Педагогический проект по моральному воспитанию.
методическая разработка (средняя группа) по теме

Неверова Алёна Анатольевна

В проекте описана организация комплексного подхода к моральному воспитанию детей 4-5 лет на основе интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moralnoe_vospitanie_kopiya.doc585 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО МОРАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ:

«Организация комплексного подхода к моральному воспитанию детей 4-5 лет

на основе интеграции образовательных областей»

                                Разработала:

                                                                  Воспитатель МБДОУ д\с «Буратино» 

                                                            Неверова Алёна Анатольевна

Актуальность:

Мы являемся современниками 21 века, и очень горько слышать о том, что наше общество безнравственно, у современного общества нет ценностей.

  Основы морали и нравственности, которой, по мнению общества сейчас так мало,  закладываются в дошкольном детстве. Именно педагоги детского сада могут заложить в детей то зерно нравственности, которое  вырастет во взрослом человеке  красивым цветком морали и воспитанности. Проблема  морального воспитания актуальна всегда, так как моральное развитие и становление личности человека  происходит на протяжении всей его жизни.

Мотивационным посылом разработки данного проекта послужили :

  1. Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Результатом реализации  которой - является формирование основных интегративных качеств дошкольника. ФГТ предлагают нам 9 интегративных качеств анализ  содержания которых показал что 4 (44 %) из них в той или иной степени затрагивают  моральное воспитание.

  1. Введение ФГТ  к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:
  1. обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
  2. высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость  и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
  3. гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
  4. комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
  1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

Одним из ключевых принципов «Национальной стратегии»  является Максимальная реализация потенциала каждого ребенка;

Все это говорит о  преобладания морального аспекта образовательного процесса.


Анализ сложившейся ситуации:

Сложившуюся ситуация в  группе ,условно можно разделить на два направления.:

- образовательная ситуация;

- личностная ситуация;

Образовательная ситуация:

  1. Работа по моральному воспитанию в саду( в группе) организуется  в основном в совместной деятельности, в форме бесед и тренингов, что не позволяет в полной мере выполнить требования ФГТ к  содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста ,

 который  должен  строиться  с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  1. В группе отсутствовал комплексный подход к организации морального воспитания, отсутствовало  комплексно-тематическое планирование по моральному воспитанию. Дети при организации воспитательного процесса  оставались в позиции пассивного слушателя.  
  2.  Предметно-развивающая среда также в основном  оборудована  с учетом развития ребенка и совсем не учитывался воспитательный аспект предметно-развивающей среды.
  3. Взаимодействие с семьей по вопросам морального воспитания строится на традиционном подходе( консультации, собрания). только 55% родителей принимают активное участие в жизни группы, Только в 40% отмечается преемственность в требованиях  к поведению ребенка.

Личностная ситуация:

В результате реорганизации  в одной группе оказались дети  из двух разных  групп. Ранее дети не встречались и в группе возникали конфликтные ситуации, детям было очень сложно найти точки соприкосновения. При рассматривании конфликтных ситуаций  между детьми отмечается знание детьми норм поведения, но на практике  они эти знания не применяют. При взаимодействии друг с другом дети проявляют нетерпеливость, не уважение  друг другу, не понимают  права и переживания  сверстников. В группе особенно со стороны мальчиков  проявляются "силовые" приемы, при отстаивании своего мнения.  Подобные формы поведения, случайные вначале, повторяясь и закрепляясь, часто создают  в группе достаточно напряженную  атмосферу.   Во время бесед выясняется, что дети не умеют проявлять заботу, доброе и внимательное отношение друг к другу, к малышам, старшим людям, так как не знают действенных способов проявления таких чувств.

 Для того чтобы привить «привычку к моральному  поведению»  необходимо  создать вокруг ребенка   среду,  которая поможет развить интерес дошкольника к  миру  уважения, сочувствия, поможет сформировать представление о способах проявления добрых чувств, заботы, внимания, доброты.  Одной из самых важных составляющих  моральной среды которая должна окружать ребенка  является сам педагог, его нравственность , его умение использовать потенциал окружающего социума, культурную среду семьи, детского сада  в моральном воспитании.  Многое  зависит и от форм взаимодействия с детьми. Анализ форм, методов и приёмов взаимодействия показал, что отдаётся предпочтение традиционным формам  таким как  беседы, чтение художественной литературы. Чтобы развивать  моральные качества, стремление руководствоваться в своих поступках и оценке действий окружающих моральными нормами необходимо использовать  , такие методы и приёмы, которые бы ставили ребёнка в активную позицию, упражняли в добрых поступках и делах.  Общение  с взрослыми должно быть обогащающими  и  охватывающим все стороны личности ребенка.  Одной из эффективных форм,  позволяющих решать такие проблемы является детская проектная деятельность, практическая деятельность, акции доброты.

Таким образом   мы  видим  необходимость в продолжении работы по направлению - моральное воспитание .

 Но для  систематической и планомерной работы необходимо :

-  иметь достаточно полную информацию о каждом участнике ВОП  процесса;

-  обеспечить обратную связь между всеми направлениями ВОП по  моральному воспитанию  дошкольников;

-  оценить и в дальнейшем скорректировать условия, процесс педагогического взаимодействия( педагог-ребенок, педагог-педагог ребенок – ребенок ).  

В связи с вышеперечисленным коллектив ДОУ поставил перед собой следующую цель: Обеспечить комплексный подход по моральному воспитанию детей.

на основе практической деятельности через интеграцию всех образовательных областей.

 Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Создать  нормативно – правовую базу по  моральному воспитанию детей.
  2. Включить в систему морального воспитания практические упражнения в проявлении добрых чувств, формы, которые ставят детей в активную позицию морального выбора и проявления лучших чувств и поступков.
  3. Продумать систему мотивации и поощрения поведения на основе норм морали, где дети в активной позиции.
  4. Использовать возможности социума для поддержания формирования положительного образа-Я: дружбу и заботу о  близких людях, малышах, о тех, кто заботиться о детях в детском саду, о пожилых людях микрорайона.
  5. Разработать и внедрить в ВОП  диагностический и критериальный инструментарий, позволяющий проследить динамику  становления моральной компетентности  детей 4-5 лет  на основе рекомендаций  методики С.Г.Якобсон «Моральное воспитание»
  6. Обеспечить преемственность требований к детям  в  ДОУ и семье.

  1. Провести рефлексию результатов    деятельности, наметить новые перспективы.

Решение  вышеперечисленных задач  предполагает достижение  следующих результатов:

Дети:

  1. Становление морального поведения, которое представляет собой сознательный выбор морального поступка в простых понятных детям ситуациях.
  2. Овладение моральными знаниями и появление личного отношения к соблюдению норм морали ( положительного) и к их нарушению  отрицательного).
  3. Возникновение  доброжелательных взаимоотношений со сверстниками  и опыта положительных групповых норм.

Педагоги:

Повышение качества работы по моральному воспитанию :

1.Обеспечение взаимодействия всех сотрудников ДОУ по данной проблеме;

2. Повышение уровня профессиональной компетентности по  изучаемому вопросу;

3. Оптимизация ВОП ( использование новых форм и методов взаимодействия педагог – ребенок, педагог - педагог).

Родители:

1.Проявление интереса ко всем мероприятиям, проводимых в детском саду, направленным  на развитие детей.

2.Проявление собственной активности по  вопросам морального воспитания   детей, создание условий для закрепления привычки придерживаться норм морали, в проявлении лучших человеческих качеств.

3.Активное участие в ВОП по  моральному воспитанию  дошкольников.

Инновационный потенциал:  

  Инновационный  потенциал   заключается в разработке и представлении примеров комплексного подхода к   организации морального  воспитания детей 4-5 лет ,  с использованием форм взаимодействия с детьми на основе деятельного подхода, которые позволяют реализовать ФГТ и эффективно решать задачи морального воспитания .

Практическая значимость: 

Приложение к проекту имеет практическую значимость. Это детские проекты: « Дружные ребята», « Наши добрые дела»,

« Мама, папа, я – дружная семья»,  «Мой дом моя крепость»,

Социальная акция :  «Домик в подарок».

 Акция доброты «Подарок Деду морозу».

 Фестиваль «Мир дружбы».

, разработки разных видов работ в рамках реализации проектов, акций и фестиваля   могут быть использованы педагогами ДОУ и педагогами дополнительного образования  Удомельского района, Тверской области, России.

Гипотеза: Использование  интегративного метода в организации воспитательно-образовательного процесса  позволит  создать вокруг ребенка   эффективную  среду,  воздействующую на   моральное воспитание детей, помогающую сформировать ведущие компетентности дошкольника – выпускника детского сада.


Механизм реализации проекта

 


Собственное описание проекта.

Кадровое обеспечение:

В соответствии с требованиями ФГТ  к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования  педагогические работники должны обладать основными компетенциями:

ФГТ к условиям реализации программы требует от воспитателя:

  1. Высокий уровень квалификации;
  2. Регулярную  курсовую переподготовку;
  3.  Владение  навыками ориентации в основной и дополнительных программах;

Кадровые условия

Для более полной реализации  поставленной цели необходимо  обеспечить кадровые условия.

Педагоги

Количество ставок

Направления работы

Воспитатели групп  

2

Организация ВОП направленного на  моральное развитие детей :

Организация учебной деятельности,  организации партнерских взаимоотношений  педагога с детьми, создание условий для общения детей друг с другом.

Воспитатель по ИЗО

1

Организация  интеграции морального воспитания и художественно - продуктивной деятельности с детьми 4-7 лет  в процессе занятий по рисованию и художественному труду.

Воспитатель по развитию речи

1

Организация  интеграции морального воспитания и  занятий по развитию речи и художественной литературе с детьми 4-7 лет.

Музыкальный руководитель

1

Организация  интеграции морального воспитания и   музыкального развития детей 3-7 лет

Инструктор по ФИЗО

1

Организация  интеграции морального воспитания и    физического развития детей 3-7 лет

Логопед

1

Организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в эмоционально волевой  сфере.

Организация работы с детьми по установлению благоприятного климата  в детском коллективе и в коллективе педагогов.

Медицинские работники

2

Создание условий для укрепления здоровья дошкольников.

Заместитель заведующей по УВР

1

Координация работы педагогов по интеграции морального воспитания и  разнообразных видов деятельности детей дошкольного возраста  в процессе воспитания и образования.


Нормативно-правовое обеспечение:

Нормативно правовое обеспечение :

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Закон  РФ « Об образовании»
  3. Концепция дошкольного воспитания
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.  ( утверждено постановлением правительства Российской Федерации № 677 от 1 июля 1995 г.
  5. Санитарно – эпидемиологические правила  и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03-03;
  6. Конституция РФ , ст. 38, 41, 42, 43.
  7. ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. ( с изменениями от 28 июля 2000г.).
  8. Устав образовательного учреждения;
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

от 20 июля 2011г. № 2151 «Об утверждении  федеральных государственных требований к  условиям реализации основной общеобразовательной

         программы дошкольного образования»

  1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"



Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования  образовательного учреждения осуществляется исходя из расходных обязательств на основе государственного (муниципального) задания учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

 


Обеспечение  функционирования системы.

Учебно-материальное обеспечение;

Предметно-развивающая среда:

Принцип развивающей среды

Содержание

Интеграция  с воспитательной средой

информативности

 разнообразие тематики материалов
и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением

выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;

вариативности

Определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями

учета национально-культурных, демографических, климатических условий,
в которых осуществляется образовательный процесс;

полифункциональности

Предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды

организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников,
так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

педагогической целесообразности

Позволяет  предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развиваюшей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка

построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста
и ведущим видом деятельности для них является игра;

организации разнообразной игровой деятельности;

трансформируемости,

Обеспечивает возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства

осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра
и ухода за детьми

здоровьесбережения,

– предусматривает создание условий способствующих  сохранению и креплению здоровья в том числе и психологического

Создание условий для психологической комфортности предусматривает обеспечение ребенку  положительного эмоционального самочувствия, состояния психологического благополучия .

активности

предусматривает, что педагог должен учитывать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей. Этот принцип  предусматривает понимание ребенком изучаемого материала и успешное применение его на практике.

использования образовательных технологий деятельностного типа;

индивидуальной комфортности

учет  возрастных физиологических особенностей детей; практических и познавательных умений детей, уровня развития познавательных процессов, и процессов восприятия.

эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников;

Рис.1. Схема организации единого  развивающего  пространства.

Материально-техническое обеспечение

Материально – технические условия  организации ВОП направленного на моральное развитие детей дошкольного возраста  рассматриваются в двух направлениях.

1  Создание макросреды ДОУ.

2 .Создание микросреды в группах.

Работа по реализации этих двух направлений  строится прежде всего, исходя из возрастных особенностей развития  детей ,  и требованиями Сан Пинов.   Макросреда ДОУ и микросреда групп создается  педагогами и администрацией для  качественной организации ВОП, в том числе и по моральному воспитанию.  См. рис. 1

Для  создания макросреды и микросреды необходимо наличие  помещений, реализация проекта подразумевает наличие следующего финансового обеспечения:

Наименование

К-о

Примечание

Группа

12

Предусмотрено проектом ДОУ

Музыкальный зал

1

Предусмотрено проектом ДОУ

Физкультурный зал

1

Площадь выделена за счет реконструкции группы

Кабинет развития речи

1

Площадь выделена за счет реконструкции группы

Изостудия

1

Площадь выделена за счет реконструкции группы

Фитобар

1

Площадь выделена за счет реконструкции группы

Комната сказок

1

Площадь выделена за счет реконструкции методического кабинета

Познавательная игротека

1

Площадь выделена за счет реконструкции методического кабинета


 Интегративная  материально – техническая база

     Направление

                          Предметно – развивающая среда

   

     Физкультурно -

   оздоровительное

  Помещения ДОУ:

  1. Физкультурный зал : гимнастическая стенка, лестницы, канаты, маты, скамейки, гимнастические палки, мини тренажеры, дуги для подлезания , баскетбольные кольца, мишени для метания, комплекты «Дартс», обручи, скакалки и т.д., мягкие модули, бревно для развития равновесия, мячи разной величины;
  2. две спортивные площадки, тропа здоровья, полоса препятствий;
  3. зал лечебной физкультуры : массажеры для стоп ног, массажные коврики, лабиринты для предупреждения плоскостопия, коррекционные мячи;
  4. кабинет медицинской сестры : прививочный кабинет, антропометрический, фито-бар  Помещения в группе:
  1. физкультурные уголки в группах: гимнастические лестницы, мягкие модули, маты, мячи, скакалки, кегли, обручи, «Дартс», атрибуты для подвижных игр, мешочки с песком, спортивные игры (городки, бадминтон), флажки, ленточки, платочки, гимнастические палки, дидактические,  настольно-печатные игры со спортивной тематикой;
  2. тропа здоровья : массажные коврики, массажеры.


   Познавательно –

         речевое

Помещения ДОУ:

  1.  кабинет логопеда: коррекционные игры, игрушки, наглядные пособия, письменный стол, стулья, шкафы, настенное зеркало, зеркало для индивидуальной работы, фланелеграф, магнитофон, диагностический банк;
  2. зимний сад : различные виды растений,
  3. познавательная игротека : минилаборатория, минимузей, библиотека познавательной литературы, видеотека, минипланетарий,  , коллекции, дидактические, настольно-печатные игры;
  4. уголок краеведения : предметы старинного быта, краеведческая литература, макет города, произведения народно – прикладного творчества.

Помещения в группе:

  1. познавательно-речевые зоны, пособия для развития речевого дыхания, мелкой моторики, предметные и сюжетные картинки, дидактические игры, зеркало, магнитная азбука, панно букв, буквенное лото, конструктор, игрушки-головоломки, макеты, панно, коллекции, математическая копилка, игротека, карты, глобус, полочка умных книг, аудио- и видеоматериалы, знаки, символы;
  2. минилаборатории и экологические уголки : аквариум, гербарии, дидактические игры, календарь природы, комнатные  растения, сосуды для воды, лупы, микроскоп, предметы-орудия для переливания, сачки, черпачки, минибассейн, песок разного цвета, бумага разного цвета и плотности, игрушки для игр с водой, «ящик ощущений», «волшебные очки», земля, глина, мел, безопасные красители, карточки-схемы, весы, часы.

 

  На участке :

  1. уголок леса, сада, цветника, экологическая тропа


  Художественно –

    эстетическое

 Помещения ДОУ :

  1. музыкальный зал : фортепиано, музыкальный центр «Караоке», аккордеон, радиомикрофон, музыкальные инструменты;
  2. изостудия : наглядные пособия, репродукции, произведения народных промыслов;
  3. картинная галерея;
  4. библиотека, видеотека, фонотека.

 Помещения в группе :

  1. зоны эстетического восприятия в группах: полочка красоты, репродукции, произведения народных промыслов, книжный уголок, комнатные растения;
  2. уголки театрализованной, музыкальной деятельности : различные виды театра, дидактические игры, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов, маски, ширма, гримерная, декорации, фланелеграф;
  3. зона продуктивной деятельности : различные изоматериалы ( гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, пастель, уголь, восковые мелки и т.д.), пластилин, глина, кисти, бумага разного цвета, формата, фактуры, бросовой материал, палитра.


     Социально –

     личностное

 Помещения ДОУ:

  1. комната сказок : видеотека, фонотека, музыкальный центр;

 Помещения в группе:

  1. уголки социально-эмоционального развития : дидактические, настольно-печатные игры;
  2. уголки уединения : репродукции, семейные альбомы, альбомы «Кто я», книги;
  3. полочка красоты : образцы народных промыслов.
  4. игровые зоны : уголки для мальчиков и девочек с\р игры, строительный материал, макеты, игрушечная мебель, игрушки, бросовый материал, объемные модули, настольные игры.

Информационно - методическое  обеспечение

Организация методической работы.

Модель организации  морального воспитания  в МДОУ детский сад «Буратино»

 Моральное воспитание не является изолированным направлением работы детского сада, оно имеет важное значение, поэтому необходимо стремится   к интеграции морального воспитания  и всего  воспитательно- образовательного процесса, этого можно достичь через создание системы по работы по моральному воспитанию, предполагающей тесное сотрудничество всех специалистов, воспитателей и методической службы на основе комплексного подхода к   различным видам деятельности дошкольников.

Методологическая  база:

Металогическую основу нашего проекта составляют:

1.  При организации  взаимодействия с детьми мы используем Методику С.Г. Якобсон «Моральное воспитание».

В моральном развитии человека существенное значение имеет овладение нормами нравственности, которые выработаны в процессе  совместной жизни людей и переходят от поколения к поколению, развиваясь и дополняясь. Но в одиночку, один на один с окружающим миром ребенок не сможет овладеть опытом предшествующих поколений. Взрослый выступает для ребенка живым носителем этого опыта, источником моральных представлений, которые передаются детям в процессе общения, наблюдения, подражания взрослым , через  систему поощрений и наказаний.

Именно общению ребенка со взрослыми,  и со сверстниками принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Общение  как потребность человека проявляется довольно рано, выражением которой является стремление ребенка к познанию себя, других людей, к оценке, самооценке.

Моральное воспитание, на наш взгляд    должно строиться так, чтобы моральные требования становились ориентиром  в поведении детей, их взаимоотношений, не только во время пребывания в детском саду, но и вне стен детского сада.

Моральное воспитание процесс двусторонний . С одной стороны, оно предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой активность самих детей, которая проявляется  в их поступках , чувствах и отношениях.

Что же мы вкладываем  в понятие моральное воспитание?  По мнению С.Г. Якобсон. Автора методики «Моральное воспитание детей дошкольного возраста»

Мораль – это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам  и друг к другу.

Дошкольное детство  является сенситивным  периодом в   моральном  развитии детей, В занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит( дошкольное детство)  большой вклад в  разностороннее развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность, и его( ребенка)  последующее  интеллектуальное развитие.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту 3-4 года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает  возраст от 4 до 5 лет и касается моральной саморегуляции, а третья относится к возрасту 5-7 лет и включает в себя формирование деловых качеств ребенка.

.. Таким образом моральное воспитание,  можно считать  неотъемлемой частью  всестороннего развития ребенка   Но мы должны помнить, что содержание дошкольного образования  прежде всего должно быть направлено на сохранение физического, психического и социального здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности и предоставление равных стартовых возможностей. . Особое значение в связи с этим имеет интегрирование морального воспитания и разнообразных видов деятельности детей дошкольного возраста. Так как многие специалисты определяют интеграцию как один из путей достижений качества образования в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства.

Важно использовать особенности жизни детей в условиях детского сада, в которых заключен значительный резерв морального воспитания. Об этом мы уже говорили, но не лишне напомнить читателю, в чем состоит суть этих условий. Во-первых, время и  возможности индивидуального общения ребенка с взрослыми в детском саду по сравнению с семьей существенно ограничены. Во-вторых, в отличие от любой, в том числе и многодетной, семьи ребенок постоянно находится в обществе не менее 10-15, а зачастую и более чем 20 сверстников. С точки зрения морального развития наличие группы сверстников имеет принципиальное значение. В такой группе ребенок уже с двух-трех лет приобретает опыт разнообразного социального взаимодействия с равными себе людьми. Он попадает в сферу различных социальных конфликтов и путей их преодоления; фактически начинает занимать определенное место в группе и во взаимоотношениях с другими; приобщается к стихийно складывающимся или вносимым взрослым групповым нормам, которые являются мощным фактором морального становления.

Все это открывает новые возможности для  руководства моральным развитием и позволяет обозначить еще одно направление методической работы. Оно основано «а том, что методы морального воспитания можно разделить на две группы на основании того, кто является их носителем. Первую группу составляют методики, которые могут применяться только воспитателем. В другую входят те методики, которые могут использоваться и самими детьми в отношении друг друга. Они создаются воспитателем, а затем как бы передаются детям. Одним из путей такой передачи является применение воспитателем приемов, которые заимствуются детьми и используются ими в дальнейшем самостоятельно.

Авторы методики «Моральное воспитание» к основным задачам относят:

1. Формирование морального поведения / ребенок должен не только знать соответствующие нормы морали, но и следовать им в

 своих поступках и отношениях с другими.

 2. Формирование эмоционального отношения к моральным нормам, к фактам их соблюдения и нарушения.

3.Формирование доброжелательных  отношений к другим людям, особенно к сверстникам, из этой задачи вытекает  еще одна  задача : формирование положительных групповых форм.

Технология по которой  организуется моральное воспитание авторы программы назвали – воспитательные ситуации .

Как и занятия, педагог планирует  эту работу, ставит конкретные цели, создает необходимые условия, готовит нужный материал, использует определенные методы и приемы.

Основное отличие  воспитательной  ситуации  от занятий состоит в том, что для ребенка воспитательная ситуация должна предстать как совершенно естественная ситуация добровольного общения и деятельности.

 При  организации  непосредственно образовательной деятельности мы  опираемся на:

1. Положение А.Н. Леонтьева о присущей каждому возрасту ведущей деятельности, в которой  представлены типичные определенному возрасту отношения ребенка со взрослым. Ведущий вид деятельности необходимо учитывать при выборе мотивации деятельности детей.

2. Положение А.Ф. Запорожца об учении и воспитании. Обучение – это процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков. Поставив перед собой цель чему-либо научить ребенка нужно отобрать для этого методы и приемы обучения, только тогда можно будет сказать, что обучение приобретает организованный систематический и целенаправленный характер.

Наряду с обучением А.Ф. Запорожец говорит о воспитании, – которое предполагает формирование определенных установок, нравственных установок, нравственных суждений, оценок, ценностных ориентаций, т.е. формирование всех сторон личности ребенка.

3. Положение С.Л Рубинштейна, о том, что развитие, воспитание, обучение тесно взаимосвязаны и должны выступать как звенья единого процесса.

4. Положение Е. А. Аркина, М. Я. Басова, Я. И. Ковальчук, В.А. Сухомлинского, А.П. Усовой – о необходимости индивидуального подхода в воспитании. По их мнению педагог должен выполнять гностическую функцию( т.е. уметь познавать индивидуальные возрастные и личностные особенности детей), что необходимо для обеспечения индивидуального подхода к детям. Такой подход позволяет осуществить личностно – ориентированную модель взаимодействия с детьми.

  1. Положение Л.В. Занкова о дидактических принципах:
  1. целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
  2. системность и целостность содержания учебного материала;
  3. осознание ребенком процесса учения;
  4. включение в ВОП не только рациональной, но и эмоциональной сферы   ( роль наблюдений и практических работ);
  5. вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
  6. работа над развитием всех ( «сильных» и «слабых») детей;

6. Положение Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова о развивающем обучении. Развивающее обучение – направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности ( ЗУН + способы умственных действий, эмоционально – нравственная сфера, деятельно – практическая сфера и способность к саморегуляции).

 Программа «Из детсва в отрочество»

  Авторы программы «Из детства в отрочество», также предлагают педагогам ряд методических рекомендаций  по взаимодействию воспитателя с детьми,   организации занятий  т.к. например в разделе «Математическое развитие» в ходе  занятий  ряд заданий выполняется в парах, в ходе занятий дети  играют в коллективные математические игры, организую взаимопроверку,  выполняют самооценку, на занятиях по художественному труду  определенное количество занятий подразумевают групповое выполнение задания . Кроме этого авторами программы предложен  мероприятий ( традиции ), выполнение  которых также способствует моральному воспитанию детей.

 Для  оптимизации образовательного процесса мы широко используем метод детского проектирования.

О проектной деятельности положительно отзываются Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Ладога, М.Б.Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения они рассматривают как форму организации образовательного пространства и  как метод развития творческого познавательного мышления, отмечают такой положительный момент проектной деятельности, как интеграция разнообразных видов деятельности и представляют практические материалы  педагогическим коллективам   по среднесрочным и долгосрочным проектам.

 Свои оценки проектной деятельности по методике Е.Е.Шулешко и подробное описание о том, как организуется проектная деятельность,  пишут  педагоги в газете «Детский сад со всех сторон».

Для того чтобы  помочь ребенку стать морально воспитанным необходимо создать вокруг ребенка своего рода «моральную», воспитывающую среду. В этом педагогам может помочь интеграция  морально – нравственного воспитания  в ВОП ДОУ.

К. Ю. Белая   говорит  об  интеграции как одном из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения его здоровья и свободного пространства.

К.Ю. Белая определяет интеграцию  как  более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и развития детей. Она, должна охватывать все виды деятельности детей предусмотренной в детском саду.

Различают  несколько видов интеграции :

  1. Тематическая : подразумевает систему работы педагогов ДОУ  по  решению определенной задачи развития и воспитания детей через различные направления : художественно – творческой, речевой, музыкальной , театрализованной, игровой, физкультурной , познавательной, математической  и др. деятельности .
  2. Проблемная : каждый педагог определяет конкретные проблемы, подлежащие корректировке средствами его деятельности , приоритетные задачи которые  педагог может решать во взаимодействии с другими педагогами. Проблемная интеграция  реализуется, как правило по результатам входного, промежуточного или итогового контроля процессов развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и служит средством комплексного воздействия всех педагогов на ту или иную проблему в индивидуальном развитии ребенка.
  3. Интеграция в логике возрастного,   индивидуального  развития ребенка подразумевает    перспективное планирование развития ребенка в рамках зон его актуального развития  по всем  линиям развития .

Интеграция  позволяет создать модель организации педагогического процесса где ребенок постигает базовые категории ( в нашем случае нормы морали) с различных  точек зрения, в различных образовательных сферах и осваивает способы перевода  полученных знаний, в окружающую действительность.

Для более качественной организации работы по морально – нравственному  воспитанию детей дошкольного возраста  на наш взгляд целесообразно внедрить в ВОП проблемную интеграцию.

Для организации комплексного подхода мы собрали научно – методический банк  см. ( приложение №2)

Психолого- педагогическое сопровождение

Моральное воспитание детей  4-5 лет.

Задачи морального воспитания детей

4 -5  лет

Основные направления работы

Основные методики работы с детьми.

•Продолжение работы по формированию образа-Я.

 Работа по формированию образа-Я продолжается на основе вышеприведенных методик и включает некоторые новые

1. Формирование образа-Я через опыт руководства действиями взрослого

Образ -Я содержит знания и представления о себе, а также отношение к себе, которое может иметь разные содержательные характеристики (уважать себя, жалеть себя и т.д.). Задача воспитания заключается в формировании у детей педагогически желателького отношения к себе. Проявлением отношения к себе являются утверждения ребенка о том, что он хороший. Более глубоким, но менее заметным проявлением положительного отношения к себе является самоуважение, чувство собственного достоинства.

Убеждение в том, что "я хороший", возникает в значительной степени в результате прямых одобрений взрослым, как самого ребенка, так и его действий ("Ты молодец!", "Ты очень хорошо все делаешь" и т.п.). Более сложные чувства (самоуважение, чувство собственного достоинства) на основе прямых положительных оценок   взрослого  не возникают. Они складываются в основном благодаря взаимоотношениям с другими, той позиции, которую занимает сам ребенок, а также тому, как ведут себя в отношении  него партнеры.

Одно из условий, которое может способствовать появлению самоуважения, - это руководство ребенком действиями другого и занимаемая им позиция  руководителя  совместной деятельности. Однако они могут приводить и к негативным последствиям: самомнению, неуважению других и т.п., которые часто наблюдаются в стихийно складывающихся взаимоотношениях дошкольников.

Основное требование при работе по данной методике состоит в том, что ситуация, в которой ребенок выполняет функцию руководителя, должна создаваться взрослым, а не складываться стихийно. При этом оптимальном является руководство ребенком действиями  взрослого, который выполняет требования и указания ребенка. Чтобы не нарушать привычных взаимоотношений, в рамках которых ребенок выполняет указания воспитателя, а не наоборот, предлагаемые нами ситуации следует реализовать только в игре, в которой воспитатель берет на себя роль, предлагаемую ему ребенком, и выполняет все указания последнего. Такое участие в игре противоречит распространенной в детских садах тактике. Многие воспитатели, включаясь в игру детей, предпочитают сами руководить ее ходом. Это может способствовать развитию сюжета игры, но отнюдь не способствует развитию детей. Руководство же действиями взрослого в игре порождает у детей чувство самоуважения, а также побуждает их самих ставить и решать разнообразные творческие задачи. Это вовсе не исключает возможностей взрослого обогащать игру детей. Но  делать это он должен не прямо, а исходя  из  своего   "подчиненного" положения

2. Формирование интереса друг к другу в ходе общения

Формирование   образа-Я   через рассказы ребенку о нем самом во второй младшей группе дополняется созданием условий,  побуждающих детей рассказывать о себе сверстникам. Хорошим  поводом для такого общения являются альбомы с фотографиями детей. Воспитатель предлагает родителям сделать такие альбомы и принести их в группу. Сначала дети рассматривают их вместе с . воспитателем. Затем альбомы помещают в такое место, где дети могут брать их сами.

Методика ''Играем, как ты хочешь



































Методика "Мой альбом с фотографиями"

• Формирование личного отношения к соблюдению (положительного) и нарушению (отрицательного) норм морали

Формирование личного противоположного отношения к соблюдению и нарушению норм морали

Правильные моральные знания часто расходятся с личным отношением ребенка к соблюдению и нарушению норм морали и их оценкой. Это зависит от разных субъективных моментов и нередко приводит к тому, что дети одобряют нарушение норм и остаются равнодушными к их соблюдению.

В художественной литературе формирование именно отношения, а не просто знаний происходит благодаря возникновению у детей симпатии к положительным и антипатии к отрицательным героям. Так появляется  правильное отношение к совершенным ими поступкам.

Однако литературные и сказочные события зачастую оказываются весьма далекими от реальной жизни. Правильно и эмоционально оценивая поступки персонажей, дети зачастую не испытывают такого же отношения к соблюдению и нарушению норм морального поведения в жизни.

 Суть предлагаемой методики состоит в том, что формирование личного эмоционального отношения осуществляется путем чтения и показа построенных по определенной схеме сценок. В них фигурируют три основных персонажа: жертва (страдает вследствие нарушения различных норм относительно нее); обидчик (тот, от кого страдает жертва); помощник (вмешивается   в   ситуацию  и  помогает жертве). Сценки можно показывать группе в целом, нескольким детям, одному-единственному ребенку. Делать это следует в том случае, если воспитатель чувствует, что может показать их достаточно эмоционально. Эту работу мы рекомендуем проводить и в средней, и в старшей группах. В средней группе героями сценок являются животные, что вносит некоторый элемент сказочности. Однако то, что с ними происходит, вполне может случиться и с людьми.

Методика "Моральные пьески"

• Продолжение работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между членами группы.

Формирование доброжелательного отношения ко всем членам группы

Подробное обоснование и описание этой методики были даны в разделе "Моральное воспитание детей 3-4 лет" (стр. 47-49). Изменение, которое целесообразно внести в методику для средней группы, заключается в том, что желательно больше говорить о реальных положительных поступках детей, а также включить заявления самих детей о собственных положительных действиях и о поступках других детей.

Методика "У нас все хорошие"

• Обогащение опыта социальных отношений детей

Формирование у детей уверенности в уважении воспитателем их коллективных мнений и решений

Методика направлена на приобретение детьми опыта равноправия с взрослым, выработку и реализацию групповых решений, возникновение самоуважения в результате принятия воспитателем их коллективного решения. Одна из ее основных задач - побудить детей самим сделать выбор получить удовлетворение от того, что воспитатель признает их выбор и реализует его.  Итак, воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать, каким из двух

дел они будут заниматься. (Оба дела одинаково желательны для воспитателя, а значит, самостоятельное решение детей не нарушает его планов)

Методика "Дети выбирают сами»

    Организация образовательного процесса.

 Воспитание, развитие и образование  дошкольников реализуется в ДОУ через разные формы работы с детьми :

 -  Организация непосредственно образовательной деятельности по различным образовательным областям

-   индивидуальные и подгрупповые формы взаимодействия

-   совместную и самостоятельную деятельность

-   традиции группы

  В рамках действующих программ и технологий вся образовательная программа строится в соответствии с утвержденным расписанием занятий и каникулярным временем:

-   третья, четвертая неделя декабря

-   первая неделя января

-   июнь, июль, август

        Традиции ДОУ

  1. Доброжелательный прием родителей и каждого ребенка.
  2. Общее приветствие детей, работа с панно «Моя группа», приветствие жителей природного уголка.
  3. Планирование на день с учетом пожелания детей.
  4. «Приходи сказка».
  5. Гигиеническая разминка.
  6. Дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, игры на речевой слух.
  7. Подведение итогов 1 пол. Дня, работа с календарем природы.
  8. Гимнастика после сна, тропа здоровья.
  9. Продуктивная деятельность.
  10. Подведение итогов дня.
  11. Работа с «Панорамой добрых дел»

     

   Еженедельные традиции

«Утро радостных встреч» -  понедельник 1-я половина дня

«Сладкий вечер»  -  среда 2-я половина дня

«Театральная пятница»  -  пятница 2-я половина дня

«Математическая игротека»  - четверг 2-я половина дня    

         Ежемесячные традиции

Встреча с интересными людьми.

Выставка детских рисунков.

Праздники, развлечения :

-  «Вот и стали мы на год взрослей» ( посвящается началу учебного года).

-  «Осенины»

-  « Начало всех начал» ( фольклорный)

-  «Поэзия народного искусства»

-  «Новогодний праздник»

-  Литературный праздник, посвященный творчеству: К.И.Чуковский, С.Я.Маршака, А.С. Пушкина и др.)

-   Праздник – День защитника Отечества

-   День 8 Марта

-   Наши достижения ( посвящается окончанию учебного года).

Программа  функционирования системы.  

Этап

Содержание

Предполагаемый результат.

Сроки

Ответственные

Организационный

1.1Разработка модели мониторинга   моральной компетентности

1.1.Анализ уровня   моральной компетентности детей дошкольного возраста.  ( см. приложение № 1)



 Июль 2012

Воспитатели

Заместитель заведующей по УВР



1.2 Разработка модели морального воспитания детей 3-7 лет

  1. 1.2 Выбор  принципов  оптимальных форм и методов работы с детьми по моральному воспитанию .

  2. 1.3.Организация   воспитательной среды в ДОУ и в семье воспитанников ДОУ.

1.4.Создание модели интеграции образовательных областей с целью морального воспитания

Август 2012

Заведующая ДОУ

Заместитель заведующей по УВР





3. Практико-  ориентированный

3.Реализация системы работы по  моральному воспитанию с   дошкольниками  .

3.1. Построение работы по моральному воспитанию в соответствие с разработанной системой  в рамках  образовательной программы.  


Сентябрь- май 2012

Сотрудники ДОУ

Воспитатель по Изодеятельности Заместитель по УВР

Аналитический

Мониторинг

Анализ  промежуточных результатов работы

Корректировка дальнейшей работы с

 

Заведующая ДОУ

Заместитель заведующей по УВР

Воспитатели

Организационный этап .

Диагностика развития детей, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. В частности, введенное Л.С.Выготским понятие «Зоны ближайшего развития» особым образом фиксировало именно этот известный факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.

 Поэтому педагоги   при анализе  достижений ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития  понимают что они ( результаты)   являются промежуточными и  могут, служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.  Мы понимаем  важность объективной, адекватной оценки  развития детей  а  неправильная интерпретация  результатов диагностики   может оказать негативное влияние, как на развитие личности, так и на дальнейшую образовательную траекторию ребенка.  Таким образом, мы видим необходимость создания системы мониторинга  в нашем случае системы мониторинга художественно – творческого развития детей дошкольного возраста.

 Принципы организации мониторинга 

Алгоритм проведения мониторинга

1.   Систематизация пакета документов по  мониторингу становления моральной компетентности детей дошкольного возраста.

- На начальном этапе систематизации  пакета документов по мониторингу  необходимо определить объект мониторинга -объектами мониторинга по  моральному воспитанию являются дети,   сотрудники ДОУ, родители воспитанников,  

- следующим шагом является выбор содержания мониторинга,

-  следующей ступенью может бы выбор инструментария мониторинга ,

2. Оценка уровня  становления моральной компетентности ?

Оценка    проводится в ходе анализа    итогов наблюдения за детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности , а также в режимных моментах.

Анализ   результатов  мониторинга  не является самоцелью. Он необходим для констатации исходного  уровня  сформированности моральной компетенции ,  анализ которого позволяет нам  планировать  дальнейшую работу по развитию детей.

 На завершающей стадии проводится анализ результатов мониторинга, и вырабатывается  стратегия дальнейшей работы.( Смотреть приложение №  2)


Задачи по моральному воспитанию детей 4-5 лет.

Принципы организации морального воспитания.

Таким образом, решая задачи  морального воспитания,  мы строим свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Направления  работы ДОУ по  моральному воспитанию детей 3-7 лет.


Модель   морального воспитания детей 3-7 лет

Таким образом « Модель интеграции морально – нравственного  воспитания в ВОП ДОУ» может выглядеть следующим   образом.  Для организации комплексного подхода к организации морального воспитания можно использовать технологические карты ( см.Приложение №)  

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

методы, связанные с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями

      Методы стимулирования и мотивации

методы вызывающие эмоциональную активность

       методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности

         методы,

способствующие преодолению эгоцентризма у детей

методы, обогащающие детей конструированию, обыгрыванию построек

методы активизации

         педагогов

- словесные : чтения, рассказы, беседа, беседа-рассказ, составление рассказов с детьми, индивидуальные беседы.

- наглядные :  наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций,картинок,

репродукций, кино, видеоматериалов

-  практические : игры, упражнения, этюды, игры- драматизация, инсценировки, хоровые игры, опыты, эксперименты, сравнение, обобщение, систематизация, классификация

-  встречи с интересными людьми

-  предложения

- напоминания

- совет

- поощрение

- убеждение

- приучение

- упражнение

- вопросы

- подбор игрового материала

- беседа-разговор по поводу замысла игры

- моделирование

- скрытая инструкция ( письмо, книга)

- самостоятельный поиск

- создание проблемных ситуаций

- создание воображаемой ситуации

- конструирование

- телефонные разговоры

- создание ситуации новизны, успеха

- сочетание разнообразных средств

- погружение в роль

- сюрпризные моменты

- игры - драматизации

- юмор, шутки,

- воображаемая ситуация

- игра - фантазирование

- перспективное планирование

- создание развивающей среды

- беседа, как связующее звено

- включение темы в различные виды деятельности

- проектная деятельность

- игры в заданном ключе

- противопоставление ролей

- сравнение ребенком своих ролей и роли партнера с положительными и отрицательными эталонами

- роль другого проигрывается несколькими детьми по очереди

- подбор ребенком ролей для других участников игры

- столкновение интересов и намерений различных персонажей игры

 ( игры – драматизации )

- схемы

- таблицы

- рисунки

- модели

- подбор материала

- имитация конкретной ситуации- иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации – оценки, ситуации - проблемы

- обсуждения двух противоположных точек зрения

- обучение практическим умениям

- разгадывание педагогических кроссвордов

- анализ высказываний детей, их поведения, творчества

- деловая игра

- метод разыгрывания ролей

- мастер - класс

- тренинг

- педагогический ринг

- КВН

- конкурс

  1. Практико-  ориентированный этап: Взаимодействие с семьей.

Основные направления взаимодействия  с семьей по моральному воспитанию.

  1. Основные формы взаимодействия  с семьей воспитанников.
  2. Посещение семьи ребенка
  3. День открытых дверей.
  4. Беседы
  5. Консультации
  6. Семинары-практикумы
  7. Родительские собрания
  8. Круглый стол
  9. Дискуссия
  10. Устные журналы.
  11. Наглядные формы
  12. Брифинг.
  13. Ведение «летописей».
  14. Библиотека игр (игротека)
  15. "Родительская почта" и "Телефон доверия»
  16. Родительские конференции.
  17. Семейные клубы.
  18. Библиотека специальной литературы


Система  работы по  моральному воспитанию с   дошкольниками

Основные задачи  морального воспитания, реализуемые ходе образовательной  деятельность, осуществляемой  в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)

        

Направление

Эффективность

Методический  подход

Практический подход

Формирование доброжелательных взаимоотношений со сверстниками

Первое - систематическое торможение нежелательных форм поведения, что достаточно быстро дает практический результат.

1) ребенок должен научиться отчетливо выделять запрещенные формы поведения из всех остальных своих действий;

2) число запрещенных форм поведения должно быть ограниченным, не более одного-двух

требования к взаимодействию и взаимоотношениям со сверстниками (социальные требования) необходимо специально выделить из всех режимных, гигиенических и бытовых требований.

Добиться этого лучше так: реакция воспитателя на нарушение социальных требований должна явно отличаться от его реакции на нарушение прочих требований

Второе -   постеленное формирование сочувственного и уважительного отношения к другим.

постепенно позволит  подвести  детей к тому, что определенные события, ситуации, а также  поступки  окружающих  могут стать для любого члена группы причиной страданий, страха, обиды и огорчения и потребуют помощи, сочувствия и утешения.

Работа в этом направлении опирается на способность детей откликаться на настроение воспитателя и перенимать его отношение к происходящему в группе

.

необходимо, чтобы объектом сочувствия по очереди становились все дети

Формирование уверенности в одинаковом отношении воспитателя ко всем

способствует ощущению равенства,.

время от времени демонстративно делать всем детям одинаковые незамысловатые подарки, сопровождая их вручение ласковыми словами.

В такой ситуации все дети понимают: каждый их них является субъектом одинакового доброжелательного внимания воспитателя.

Обогащение образа-Я детей

формирование образа-Я ребенка, включение в его содержание положительных характеристик; формирование способности к критической     самооценке;

Рассказы всегда привлекают несколько слушателей: они подчеркивают интерес и уважение взрослого и могут положительно влиять на столь необходимое в этом возрасте самоуважение детей

Методика представляет собой рассказы ребенку  о нем самом - в присутствии нескольких других детей

Перед началом этой работы желательно расспросить родителей об интересных случаях из жизни их детей.

формирование моральных оценок фактов соблюдения и нарушения     простейших норм;

Формирование критической оценки результатов своей деятельности

Умение критически оценивать результаты своей деятельности является  важной  предпосылкой  становления   в  старшем  дошкольном возрасте критической моральной самооценки

Общее положительное отношение и  критика частного результата деятельности различаются ребенком лучше, если в ситуации внешней критической оценки участвуют двое: воспитатель  высказывает свое личное

положительное отношение к ребенку; второй участник обсуждения делает критические замечания по поводу результата работы.

Общее положительное отношение и  критика частного результата деятельности различаются ребенком лучше, если в ситуации внешней критической оценки участвуют двое: воспитатель  высказывает свое личное

положительное отношение к ребенку; второй участник обсуждения делает критические замечания по поводу результата работы. В качестве второго участника весьма успешно выступают игрушечные персонажи

Формирование доброжелательного отношения ко всем членам группы

Возникновение доброжелательных отношений между всеми детьми группы является одной из важнейших составляющих их морального развития.

Особенность предлагаемой методики состоит в том, что и сам ребенок, и все остальные услышат о каждом что-то хорошее..

Воспитатель очень коротко рассказывает, чем отличился в течение текущего, а иногда и прошедшего дня каждый ребенок.

Формирование опыта соблюдения принципа очередности

Соблюдение очередности является  весьма  эффективным   способом предотвращения  конфликтов,  которые возникают, когда у нескольких     детей в одно и то же время появляется желание действовать с одним и тем же предметом

Вместе с тем особенности произвольного поведения детей этого возраста (а соблюдение очередности предполагает способность ждать своей очереди) накладывают некоторые ограничения на его использование. Они относятся прежде всего к длительности того отрезка времени, в течение  которого  приходится  ждать своей очереди.

Этим требованиям лучше всего соответствуют   действия   с   разными спортивно-гимнастическими снарядами.

Помните: нужно не просто установить и  соблюдать очередность. Вначале необходимо неоднократно напоминать детям о необходимости этого принципа, четко формулируя его.

Образовательная деятельность, по моральному воспитанию осуществляемая в ходе режимных моментов

Методика

Время и кратность  проведения

Необходимый материал

Методика "Пальчик сердится"

Всякий раз, когда воспитатель замечает акты агрессии.

Колпачок из плотного светлого трикотажа, или любой другой ткани, или бумаги (по размеру соответствует  указательному   пальцу воспитателя). На одной стороне колпачка нарисованы глаза, брови и рот с сердитым выражением, на другой -то же самое, но с довольным видом

Методика "Одинаковые подарки"

Проводить эту работу следует три, четыре раза в месяц ( можно в понедельник утром, когда все дети пришли).

Одинаковые бантики из цветных ленточек, которые можно прикрепить к одежде, одинаковые фантики; бабочки из фольги или гофрированной бумаги; геометрические фигуры из цветного картона на ниточке; фигурки, вырезанные из плотной бумаги; бумажные лодочки и самолетики и т.д.

Методика "Пожалеем друга"

Ситуация организуется "по горячим следам", сразу после происшествия, напугавшего или огорчившего ребенка, когда тот огорчен и нуждается в немедленном утешении

Методика "Когда ты был маленьким"

В любое удобное время (не более 10-15 минут) в форме свободной беседы, с участием всех желающих детей.

Рассказы( черновики) воспитателя о том, какими дети были в предыдущие годы жизни, как за ними ухаживали, что они не умели и не могли, что могут и умеют теперь. Набор таких фактов всем знаком и достаточно стандартен. Тем не менее, его можно сообщать каждому ребенку как факты именно его жизни.

Методика "Домик по заказу зайца"

   Сразу   по окончании сделанной работы/ занятия по изо, художественному труду.

Игрушечный персонаж,    который просит ребенка нарисовать,    слепить что-то, построить.

Методика "Плохой заяц -это, кажется, про меня"

Через несколько часов или на следующий день после событий.

Игрушки (два зайца, собачка и кошка и др.). Один персонаж воспроизводит негативные действия ребенка, а другой - огорчение, обиду пострадавшего от них

Методика-игра "Фу"

 Игра проводится три-четыре раза в месяц в течение пяти-восьми минут на прогулке перед обедом, вечером.

Список положительных и отрицательных поступков, называемых воспитателем, дается в приложении. (Каждый педагог по желанию может его дополнить.)

Методика "У нас все хорошие"

Не   чаще двух-трех раз в месяц. Можно проводить ближе к концу недели, в любое удобное время. Беседа длится не более 10 минут

Методика "Давайте по очереди"

Во время проведения подвижных игр, занятий по физкультуре.

Спортивные и гимнастические снаряды, подвижные игры(картотека)

Методика "Злой великан   и муравьи"

Через один-два дня после случая проявления жестокости в адрес птиц, насекомых и др. кем-либо из детей.

Маски для проведения игры инсценировки.

Методика ''Играем, как ты хочешь"

Игра может проводиться с одним или несколькими детьми в любое удобное время (на прогулке, после дневного сна, вечером с оставшимися детьми).

Методика "Мой альбом с фотографиями"

В любое удобное время (не более 10-15 минут) в форме свободной беседы, с участием всех желающих детей.

Альбомы с фотографиями детей.  Их, как мы уже сказали, оформляют родители, которые вклеивают те фотографии, которые кажутся им интересными: они могут выбрать фотографии, на которых ребенок запечатлен один, вместе с родителями, друзьями и т.д.

Методика "Дети выбирают сами"

В любое удобное время (не более 10-15 минут) в форме свободной беседы, с участием всех желающих детей

Дидактические игры, различные игровые пособия книги.

Методика "Моральные пьески"

В любое удобное время (не более 10-15 минут), с участием всех желающих детей

Короткие пьески  про животных (одно обижает другое, а третий персонаж защищает и помогает жертве).

Короткие пьески, содержащие типичные ситуации, возникающие   во взаимоотношениях детей данного возраста в детском саду( для старшего возраста)

Примечание. Персонажи пьесок,

плоскостные изображения которых изготавливаются кем-либо из родителей или воспитателей, после показа пьесок помещаются в такое место, где дети могут взять их и самостоятельно разыгрывать разные сценки по своему желанию

Для детей 5-7 лет

«Особый персонаж»

Во время проведения различных воспитательных ситуаций.

можно  использовать включение в жизнь группы особого персонажа, который любит всех детей группы и принимает участие в их делах и отношениях.

Основная особенность персонажа в том, что он является волшебным другом  и  группы  в  целом, каждого ребенка персонально. Он любит и принимает каждого таким каков он есть, но очень огорчается  поводу их нехороших поступков и  хочет помочь детям самим преодолеть свои недостатки. Такое отношение к детям побуждает персонажа становиться автором и инициатором некоторых  воспитательных мероприятий. Привлечение к работе волшебного друга детей придает методике общий смысл: персонаж проявляет хорошее отношение к детям и стремится помочь им стать еще лучше. Одновременно игра позволяет более убедительно для детей поставить соответствующие  воспитательные  задачи   и обеспечить интерес к ним.

Требования к персонажу -носителю особого отношения к детям

1. Внешний вид: выразительное  и привлекательное лицо (или мордочка), а также обязательно руки (или лапы), чтобы дети могли здороваться и прощаться с ним не только словесно.

2. Персонаж не живет в группе, а приходит примерно два-три раза в месяц на 25-35 минут.

 3. Он обладает волшебной способностью: знает обо всем, что происходит в группе (может иметь волшебное стекло, трубу и т.п.).

4 Он любит всех детей группы, радуется их добрым делам и хорошим поступкам.

5. Содержание общения персонажа с детьми не ограничивается только моральной сферой. Он проявляет интерес ко всем сторонам их жизни. Время от времени, но не слишком часто  приносит  скромное угощение, пластинку или кассету с песенкой, дидактическую игру, игрушки, спортивный инвентарь.

Методика "Рассказ про тебя"

В любое удобное время (не более 10-15 минут) в форме свободной беседы, с участием всех желающих детей

Рассказы, написанные о ребенке одним из значимых для него персонажей. Примечание, Рассказы могут читаться как в присутствии других детей, так  и наедине с конкретным ребенком. В текстах рассказов (см.  приложение) герой  не имеет имени и обозначается буквой  "X". При чтении она заменяется имя того ребенка, про которого читается рассказ.

Методика "Я поступил плохо, когда..."

В любое удобное время (не более 10-15 минут) в форме индивидуальной беседы  ребенка с игровым персонажем.

Игровой персонаж

Методика «Волшебная труба»

В любое удобное время (не более 10-15 минут) в форме свободного взаимодействия , с участием всех желающих детей

Волшебная труба из плотной бумаги такого диаметра, чтобы дети могли смотреть в нее двумя глазами.

Методики









"Концерт для малышей", "Подарки маленьким",


"Играем вместе",






"Помощь малышам"

 Общение старших и младших должно быть эпизодическим, а также ограниченным по частоте (не более трех-четырех раз в месяц) и времени (около 20-30 минут)




Не чаще одного раза в месяц

Можно приурочивать к праздникам, примерно 1 раз в месяц


Любое удобное время

(  в групповом помещении и на прогулке). Примерно раз в месяц (каждый ребенок).




…помощь в раздевании после утренней прогулки. Она может быть организована таким образом: два-три ребенка  из  старшей или подготовительной к школе группы на некоторое время прерывают свою прогулку, идут вместе с малышами в группу, снимают верхнюю одежду и шапки (снимать прогулочную обувь необязательно)  и  помогают малышам. Затем одеваются и возвращаются на прогулку. Число помощников не должно (во избежание лишней суеты)  превышать двух-трех детей. Каждый старший ребенок участвует в данной ситуации не чаще одного раза в месяц,

                                   


План работы  реализации интегративного подхода по организации морального воспитания  детьми 4-5 лет на  2012-2013учебный год.

Активная деятельность

Интеграция с образовательными областями

Срок проведения

Ответственные

Реализация детского проекта

 « Дружные ребята»

( см.приложение № )

Музыка

Художественное творчество

Физическая культура

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

09.2012

Педагоги группы и ДОУ

Реализация детского проекта

 « Наши добрые дела»

Музыка

Художественное творчество

Физическая культура

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

10.2012

Педагоги группы и ДОУ

Организация си проведение социальной акции «Домик в подарок»

Музыка

Художественное творчество

Физическая культура

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

11.2012

Педагоги группы и ДОУ

Акция «Подарок Деду морозу»

Музыка

Художественное творчество

Физическая культура

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

12.2012

Педагоги группы и ДОУ

Проект «Мама, папа, я – дружная семья»

Музыка

Здоровье

Художественное творчество

Физическая культура

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

02-03

2012

Педагоги группы и ДОУ

 «Мой дом моя крепость»

Музыка

Здоровье

Художественное творчество

Физическая культура

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

04.2012

Фестиваль

«Мир дружбы»

Музыка

Здоровье

Художественное творчество

Физическая культура

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

05.2012

Педагоги группы и ДОУ

Рефлексия результатов    деятельности

Задача

Степень решения

Полностью решена

Частично решена

На данном этапе не решена.

  1. Создать  нормативно – правовую базу по  моральному воспитанию детей.

Нормативно правовая база составлена

2.Включить в систему морального воспитания практические упражнения в проявлении добрых чувств, формы, которые ставят детей в активную позицию морального выбора и проявления лучших чувств и поступков.

 В ВОП внедрены  игры для формирования  

План работы по реализации интегративного подхода по организации морального воспитания  детьми 4-5 лет

Продумать систему мотивации и поощрения поведения на основе норм морали, где дети в активной позиции.

В соответствии с планом работы по реализации комплексного подхода по организации морального воспитания  детьми 4-5 лет лет.

Использовать возможности социума для поддержания формирования положительного образа-Я: дружбу и заботу о  близких людях, малышах, о тех, кто заботиться о детях в детском саду, о пожилых людях микрорайона.

План работы по реализации интегративного подхода по организации морального воспитания  детьми 4-5 лет

Разработать и внедрить в ВОП  диагностический и критериальный инструментарий, позволяющий проследить динамику  становления моральной компетентности  детей 4-5 лет  на основе рекомендаций  методики С.Г.Якобсон «Моральное воспитание»

Разработан и внедрен в образовательный процесс диагностический инструментарий  по моральному воспитанию. Проведена диагностика на начальном этапе реализации данного проекта.

Обеспечить преемственность требований к детям  в  ДОУ и семье.

Родители проявляют активность - при реализации детского проекта «Дружные ребята»  80% родителей приняли участие.

Появились первые отзывы  от родителей.

Результаты:  

Промежуточный Анализ эффективности  использования интегративного подхода к моральному воспитания .

Дети:

Показатель  проявления моральной компетентности

ребенок не демонстрирует умение;

демонстрирует в единичных случаях ; -

демонстрирует  относительно некоторых людей, в отдельных  видах деятельности; -

демонстрирует часто , относительно большинства людей, в большинстве видов деятельности;

демонстрирует постоянно;

Н.Э

Пр.Эт.

Н.Э

Пр.Эт.

Н.Э

Пр.Эт.

Н.Э

Пр.Эт.

Н.Э

Пр.Эт.

Способен к критической моральной самооценке  своих поступков и поведения

Использует моральные оценки фактов соблюдения и нарушения простейших норм морали.

Сформировано положительное отношение ко всем членам группы

Устанавливает доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.

Технологическая карта  обеспечения  интеграции морально –нравственного воспитания в ВОП ДОУ.

Морально – нравственное  воспитание + ___ИЗО __________________________ __________ группа

Общепрограммные

цели  и задачи

( моральное воспитание)

Цели и задачи в рамках реализуемого направления  работы с детьми.

Реализуемое содержание

( темы занятий)

Степень участия  педагога в интеграции

Предполагаемый результат

Полное решение

задач

Частичное решение

Продолжение работы по формированию образа-Я.

 

Формирование образа-Я через опыт руководства действиями взрослого

. Формирование интереса друг к другу в ходе общения Способствовать проявлению у детей эмоционально-эстетических предпочтений по отношению к видам народного декоративно-прикладного искусства.

 Сформированности  у детей педагогически желательного отношения к себе.

Проявление интереса к сверстникам.  

• Формирование личного отношения к соблюдению (положительного) и нарушению (отрицательного) норм морали

      Вызывать у детей желание оберегать и сохранять неповторимую красоту природы.

 Сформированности личного мнения детей по различным вопросам

• Продолжение работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между членами группы.

      Показать детям, как можно использовать полученные рисунки, поделки  в качестве подарка родным и близким, для украшения группы и в игровой деятельности. Отмечать и поощрять появление в детских работах элементов выразительности.

Объективная  оценка  результатов труда сверстников и  сформированность  положительной самооценки

Обогащение опыта социальных отношений детей

Формирование у детей уверенности в уважении воспитателем их коллективных мнений и решений       Вызывать у детей интерес к созданию коллективных работ. Показать детям преимущество общего продукта деятельности.

Появление умения самостоятельно выбирать  и реализовывать  групповых решений, Возникновение  у детей самоуважения в результате принятия воспитателем их коллективного решения.

Перспективы дальнейшей работы:

Реализация плана

Во взаимодействии с семьями воспитанников внедрить такие формы работы как :

Презентация семьи

Презентация (лат.) – общественное представление чего-либо, нового, недавно появившегося, созданного.

Семья – форма организация совместной жизни людей в обществе, сочетающая целенаправленные педагогические действия родителей с объективным повседневным влиянием семейного быта.

Целью “презентации семьи” является:

  1. Улучшение взаимоотношений в семье;
  2. Установление тесного сотрудничества между образовательным учреждением и семьей;
  3. Развитие у ребенка понимания значимости семьи, родственных связей, роли отца, матери, братьев, сестер, бабушки, дедушки и других членов и творческого восприятия семейных ценностей;
  4. Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;

Новая форма работы с родителями “презентация семьи” была предложена автором валеологической программы “Здравствуй!” М.Л. Лазаревым .

Подготовка к презентации включает в себя: 

  1. Выставку семейных фотографий;
  2. Знакомство с любимой книгой и ее чтение;
  3. Знакомство с любимой игрушкой и рассказ о ней ребенка;
  4. Выставку совместных работ ребенка и членов семьи.

Алгоритм проведения презентации семьи. 

  1. Просмотр видео или рассказ родителей с демонстрацией фотографий членов семьи.
  2. Проигрывание любимой игры ребенка вместе с детьми.
  3. “Угадай-ка” – найти среди нескольких чужих фотографий, фотографию ребенка, когда он был маленький.
  4. “Пресс-конференция” - вопросы детей к членам семьи.
  5. Рассказ о традициях семьи.
  6. Приготовление любимого блюда ребенка всеми детьми под руководством мамы.

“научные  конференция “  «Воспиташки»

Наука – сфера человеческой деятельности, выработка и систематизация объективных знаний о действительности.

Доклад – публичное сообщение на определенную тему.

Конференция – собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп.

Цели:

  1. Развитие потенциальных возможностей ребенка, его способности к обучению и постижению мира через воспитание самостоятельности, добросовестности, творчества.
  2. Вооружение детей разносторонней, доступной возрасту информацией с умением ее добывать и правильно интерпретировать.
  3. Развитие коммуникативной деятельности с различными видами общения (со взрослыми, с детьми разного возраста и пола).
  4. Установление тесного взаимодействия с родителями, ориентация их на роль воспитателя в семье, на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком.

Как удовлетворить жажду познания маленьких “почемучек”? Как сделать, чтобы интеллектуальная деятельность и ее результаты вызвали активный отклик у детей, доставили им удовольствие и радость, чтобы дети испытали “палитру интеллектуальных эмоций”: удивление при встрече с объектом, интерес к нему, радость познания и открытий. Такая форма работы как “научная конференция” способна решить эту проблему.

Для детей и родителей предлагается выбрать тему “доклада”, с которым они могут выступить перед детьми, педагогами и родителями своей группы. Решением большинства голосов, 1 – 2 ребенка с группы выбираются участниками “научной конференции “Воспиташки”. После выступлений “докладчикам” задаются вопросы всеми присутствующими, на которые они отвечают вместе с родителями. Все участники “научной конференции” награждаются орденом “Врспиташки”.

День рождения группы

День – календарная дата, связанная с каким-нибудь событием.

Рождение – появится, возникнуть.

Группа – совокупность лиц объединенных по какому-нибудь признаку.

У каждого есть свой день рождения. В детстве мы ждем его с нетерпением, считая денечки, потому что знаем, будет веселый праздник с подарками и угощением и обязательно придет много гостей. А если двухлетние малыши пришли первый раз в группу, познакомились со своими “детсадовскими мамами”, у каждого появилась новая кровать, кабинка, свой стул, ну разве это не рождение? Да это рождение нового детского коллектива детей и взрослых.

Для каждой группы дата рождения своя.. Даты рождения разные, а традиции одни. В этот день дарятся подарки, и взрослые вместе с детьми отмечают его песнями, танцами, играми.

На современном этапе работы ДОУ актуализирована тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников., наиболее эффективной, на наш взгляд, “Творческая гостиная”.

“Творческие гостиные” - это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог, выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком раннего возраста.

На этих встречах дети и родители вместе играют, поют, танцуют, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ из разных материалов, с использованием нетрадиционных изобразительных техник.

“Творческие гостиные” способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей детей раннего возраста, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка.

Преподаватель по  развитию речи

Диагностика

ЗУН

Предметная

развивающая

среда

Повышение

речевой активности

во всех видах

деятельности

Педагогическое просвещение родителей

Организация ВОП (соответствующей

речевой среды в ДОУ)

Психолог

Логопед

Преподаватель по ФИЗО

Музыкальный руководитель

Преподаватель по ИЗО

Воспитатель ДОУ

Зам.зав.по УВР

Руководитель ДОУ

Механизм

 «Системы работы ДОУ по   моральному воспитанию»

Условия для  функционирования системы

Обеспечение

Функционирования системы

Выполнение программы  функционирования системы

Компетентности

Кадровое обеспечение

Материально технические

обеспечение

Ин

формационно-методическое обеспечение;

Учебно-материальное обеспечение;

психолого-педагогическое обеспечение

Финансовое обеспечение.

Организационный

Практико ориентированный

 этап

Аналитический  этап

Нормативно – правовое обеспечение

В организации

Образовательной деятельности

 В укреплении здоровья

в физическом развитии

 В Организации  различных видов деятельности

 В создании условий для общения воспитанников

Во взаимодействии с работниками ДОУ

 Во взаимодействии с родителями

воспитанников

 В методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса

Владение

ИКТ

Предметно- развивающая

 среда в ДОУ

МАКРОСРЕДА ДОУ

  1. Цент краеведения
  2. Мини - планетарий
  3. Кабинет развития речи
  4. Эколого-краеведческая комната
  5. Мини лаборатория
  6. Экологическая тропа ( большая и малая)
  7. Библиотека
  8. Уголок гражданственности

  1. Изостудия
  2. Музыкальный зал
  3. Познавательная игротека
  4. Физкультурный зал
  5. Фитобар

МИКРОСРЕДА ГРУППЫ

  1. Сюжетно-ролевые игры
  2. Дидактически игры
  3. Настольно-печатные игры
  4. Строительно-конструктивные игры
  5. Театрализованные игры
  6. Подвижные игры
  7. Хороводные игры
  8. Традиции группы

  1. Зона экспериментирования
  2. Зона развития речи
  3. Зона продуктивной деятельности
  4. Зона ФЭМП
  5. Музыкальный уголок
  6. Зона отдыха
  7. Зона познавательного развития  ( экология, краеведение, ОБЖ,
  8. Полочка умных книг
  9. Панно «Моя группа»
  10. Панорама «Добрых дел»
  11. Календарь жизни группы

Дети

Педагоги

Родители

Морально-нравственная  среда

Окружающий социум

Фестивали и социальные акции

Проектная деятельность

Морально – нравственное воспитание

«Моральное воспитание в детском саду»

Автор С. Я. Якобсон.

«Из детства в отрочество»

Автор Т.Н. Доронова.

Взаимодействие с детьми

Специально организованное общение ( передача информационного материала)

Практическое участие в специально организованных мероприятиях  

Образовательная деятельность

Методики по моральному воспитанию

Познавательно – речевое направление

Художественно – эстетическое  направление

Физкультурно – оздоровительное направление

Традиции группы

Интеграция различных видов деятельности

Продуктивная

Игровая

Исследовательская

Предметно развивающая среда в группе

Дети 4-5 лет

 Работа по формированию образа-Я.

Формирование личного отношения к соблюдению (положительного) и нарушению (отрицательного) норм морали.

Обогащение опыта социальных отношений детей

Продолжение работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между членами группы

Моральное воспитание

Моральное поведение

Моральные знания

Соблюдение норм морали, вопреки собственным интересам и желаниям, при отсутствии внешнего контроля и принуждения

Оценочные знания «Хорошо- плохо»

Доброжелательные отношения со сверстниками

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет







С
А
Д
+
С
Е
М
Ь
Я

- Формирование образа Я ребенка, включение в его содержание положительных характеристик; формирование способности к критической самооценке;

- Формирование моральных оценок фактов соблюдения и нарушения простейших  норм морали;

Формирование положительного отношения ко всем членам группы;

Предотвращение жестокости в отношении других существ;

- Продолжение работы по формированию образа Я;

- Формирование личного отношения к соблюдению (положительного) и нарушению ( отрицательного) норм морали;

Продолжение работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между членами группы;

- Обогащение опыта социальных отношений детей.

- Внесение в образ Я ребенка о себе как носителе определенных моральных качеств( честность, справедливость, отзывчивость) и одобрение в себе этих качеств;

Формирование критической моральной самооценки – способности отрицательно отнестись к себе при нарушении норм морали.

- Продолжение работы по формированию личного противоположного отношения к соблюдению  и нарушению норм морали другими;

 - Продолжение работы по формированию доброжелательных отношений ко всем членам группы, уважения их прав и интересов.

Моральное

воспитание

Передача информационного материала

Практическое участие в специально организованных мероприятиях

Образовательная деятельность

По образовательным областям

Беседы, тренинги

игры,

Интеграция различных видов деятельности

Работа с альбомами

 « Моя семья» «Моя группа»

Полное отражение тематики

Частичное отражение тематики

Театрализованная деятельность

Чтение художественной литературы

Традиция

 «Утро радостных встреч»

Панорама

 «Добрых дел»

Продуктивная деятельность

Режимные моменты

Сюжетно-ролевая игра

«Сокровищницы»

Познавательные праздники и забавы

Наблюдения в природе

Познавательные вечера «Сейчас узнаем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Без корня и полынь не растёт"

В проекте описаны цели, задачи, формы, методы реализации проекта по патриотическому воспитанию, через ознакомление дошкольников с семьёй. Разработан диагностический материал, тематическое планирование...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста...

Педагогический проект по гендерному воспитанию. Тема : «Карапузики»

Цели: Сформировать у детей правильные навыки общения друг с другом.         Раскрыть психические, физиологические и эстетические особенности мальчиков и девочек...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» Название проекта: «Сад чудес»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области     Ном...