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Новизна данной системы состоит в том, что на музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Например, начинать каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией. Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий, даже с участием родителей, медицинских работников, инструктора по физической культуре, позволяет педагогам как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Занятия проводятся как индивидуальные, так и по подгруппам и фронтальные; по содержанию они разделяются на типовые, доминантные , тематические, комплексные , интегрированные.
На каждом музыкальном занятии используются следующие здоровосберегающии технологии.
Валеологические песенки-распевки. С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.(Приложение №1)
Дыхательная гимнастика. Она позволяет через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра усвоить ребенку управление всеми фазами акта дыхания. В результате повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развитие певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика. Основная ее цель – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.(Приложение №2)
Игровой массаж. Тысяча лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма.(Приложение №3)
Пальчиковые игры. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук; сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.(Приложение№4)
Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо , так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Музыкальное сопровождение способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность. Музыкотерапия по Н.Ефременко проводится педагогами в течении всего дня – детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Современные методы здоровье сбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация В ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром
Приложение1
Валеологическая песенка-распевка «Цветочек»
На полянке между кочек Дети сидят на корточках, опустив голову, сжавшись
в комочек.
От травы зеленых, Медленно поднимают голову
Потянулся вверх цветочек,
Хрупкий несмышленый.
Он от ветра задрожал «Дрожат»
И листочки вверх поднял Выпрямляются, поднимают ручки вверх,
«умываются».
А потом … раскрылся! Встают, руки в стороны
Здравствуй, солнце ясное! Хлопают в ладоши.
Здравствуй, день погожий! Гладят себя по голове.
Я цветок такой прекрасный,
Добрый и хороший!
Приложение 2
Фонопедическое упражнение «Погреемся»
Мерзнут на ветру ладошки,
Мы погреем их немножко.
Дети сначала дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом –«А-а-а»
Далее чередуют : на правую –бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот.
Приложение 3
Игровой массаж «Дождь»
Дождь! Дождь! Надо нам Бегают пальчиками по лицу
Расходиться по домам!
Гром! Гром! Как из пушек! Барабанят пальчиками по лбу, щекам.
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град! Хлопают в ладоши.
Все под крышами сидят, Изображают руками «крышу» над головой
Только мой братишка в луже Гладят себя по лицу.
Ловит рыбу нам на ужин. Проводят большими пальцами
Приложение 4
Пальчиковая игра «Кошка»
Посмотрели мы в окошко- Делают пальцами обеих рук «окошко»
По дорожке ходит кошка «Бегают пальцами правой руки по левой руке.
С такими усами! Показывают «длинные усы»
С такими глазами! Показывают «большие глаза»
Кошка песенку поет, «Зовут» правой рукой.
Нас гулять скорей зовет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая разработка "Физкультурно-оздоровительная работа как направление физического воспитания дошкольников"
В работе рассматриваются теоретические основы физического воспитания дошкольников, а также особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....
Семинар-практикум «Направления работы в системе развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педа...
Презентация "Организация работы с родителями в рамках реализации направления "Экономическое воспитание дошкольников"
Презентация "Организация работы с родителями в рамках реализации направления "Экономическое воспитание дошкольников"...
Доклад для Педагогического совета «Экономическое образование – новое направление дошкольного воспитания»
Доклад старшего воспитателя МБДОУ д/с № 26 Тихоновой А.А. для Педагогического совета на тему: «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...
Перспективное планирование ООД, направленной на воспитание дошкольников группы компенсирующей направленности на 2021-2022 учебный год
Перспективное планирование ООД, направленной на воспитание дошкольников группы компенсирующей направленности на 2021-2022 учебный год...
Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- как форма организации совместной деятельности»
Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- ...
Опыт работы по направлению "Патриотическое воспитание дошкольников"
Отчет о проделанной работе в подготовительной к школе группе по направлению "Патриотическое воспитание". Цель: воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стра...