Значение игры для развития дошкольника
статья (старшая группа) на тему

Васильева Татьяна Викторовна

Лет двадцать назад большинство детей шли в школу, не умея ни читать, ни писать, ни считать. Всему этому дети обучались в школе, и их интеллектуальное развитие от этого совсем не страдало. Сейчас ситуация изменилась.

Для того, чтобы ребёнка приняли в хорошую школу (а значит, для того, чтобы он получил приличное образование, а потом удачно устроился в нашей трудной жизни) ему уже в 6 лет нужно выдержать солидный экзамен на "готовность".

Поэтому родители спешат как можно раньше начать его обучение. Так называемое "раннее развитие" в наши дни очень популярно и модно. Детей чуть ли не с рождения учат читать, считать до 100 и обратно, учат иностранному языку, логике, риторике, грамматике, математике и пр. И родители за такое дошкольное образование готовы платить немалые деньги - ведь для будущего ребёнка ничего не жалко! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_igry.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области

Структурное подразделение, реализующее программы

___дошкольного образования – детский сад «Солнышко»

             446600, Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Спортивная, 19.

тел/факс:(84670)2-19-04; E- mail:solnyichko2008@yandex.ru

                                www.solnyshko-mdou.ucoz.ru

Значение игры для развития дошкольника

                                                               Т.Васильева

 воспитатель

2012г

*       Лет двадцать назад большинство детей шли в школу, не умея ни читать, ни писать, ни считать. Всему этому дети обучались в школе, и их интеллектуальное развитие от этого совсем не страдало. Сейчас ситуация изменилась.

Для того, чтобы ребёнка приняли в хорошую школу (а значит, для того, чтобы он получил приличное образование, а потом удачно устроился в нашей трудной жизни) ему уже в 6 лет нужно выдержать солидный экзамен на "готовность".

Поэтому родители спешат как можно раньше начать его обучение. Так называемое "раннее развитие" в наши дни очень популярно и модно. Детей чуть ли не с рождения учат читать, считать до 100 и обратно, учат иностранному языку, логике, риторике, грамматике, математике и пр. И родители за такое дошкольное образование готовы платить немалые деньги - ведь для будущего ребёнка ничего не жалко!

В результате система дошкольного воспитания всё более превращается в низшую ступень школьного обучения. Несмотря на прогрессивные и гуманистические концепции учёных и призывы сохранить детство, страх перед будущим берёт своё и "готовность к школе" становится главной целью родителей, воспитателей и даже психологов, работающих в детских садах.

Дети не могут учиться, только потому, что этого хотят взрослые. И не потому, что они ленивые и непослушные, а потому что они  дети. И беда не в том, что они ничего не приобретают от такого преждевременного обучения, а в том, что они теряют необыкновенно важные возможности, которые открывает перед ними дошкольное детство.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

         К сожалению, стандартов дошкольного образования на сегодняшний день нет, но есть федеральные государственные требования, в которых ясно прописано, что в дошкольном возрасте основная деятельность детей – игровая; учебы в детских садах нет совсем.

Когда говоришь это родителям, они удивляются: ведь ребенка нужно готовить к школе! Да, нужно, но для этого есть специфические, адекватные возрасту методы, формы, средства. Об этом говорят и классики отечественной науки, такие, как Выготский, Давыдов, Леонтьев, и современные педагоги и психологи.

*          Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми.

          Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
       
Игры ребенка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка

         К концу дошкольного возраста воображение становится сравнительно независимым от деятельности во внешнем плане, на базе которой оно формировалось. Примерно в этот же период в воображении появляются элементы творчества. Данные особенности воображения старшего дошкольника очень важны для подготовки к школьному обучению, в котором ребенку понадобится действовать с образами объектов, с которыми он еще не встречался в своем опыте, на основе накопленных понятий.

       

*  Прежде всего, следует рассмотреть условия для развития игровой деятельности.

*  Существует большое разнообразие игр для дошкольников, и все они имеют огромное значение для  его развития.

Развивающие игры и их условия.

         К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности.  Наша задача воспитания заключается как раз в том, чтобы, опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание ребёнка, положить начало полноценной внутренней жизни.

         Прежде всего развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием.

Игры должны предлагаться в соответствии с учетом необходимой последовательности этапов – от самых простых и доступных каждому малышу игр следует переходить к более сложным. В каждой игре необходимо опираться на то, что ребенок уже умеет и что он сам любит делать. Педагогу важно знать и понимать, что умеют и любят делать его воспитанники независимо от их возраста, и на этой основе вводить новые действия и новые задачи.

*   В нашем детском саду имеется большое количество дидактических игр и они занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвета), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

       Игры  незаменимы при подготовке к школе. Дидактические игры для дошкольников закрепят полученные ранее знания и станут основой дальнейшего успешного обучения.

       В тоже время с нашими познавательными играми малыш весело проведёт время. Он будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!

 *   В современной педагогике сюжетно-ролевая игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности, в частности, трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений.

      Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем принятия на себя определенной роли. Выполняя взятую на себя роль, ребенок стремится подражать тем взрослым, старшим или сверстникам, образы которых сохранились в его опыте. Однако ребенок подражает не полностью, так как он не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операций принятой роли. Связано это со сложностью современного общественного производства и общественных отношений, а также уровнем знаний и умений ребенка, его жизненным опытом, умением ориентироваться в знакомых и новых ситуациях. Поэтому в  сюжетно -ролевой игре он выполняет символические действия («как будто бы»), реальные предметы заменяет игрушками или условно теми предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции (палка -- «лошадка», песочница -- «пароход», стул -- «ракета» и т. д.).

         В процессе игры ребенок как бы выходит из подчинения взрослого и действует самостоятельно, свободно проявляя свои чувства, желания. Воображение, фантазия помогают ребенку восполнить пробелы в знаниях об окружающем и замещать необходимые для игры предметы. Творческая ролевая игра в данном случае -- своеобразный мостик, дающий возможность ребенку переходить от действительности в область фантазии и, наоборот, при этом каждый раз отталкиваясь от реальной жизни. Мотивом, побуждающим ребенка к игровой деятельности, является внутренняя потребность ребенка в активном участии в жизни взрослых.

*  Л.С. Выготский подчеркивал, что творческая ролевая игра - преобладающая деятельность ребенка трех--шести лет, так как она создает зону ближайшего развития. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он как бы на голову выше самого себя.       (характерные особенности ролевых игр)

         Таким образом, сюжетно - ролевая игра имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития ребенка, для формирования его способностей и становления личности в целом.

 * Сегодня многие малыши являются гораздо больше технически продвинутыми, чем их родители. В год ребенок умеет пользоваться телевизионным пультом, став чуть старше - уверенно тянется к микроволновке, но при этом, по-прежнему, остаются популярными старые способы проведения досуга, а именно разгадывание кроссвордов, поиск ответов на загадки и разрешение ребусов. Наибольшую популярность ребусы и головоломки приобрели во второй половине 20 века, когда они издавались в детских периодических изданиях огромными тиражами и были широко доступны для всех возрастных категорий.

 *  Ребус отличается от кроссворда тем, что загадка оформляется с помощью рисунков с изображением знаков, букв или других фигур. Детские ребусы - это наиболее популярная форма загадок для маленьких детей, позволяющая не только развить логическое мышление, но и творческую фантазию.

           Не меньшую пользу приносят и обычные загадки, которые помогают ребенку улучшить словарный запас в игровой форме, развивают его память, а также образное мышление. Любые из них принесут пользу в развитии интеллекта, благотворно сказавшись на его смекалке, наблюдательности и воображении.

 *  В особый класс выделяются игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.

*  В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.

 *    Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение, сюжет игры последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения.

Отличие: детям необходимо дословно запомнить текст, осмыслить течение событий, образ героев сказки, или пересказа помогает глубже понять идею произведения, ощутить художественную ценность, искренне выразить свои чувства.

*  Роль игры в воспитании положительного отношения к школе

Одним из важных требованием к учебно – дидактическим играм проводимым с детьми дошкольного возраста, является то, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры отвечающие следующим требованиям:

  • способность пробуждать непосредственный интерес у детей;
  • обеспечение детям возможности проявить свои способности;
  • вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми;
  • предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;
  • доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений и навыков;
  • получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

*  Усвоение информации при выполнении определенного вида деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры для развития психики дошкольника

В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка...

"Значение игры в развитии дошкольника"

взгляды разных  ученых на сюжетно-ролевую игру...

Значение игры в развитии коммуникативных навыков у дошкольников

В игре ребенок познает окружающий мир, развивается, учится общению....

Значение игры для развития дошкольника.

   Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается вообра...

Значение игры для развития дошкольника

Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого...

Значение игры для развития дошкольника

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, о...

Статья на тему: "Значение игры для развития дошкольника".

Статья на тему: "Значение игры для развития дошкольника"....