Роль дидактических игр в развитии речи детей
план-конспект занятия на тему

Папасова Валентина Ивановна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskikh_igr_v_razvitii_rechi_detey.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дидактических игр в развитии речи детей.

Консультация для родителей

     Одной из важных задач в работе с дошкольниками является развитие речи.  Так как язык одновременно является и методом,  и источником умственного, нравственного и эстетического воспитания.

     Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом. Особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей (особенно в начальный период), в частности, дидактические игры. Именно посредством дидактических игр можно достичь желаемого результата.

     Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий («Назови одним словом»).

     Активное участие в дидактической игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Следовательно, дидактическая игра поможет ребенку чему – то научиться в легкой, непринужденной форме. Чтобы успешно проводить всю работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, усидчивость так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость. Бывает итак, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, а другой при меньших знаниях сообразителен, отличается быстротой и гибкостью мышления.

     Программа воспитания в детском саду ставит задачи:

- совершенствовать звуковую культуру речи детей;

- добиваться чистого произношения слов и звуков, правильной постановки ударений;

- отвечать краткими и развернутыми предложениями;

- обучать простым формам монологической речи.

      Своевременное развитие речи – один из важнейших факторов подготовки ребенка к школе. Под влиянием речи перестраиваются восприятие и память, формируется мышление.

     Одна из главных наших задач – научить детей пользоваться речью как средством общения, сопровождать ею собственные действия. Чтобы выражать свои мысли и доводить их до понимания слушающего, ребенок должен владеть достаточным запасом слов. Ребенок, не владеющий словарным запасом, испытывает большие трудности, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Скупость словаря делает речь бесцветной, однообразной, а нередко непонятной для слушателей.

     Именно в детском саду у ребенка закладываются основы развития мышления и речи, создаются предпосылки для образования отвлеченных понятий.

     Работа со словом в процессе дидактических игр помогает сформировать у детей интерес к словесному творчеству, в том числе к сочинению рассказов и сказок, к использованию разнообразных средств  для придания повествованию выразительности, к поиску более соответствующих ситуации слов. А  словесное творчество в свою очередь способствует овладению смысловыми оттенками знаний однокоренных  слов, совершенствованию грамматического строя, пониманию и употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, точности словоупотребления.

      Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (т.е. словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.

     Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные  ранее знания и словарь в новых условиях.

      Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта.  Для активизации природоведческого словаря – природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы и т. д.).

      В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста: «Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино, «Подбери посуду для куклы» и другие.

      В игровом материале, посвященном словарной работе, применяются и дидактические упражнения.

                                 

                                  Литература.

1.Программа «Детство»   Санкт – Петербург . 2000.

2.А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».  М. «Просвещение»  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в развитии речи детей

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дети создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ. В играх нет реальной обусловленности о...

Роль дидактических игр в развитии речи детей

Роль дидактических игр в развитии речи детей...

консультация Роль дидактической игры в развитии речи детей.

Воспитание звуковой культуры  речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Ночевка М.Ю. г.Краснодар, д/сад №161...

Статья Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Статья о значении дидактических игр в развитии речи ребенка, начиная с раннего возраста и необходимости участия родителей в совместных играх детей....

Роль дидактической игры в развитии речи детей.

laquo;Нам необходимо добиваться того,чтобы дидактическая игра былане только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала быобщему развитию ребенка, служилаформированию ег...

Презентация. Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста....