Анализ использования в образовательном процессе ДОУ информационных технологий (экспериментирование)
статья по теме

Выступление на городском семинаре для заместителей заведующих, методистов и старших воспитателей "Психолого-педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовке к школе". В выступлении раскрывается опыт работы ДОУ по использованию в образовательном процессе инновационных технологий (экспериментирование).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_seminaru.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ использования в образовательном процессе ДОУ инновационных технологий (эксперементированние).

         В настоящее в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. меняются функции педагога. Теперь педагог не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого нам педагогам необходимо осваивать и внедрять в свою работу новые педагогические методики и технологии, формирующие активную роль воспитанника.

        Наша задача – сформировать у детей навыки самостоятельной работы со знаниями. Это значит: уметь точно формулировать проблему; быстро и эффективно собирать и оценивать информацию; выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему; придумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений.

         Педагогические методики и технологии обязательно должны развивать любознательность – основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и др. задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности, творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность – способность общаться  со взрослыми и сверстниками; способность рефлексии – как одно из главных личностных качеств, понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств, состояний, способностей).

         В нашем ДОУ с 2009 года организована опытно-экспериментальная деятельность, направленная на структурное и содержательное обновление системы образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования.

         Опытно-экспериментальная деятельность утверждена приказом администрации ДОУ, разработано Положение о порядке проведения опытно-экспериментальной деятельности, Положение о педагоге-экспериментаторе, Положение о творческой экспертной группе.

         Основными направлениями опытно-экспериментальной деятельности нашего ДОУ являются:

  1. разработка и опытная проверка нового содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических комплектов;
  2. разработка и опытная проверка систем оценки качества образования, новых форм и методов управления образования;
  3. апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения;
  4. разработка и апробация новых образовательных услуг;
  5. опытно-экспериментальная деятельность по актуальным проблемам образования, направленная на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  6. ретро введение (освоение нового в данный момент для педагога или педагогического коллектива, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

         Опытно-экспериментальная деятельность осуществляется, как по тематике, предложенной педагогическим советом ДОУ, так и по самостоятельно избранным педагогами темам, если последние имеют существенное значение для обеспечения качества образования дошкольников.

         Общие вопросы организации опытно-экспериментальной деятельности возлагаются на творческую экспертную группу. Эта группа ежегодно подводит общие итоги результатов опытно-экспериментальной деятельности, осуществляемой ДОУ. Отчет о результатах опытно-экспериментальной деятельности ежегодно предоставляется на одобрение Совета педагогов. В случае положительной оценки результатов деятельности творческая группа организует их внедрение в практику ДОУ.

         В рамках областной целевой программы «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 г.г.» в процессе реализации регионального проекта «Формирование экологической компететнтности школьников в ходе обучения решению экологических проблем» нами был реализован эколого-образовательный проект по апробации учебно-методического пособия по экологическому образованию дошкольников «Растем вместе», разработанного сотрудниками педагогического института СГУ им. Н.Г.Чернышевского.

        В проектной исследовательской деятельности приняли участие дети старшей и подготовительной к школе логопедических групп. Все занятия проходили в игровой форме с участием сказочных персонажей. Перед началом каждого занятия, во время игры, во 2-ой половине дня мы поддерживали положительный настрой и интерес дошкольников к последующим занятиям. С этой целью сказочные герои, по мере их прихода на занятие, находились в центре внимания детей – в уголке природы. С большим интересом и эмоциональным подъемом проходили занятия по проекту со сказочными героями, которые давали настрой и заинтересованность детей на протяжении всего занятия.

         Во время проведения экспериментальной работы осуществлялась поэтапная диагностика, в ходе которой выявлялось эмоциональное состояние ребенка, отношение к проблемам экологии и помогало трансформировать различные негативные переживания, т.е. воспитатели учили детей управлять своим настроением.

        Итоги исследовательско-экспериментальной деятельности по апробации учебно-методического пособия «Растем вместе» кафедры начального естественно-математического образования ПИ СГУ им. Н.Г.Чернышевског был представлен на 3-ей региональной научно-практической конференции «Развитие непрерывного экологического образования в Саратовской области» и опубликован в сборник «Совершенствование эколого-образовательной деятельности в Саратовской области», выпуск №7.

         В 2009-10 уч. году воспитателями Дядюниной Е.Е., Яковлевой Е.П. и учителем – логопедом Крючковой С.С. в подготовительной логопедической группе проводилась опытно-экспериментальная деятельность по апробации учебно-методического комплекта М.М.Безруких, Т.А.Филлиповой «Ступеньки к школе», рассчитан на 1 учебный год. В эксперименте приняло участие 12 детей имеющих нарушение речи. Педагоги разработали диагностические карты по реализации программы на предмет исследования. Результаты диагностики показали возможность использования помимо основной программы обучения и воспитания, авторскую программу М.М.Безруких, Т.А.Филлиповой «Ступеньки к школе». Полученные результаты обследования помогли лучше скомплектовать, спланировать индивидуальный маршрут для каждого ребенка по развитию школьно-значимых функций для подготовки к школе.

         В течении года с детьми проводились индивидуально-подгрупповые занятия во 2-ой половине дня по учебно-методическому комплекту «Ступеньки к школе», «Ступеньки к грамоте». Данная работа в индивидуальных тетрадях помогла более эффективно подготовить детей к школе:

  1. повысился словарный запас;
  2.  дети научились составлять рассказы по картине, по серии сюжетных картинок;
  3. улучшился грамматический строй речи, фонематический слух;
  4. все дети овладели навыками чтения и письма;
  5. дети проявляли повышенный интерес к окружающему миру;
  6. научились решать не сложные задачи на сложение и вычитание;
  7. использование заданий на развитие мелкой моторики помогли подготовить руку детей к письму;
  8. психолог отметила улучшение у детей памяти, внимания, мышления.

         Воспитателями и учителем-логопедом было проведено открытое итоговое занятие «Праздник правильной речи». На этом занятии дети показали высокий уровень готовности к школе.

         В течение двух лет в нашем детском саду проходила экспериментальная деятельность по апробации новых методик способствующих развитию коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка. В логопедической группе «Воспитание культуры поведения детей 5-7 лет» Е.А. Алябьева, в старше и подготовительной группе «Педагогика ненасилия в практике детского сада» В.Маралова. Занятия по данным методикам помогли:

  1. расширить знания детей об окружающем мире, формирующем социальный опыт детей;
  1. развить коммуникативные качества детей, культуру общения;
  2. развить диалогическую речь детей, слуховое восприятие, внимание, память;
  3. сформировать представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем пространстве;
  4. научить детей сдерживать себя и расслабляться, снимать усталость, заряжать себя активностью и бодростью

         Данные методики показали положительный результат и рекомендованы для использования с детьми в старших группах.

         Музыкальным руководителем в течение двух лет проводилась экспериментальная работа по влиянию программы «Музыкальные шедевры» (разработанной О.П.Родыновой) на формирование основ музыкальной культуры детей с речевыми нарушениями и ЗПР. Диагностическое обследование показало эффективность данной программы. Первичная диагностик отразила низкую эмоциональную отзывчивость детей на музыку, неумение сосредотачивать внимание на отдельных элементах музыкального произведения, дети плохо различали тембровую окраску различных музыкальных инструментов, не умели творчески слушать музыку. Итоговое диагностическое обследование показало значительный рост развития детей, имеющих незначительные речевые нарушения  небольшой рост в развитии музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи. Систематическая работа по формированию основ музыкальной культуры, учитывающая особенности детей имеющих речевые нарушения и ЗПР показала эффективность эксперимента.

         В феврале 2011 года в нашем детском саду открыта сетевая проектная площадка в рамках регионального эксперимента реализуемого ГАОУ ДПО «СарИПК и ПРО» и КВЦ «Радуга» г.Саратова по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений».

Авторская  программа «Внесем в свой мир Красоту» разработана сотрудниками КВЦ «Радуга» г.Саратова  Степаненко В.Н. и Шустовой Е.А. развивает художественно-творческую активность детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия высококачественных репродукций шедевров мировой живописи. Она предоставляет возможность успешно осваивать культурное пространство современной жизни для детей. Ребята учатся видеть преемственность в культуре, истоки современной науки, искусства, морали. Осваивая репродукции, ребенок делает открытие в самом себе и переживает пробуждение умственных, душевных, творческих сил. Интегрированные занятия, организованные воспитателями и экскурсоводом успешно решают задачи музейной педагогики.

         Данная работа по проекту будет продолжена до декабря 2013 года.

         Кроме регионального эксперимента в настоящее время в ДОУ проводиться следующая исследовательско-экспериментальная деятельность: - в средней группе на тему «Развитие поисково-познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста» по Программе О.В.Дыбиной «Ребенок в мире поиска»;

- учитель-логопед Крючкова С.С. апробирует учебно-методический комплект пособий С.П.Цукановой, Л.Л.Бетц «Учим ребенка говорить и читать» по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста;

- педагог-психолог апробирует «Программу интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет».

         Организация экспериментальной деятельности помогает педагогам изучать и внедрять инновационные технологии, формы работы с детьми, что способствует обновлению образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, а также эффективно подготовить детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Использование современных образовательных  (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных,  в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий  в образовате...

Создание единого информационного – пространства, позволяющего применять в образовательном процессе новые информационные технологии.

Создание единого информационного – пространства, позволяющего применять в образовательном процессе новые информационные технологии. Единое информационное пространство представляет собой новы...

Письменный отчет старшего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Письменный отчетстаршего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающи...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе педагога-психолога МБОУ "Начальная школа - де

Отчетоб использовании современных образовательных(психолого-педагогических), информационно-коммуникационных,в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологийв образовательном процесс...

Создание единого информационного – пространства, позволяющего применять в образовательном процессе новые информационные технологии.

Единое информационное пространство- представляет собой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного пространства   на современном этапе развития дошкол...