Предшкольное образование в контексте стратегии Школа-2020
статья по теме

Гусынина Ирина Николаевна

 

Предшкольное образование является то что оно одновременно решает две задачи:

1.     Подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности.

2.     Подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Школа-202031.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предшкольное образование в контексте стратегии Школа-2020г.

Предшкольное образование, как образование вообще, - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество.

Предшкольное образование является то что оно одновременно решает две задачи:

  1. Подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности.
  2. Подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками)

Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольникам в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно:

- его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп,

- культурное развитие – совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта,

- познавательное развитие – собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.

Результатом прдешкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире.

Предшкольное образование ориентировано на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей считается одной из ведущих задач образовательных учреждений. Особый резонанс она получила в нашей стране. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за 2010-2011 годы, количество детей с хронической патологией увеличилось в два раза, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза. Из общей заболеваемости детей дошкольного возраста 75% приходится на ОРВИ и грипп. Увеличилась частота болезней костно-мышечной системы на 80%, мочеполовой – на 90%, нервной системы и органов чувств – на 35%, системы кровообращения – на 56%, эндокринной системы – на 90%. Более 50% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма: 30-40% (по Санкт-Петербургу 45-50%) –  со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз); 20-25% - со стороны носоглотки, у 30-40% младшего дошкольного возраста имеются неврологические проявления, аллергические реакции установлены у 10-23%. Растет число дошкольников с отклонениями и заболеваниями органов пищеварения. К 6-летниму возрасту увеличивается число детей с пониженной остротой зрения.

Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни привело к необходимости определить комплекс мер по реализации задач, направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников.

Дошкольный возраст является решающим в формировании здоровья. Именно в период до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей знаний и практических навыков ЗОЖ. Под ЗОЖ понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья.

Основными составляющими здорового образа жизни являются:

- оптимальный режим дня,

- рациональное сбалансированное питание,

- закаливающие процедуры в режиме дня,

- личная гигиена,

- превалирование положительных эмоций

Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование эффективных педагогических технологий. Педагогическую технологию отличает конкретность и четкость целей и задач, наличие этапов первичной диагностики и отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации. Неотъемлемыми свойствами педагогической технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях образовательного учреждения.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – это технологии, направленные на решение задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей-педагов-родителей.

Здоровьесберегающая деятельность ДОУ осуществляется в различных формах деятельности:

  1. Медико-профилактическая – обеспечивает сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала.
  2. Физкультурно-оздоровительная – направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка, реализуется в основном руководителями физического воспитания.
  3. Социально-психологическая – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка, реализуется в основном психологом.
  4. Спортивно-досуговая
  5. Образовательная
  6. Информационно-просветительная.

Содержанием всех этих фор деятельности являются различные методы и технологии здоровьесбережения, разнообразие которых должно максимально быстро и эффективно приблизить всех субъектов здоровьесберегающей деятельности к конечному желаемому результату – модели “идеально здорового ребенка”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...

Семейное воспитание и дошкольное образование в контексте реализации ФГОС дошкольного образования

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта м...

Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень  своего р...

ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»

В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми разновозрастной средней группы . Составлена на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» 2020 года под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответс...

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» 2020 г.

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММАДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»2020 г....