Консультация для родителей и воспитателей: "Как помочь дошкольнику найти своё место в мире людей"
методическая разработка по теме
В материале затронуты вопросы внутрисемейных взаимоотношений между родителями и ребёнком-дошкольником. Рассмотрены стили семейного воспитания. А также приведены опорные слова, помогающие ребёнку почувствовать себя более уверенным. Проведена беседа-интервью. Аутотренинг с педагогами. Раскрыта работа с педагогами и родителями, способствующая благополучному развитию ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Благополучие ребёнка. | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для педсовета №
на тему:
«КАК ПОМОЧЬ ДОШКОЛЬНИКУ
НАЙТИ СВОЁ МЕСТО В МИРЕ ЛЮДЕЙ»
Педагог-психолог
Поликарпова Т.С.
Все мы знаем, что детям необходимо общество сверстников и умение найти своё место в этом обществе. Играя с другими, дети учатся дружить и ссориться, заключать перемирия и идти на компромиссы, соревноваться и соотносить свои успехи с успехами других детей. Вне коллектива невозможно гармоничное развитие ребенка. Алан Фромм пишет в популярнейшей во многих странах «Азбуке для родителей»: «Умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие детей глубоко связаны с тем, как складываются их отношения с друзьями».
Порой сложности во взаимоотношениях возникают у детей не только со сверстниками во дворе или детском саду, но и в семье. Рождение младшего братика или сестренки очень часто вызывает в душе ребенка целую бурю эмоций. Старшему ребенку приходится нелегко – теперь привлекать внимание родителей становится все труднее. Братья и сестры проводят вместе много времени, и им необходимо научиться ладить друг с другом.
Именно родители вводят ребенка в мир других людей, и они ответственны за то, как он будет чувствовать себя с другими. Вслед за демографическим взрывом, вслед за образовательным бумом середины 20 века возрастает интерес родителей к семейной педагогике и психологии. Мир не справляется со своими детьми. Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни, не умеют достаточно быстро изменить свои педагогические взгляды и приёмы. Отсюда – небывалая потребность в педагогической помощи, знании, совете.
Каждый значимый человек оставляет нам свои идей и свой образ. Януш Корчак учит нас мужеству воспитывать, мужеству любить детей такими, какие они есть, чтобы от нашей любви они становились лучше, чем есть. Василий Александрович Сухомлинский считает: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце. Существует формула, объемлющая все виды человеческих отношений. Эта формула вмещается в одно слово – ЛЮБОВЬ. Любящий человек может требовать, а не любящий и по головке не должен гладить. Всякое общение с ребёнком без любви – это общение без внимания, пустое общение. Оно пагубно для детей. Во всём мире целые поколения вырастают, не зная безмятежного детства; быть ребёнком теперь очень трудно – и это сказывается на нравственном облике людей. В каждой семье складывается определённая система воспитания.
Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребёнка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, - всё это гарантия серьёзных неудач формирования его личности.
Те родители, которые предпочитают всем видам воздействия приказ, диктат в семье, всегда сталкивается с сопротивлением ребёнка.
На принуждение, угрозы ребёнок отвечает лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициатива, вера в свои возможности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители ограждают ребёнка от каких-либо забот, усилий и трудностей. На первом месте – удовлетворение потребностей ребёнка. Родители, по сути, блокируют процесс серьёзной подготовки их детей к столкновению в реальности за порогом родного дома. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива и т.п.
Семья, ведущим типом которой является сотрудничество, обретает особое качество – коллективизм, становится группой высокого уровня развития. При демократическом стиле, прежде всего учитывается интерес ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка или ставят завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Например, нельзя говорить ребенку, что он некрасив. От этого потом невозможно избавиться.
Неадекватность ребенка также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят за мелочи и достижения, постоянно дарят подарки (ребёнок привыкает к материальному вознаграждению).
В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениями с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребёнок заслуживает.
Мы как родители и педагоги знаем, что успешное развитие способностей и вообще развитие ребенка затруднено, если нарушается или задерживается формирование у ребёнка чувства уверенности в себе, в своих силах, возможностях. Неуверенный в себе человек подавляет собственные чувства из-за тревоги, вины и недостаточно развитых навыков общения Уверенное поведение считается оптимальным, если человек способен отстаивать свои права, никого не унижая.
Чтобы воспитать в ребенке чувство уверенности, не надо сравнивать его с другими детьми. Более верный путь – научить ребенка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Вы можете сказать ребёнку: «Вчера ты не мог это сделать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой». Всегда оставляйте ребёнку шанс измениться к лучшему. Такой подход откроет ему перспективы развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в своих возможностях.
Психология и физиология тесно взаимосвязаны, поэтому вы можете почувствовать себя лучше, просто расправив плечи и подняв голову. У неуверенных людей, часто опущена голова. Глаза бегают, громкость, и тон речи постоянно меняются. Речь – главный инструмент в общении. Вот один из приёмов «услышать себя» со стороны. Очень эффективно записать голос на магнитофон, а потом, слушая, отмечать недостатки речи и исправлять их.
Похвала укрепляет в ребенке уверенность в себе, помогает проявляться всему лучшему, что только есть в нём. Ваши добрые слова останутся в детской душе, и будут согревать её в течение всей жизни. Если ребёнок не получает и не ощущает достаточной любви со стороны близких людей, и с которыми общается ежедневно – у него не разовьется здорового самосознания и уверенности в себе, и он всю жизнь проведет в поисках признания и душевного тепла. Душевное равновесие покачнётся при первых же признаках равнодушия. Вот основные показатели тревожного состояния ребенка: ребенок грызёт ногти, сосет палец или засыпает с одним, либо несколькими пальцами во рту и т.д. Появятся страхи, болезни, неспособность справляться со стрессами и физическими нагрузками. Детей нельзя испортить любовью – только её отсутствием. Любовь наполняет жизнь наших детей чувством защищенности и радостью. А счастливые дети – это высшее счастье для родителей. Если дети знают, что их родители и воспитатели жизнерадостны, полны оптимизма и всегда готовы поддержать их, они чувствуют себя тоже очень уверенными и счастливыми. И тогда в сложные моменты жизни ребёнок будет первым, кто подойдёт к вам и напомнит о том, что справиться можно с любой ситуацией. Используйте один из многих приёмов для вселения в душу ребёнка уверенности, называемый в психологии аутогенной тренировкой. Научите ребёнка часто повторять такие слова: «Мне всегда везёт», «Я всё смогу», «У меня всё получится», «Всё будет хорошо».
Вместо того, чтобы постоянно опекать детей, лучше укреплять их уверенность в себе, способность принимать самостоятельные решения и шаг за шагом учить их быть победителями. Вот тогда мы всегда останемся самыми любимыми, самыми дорогими людьми для наших детей.
Влиять на поведение детей можно разными способами, кто-то наиболее склонен к тому, чтобы делать малышу замечания, но наиболее положительных результатов можно достигнуть, воспитывая его вопросами: «Как ты думаешь?», «Почему?», чтобы он сам что-то понял.
Навязывая свою волю, заставляя, давя на ребенка, мы совершаем большую ошибку и это ведёт к болезням и конфликтам с детьми по мере их взросления.
Каждый ребёнок в возрасте 2-3-х лет познаёт мир и вмешивается в этот мир по своему усмотрению: что-то уронит, что-то разобьёт, куда-то полезет, где-то испачкается. Это его жизнь, его способ существования, правильный, необходимый. Как это воспринимают взрослые? Как наказание, как ненужные хлопоты, как нагрузку для себя. Родители, как правило, начинают раздражаться, говоря: «Ах, ты моё наказание!», и даже шлёпать его. Любовь в это время немножко притухает: сколько проблем с ребёнком, какая тут любовь!
Довольно часто чрезмерная строгость родителей или их чрезмерная опека являются причиной развития комплекса неполноценности, будущей неуверенности в себе. Что тут говорить о благополучии ребенка?
О многом могут сообщить нам детские рисунки. Для исследования детско-родительских отношений я провела диагностику детей из разных возрастных групп, используя тест «Моя семья». Результаты его наиболее показательны. Мы видим, воспитываются дети ли дети в атмосфере покоя, счастья, радости. Если мама слева, папа справа, они любят друг друга, ребёнок находится в середине. Он чувствует себя защищённым вдвойне. Используя теплые, спокойные цвета, ребёнок невербально сообщает нам о благополучном эмоциональном фоне, царящем в семье. Относительная величина избранной фигуры (по сравнению с другими членами семьи) показывает нам степень значимости данного члена семьи. Например, на этом рисунке, ярко отражено доминирование папы
А на этом рисунке мамы. Изображение родителей очень большими, а себя – очень маленьким, говорит об ощущении подавленности или заброшенности. Это бывает, когда родители повышенно требовательны или чрезмерно опекают ребёнка (при гиперопеке типично очень крупное изображение матери . Особо мелкое изображение кого-либо из родителей отражает представление о его малой значимости в семье , так бывает когда папа проводит целые дни на работе, нередко изображается маленьким, поскольку в семье он воспринимается ребёнком как фигура второстепенная. Когда ребёнок изображает себя отдельно от остальных, это говорит об ощущении своей изолированности в семье. При серьёзных нарушениях внутрисемейного общения члены семьи бывают помещены в разных комнатах, или рисуются на разных концах листа, отделены друг от друга перегородками, дверьми . Полезно посмотреть, кого ребёнок поместил рядом с собой. Обычно это тот, с кем он ощущает наибольшую близость.
Демонстративные дети часто начинают рисунок семьи с собственного изображения. Застенчивые, тревожные дети часто рисуют себя в последнюю очередь.
Агрессивная поза какого-либо из членов семьи (поднятая рука, преувеличенная кисть руки) может свидетельствовать о его реальной агрессивности по отношению к ребёнку или эксплозивности (т.е. взрывчатости),
Изображение какого-либо взрослого, имеющего большой рот с зубами – признак того, что данный член семьи проявляет вербальную агрессию (часто кричит).
Если в рисунке ребенка видно отсутствие себя, то это признак того, что ребёнок чувствует себя отверженным. Даже если используются наводящие вопросы (для пополнения рисунка) и ребёнок уходит от изображения себя (говорит, что «не осталось места», что себя он может нарисовать на другом листе и т.п.), то это признак весьма сильного чувства отверженности .
Появление членов семьи, отсутствующих в реальности, говорит о том, что ребенок воспринимает свою семью как недостаточную, в чём-то ущербную. Чаще всего дополнительной фигурой оказывается отец, который в реальной семье отсутствует. В этих случаях можно полагать, что у ребёнка очень сильно желание иметь отца, полную семью. Включение в состав семьи домашних животных обычно говорит о недостатке общения и попытке получить недостающее тепло от общения с животными . Говоря о рисунках детей, отмечу еще раз, что рисунок является проекцией душевного состояния ребёнка.
Вопросы воспитания и осуществления индивидуального подхода могут решаться лишь при условии единства детского сада с семьёй. Семья с её своеобразным психологическим климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка, формирование нравственных черт характера и процесс социализации. Итак, Наиболее существенными факторами, влияющими на социально-эмоциональное развитие ребенка, а как следствие и на благополучие ребёнка, являются:
- атмосфера в семье;
- наличие эмоционального контакта с родителями;
- позиция ребёнка в структуре семьи;
- стиль воспитания.
Все эти сведения достаточно легко получить, проводя индивидуальные беседы с родителями и с ребёнком, а также внимательно наблюдая за стилем общения ребенка с родителями. Дополнительные сведения о сложившейся атмосфере в семье можно узнать из проведённой с ребёнком беседы-интервью. Давайте послушаем, что говорят наши дети об этом: аудио запись 2-х детей.
Беседа-интервью
1. С кем ты живёшь?
2. Тебе нравится проводить время дома?
Хочешь побыстрее пойти вечером домой?
3. Твои родители часто разговаривают с тобой?
4. Как они разговаривают ласково или ругаются?
5 Тебе спокойно дома? Не страшно?
6. Кто чаще всего играет с тобой? Гуляет? Читает книжки?
7. Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругаться? А папа?
8. Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу купят?
9. Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу пойдёшь и всё расскажешь маме? Папе? Никому не расскажешь?
10. Что ты больше всего любишь делать в субботу и воскресенье?
11. Часто ли вы вместе куда-нибудь идёте или играете в выходные дни?
12. Какой последний подарок тебе сделали родители?
13. Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе или ругаются?
14. Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи?
При проведении беседы интервью учитывалась реальная ситуация в семье ребёнка. Семьи в обоих случаях были полными, чтобы не травмировать ребенка. Обратите внимание на то, как дети ответили на вопрос: с кем ты живёшь? Кого поставили на первое место, кого вообще не упомянули.
После получения этих данных педагогу необходимо заняться самоанализом, т.к. не все трудности, возникающие в общении с ребёнком, можно объяснить ситуацией в семье. Именно педагог, придерживающийся той, или иной тактики взаимодействия, может либо усугубить негативные тенденции в социально- эмоциональном развитии ребёнка, либо компенсировать их. Огромное значение в социально-эмоциональном развитии, кроме стиля взаимоотношений со взрослыми, имеет игра. Она может рассматриваться как несущая и диагностическую и коррекционную, и развивающую функции. Именно в игре обнаруживается субъективное отношение к увиденному, услышанному, пережитому. Внимательному педагогу игра может дать очень много информации. Неудачи в социальном опыте детей могут зависеть не только от их индивидуальных особенностей, но и от того, какого уровня развития достигли их игровые навыки. Поэтому педагогу важно помнить, что всё разнообразие детских игр требует внимания взрослого. Особенно это касается сюжетно-ролевых игр. Детей необходимо обучать игровым навыкам методом косвенного самовключения взрослого в игру, ненавязчивого контроля. Возраст детский – нежный, он скоро усваивает себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатывается то, что они слышат. Поэтому прежде чем сказать что-то ребёнку или группе детей, давайте задумаемся над своими словами. Насколько они уместны, в какой форме и в каком тоне они выражены, с каким чувством?
Какие же нарушения наблюдаются в детской игре? Это:
1) жестокое обращение с куклами, животными (избиения, издевательства);
2) постоянно однообразный характер игровых действий;
3) категоричное предпочтение, отдаваемое какому-либо одному виду игр или игрушек.
Что необходимо понимать под словами «обучение игре»? Учить играть означает «отражать различные практические ситуации в условные эмоциональные отношения к персонажам» (Л.А.Абрамян). По средствам обучения ребенка игровым навыкам возможна коррекция отношения к сверстнику и к самому себе, что безусловно отразится на благополучии ребенка.
Важно включать в повседневную жизнь в детском саду различные виды игр, в частности игры с правилами. Эмоциональные трудности часто приводят к возникновению конфликтов. У таких детей практически не развита произвольность (т.е. контроль за своим поведением). В этом случае могут помочь и игры с правилами.
Таким образом, усвоение социально-эмоционального опыта идет, прежде всего, через взаимодействие ребёнок взрослый. Этот процесс не является односторонним, он характеризуется, как взаимно обогащающий. Моделирование полученного путём наблюдения и взаимодействия опыта ребёнок переносит, прежде всего, в сюжетно-ролевую игру, а затем и во взаимоотношения со сверстниками. Коллективная игра является тем экраном, на котором высвечиваются недостатки и особенности личности ребенка, его внутреннего и внешнего благополучия.
Но говорить о благополучии детей, и не сказать о благополучии взрослого – значит ни сказать ничего.
Нас рассеивают заботы дня… Широкий мир живёт своей жизнью, беспокойной, полной земных интересов, суетливой, захватывая и нас. Житейские привязанности и необходимый труд поглощает внимание большинства. Нужно отрешиться от мира и суеты дня хоть на короткое время, суметь расслабиться. Учёные давно заметили, что некоторые эмоции являются причиной болезней. Ещё в 18 веке прусский врач Х. Гуфеланд в книге «Искусство продлить человеческую жизнь» писал: «Среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимают страх, печаль, уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть». И. Мечников в произведении «Этюды оптимизма» отмечал, что сильный гнев часто вызывает разрыв сосудов, сахарную болезнь, а иногда и развитие катаракты. Святитель Иоанн Златоуст в своем послании «Как бороться с гневом» писал так (делая ссылку на главы Святого Писания : «Гнев есть зверь, зверь жестокий и лютый. Движение гнева есть падение для человека. Подлинно, нет ничего хуже, ничего безобразнее гневного лица; если же – лица , то тем более – души. Как тогда, когда разрывают грязь, обыкновенно бывает зловоние, так и тогда, когда душа возмущается гневом, появляется великое безобразие». Известный дерматолог П. Никольский сделал вывод, что угнетающие чувства печали, скорби, уныния, зависти, злобы часто способствуют возникновению кожных заболеваний.
Сейчас, когда сердечно-сосудистые болезни вышли на первое место среди причин смертности, эмоции упоминаются всё чаще и чаще. Считают, что люди, принимающие близко к сердцу всё, что встречается на их жизненном пути, больше и больше подвержены заболеваниям.
Слово «эмоция» впервые появилось во французской литературе в 1534 году. Оно образовано от латинского глагола, означающего в переводе – возбуждать, волновать. Эмоции – это переживания человека, которые он ощущает при восприятии окружающей действительности и самого себя. Все эмоции можно разделить на несколько типов: настроение (например, тревога), страсти (ненависть), аффекты (ужас), длительные чувства (тоска).
По значению для здоровья человека эмоции делятся на положительные и отрицательные. О том, какие эмоции переживает человек в данный момент, можно судить по его мимике, тону голоса, по бледности или покраснению кожи, по учащенному или резкому дыханию.
Многие ученые, обследуя спортсменов перед стартом, студентов в дни экзаменов, артистов после выступления, обнаруживали у них изменение артериального давления, пульса, количества сахара в крови. К. Платонов в книге «Слово как физиологический и лечебный фактор» пишет о том, что эмоциональные состояния влияли на деятельность желудка. Здоровым людям с помощью гипноза внушали положительные эмоции. Рентген показал, что желудок у них уменьшался, оживлялась перистальтика. При внушении же печали, горя желудок опускался, перистальтика ослабевала.
Эти данные убеждают, что эмоции имеют не только внешние, но и внутренние проявления. Нет в организме такой ткани, органа или системы, которые не участвовали бы в эмоциональном комплексе.
Многочисленные исследования физиологов показали, что в развитии эмоций основная роль принадлежит коре больших полушарий головного мозга и подкорковым образованиям.
Представим себе схематично формирование положительной эмоции у человека. Вы пришли домой после напряженного рабочего дня, включили радиоприёмник. Выступает Михаил Задорнов… И вы сразу заулыбались. Это внешнее проявление образующейся эмоции. Ваш мозг извлёк из глубин памяти сохранившееся впечатление от предыдущих выступлений артиста и через подкорку, через вегетативную нервную систему направил сигналы ко всем органам и тканям организма.
Получив сигналы, последние, в свою очередь, направили ответные сигналы в головной мозг. После этого по команде из головного мозга сформировалась положительная эмоция, которая внешне проявилась в улыбке. Но ведь эмоция – это комплекс, в который входит ещё и внутренний компонент! Значит, улыбка обозначена не только на лице. «Заулыбались», если можно так выразиться и внутренние органы.
А Задорнов продолжает выступление… Ваша улыбка превращается в смех, а затем в хохот. Эмоция приняла бурный характер. Вредна ли она? Наоборот! После переживания такой эмоции вашу усталость как рукой сняло. Не случайно И. Павлов утверждал, что при отсутствии эмоции кора головного мозга лишается основного источника энергии.
Возьмём другой пример, противоположного значения. Спорят два человека. Спор разгорается, приобретает все более повышенную эмоциональную окраску. Если один человек не в состоянии сдержаться, то каждое последующее слово противника вызывает у него в коре мозга новые волны возбуждения, причём последующая волна сильнее предыдущей.
Наконец наступает состояние, называемое аффектом, когда до предела возбуждённая кора головного мозга перевозбуждается. Подкорковые образования, лишаясь тормозного влияния перевозбуждённой коры, начинают руководить поведением человека. Тут-то заложенные в подкорке инстинкты проявляют бурную деятельность. Спорщик разражается бранью… или пускает в ход кулаки.
Если противник сильнее или его служебное положение выше, тогда вся волна перевозбуждённых сигналов, не имея выхода во внешнюю среду, обрушивается на внутренние органы, ища среди них место наименьшего сопротивления. У одних это самое уязвимое место оказывается в сердце, у других – в сосудах, у третьих – в желудке. Это начало трагедии органа. Если человек часто вступает в такие «споры», то рано или поздно в одном из внутренних органов или в одной из тканей развиваются патологические процессы, приводящие к болезни: у одних к гипертонии, у других к язвенной болезни, у третьих к нервно-психическим расстройствам, у четвёртых к кожным болезням… И ничего этого не было бы, если бы человек научился сдерживаться, не превращать обычную эмоцию в аффект.
Социологические исследования, проведённые в некоторых странах, показали, что производительность труда находится в прямой зависимости от настроения рабочих. Когда это перевели на язык цифр, выяснилось: снижение настроения уменьшает производительность труда на 10 % !
Эмоции, если они носят отрицательный характер, могут способствовать возникновению болезни, могут усугублять её течение. Положительные эмоции часто повышают сопротивляемость организма и вследствие этого создают условия невосприимчивости человека к некоторым болезням.
Эмоции будут оказывать благоприятное влияние на организм лишь тогда, когда человек научится управлять ими. Жан-Жак Руссо писал: «Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все дурны, когда мы им подчиняемся».
Чтобы научиться владеть эмоциями, их необходимо воспитывать и у себя и у других.
К эмоциям люди относятся по-разному. Одни любят поговорку:»Человек до двух лет учится говорить, а с двух до 60 молчать». И они стараются молчать. Молчать, когда оскорбляют других, молчать, когда достаётся и им. На их лицах вы не увидите никакого выражения эмоций. Они считают, что так сберегут своё здоровье. Но может ли быть здоровье при скучной, серой жизни!
Вторые провозглашают: «Жизнь – это борьба!» Но если они борются со всеми «ветряными мельницами», встречающими на пути, то такое донкихотство вызывает у окружающих лишь улыбку…
Третьи, взяв из арсенала первых и вторых самое ценное, учатся правильно реагировать на окружающие события. Иногда их называют середнячками. Но эти середнячки, когда того требуют интересы Родины, становятся героями. Вспомните, когда Чапаеву была брошена реплика: «А ведь ты, Василий Иванович, когда надо, всегда впереди!» - он ответил: «Так то – когда надо!»
Наверно правильнее всего быть за третьих! За тех, кто умеет беречь свои эмоции и, лишь когда требуют интересы дела, отдаёт этому делу всю свою страсть!
Однажды Оскар Уайльд высказал мысль, которая в последствии стала афоризмом: «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми».
А теперь мы представим себя «творцами» и прямо сейчас мы разделимся на две (три) группы. Каждая группа с помощью ножниц, клеящего карандаша, глянцевых журналов будет иметь возможность на большом белом листе (ватман) создать коллаж, имеющий название «Образ счастливого ребёнка» и рассказать о нём.
Пожалуйста, можете начинать. (Группы работают около 10-15 минут).
Спасибо! Расскажите, пожалуйста, о вашем образе.
А теперь давайте подведём итог: «Что мы можем сделать для того, чтобы ребёнок почувствовал себя счастливым?»
Заслушиваются мнения педагогов.
Спасибо, замечательно!
А теперь устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их.
Упражнение «Измерение любви»
Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела всё больше и больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет лёгкие и просто покидает их. Сердце бьётся четко, ритмично.
Представьте себе закрытую дверь. На двери написано слово «ЛЮБОВЬ». Дверь открывается в мир любви, и за ней можно встретить самых разных людей, существ, предметы, воспоминания, ситуации и состояния. Уделите какое-то время тому, чтобы живо представить эту дверь, ручку двери, надпись.
Теперь откройте эту дверь, и пусть из-за неё появятся первые непроизвольные впечатления. Не загадывайте наперёд, что это должно быть. Они могут возникнуть в любой форме – в форме образа, физического ощущения, чувства, звука, запаха и т.д.
Постепенно привыкайте к миру за дверью. Исследуйте его. Что бы вы не обнаружили, приятное или неприятное, поступайте следующим образом:
А) воспринимайте это со всей ясностью, без каких либо оценок или толкований; не бегите дальше, но задерживайтесь у каждого возникающего образа. Позвольте ему раскрыть вам себя полностью;
Б) сознавайте, что этот образ – лишь одно из великого множества проявлений, имеющих отношение к любви. Скажите себе: «В мире есть и это». Затем переходите к другому образу. Выйдите и закройте дверь. В завершение упражнения подумайте о явившихся вам образах.
Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы постепенно будете выходить из состояния расслабленности – вплоть до того момента, когда я назову цифру «один», вы откроете глаза и почувствуете себя отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.
(С этого момента голос ведущего становится более бодрым, звучным, эмоциональным. Однако спешить здесь не нужно.)
Итак, семь…Вы начинаете возвращаться в своё нормальное состояние. Шесть…Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться…Пять…Расслабленность заменяется собранностью…Четыре…Бодрость и энергия всё больше наполняют вас. Три…Вы полностью ощущаете свои ноги и способны легко напрячь свои мышцы. Пошевелите пальцами обеих рук. Два. Не открывая глаз, подвигайте головой. Вы бодры, наполнены силой, энергией и положительными эмоциями, Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверенны в себе. Один. Откройте глаза. Вы снова здесь, в этом зале».
Обсуждение:
После того как все участники группы откроют глаза, ведущий может предложить им ещё некоторое время побыть со своими впечатлениями, чувствами, а затем просит рассказать о том какие чувства они испытали.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей "Огонь- залог беспечности людей".
Консультация разработана для родителей и воспитателей по безопасности на тему "Огонь- залог беспечности людей". Содержит рекомендации родителям о воспитании у детей навыков осторожного обращения...
Консультации для родителей и воспитателей: 1. «О добрых дошкольниках или как помочь ребенку стать добрым»
нам надо учить детей сопереживать неудачам и радоваться удачам других...
Консультация для родителей и воспитателей ДОУ "Закаливание дошкольников". 08.10.2018 год
quot;Закаливание дошкольников" 08.10.2018 год...
Консультация для родителей на тему «Как помочь ребенку при переходе в другую группу, к другим воспитателям».
Ваш малыш немного подрос. Позади адаптация к новому коллективу, адаптация к болезням, ко сну в садике, к еде. Первый год дети ходили в одну группу, с одними и теми же воспитателями. Теперь наступ...
Консультация для родителей и воспитателей «Гендерное воспитание дошкольников».
Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем: снижение уровня здоровья мальчиков и девочек; притупление или потеря чувства гендерной принадлежности...
Консультация для родителей и воспитателей "Как помочь ребенку запомнить буквы"
Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук- букв...
Консультация для родителей и воспитателей Моделирование с дошкольниками.
Консультация для родителей и воспитателейМоделирование с дошкольниками....
Комментарии
"Как помочь дошкольнику найти своё место в мире людей"
Консультация для родителей и педагогов.