Статья.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Наглядные пособия в экологическом воспитании
Экологическое образование стало неотъемлемой частью образовательного пространства многих дошкольных учреждений.
Цель экологического воспитания – формирование в ребенке отношения к животному, которое базируется на его глубинном чувственно-эмоциональном опыте, основанное на биологических и социокультурных источниках. Дети дошкольного возраста получают эти знания получают при эмоциональном общении с животными, тактичном контакте, прямом взаимодействии. Их содержание: информация о внешнем виде, особенности строения и поведения, переживания и возможность как партнера для общения и игр.
Специфические качества животным (теплота, мягкость, упругость, пушистость, определенного тембра и ритма звуки, наличие «лица») вызывает положительно-эмоциональную реакцию у детей; способность к общению создает оптимальные условия для удержания внимания. Животные – прекрасные «тренажеры» для развития восприятия и моторики, партнеры для игр. Они активно принимают и отдают любовь и ласку, не судят и не оценивают действия ребенка, что определяет их «психотерапевтические» свойства.
Ознакомление детей с природой осуществляется на основе интегрированного подхода (взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, литературы, компьютерно-игрового комплекса) и с использованием различных видов работ (беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение природоведческой литературы, целевые прогулки и экскурсии, экспериментальная работа).
В детском саду должен быть кабинет экологии, позволяющий в течение года проводить интересные наблюдения за животными и растениями, приучать детей ухаживать за ними, формировать бережное, заботливое отношение ко всему живому.
По возможности необходимо организовывать на территории детского сада альпийские горки, цветники, которые являлись бы местом как познавательной, так и трудовой деятельности детей в природе.
Для проведения занятий нужны наглядные пособия: специальные картины о природе, произведения живописи, коллекции камней, ракушек, семян, игровой материал. При недостаточности наглядных пособий, которые выпускаются, возможно их изготовление самостоятельно воспитателями, с привлечением родителей..
Что представляют собой эти наглядные пособия? Это рулонные магнитные пластиковые плакаты (100x80 см) с изображением природных сообществ (лес, луг, поле, приусадебный участок, водоем и т.п.), магнитные карточки с иллюстрациями и пояснительным текстом. На оборотной стороне карточек помещены краткие пояснения и указания на возможность их сочетания с другими иллюстрированными или текстовыми карточками.
Наглядные пособия предназначены, прежде всего, для школьников, но, как показывает практика, их можно использовать и в детском саду.
Рассмотрим комплект наглядных пособий по теме «Водоем». Основной задачей экологического воспитания является формирование представления о взаимозависимостях между всеми организмами, связанными с водоемом, об их отношениях с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определенным условиям). Дети должны также познакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы позволяет логически подвести детей к пониманию того, как человек влияет на окружающую среду. При этом одно дело, если ребенку просто сказать, что рвать кувшинки плохо, и совсем другое, если ребенок знает, сколько живых существ связано с кувшинкой, и сам может объяснить, что произойдет с ними после ее исчезновения.
Комплект учебного пособия «Водоем» состоит из магнитного плаката, 90 магнитных карточек с изображениями водных растений, животных, обитающих в воде и у воды, стадий развития лягушки, специальных карточек, отображающих пищевые цепочки.
Сначала дети приобретают базовые познания о живой природе - знакомятся с растениями и животными, обитающими в воде и у воды, учатся распознавать обитателей водоема, называть и описывать их.
На следующем этапе дети узнают об условиях существования и способах питания отдельных животных, учатся составлять из карточек ряд последовательных стадий развития лягушки (икра, головастики, молодые лягушки) и пищевые цепочки. Карточки целесообразно использовать для наглядного иллюстрирования последствий воздействия деятельности человека на природное сообщество. Для этого к карточке, изображающей лежащую на тарелке рыбу, можно положить карточку с изображением, например, бочки с бензином. Увидев их рядом, ребенок самостоятельно приходит к выводу о том, какое воздействие человек оказывает на пищевые цепочки.
Наглядное пособие «Водоем» целесообразно использовать в работе по программе «Наш дом - природа» в рамках темы «Волшебница вода». Это могут быть занятия на следующие темы.
1. «Что растет в воде» (цель - знакомство с некоторыми видами водных растений, их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; в пособии «Водоем» представлены магнитные карточки и описания таких растений, как тростник, болотная калужница, рдест плавающий, кувшинка, кубышка, рогоз и др.).
2. «Лягушка» (используя комплект карточек, можно показать детям развитие лягушки от икринки до взрослой особи, рассмотреть связь лягушки с окружающей средой, объяснить сезонные изменения в ее жизни, обратить внимание на внешний вид, строение лягушки как на отражение ее приспособления к условиям окружающей среды и образу жизни).
3. «Кто живет в реке» - ознакомление с представителями речных животных, их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде, необходимостью охраны этих животных и среды их обитания; для этого представлены карточки с изображением речных рыб - линя, колюшки, щуки, карпа, речного окуня; насекомых - стрекозы и жука-плывунца; птиц - серой цапли, зимородка, камышовки, утки кряквы и зверей - ондатры).
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...
Комментарии
Очень интересно.
Очень интересно.