ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КУКЛОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ
статья (младшая группа) по теме
Использование элементов куклотерапии в процессе адаптации детей к детскому саду на групповых и индивидуальных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elementov_kukloterapii_v_processe_adaptacii_detey_k_detskomu_sadu.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КУКЛОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ
В последние годы игровые методы более активно используются в педагогике и психотерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудность. Особенно это актуально в процессе адаптации детей к детскому саду, так как в этот период жизни игра является ведущим видом деятельности. Поэтому наша работа в этом направлении строится на основе распространенного игрового метода – куклотерапии.
Кукла – одна из самых древних игрушек. Ее роль в жизни малыша совершенно особая: это и безотказный партнер по играм, и воплощение идеального друга, который все понимает и не помнит зла. А еще – это уникальная «актриса», которая с легкостью вживается абсолютно в любой образ. Отношение к кукле у ребенка очень эмоциональное. Ребенок в игре с куклой может передать все, что накопилось, даже не задумываясь.
Куклотерапия строится на основе использования любимого персонажа или игрушки ребенка, которая стимулирует игровую, коммуникативную, эмоциональную и речевую активность ребенка. Игрушка помогает сделать действия детей ярче, радостнее.
В нашем ДОУ воспитатель совместно с психологом, для облегчения прохождения процесса адаптации используют элементы куклотерапии, в которые вкладывают, следующие задачи: 1установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив; 2 снятие эмоционального напряжения; 3 развитие психических процессов; 4 обогащение информацией об окружающем мире и др. В работе с детьми мы используем такие виды кукол, как куклы-марионетки (можно инсценировать сказки, стихотворения, а также использовать как элемент занятия), пальчиковые (вызывают положительные эмоции и постепенно ослабляют нервное напряжение у детей), перчаточные (эти куклы могут двигаться, жестикулировать и проявлять эмоции, могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой») и веревочные (они эффективны при работе с детьми, имеющими проблемы в общении, повышенной тревожности).
В процессе адаптации мы часто используем элементы куклотерапии. Например, ребенок приходит в первый раз в детский сад и для того, что бы ставить хорошее впечатление, воспитатель или психолог встречает ребенка с куклой или показывает сказку. Начинает общение от лица куклы. "Здравствуй, меня зовут Катя. Я каждый день хожу в детский сад и никогда не плачу. Мне очень нравится здесь. Мы играем, занимаемся, рисуем, поем разные песни, танцуем, ходим в физкультурный зал, гуляем, кушаем. Хочешь поиграть со мной в одну очень интересную игру? Пойдем, не бойся. Я возьму тебя за руку, и мы вместе с тобой пойдем в группу, я покажу тебе, где мы играем. Это помогает поддерживать интереса и эмоционального отклика.
С помощью куклы мы привлекаем внимание ребенка, и ему становится интересно, и далее все зависит от уменья педагога сыграть ту или иную роль. Куклотерапию мы используем не только для развития, эмоциональной поддержки и налаживания контакта, но и как элемент диагностики. В процессе наблюдения за детьми в период адаптации выявляется проблемы. Если ребенок стеснительный, робкий, сначала воспитатель сам обыгрывает эту проблему, а потом предлагает ему: что бы ты сделал до завтрака, после занятий, на прогулке. При обыгрывании той или иной ситуации следует учитывать следующее: кукла или персонаж должна быть не очень ярким, но привлекать внимание детей, большим, красивым. Можно придумывает мини-этюды с похожими проблемами и разыгрывает со всеми детьми от лица той самой куклы или персонажа.
Элементы куклотерапии можно проводить, как сказку инсценировку, элемент занятия, элемент свободной деятельности. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и быстрой адаптации к детскому саду. В играх, которые присутствуют в куклотерапии, должны участвовать дети с разными чертами характера. Нежелательно, чтобы в группе было более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка. Если игра эмоционально захватывает детей, можно предоставить детям возможность удовлетворить их стремление к активности. Следует уделить больше времени упражнению в напряжении и расслаблении под музыку. Для закрепления эффекта после занятия и сказки можно переключить внимание детей на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки. Это способствует развитию литературной способности детей.
Таким образом, использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают адаптировать детей к ДОУ, налаживать контакт с ребенком, корректировать эмоционально – волевую сферу, развивают речь, укрепляют связь ребёнок – педагог-родитель.
Литература:
- Алексеенко В.В., Лощинина Я.И. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет. – М.: «ДОМ. XXI», 2008. – 218 С.
- Венгер Л.А. "Как ускорить процесс понимания сказки". Журнал "Дошкольное воспитание". 1991 г. №5. Стр. 45-49.
- Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.:Речь, 2006 – 102с.
- Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011 – 96С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая консультация для родителей и воспитателей. "Оптимизация процесса адаптации детей в детском саду, к условиям дошкольного образовательного учреждения".
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...
Конспект родительского собрания с элементами игрового тренинга на тему: «Адаптация детей к детскому саду»
Предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрания, который может быть полезен воспитателям ранних групп детского сада. Информация об адаптации актуальна для родителей, которые впервые устраива...
Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе адаптации детей в детском саду
В статье анализируются четыре основные причины, которые осложняют адаптацию ребенка в детском саду и предлагаются пути решения. Автор рассматривает как рекомендации для воспитателей дошкольных образов...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КУКЛОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
Презентация на тему "Куклотерапия". Информация для адаптации ребенка раннего возраста к новым условиям....
План работы по реализации темы самообразования «Использование элементов сказкотерапии в период адаптации детей к детскому саду».
Учебный план на год...
Использование терапевтических сказок в период адаптации детей к детскому саду
Поступая в ДОУ ребёнок, естественно переживает определённую стрессовую ситуацию: он находится в детском саду один, без родителей, в новом помещении, ему предъявляют определённые требования к поведению...
«Использование элементов сказкотерапии в период адаптации детей к детскому саду»
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это органичная система воспитания новых поколений, необходимое ср...