возрастные особенности 3-4 года
рабочая программа (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности детей.
В возрасте 3-4 лет постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становиться внеситуативным. Взрослый становиться для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становиться ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предлагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников является действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной- двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов- индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам- культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифферецировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса- и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжается развиваться наглядно- действенное мышление. При этом преобразование ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторых скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Он скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые изобразительные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательно управления поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды непосредственной образовательной деятельности | Кол-во |
3 - 4 года | |
Познание Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность Формирование элементарных математических представлений.
Формирование целостной картины мира | 2 |
Коммуникация. Чтение художественной литературы | 1 |
Художественное творчество Рисование Лепка Аппликация | 1 0.5 0.5 |
Физическая культура | 3 |
Музыка | 2 |
Общее количество | 10 |
Комплексно – тематическое планирование.
Тема | Развернутое содержание работы | Период | Варианты итоговых мероприятий |
До свидание лето, здравствуй детский сад! | Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада(воспитатель, помощник воспитателя. Музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Знакомить детей друг с другом в ходе игры (если дети уже знакомы, помочь вспомнить друг друга). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми ( коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры). | 20 августа-10 сентября. | Развлечение для детей, организованный сотрудниками детского сада с участием родителей. Дети в подготовке не участвуют, но принимают участие в развлечении ( в подвижных играх, викторинах). |
Осень | Расширить представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношения к природе. Развивать умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. | 11-30 сентября | Праздник «Осень». Выставка детского творчества. |
Я и моя семья | Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления. Формировать умение называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представления о своей семье. | 1-15 октября. | Открытый день здоровья. Спортивное развлечение. |
Мой дом, мой город | Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. Знакомить с родны городом(поселкам), его названием, основными достопримечательностями. Знакомить с видами транспорта, в том числе с городским, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения. Знакомить с «городскими» профессиями (милиционер, продавец, шофер). | 16 октября-4 ноября | Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения. |
Мониторинг | 5-14 ноября | Заполнение персональных карт развития детей. | |
Новогодний праздник | Организовывать все виды детской деятельности (игровая, коммуникативной, трудовой, познавательно -исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтение) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. | 15 ноября- 31 декабря | Новогодний утренник. |
Зима | Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). Формировать первичные представления о местах, где всегда зима. |
| Праздник «Зима». Выставка детского творчества. |
День защитника Отечества | Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). | 1-23 февраля | Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. |
8 марта | Организовать все виды детской деятельности ( игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме. Бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. | 24 февраля- 8 марта | Праздник « 8 Марта». Выставка детского творчества. |
Знакомство с народной культурой и традициями | Расширять представления о народной игрушке( дымковская игрушка, матрешка и др.). знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устными народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | 9- 31 марта | Фольклорный праздник. Выставка детского творчества. |
Весна | Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношения к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях ( изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц). Расширять представление о простейших связях в природе( потеплело – появилась травка). |
| Праздник « Весны». Выставка детского творчества. |
Мониторинг | 21 апреля-1 мая | Заполнение персональных карт развития детей. | |
Лето | Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях( сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. |
| Праздник «Лета» |
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме | 1 июня- 20 августа |
Направление « Физическое развитие»
Образовательная область «Здоровье» | |
Задачи: 1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. 2.Воспитание культурно – гигиенических навыков. 3.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. | |
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей | Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирование и совершенствования основных видов движений. Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки. Осуществлять под руководством медицинского персонала комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов ( воздух, солнце, вода). Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать их пребывание на воздухе в соответствии с режимом дня. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 5-6 минут. При наличии условий организовывать обучение детей плаванию. |
Воспитание культурно – гигиенических навыков | Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. | Расширять умение детей различать и называть органы чувств, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Дать представление о том, что утренняя зарядка, игра, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и система организма. Дать представление о необходимости закаливания. Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровым образом жизни. Воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей .Формировать умение сообщать о самочувствии взрослым. Избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. |
Образовательная область «Физическая культура» | |
Задачи: 1.Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации). 2.Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). 3.Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенстве. | |
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта. | Расширять умение ходить и бегать свободно. Не шаркая ногами. Не опуская голову, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Формировать умение строиться в колонну по одному. Шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Формировать умение сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Формировать умение соблюдать элементарные правила. Согласовывать движения. Ориентироваться в пространстве. Продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движения. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений. Развивать умение энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15-2 см. закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании; ловить мяч двумя руками одновременно. Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать. |
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенстве | Поощрять участие в совместных играх и физических упражнениях. Воспитывать интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности. Формировать желание и умение кататься на санках, трехколесном велосипеде, лыжах. Расширять умение самостоятельно садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него. Расширять умение надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место. Развивать умение реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой». Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. Организовывать подвижные игры с правилами. Поощрять самостоятельные игры детей с каталками автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. |
Направление «Социально – личностное развитие».
Образовательная область «Социализация» | |
Задачи: 1.Развитие игровой деятельности детей. 2.Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральном). 3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу. | |
Развитие игровой деятельности. | Сюжетно – ролевые игры. Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстникам. Помогать играть рядом, не мешая друг другу, развивать умение играть вместе со сверстниками, содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игр, подводить детей к пониманию роли в игре, формирование начальных навыков ролевого поведения, учить связывать сюжетные действия с ролью. Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, приучать к совестным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание). Театрализованные игры. Пробуждать интерес к театрализованной игре путём первого опыта общения с персонажем, расширения контактов со взрослыми. Пробуждать детей отзываться на игры – действия со звуками, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами – игрушками. Создавать условия для систематического восприятия театрализованного выступления взрослых. Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Учить собирать пирамидку из 5 – 8 колец разной величины, ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), составлять целое из четырёх частей, сравнивать, группировать, соотносить, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти, слуховой дифференциации, мелкой моторики рук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Возрастные особенности детей шестого года жизни""
И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет — совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка....
Памятка для родителей "Возрастные особенности детей пятого года жизни"
Возраст пяти лет—это последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребёнка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов—внимания, памяти, восприятия. И выт...
возрастные особенности детей пятого года жизни
выступление на родительском собрании...
возрастные особенности детей четвертого года жизни
Я предлагаю Вашему вниманию материалы, которые помогут, Вам, уважаемые родители в воспитании ваших детей. В этих публикациях Вы найдете описание психологических особенностей детей 4-го года жизни,...
Возрастные особенности детей четвертого года жизни
Возрастные особенности детей четвертого года жизни...
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 6го года жизни".
Консультация для родителей" Возрастные особенности деией 6 го года жизни"....
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей пятого года жизни".
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия....