Эмоционально-двигательное развитие детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Конспект занятия по программе "Эмоционально-двигательное развитие детей старшего дошкольного возраста" 

 

Задачи:

  • Закреплять представление детей о радости, страхе, злости, спокойствии, робости, веселье, удивлении, недовольстве, безразличии, стыде, удовольствии, счастье;
  • Развивать чувство общности у детей в группе;
  • Развивать способности понимать и выражать свое эмоциональное состояние;
  • Снижение  мышечного и эмоционального напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по программе эмоционально-двигательное развитие детей старшего дошкольного возраста

«Учимся понимать друг друга»

Задачи:

  1. Закреплять представление детей о радости, страхе, злости, спокойствии, робости, веселье, удивлении, недовольстве, безразличии, стыде, удовольствии, счастье;
  2. Развивать чувство общности у детей в группе;
  3. Развивать способности понимать и выражать свое эмоциональное состояние;
  4. Снижение  мышечного и эмоционального напряжения;

Материал:

  1. Листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры;
  2. Зеркало на каждого ребенка;
  3. Картинки с изображением ситуаций.

Ход занятия:

  1. Приветствие: Пожмите друг другу руку в знак приветствия, но так чтобы ни одно из рукопожатий не повторялось (просто пожать руку, прикоснуться открытыми ладонями, тыльной стороной ладони, только пальцами, одним пальцем и т.п.)
  2. НАСТРОЕНИЕ: Дети садятся на стульчики (стоят по кругу).

Послушайте, ребята стихотворение Н. Павловой

Плохим настроение было у Глеба,

Нахмурился он, как осеннее небо.

Его я спросил: «Поиграешь со мной?»,

И Глеб засиял, словно солнце весной.

Далее детям предлагаются к обсуждению вопросы:

  1. Опишите ваше настроение сейчас: На что оно похоже? Какого оно цвета? Какое оно на ощупь? Где вы его чувствуете внутри вас? Вам хочется поделиться этим настроением?
  2. Кто твой друг? Какое у него бывает настроение?
  3. Нарисуйте настроение вашего друга (дети садятся за столы, берут листы для рисования, карандаши, фломастеры выполняют задание, затем возвращаются на стульчики) 
  4. О чем он думает, когда у него такое настроение? Как вы понимаете/видите какое у друга настроение? Что вам хочется сделать, когда у вашего друга такое настроение?

3. НАСТРОЕНИЕ И ДУМЫ:

Возьмите зеркало (каждому ребенку раздаем зеркало), посмотрите на свое отражение, подумайте о вкусном варенье - вы его едите большой ложкой. Обратите внимание – как изменилось ваше выражение лица. Дальше я буду предлагать вам подумать о разных вещах, а вы обращайте внимание на изменения выражения ваших лиц:

  1. папа и мама вам дарят собаку - радость,
  2. вы заблудились в темном лесу - страх,
  3. у вас хулиган отобрал любимую игрушку – обида/злость,
  4. вам нужно обратиться к незнакомому человеку с вопросом - робость,
  5. вы у друга на дне рождения -  веселье,
  6. летом пошел снег - удивление,
  7. вас отправляют рано спать - недовольство,
  8. вам ничего не интересно - безразличие,
  9. ты поступил нехорошо – стыд/вина,
  10. вы лежите в теплой уютной кровати – спокойствие.

4.НАСТРОЕНИЕ, ДУМЫ, ДВИЖЕНИЯ:

Теперь попробуйте передать эти же настроения движениями.

Детям предлагается выбрать - что они будут изображать (можно использовать картинки), представить эту ситуацию и передать мимикой и пантомимикой соответствующее настроение. Остальные угадывают – какая ситуация изображается.

5. НЕ ГРУСТИ, ДРУГ:

Послушайте, ребята, еще одно стихотворение:

Плохое настроение у Кролика с утра.

И потому у Кролика не роется нора.

Не радуют цветочки, морковь растет не густо,

Редиска очень горькая и не хрустит капустка.

Обижен кролик на весь свет, не прыгает, не скачет

 И никаких сомнений нет, что он сейчас заплачет.

Увидев это, мудрый Еж ему сказал: «Грустишь? Ну что ж.

Берусь тебе помочь. На солнце яркое взгляни

И грусть ненужную гони скорей отсюда прочь.

Как только улыбнешься ты, друзья к тебе вернуться,

Распустятся вокруг цветы, не надо, зайчик, дуться!».

Если у вашего друга плохое настроение, как ему можно помочь?

Дети высказывают разные предложения: сказать что-то приятное, позвать играть вместе, что-нибудь подарить и т.п.

Затем в центр круга ставится стульчик, дети по очереди садятся на стульчик, остальные говорят ему комплименты.

Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что вам больше всего запомнилось?

 Давайте мы дружно скажем, пропоем, прохлопаем: «До новых встреч». Я буду рада снова видеть вас - до свидания.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по программе эмоционально-двигательное развитие детей старшего дошкольного возраста

«Эмоции, поступки, настроение»

Задачи:

  1. Закреплять представление детей о радости, страхе, злости, спокойствии, робости, веселье, удивлении, недовольстве, безразличии, стыде, удовольствии, счастье;
  2. Развивать чувство общности у детей в группе;
  3. Развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого;
  4. Развивать коммуникативные навыки;
  5. Снимать мышечное и эмоциональное напряжение.

Материал:

  1. Картинки-карточки с изображением разного поведения детей;
  2. Схемы-пиктограммы различных эмоциональных состояний.

Ход занятия:

1. Приветствие: волна приветствия – дети стоят в кругу, держась за руки, взрослый слегка поднимает и опускает руку, таким образом, чтобы получилось волновое движение, которое продолжает стоящий рядом ребенок, передавая это движение как бы по цепочке, «волна» доходит до взрослого с другой стороны. Затем повторяет это движение  в другом направлении.

2. ПОСТУПКИ И НАСТРОЕНИЕ: Детям раздаются карточки с изображением разного поведения детей.  

- Составьте небольшие рассказы по этим картинкам.

-  Какие эмоции вызывают у вас поступки этих детей? Почему?

3. ДОМ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ: Послушайте ребята стихотворение Л.Кузьминой

Стоит небольшой старинный дом

Над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо в него позвонишь,

То поверь, что в доме проснется старушка,

Седая-седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

«Входи, не стесняйся, дружок».

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выйдет Баба-Яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

Разделитесь на пары, один человек в паре становится или садятся на стульчики спиной в круг, другой становится напротив него, таким образом,  те кто в середине круга – это спящие в домике старушки, а стоящие напротив них дети – те кто тихо звонит в колокольчик, затем громко стучится, вызывая соответствующую эмоциональную реакцию «старушек».

Дети проигрывают ситуацию. Затем меняются ролями. Потом дети садятся на стульчики в круг, отвечают на вопросы:

- какие эмоции вызвал первый гость (второй)? Почему?

- Какие эмоции вызывает первая старушка (Баба-Яга)? Почему?

- Как можно расположить человека к себе?

4. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО:  Как вы понимаете фразу: «Как аукнется, так и откликнется»? Давайте поиграем в игру «Эхо», мы будем произносить простые звуки «Ау», но с разной эмоциональной окраской - радости, страха, злости, спокойствия, робости, веселья, удивления, недовольства, безразличия, стыда, удовольствия, счастья.

Дети по очереди выбирают пиктограмму и произносят звук «Ау» так чтобы другие дети догадались, какую эмоцию он хочет передать. И отвечают ему с той же интонацией.

5. ТЕНЬ: Сейчас, ребята, вы все превратитесь в тени, вы будете видеть того человека, на которого будет светить фонарик, он будет движениями показывать какое у него настроение, а вы, как тени, попытаетесь это же настроение повторить.

Одному ребенку дается в руки горящий фонарик (условно: флажок, шапочка, мячик и т.п.), он свободно двигается по залу и характерными движениями изображает свое эмоциональное состояние (настроение), остальные дети повторяют эти движения.

  1. Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам больше всего запомнилось?
  2. На этом наше занятие заканчивается. До свидания!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по программе эмоционально-двигательного развития детей старшего дошкольного возраста

«Эмоции детские, эмоции взрослые»

Цели: 

  1. Закреплять представление детей о радости, страхе, злости, спокойствии, робости, веселье, удивлении, недовольстве, безразличии, стыде, удовольствии, счастье;
  2. Развивать чувство общности у детей в группе;
  3. Развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого;
  4. Развивать коммуникативные навыки;
  5. Снимать мышечное и эмоциональное напряжение;
  6. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал:

  1. Мягкая игрушка котенок;
  2. Листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры;
  3. Схемы-пиктограммы различных эмоциональных состояний;
  4. Куклы на каждого ребенка;
  5. Карточки с изображением семейной ситуации;
  6. Повязки на глаза, предметы для создания полосы препятствий.

Ход занятия:

1. Приветствие: передай мягкую игрушку с мягкими словами. Посмотрите у меня в руках мягкий и пушистый котенок (любая другая мягкая игрушка),  он хотел бы со всеми вами познакомиться и поздороваться, но ему нужна ваша помощь – вы будете передавать его по кругу, при этом  того кому передаете игрушку вы назовете по имени ласково, радостно, спокойно и т.д. так чтобы в вашем голосе передавалось ваше настроение, то что вы сейчас чувствуете.

2. НАРИСУЙ СВОЮ СЕМЬЮ: Ребята, этот котенок сказал мне, что он потерялся, и хочет найти свою семью, но не знает куда ему идти, может вы сможете ему помочь. Сейчас вы нарисуете рисунок: «Моя семья», где каждый нарисует свою семью, с кем он живет. А котенок посмотрит, какой рисунок будет похож на его семью.

Дети рисуют, а затем отвечают на вопросы:

- кто в твоей семье чаще испытывает чувство: радости, страха, злости, спокойствия, робости, веселья, удивления, недовольства, безразличия, стыда, удовольствия, счастья;

- почему?

Можно раздать детям небольшие пиктограммы с соответствующими эмоциональными состояниями, предложить им распределить эти пиктограммы на рисунке.

Ой, пока вы рисовали, котенка позвала его мама, он услышал как она мяукает, вот он и убежал…

3. ИГРАЕМ В РОДИТЕЛЕЙ: А мы с вами сейчас тоже поиграем в родителей,  вы превратитесь в пап и мам.

В стороне на стульчиках сидят куклы

Подойдите к стульчикам и выберите себе деток.

Дети подходят, выбирают.

Затем детям раздаются условные карточки и  предлагаются для проигрывания ситуации, сходные с семейными:

- ребенок испачкался;

- ребенок не хочет кушать;

- ребенок капризничает;

- ребенок долго смотрит телевизор;

- ребенок не хочет с улицы идти домой, хотя уже поздно;

- ребенок не хочет убирать игрушки.

 

Какие эмоции у родителей вызывают дети, которые так себя ведут (так поступают).

Далее обсуждаются способы поведения «пап» и «мам», предлагаются конструктивные способы выхода из ситуаций, что «дети» могут или должны сделать в этой ситуации.

4. ПРОВОДНИКИ: Выбери себе пару (по желанию), решите – кто из вас будет взрослым (родителем), а кто ребенком. «Взрослый» завязывает глаза, «ребенок» берет его за руку, он должен отвести «папу/маму» домой.

Дети подходят к части зала, где стоят различные препятствия, они должны провести «родителей» через эти препятствия так, чтобы те как можно меньшее число раз коснулись расставленных предметов. Желательно направить детей на различные способы решения задачи: кто-то будет давать словесные инструкции «взрослому», кто-то вести за одну руку или за обе, при этом идти рядом, сзади, спереди и т.п.

Затем дети меняются ролями. 

- Вам понравилось сегодняшнее занятие?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Кем вам больше понравилось быть детьми или родителями?

 На этом наше занятие заканчивается. Скажите «До свидания!» друг другу так как это говорит вам мама.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по программе эмоционально-двигательное развитие детей старшего дошкольного возраста

«Я такой, а ты другой»

Задачи:

  1. Закреплять представление детей о радости, страхе, злости, спокойствии, робости, веселье, удивлении, недовольстве, безразличии, стыде, удовольствии, счастье;
  2. Развивать чувство общности у детей в группе;
  3. Развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого;
  4. Развивать коммуникативные навыки;
  5. Снимать мышечное и эмоциональное напряжение;

Материал:

  1. Карточки с пиктограммами различных эмоциональных состояний;
  2. Предметы для составления полосы препятствий – «дороги трудностей»;
  3. Косынки или повязки на глаза.

Ход занятия:

  1. Приветствие: Подари друг другу… Представьте себе,  что у вас в руках маленький теплый комочек, может быть это благодарность, может радость, доброта, участие, хорошее настроение или что-то еще чем вы хотели бы поделиться. Почувствуйте у себя на ладони этот комочек, погладьте его, подумайте - что это. Теперь подойдите друг к другу и со словами «Я дарю тебе…(назовите)», «отделите» небольшой кусочек от того что вы «держите» в руке и положите в ладонь тому к кому вы сейчас подошли. Таким образом вам нужно подойти ко всем. Когда все ребята «получат подарки»,  можно спросить: что ты дарил? У тебя на всех хватило? А у самого еще осталось? А чего у тебя прибавилось?

2. РАЗНОЕ НАСТРОЕНИЕ: Детям предлагается выбрать карточки с пиктограммами разных эмоциональных состояний , вспомнить о чем думает человек, если у него такое настроение. Затем объединяем детей в пары с противоположным настроением и предлагаем преодолеть полосу препятствий: пройти «Дорогой трудностей»: по дорожке, обойти стул, перешагнуть через палку, пролезть в обруч, проползти в воротца, пройти между стульями и т.д. Затем, когда все пары пройдут полосу препятствий (во время выполнения этого задания необходимо следить чтобы сохранялись первоначальные эмоциональные состояния, т.е. противоположные), можно задать детям вопросы:

- что вы чувствовали?

- легко было идти или трудно? Почему?

3. ПОДЕЛИСЬ НАСТРОЕНИЕМ: теперь попробуйте в ваших парах решить какое настроение у вас сейчас может быть одинаковым, выберите пиктограмму с таким же настроением.

Когда дети договорятся между собой, им предлагается пройти по той же полосе препятствий, но  во время выполнения этого задания необходимо следить чтобы сохранялись одинаковые эмоциональные состояния.

 

Затем обсуждаем с детьми:

- что чувствовали в этот раз?

- было легче или труднее? Почему?

4. ГАРМОНИЧНЫЙ ТАНЕЦ: дети делятся на пары по желанию, одному из них завязывают глаза, другой – ведущий. Встают друг против друга, легко касаются ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться. Затем они меняются ролями и партнерами.

5. РЕФЛЕКСИЯ: Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что вам больше всего запомнилось?

 Давайте мы дружно скажем, пропоем, прохлопаем: «До новых встреч». Я буду рада снова видеть вас - до свидания.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по программе эмоционально-двигательного развития детей старшего дошкольного возраста

«Эмоции – знакомые и незнакомые»

Задачи:

  1. Закреплять представление детей о радости, страхе, злости, спокойствии;
  2. Знакомить с другими видами эмоций (робость, веселье, удивление, недовольство, безразличие, стыд, удовольствие, счастье)
  3. Снижение мышечного и эмоционального напряжения;

Материал:

  1. Воздушные шарики с изображенными на них эмоциональными состояниями;
  2. Обручи по количеству воздушных шариков;
  3. ½ альбомного листа, цветные карандаши, фломастеры;
  4. Изображения человечков и животных с выражением разных эмоциональных состояний;

Ход занятия:

  1. Приветствие: пропойте слово «Здравствуйте» в такой мелодии, которая отражает твое настроение сейчас.
  2. ШАРИКИ ЭМОЦИЙ: Посмотрите, ребята, к каждому обручу привязан воздушный  шарик, на них изображены разные эмоции (чувства, настроение), выберите шарик с настроением похожим на ваше, встаньте в соответствующий обруч, возможно кто-то из вас выберет один и тот же обруч.

             Теперь послушайте небольшие рассказы/ стихотворения и определите про какой из шариков этот рассказ:

  1. Спокойствие: «Стою я, ребята, смотрю за окно, вот скоро на улице будет темно, не хочется мне ни грустить, ни смеяться, спокойствие будет в душе разливаться» / голубой
  2. Радость: «Солнечные зайчики прыгают и скачут, это искры радости – радуюсь я значит» / желтый
  3. Страх: «Темный угол, темный дом, темнота вдруг за окном и по улице ночной, и по темной мостовой не дает пройти мне – АХ! Этот жуткий-жуткий страх» / коричневый
  4. Злость: «У собак отняли кость, зарычали грозно, вот такой бывает злость, поняли мы поздно» / красный
  5. Грусть: «грустно мокнут под дождем – кошка, лавочка и дом, капли на окошке, грустно даже мошке» / серый
  6. Любопытство: «Что такое? Что случилось? Что у нас произошло? Всюду нос он свой сует, всем покою не дает, потому что любопытство верх над ним всегда берет.» / оранжевый
  7. Жадность: «Ничего тебе не дам, я во все играю сам» / черный
  8. Скука: «Делать нечего весь день и играть мне даже лень, кто-то скажет – скука это, скукотень» /зеленый
  9. Вина: «Что разбились чашки сами, не могу сказать я маме, дома я была одна и вина моя видна» / розовый
  10. Обида: «Тот толкнул, а тот не видел, тот игрушку отобрал, есть мальчишки –обижалы, обзовут и убежали» / белый
  11. Усталость: «Переделав много дел, Ваня отдохнуть присел» / светло-синий
  12. Гордость: «Вот какой я  молодец – похвалил меня отец!» / синий
  13. Удивление: «Вот так чудо – удивленье! Фокусника представленье.» / фиолетовый
  14. Удовольствие: «И мороженое и варенье – это просто объеденье, а котята как мурчали – молочком их угощали, и махали хвостиком всем от удовольствия» / светло-зеленый

Рисуем пиктограмму к каждому эмоциональному состоянию, подбираем цветовую гамму, делаем надпись, прикрепляем к шарику.

  1. НАЙДИ ПАРУ: Представьте, что прилетела к детям  Баба-яга, и заколдовала их (раздаем детям изображения детей и животных с одинаковым выражением эмоций). Найдите – кто в кого превратился, почему вы так думаете?

Ребята берут карточки и объединяются в пары, обсуждают и отвечают в чем сходство их героев.

  1. ЗЕРКАЛО НАСТРОЕНИЯ: Чтобы их расколдовать, надо изобразить такое же настроение. Посмотрите на внешний вид героев на ваших карточках: выражение лиц, позы; затем посмотрите друг на друга как в зеркало и попробуйте изобразить такое же настроение, помогайте друг другу, подсказывайте своим внешним видом – как именно выглядит ваш герой.

Затем дети парами демонстрируют эмоциональное состояние, другие определяют насколько похоже получилось.

5. СМЕШНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ:  Баба-яга удивилась, что вы так ловко расколдовали детей. Решила она с вами поиграть, она будет вас превращать в разных животных у которых и настроение разное, а вы покажете этих животных: радостный бегемот, грустная черепаха, обиженный крокодил, спокойный удав, испуганная мышь, злой волк, жадный медведь, любопытная лиса, скучающий кот, виноватый заяц, усталый верблюд, гордый лев, удивленный ежик, довольный слон.  Дети, свободно перемещаясь по залу, выполняют задание.

  1. Вы так хорошо всех показали, что даже Баба-яга развеселилась и подобрела.
  2. Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам больше всего запомнилось?  
  3. Давайте мы друг другу пропоем  «До новых встреч» - радостно (мы ведь встретимся еще), «До свидания» - спокойно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...

«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Дистанционное обучение. ООД по муз. развитию детей разных групп. Дисциплина 4. Модуль 2 Обязательная образовательная деятельность по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста

1.Методика музыкального образовательного процесса2.Характеристика основ муз. деятельности3.Возрастные характериcтики музыкального восприятия4.Практическое задание 5.Итоговый тест дисциплины 4...

КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)

Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...