Безопасность
статья (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Безопасность
Человеческая жизнь сложна и многогранна, часто радости и неприятности идут рядом. Русские пословицы гласят : «Береженого Бог бережет», «Берегись бед, пока их нет» , «Предупрежден – значит убережен». Помочь себе в трудной ситуации может тот, кто имеет необходимые знания о существующих опасностях, кто научится их своевременно распознавать, обходить стороной.
Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но к сожалению, так не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни.
Подтверждением этому служат данные медицинской статистики, показывающие, что из всего детского травматизма бытовые травмы составляют от 50 % до 75% : из них 42 % травмированных – дети первых шести –семи лет .Число пострадавших в быту возрастает с каждым годом . Это не может не вызвать тревогу .
На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности. Таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека и начинать необходимо с дошкольного возраста .
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в доме. Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства . Анализ причин возникновения травмоопасных ситуаций в быту убеждают в необходимости систематической работы с педагогами, детьми и родителями.
Для решения этой проблемы я выбрала проектный метод, создала проект «Азбука безопасности», в ходе реализации которого, у детей формируются навыки личной безопасности, развиваются познавательная активность, творческие способности, мышление, воображение.
Целью моего проекта является формирование у детей навыков безопасного поведения в быту и умение адекватно действовать в трудной жизненной ситуации.
Для достижения результатов по реализации проекта выделила ряд основных задач:
1.Дать детям знания об источниках опасности в доме, познакомить детей с правилами безопасного поведения в быту.
2.Развивать интерес детей к профессиям специальных служб и умение детей применять приобретенные навыки в самостоятельной игровой деятельности.
3.Воспитывать чувство взаимопомощи, бережное отношение к себе и окружающим.
Решение поставленных перед собой задач по реализации проекта основываю на следующих принципах: самостоятельность, деятельный подход, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сотрудничество детей и взрослых, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе.
Разрабатывая проект «Азбука безопасности» я руководствовалась методическим пособием по основам безопасности и жизнедеятельности Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой и Р.Б.Стеркиной; программой обучения и воспитания под редакцией Васильевой. Изучила статьи Григорович Л. «Опасные ситуации в жизни детей»; пособие Хромцовой Т.Г. в котором представлены теоретические основы проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности и практические рекомендации к организации педагогического процесса, направленного на воспитание безопасного поведения дошкольника в быту.
Для создания у детей интереса к содержанию проекта применяю разнообразные приемы: художественное слово, музыкальное сопровождение, двигательные упражнения по теме, пальчиковую гимнастику, драматизацию; а также использую различные методы:
- метод повышения познавательной активности и приемы (анализ, сравнение, вопрос, ответ, опыт);
- метод установления связи между различными видами деятельности (перспективный план, интегрирование деятельности);
- метод повышения эмоциональной активности (придумывание сказок и рассказов, игры – драматизации, сюрпризные моменты, игры);
- методы повышающие познавательную деятельность (конструирование, работа с макетами); а также различные беседы, рассказы, использование художественной литературы, наглядно – иллюстрированного материала, на занятиях я рассказываю о труде пожарных, спасателей, об оказании первой помощи, знакомлю с источниками опасности и правилами безопасного поведения в быту.
В своей работе использую индивидуальную, фронтальную и подгрупповые формы работы.
Мне повезло, что я работаю в детском саду, где создаются условия для хорошей деятельности воспитателя. Администрация детского сада понимает важность моей работы и оказывает большую помощь в оснащении материально – технической базы группы. Ни для кого не секрет, что финансирование дошкольных учреждений сегодня недостаточно, и нашему дошкольному учреждению, как и другим, приходится выживать в сложных социально-экономических условиях. По - моему мнению, материально- техническая база детского сада находится на достаточно высоком уровне, имеются технические средства, наглядность, широкий выбор методической литературы, разнообразие сюжетных картин и альбомов.
Важным условием реализации проекта является создание в группе предметной развивающей среды. Реальные предметы, инструменты и бытовая техника – стимулирует детские познавательные интересы к предметному миру и позволяет самостоятельно создавать пространственно- игровую среду для отражения представлений о трудовой деятельности взрослых. Разъясняю родителям важность вхождения ребенка в реальные трудовые связи в условиях семьи, помогаю определить трудовые обязанности и научиться правильно руководить детской деятельностью. Существенную помощь родителям в нахождении верного подхода к ребенку играют типичные ситуации, их обсуждение. Они помогают увидеть ошибки взрослых в воспитании у детей самостоятельности, взглянуть на ситуацию глазами ребенка и понять его чувства, выработать эффективный и безопасный путь вхождения сына или дочери в повседневный труд семьи.
Анализ анкетирования педагогов показал, что молодые специалисты испытывают трудности в решении проблемы воспитания безопасного поведения ребенка в быту. В результате анкетирования родителей выяснилось: многие родители оставляют детей одних, дети имеют доступ к бытовым приборам, зачастую спички хранятся в доступных для детей местах. Примеров такой беспечности, приводящей к трагическим последствиям, сколько угодно.
Для решения этой проблемы я выбрала проектный метод, создала проект « Азбука безопасности», в ходе реализации которого, у детей формируются навыки личной безопасности, развиваются познавательная активность, творческие способности, мышление, воображение. Надеюсь, мою статью прочитают многие родители и сделают соответствующие выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...
Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...