"Значение игры в развитии дошкольника"
статья на тему
взгляды разных ученых на сюжетно-ролевую игру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_igry_v_razvitii_doshkolnika.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение игры в развитии дошкольника
Слова «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны.
Слово «Игра» употребляется в значении развлечения, в переносном
значении, например, «игра с огнём», и в значении чего-то - «игра природы»
или случайного - «игра судьбы». Слово «играть» употребляется в значении
развлечения, исполнения какого-либо музыкального произведения и роли в
пьесе, в переносном значении притворства - «играть комедию» или
раздражающего действия - «играть на нервах»; занимать какое-либо
положение - «играть руководящую роль» и т.д.
Трудно установить, какие виды деятельности и их признаки
входили В первоначальное значение этих слов и как, по каким линиям оно
насыщалось всё новыми и новыми значениями.
Принципиально важным для специальной педагогики и психологии
является выдвинутое Л.С.Выготским положение об общности
закономерностей развития нормального и аномального ребёнка. В связи с
этим в психическом развитии ребёнка с интеллектуальной недостаточностью
присутствуют те же стадии, что и в развитии нормального ребёнка,
происходит последовательная смена ведущего вида деятельности,
определяющей переход от одной стадии к другой.
Одним из методов при изучении дошкольников является
наблюдение за их игрой. Реакция ребёнка на игрушки, стойкость интереса,
возможность самостоятельно организовать игру - важные показатели
умственного развития. В игре проявляется и осознанность действий, их
целенаправленность, рациональность, координированность. На игровом
материале можно исследовать восприятие ребёнком величины, формы,
цвета, представления о количестве, способность к обобщению, В игре
выявляются волевые и эмоциональные качества, навыки общения с детьми.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны слабо
выраженный интерес к игрушкам, наличие стереотипных действий,
беспорядочность и не целенаправленность игры, отсутствие творческих
замыслов. Дети с интеллектуальной недостаточностью затрудняются
назвать то, чем в данный момент заняты. Их действия не соотносятся с
речью. Деятельность ЭТИХ детей нуждается в постоянном стимулировании и
контроле за её ходом, так как возможно «соскальзывание» с правильно
начатого выполнения задания. В процессе работы они часто отвлекаются. Не
проявляют волевых усилий. Они не умеют использовать предлагаемую
помощь. К результатам работы не критичны. Нет выраженной
эмоциональной реакции на успех и неудачи. Беспомощны в коллективных
играх.
Недоразвитие игровой деятельности у детей с интеллектуальной
недостаточностью оказывается как бы «запрограммированным» уже в
раннем детстве. Основные причины, тормозящие самостоятельное
последовательное становление игры: низкий уровень познавательной
активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями,
предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым
общением со взрослыми.
В жизни детей С интеллектуальной недостаточностью игра
оказывает воздействие на развитие всех психических процессов и Функций
личности в целом.
Для дошкольника игра – это самое серьёзное дело. В игре
раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности
личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного
развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об
окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности. (В .А. Сухомлинский)
Огромное значение игры в жизни детей, разнообразие игр у одних и
тех де ребят, их сходство у детей разных стран и разных исторических периодов побуждали многих учёных искать объяснение в происхождении
этой детской деятельности и. В XIX -- ХХ в были следующие теории игры.
К.Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой к жизни.
Бессознательно готовится к роли матери девочка, когда укладывает и
баюкает куклу. Следовательно, источником игры является инстинкт. Он
одинаково действует как у животных, так и у человека.
К.Шиллер и Г.Спенсер объяснили игру простой тратой избыточной
энергии. Она не расходуется на труд, и поэтому выражается в игровых
действиях.
К.Бюлер утверждал, что весь смысл игры заключается в том
удовольствии, которое она доставляет ребёнку. Но при этом оставалась не
раскрытой та причина, которая вызывает у детей это чувство радости от
игры.
З.ФреЙд считал, что ребёнок побуждается к игре чувством
собственной неполноценности. Не имея возможности в действительности
быть доктором, шофёром, продавцом, ребёнок замещает эту реальную роль
игрой.
Все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат
инстинктивные, биологические потребности ребёнка: его влечения и
желания. Желания эти возникают самопроизвольно. Они просто вызревают
по мере развития ребёнка и проявляются в его играх независимо от того, как
и где этот ребёнок живёт, как и кем воспитывается.
Человеческой деятельности, труда и отношения между людьми и,
следовательно, основным содержанием роли, которую берёт на себя
ребёнок, становится произведение именно этой стороны деятельности. Итак,
содержание развёрнутой, развитой формы ролевой игры выступает не
предмет и его употребление или изменение человеком, а отношение между
людьми, осуществляемые через действия с предметами, не человек-предмет,
а человек-человек. Игра не только черпает свои сюжеты из условий жизни
детей, но она социальна по своему внутреннему содержанию, т.е. возникает
из условий жизни ребёнка в обществе.
Наиболее раннее систематическое описание детских игр в России
принадлежит Е.А.Покровскому («Понятие об игре»).
Через 50 лет видный голландский биолог и психолог Ф.Бойтендайк
также даёт этимологический анализ слова «игра» и пытается вывести
характерные признаки процессов, обозначаемых этим словом. Среди этих
признаков он находит движение «туда и сюда» (hin und her bewequnq),
спонтанность и свободу, радость и забаву. Не удовлетворившись этим,
Бойтендайк предлагает исследователям феномена игры при смотреться к
употреблению этого слова самими детьми, считая, что ребёнок особенно
хорошо различает, что есть игра, и что не заслуживает этого названия.
Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле
этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей
пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и
разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра», не имеется
удовлетворительного разграничения этих деятельностей и
удовлетворительного объяснения разных форм игры.
Большое внимание описанию и анализу форм деятельности,
носящих характер игр, уделяют этнографы. Так в книге «Игры народов
СССР» собрано и описано большое количество игр, бытовавших среди
русского и других народов царской России. Все игры разделены авторами на
три группы: игры драматические, игры орнаментальные и игры спортивные.
Игры драматические подразделяются па игры производственные (охотничьи, рыболовные, скотоводческие и птицеводческие, земледельческие) и игры
бытовые (общественные и семейные), а игры спортивные - на состязания
простые и состязания с вещью. Игры орнаментальные представляют собой
промежуточную группу.
В.ВсеволодскиЙ - Гернгросс в введении к этой книге приходит к
выводу о существовании родственных связей между игровыми явлениями
разных типов. Так, он пишет: «Возьмём первый попавшийся пример:
скажем, игру в ловишки. Начнём с простейших ловишек, в которых один
ловит другого. Но вот рядом игра, в которой ловимый имеет «дом», где ОН может укрываться от преследования, или игра, в которой ловящий скачет на
одной ноге или ловит с руками, завязанными на спине. Далее - то же, но с
превращением пойманных в подручных ловцов. Далее - ловишки партиями
с очерченными двумя городами, взятием пленных, их освобождением и т.д.
И, наконец, игра в войну, в центре которой те же самые ловишки. Перед
нами, несомненно, ряд родственных игр; на полюсах стоят с одной стороны
простые ловишки, с другой - игра в войну, а посередине - постоянно
осложняемый или, наоборот, если идти от войны к ловишкам, упрощаемый
ряд.
Трудно найти специалиста в области детской психологии, который
не касался бы проблемы игры, не выдвигал бы своей точки зрения на её
природу и значение, однако специальных исследований по этой проблеме
мало, буквально единицы.
В 1976 году опубликована большая хрестоматия по игре,
составленная Дж.Брунером и его сотрудниками. В числе помещённых статей
большое количество посвящено исследованиям манипулятивно-игровой
активности низших и высших обезьян, значительно меньше
манипулятивной игре детей, совсем мало - исследованиям игр справилами
и исследованиям развёрнутой формы ролевой игры. В их числе статьи
Л.С.Выгодского «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка»,
специально посвящённая ролевой игре.
В эмпирической психологии при изучении игры, так же как и при
анализе других видов деятельности. И сознании в целом, господствовал
функционально-аналитический подход. При этом игра рассматривалась как
проявление уже созревшей психологической способности. Одни
исследователи (К.Д.ушинский - в России, К.Бюллер, Дж.Селли, B.Штерн -
за рубежом) рассматривали игру как проявление воображения или фантазии,
приводимой в движение разнообразными аффективными тенденциями;
другие (А.И.СикорскиЙ - в России, Дж.Дьюн- за рубежом) связывали игру с
развитием мышления.
Анализ, при котором игра рассматривалась как выражение
относительно зрелой способности воображения, привёл к тому, что ей
начали приписывать свойства воображения, видеть в ней отлёт ребёнка от
действительности, рассматривать её как особый замкнутый мир детской
аутистической грёзы, связанный с глубинными влечениями.
Даже неспециалисту при наблюдении за играми детей ДОШКОЛЬНОГО
возраста, прежде всего бросается в глаза, как ребёнок преображает
предметы, используемые в игре.
В.Прейер писал: «Кусок дерева со шнурками, скорлупа ореха, не
имеющие никакой цены вещи, как голыши, древесные листы и содержимое
бумажной корзины, получают великое значение вследствие живой детской
фантазии, которая бумажные лоскутки преобразует в чашки и лодки, в
животных и людей».
Г.Комперне обращает внимание на то же самое: «Он ездит верхом
на палке, опрокинутый табурет оказывается лодкой или пролёткой, табурет,
поставленный на ноги, - лошадью ИЛИ столом. Коробка превращается в дом,
в шкаф, в телегу, словом, во всё что хотите, что хочет сделать из неё в
данный момент воображение ребёнка». Эта более сильная и более обширная
деятельность фантазии в забавах детей объясняется глубоко заложенным в
них стремлением к игре, желанием быть чем-нибудь, играть какую-нибудь
роль. Изображая Робинзона Крузо или какого-нибудь другого героя, ребёнок
-искатель приключений выходит за пределы своего настоящего я и за
пределы своего повседневного мира. Разыгрывая свою роль, он в своём
воображении изменяет всё окружающее, и оно получает тот вид и смысл,
который в данный момент требуется этой ролью».
Ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей
и отношений между ними, её содержанием является именно эта сфера
действительности. Содержанием развёрнутой, развитой формы ролевой
игры являются не предмет и его употребление или изменение человеком, а
отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами;
не человек - предмет, а человек - человек.
Так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений
происходят через роль взрослого человека, которую берёт на себя ребёнок,
но именно роль и органически связанные с ней действия и являются
единицей игры.
Так как в реальной действительности конкретная деятельность
людей и их отношения разнообразны, то и сюжеты игр многообразны и
изменчивы. В разные исторические эпохи, в зависимости от социально-
исторических, географических и конкретно-бытовых условий жизни, дети
играют в различные по сюжетам игры. Различны сюжеты игр у детей разных
классов. Даже один и тот же ребёнок меняет сюжеты своих игр в
зависимости от конкретных условий, в которые он временно попадает.
Анализ приводит к необходимости различать в игре сюжеты и
содержание. Сюжет игры - это та область действительности, которая
воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и
отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они изменяются в
зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребёнка во всё
более широкий круг жизни, вместе с расширением кругозора.
Содержание игры – это то, что воспроизводится ребёнком в
качестве центрального характерного момента деятельности и отношений
между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры
выражено более или менее глубокое проникновение ребёнка в деятельность
взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой
деятельности - только то, с чем действует человек, или отношения человека
к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный смысл
человеческого труда.
Игра черпает свои сюжеты из условий жизни детей и является
явлением социальным по своему внутреннему содержанию, она не может
быть биологическим явлением по своей природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение игры для развития психики дошкольника
В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка...
Значение игры в развитии коммуникативных навыков у дошкольников
В игре ребенок познает окружающий мир, развивается, учится общению....
Значение игры для развития дошкольника.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается вообра...
Значение игры для развития дошкольника
Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого...
Значение игры для развития дошкольника
Лет двадцать назад большинство детей шли в школу, не умея ни читать, ни писать, ни считать. Всему этому дети обучались в школе, и их интеллектуальное развитие от этого совсем не страдало. Сейчас ситуа...
Значение игры для развития дошкольника
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, о...
Статья на тему: "Значение игры для развития дошкольника".
Статья на тему: "Значение игры для развития дошкольника"....