Педагогический проект «Влияние синтеза искусств на развитие личности дошкольника»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Костырина Ольга Анатольевна

Педагогический проект реализован в группе эстетического развития "Гармония". Рассчитан на детей 6-7 лет. Направлен на развитие творческих способностей дошкольника. В проекте разработаны блоки "Музыка", "Литература", "Художественное творчество".Проект реализован в сотрудничестве с музыкальным руководителем, учителем-логопедом. В рамках реализации педагогического проекта разработано комплексно-тематическое планирование, технологические карты НОД, диагностический и методический материал. В групповой комнате создана предметно-развивающая среда. Проект реализован в рамках деятельности муниципальной экспериментальной площадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается педагогический проект «Влияние синтеза искусств на развитие личности дошкольника»

Автор проекта – Янькова Ольга Анатольевна - воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок». Я работаю в группе эстетического развития «Гармония».

В соответствии с федеральными государственными требованиями, данный проект  реализовывался в сотрудничестве с педагогами группы – музыкальным руководителем и учителем-логопедом

В рамках деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Формирование личности дошкольника путем создания педагогической модели

художественно-эстетического развития в дошкольном учреждении» и является частью сертифицированной методической разработки

Девизом группы «Гармония» являются слова индийского мыслителя и писателя Рабиндраната Тагора «Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного…» А познание и осмысление Прекрасного немыслимо без видения цвета, без слышания мелодики звука, без владения хореографическим движением, без понимания искусства. Поэтому проекту было дано творческое название «Мир цвета, мир звука, мир пластики, мир мысли»

В эстетической группе «Гармония» воспитание и развитие детей осуществляется на протяжении двух лет (от 5-7 лет). Участниками данного проекта являются дети 6-7 лет.

Тип проекта: творческий, коллективный

По предметно-содержательной области: развитие творческой личности ребенка

Проект открытый, групповой, долгосрочный, основывается на интересе дошкольника.

Эстетическому воспитанию и развитию человека уделялось внимание с древних времен. Что определяет и характеризует человека, да и общество в целом? Культура. Это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, образованность, интеллигентность, внутреннюю утонченность и творческую активность. Заложить базис высокой Культуры, человечности, творчества мы сможем только через высокие образы национальной и мировой культуры, творческий труд. Не секрет, что искусство оказывает незаменимое влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития. Особое значение в связи с этим имеет свойство искусства интегрироваться или синтезироваться друг в друга и другие виды деятельности. Введение в теорию и практику эстетического воспитания понятия «синтез искусства» вызвано потребностью обозначить концептуально новый подход к решению проблемы развития личности дошкольника средствами искусства.

Была поставлена цель – гармоничной развитие дошкольника средствами искусства.

Если с раннего возраста  вводить ребенка в мир искусства, основываясь на принципах взаимосвязи его видов, развивать способности ребенка воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в искусстве и жизни; воспитывать стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам Красоты, то будет достигнута ключевая роль эстетического воспитания – формирование гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Что же представляет данный педагогический проект?

  1. Систематизированный материал по эстетическому воспитанию старших дошкольников, основанный на принципах интеграции образовательных областей
  2. Это непосредственно образовательная деятельность, аутотренинги, музыкальные минутки, хореографические этюды, творческая деятельность, эстетические отчеты; диагностические исследования музыкального и психомоторного развития
  3. Использование данного материала ведет к формированию у дошкольников творческого начала в деятельности: проявление активности, самостоятельности, инициативности; вербальное и невербальное выражение своих чувств, эмоциональное восприятие
  4. В свою очередь художественно-эстетическая деятельность дает возможность дошкольнику осваивать мир во всем его многообразии

Методологической основой проекта являются труды Льва Семеновича Выготского

В ходе осуществления проекта педагогами проводились самостоятельные исследования.

Традиционно проект проводился в три этапа

Во время  подготовительного этапа работа проходила по трем направлениям:

Методическая работа

  1. Анализ современных программ, технологий
  2. Подбор методической литературы, демонстрационного и наглядного материала
  3. Разработка комплексно-тематического планирования
  4. Подбор диагностического инструментария
  5. Диагностические исследования (первичный этап), мониторинг

Создание предметно-развивающей среды

  1. Дизайн группы и приемной комнаты
  2. Оформление зон и уголков
  3. Оформление информационных и тематических стендов
  4. Подбор демонстрационного и дидактического материала

Работа с родителями

  1. Анкетирование родителей, обработка и мониторинг;
  2. Разработка циклограммы консультаций и совместных мероприятий

В ходе прохождения основного этапа были проведены следующие мероприятия:

  1. Организация непосредственно образовательной деятельности; итоговых мероприятий по окончанию тематических недель; развлечений, праздников, музыкальных гостиных, досугов;
  2. Конкурсы, выставки детского-родительского творчества;
  3. Совместные мероприятия с родителями, родительские собрания, «Дни открытых дверей»
  4. Циклы целевых прогулок, экскурсий (в соответствии с сезоном)
  5. Взаимодействие с социумом: экскурсии, посещение выставок, концертов; встречи с интересными людьми
  6. Мастер-классы для городского профессионального объединения, размещение опыта на Интернет-сайтах

Во время заключительного этапа:

  1. Презентация деятельности группы эстетического развития;
  2. Диагностические исследования, мониторинги;
  3. Защита проекта
  4. Участие в муниципальном конкурсе «ДОУ-территория развития»

Результаты диагностических исследований показали, что наиболее сложными темами для освоения детьми остаются ознакомление с живописью, цветом. На высоком уровне осваиваются музыкальные и литературные. Большим интересом пользуются интегрированные занятия. Более понятный для восприятия и понимания ребенка вид искусства, его выразительные средства помогают осваивать более сложный. Процентное содержание развития творческих способностей представлено на слайде.

По завершению реализации педагогического проекта были сделаны следующие

выводы:

  1. Систематизированная работа, комплексно-тематическое планирование, интеграция образовательных областей способствовали формированию у детей интереса к искусству;
  2. Синтез искусств благотворно повлиял на развитие личности дошкольников;

  1. У выпускника эстетической группы сформированы интегративные качества. Он самостоятелен, проявляет творческие способности; эмоционально отзывчив на красоту окружающего мира и произведений искусства; имеет

          практические умения и навыки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект "Влияние народной сказки на формирование нравственной и культурной основы личности ребенка"

Проект направлен на решение проблемы эмоционального, нравственного, творческого развития детей средствами художественной литературы. Цель проекта - формирование нравственной и культурной основы личнос...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогических работников "Кукольный театр как средство развития личности дошкольников"

В статье описаны цели, задачи и содержание театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет»

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет». Цель проекта: разработать систему мероприятий по развити...

Влияние взаимосвязи музыки и других видов искусства на развитие личности дошкольника

Важно помнить – первыми проводниками в мир искусства, в мир людей, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет»совместная работа воспитателя и учителя-логопеда...