Проект "Волшебные шарики"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Технологии сохранения и стимулирования здоровья способствуют накоплению знаний о здоровье и развитию умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_5.docx | 54.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье добывают руками и ногами,
а не таблетками и пирогами.
Долгосрочный проект для детей старшего возраста
«Волшебные шарики»
Автор проекта
Сахарчук Ирина Владимировна
МБДОУ ДС №8
воспитатель высшей категории.
Период проектной деятельности:
01.09.2011г – 01.06.2013г
Участники проекта:
воспитатели, дети и
родители группы «Радуга»
2012г
Мир сладкой и цивильно лёгкой жизни.
Доступен человеку без труда.
В итоге не минуема расплата:
Ущербность и смертельная беда.
Но люди понимают это поздно,
Когда душа и плоть уже больны,
Когда, увы, бывает невозможно
Определить суть собственной вины.
Сам вырвется из ада дикой боли
И насладится жизнью до конца
Лишь тот, кто обладает силой воли,
Поймёт смысл благородного труда.
Забота возрождения Отчизны,
Не только государства – всех людей:
воспитывать ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
И БЛАГОРОДСТВУ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро потерять.
Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а количество детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Если 10 лет назад мы говорили о здоровом и крепком поколении, то в настоящее время можем только мечтать о целостно – здоровом ребёнке.
Не случайно поддержка и сохранение здоровья как детского, так и взрослого населения сегодня является стратегическим направлением государственной политики, одним из национальных проектов.
В нормативных документах РФ (приказ Минобразования, Минздрава, Госкомспорта, РАО от 16.07.2002 г. № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации») подчеркивается приоритетность физического воспитания.
В нашем учреждении созданы все медико – социальные условия, но несмотря на это, в группах наблюдается повышенный уровень заболеваемости детей ОРВИ. Этот показатель в среднем за 4 последних года – 83% от числа заболевших.. Это говорит о том, что дети не адаптированы к неблагоприятным условиям окружающей среды (погодные условия, эпидемиологическая обстановка и т.д.).
Осуществив проблемно – ориентированный анализ неудовлетворительного состояния здоровья детей в группе я пришла к пониманию причин высокой заболеваемости воспитанников:
- Недостаточная эффективность традиционных форм физкультурно – оздоровительной работы, используемых в группе.
- Отсутствие преемственности в области здоровьесбережения между детским садом и семьёй; недостаточный уровень компетентности родителей в области сохранения здоровья детей.
Таким образом я пришла к выводу, что работа по здоровьесбережению не в полной мере соответствует концепции здоровья и не в полной мере способствует формированию здорового образа жизни воспитанников группы.
Познакомившись с различными здоровьесберегающими технологиями я выбрала «Су – Джок». Освоение этой технологии начала в 2008г, набрав группу детей 3 лет. Использовала её в целях развития речи и мелкой моторики. Но проблемы с высоким уровнем заболеваемости детей в группе заставили обогатить этот опыт и направлением – Профилактика ОРВИ и гриппа с помощью «Су -Джок».
Ожидаемые результаты проекта
1.Научить детей пользоваться нетрадиционным методам оздоровления без лекарств;
2.Снизить уровень заболеваемости ОРВИ в группе.
Тип проекта: практико – ориентированный
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы
Длительность проекта: долгосрочный. 01.09.2011г – 01.06.2013г
Гипотеза: возможно ли с помощью Су-Джок терапии повысить уровень сопротивляемости детского организма ОРВИ.
Цель проекта: повысить иммунитет детей к заболеваниям ОРВИ
Реализация проекта позволит решить следующие задачи:
- Познакомить детей с нетрадиционными способами оздоровления за счёт воздействия на биологические активные точки по системе Су-Джок.
- Оздоровить детей.
- Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах оздоровления и развития детей по системе Су-Джок.
Методологическая база проекта
Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека. Здоровье детей – будущее страны. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья всех участников педагогического процесса. Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребёнку дошкольнику - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры (осознанное отношение к здоровью),компетентности (самостоятельность в решении задач безопасного поведения. оказания элементарной медицинской помощи.)Всё это можно достичь с помощью Су-Джок терапии.
Су-Джок -эта система возникла в Корее. В переводе с корейского су – это кисть, джок – стопа.
Эту методику. признали во всём мире, в том числе и Минздрав РФ одобрил её. Первой ступенью Су- Джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. По теории восточной медицины кисти и стопы – своеобразные миниатюрные проекции тела человека. Как располагаются на ладони точки организма. Подушечка большого пальца – лицо, голова .Остальные пальцы – верхние и нижние конечности. Основание ладони – внутренние органы .Зная самые элементарные сведения о Су-Джок, простейшую помощь своему организму может оказать сам себе каждый, даже ребёнок.
Содержание и этапы реализации проекта.
Первый этап – подготовительный:
- Анализ здоровья детей (Заболеваемость, освоение образовательной области «Здоровье»)
- Выявление социальных запросов родителей группы
- Формирование мотивационной готовности родителей и детей участвовать в проекте
- Составление перспективного плана реализации проекта
Второй этап – осуществление проекта.
1.Использование Су-Джок терапии в работе с детьми в целях профилактики ОРВИ и гриппа;
2.Реализация семейных творческих проектов;
3.Диагностический этап
3.Презентация и распространение опыта работы:
Третий этап – подведение итогов.
- Обобщение и структуирование материала.
- Подведение итогов обследования и диагностики
- Выработка рекомендаций для внедрения данной модели в практику ДОУ
- Публикация материалов на педагогическом сайте и ЭМК г. Озёрска
Ресурсное обеспечение
Кадровые: проект осуществлялся в группе №5, с детьми 3-5лет. С детьми работают дипломированные педагоги с 1 и высшей квалификационной категорией, группу ведёт медицинская сестра 1 категории
Информационно - методические: педагоги работают по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса. Реализуя приоритетное осуществление физического направления развития воспитанников ДОУ внедряют региональную программу Т.И. Тарасовой «Я и моё здоровье », парциальную программу Е.К. Вороновй «Обучение детей плаванию в Детском саду».
Социальные: взаимодействие с МБОУ СОШ №35, «Школа гимнастики» в спортивном комплексе «Гранит» и «КСК – лидер гимнастики» - 3 детей , Бассейн «Дельфин» - 1 ребёнок.
Материальные: в ДОУ есть физкультурный зал, бассейн, тренажёрный зал, в группе созданы условия для двигательной активности, в наличии спортивный уголок, центр по ОБЖ «Светофорик», центр здоровья «Волшебные шарики».
Продукты проекта:
1. Конспекты занятий
- «Профилактика гриппа с помощью Су-Джок терапии»;
- «Профилактика лечения насморка с помощью Су-Джок»;
- КВН «Тело человека»
2. Описание массажа
- с массажными шариками;
- с эластичными кольцами.
3. Физкультминутки с использованием Су-Джок;
4. Самомассаж с шестигранными карандашами и для развития мелкой моторики и повышения иммунитета детей;
5.Самомассаж с прищепками, скрепками, шишками для развития мелкой моторики и повышения иммунитета.
7. Домашняя энциклопедия здоровья – подборка материалов «По зёрнышку!»
8. Тематическое планирование по реализации проекта
9. Создание мини - сайта на социальном портале работников образования
10. Рекомендации для педагогов об использовании «Су-Джок», как здоровьесберегающей технологии.
Перспективный план реализации проекта «Волшебные шарики»
Этапы проекта | Деятельность детей | Взаимодействие с семьёй | Взаимодействие с педагогами |
Подготовительный |
| Анкетирование родителей «Социальные запросы» Круглый стол «Су-Джок терапия и здоровье ребёнка» - обсуждение проекта | 1.Анализ состояния здоровья (мед. работник и воспитатели группы) |
Планирование деятельности | Разработка перспективного плана реализации проекта | ||
Осуществление проекта | Совместная деятельность Обучение детей в режимных моментах: - использование шариков и колец для поднятия иммунитета; - массаж пальцев эластичным кольцом для стимуляции работы внутренних органов; - самомассаж шестигранным карандашом для повышения иммунитета и развития мелкой моторики; - самомассаж прищепками для повышения иммунитета и развития мелкой моторики; - самомассаж с использованием коврика «Травка» для повышения иммунитета и развития мелкой моторики; Использование упражнений и массажа: - на занятиях, как физкультминутки, - перед занятиями в форме психологических пауз; - на прогулках в подвижных играх и спортивных упражнениях; - на гимнастике; Занятия по валеологии из цикла «Я и моё здоровье» КВН «Тело человека» Театрализованное занятие с элементами оздоровительных мероприятий «Путешествие Колобков» Организация дней здоровья Обследование детей и диагностика Самостоятельная деятельность детей Дидактические игры по валеологии «Здоровый малыш» Оформление и ведение блокнота-подсказки «Су-Джок» Оформление центра здоровья «Волшебные шарики» Ежедневный массаж шариками и колечками «Неболейка» |
«Исцеляющая сила семян» «Гимнастика маленьких волшебников» -элементы психогимнастики и точечного массажа.
| 2012г Педсовет Сообщение «Эффективность использования Су-Джок терапии» для профилактики гриппа и ОРВИ 2012г Круглый стол с учителями школы по преемственности дошкольного и начального школьного образования «Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ» 2011г.Семинар для педагогов ДОУ «Нетрадиционные методы организации двигательной активности детей» Семинар «Счастливые дети – здоровые дети» в рамках Недели педагогических достижений 2009г – использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в ДОУ Консультации с молодыми специалистами: воспитатели, логопед.младшим воспитателям, учителям школы. |
Презентация проекта | Театрализация сказки «Ежик на прогулке» | Семейнй опыт оздоровления с помощью Су-Джок терапии и его презентация | Публикация проекта на мини – сайте и в ЭМК г.Озёрска |
Подведение итогов | Итоговое игровое занятие «» Профилактика гриппа с помощью Су-Джок терапии. Энергетическое лечение | Презентация проекта на МО заместителей заведующих по проблемам здоровьесбережения в январе .2013г. |
Сравнительный анализ заболеваемости
( показатель заболеваемости детей группы по отношению к показателю ДОУ и Озёрскому городскому округу) показатель – пропущено 1 ребёнком по болезни
Вывод: гистограмма показывает резкое понижение уровня заболеваемости в группе. Это говорит о повышении уровня сопротивляемости организма детей ОРВИ и гриппа. За 2011год кол-во случаев заболевания ОРВИ -16, в 2012г (на 01.11.) – 4 случая.
Гистограмма сравнительного анализа в подготовительных группах ДОУ №4 и №5.
Вывод: гистограмма показывает, что в этом году уровень заболеваемости ниже показателей группы №4. Результат стабилен, сохраняется в течение года.
Освоение программы детьми по ОО «Здоровье»
2011г | 2012г | |
Высокий | 4 -21.4% | 8 -42.8% |
Средний | 11 - 57.2% | 11 -57,2% |
Низкий | 4 -21.4% |
Таблица показывает успешное освоение программы по образовательной области «Здоровье» Динамика 21,4% за год.
С точки зрения полученных результатов реализованного проекта, он эффективен. Действительно, здоровьесберегающая технология «Су – Джок терапия » успешно способствует профилактике у дошкольников гриппа и ОРВИ.
Данным опытом делилась с педагогами ДОУ на семинаре «Нетрадиционные методы двигательной активности дошкольников» 2011
С учителями школы за Круглым столом в октябре 2012г,
На Совете педагогов по теме «Реализация образовательной области «Здоровье» в ноябре 2012г принято решение внедрить опыт работы в дошкольных группах ДОУ.
Демонстрация результатов проекта запланирована на МО заместителей заведующих в январе 2013г
На мини – сайте социального портала работников образования по адресу ________ и в Электронном методическом кабинете г. Озёрска материал опубликован.
Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию «Су –Джок терапии»
Группы раннего возраста
Что: массажные спортивные мячи разного размера, шарики су-джок без колечек.
Как и когда: для массажа активных точек в игровой форме во время прогулки, режимных моментов.
Зачем: развитие общей моторики, психических процессов и профилактика ОРВИ и гриппа.
Материал: мячи разного размера, шарики «Су-джок». подборка речевого материала.
Деятельность: совместно с воспитателем.
Форма организации: индивидуальная и подгрупповая.
Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию
«Су –Джок терапии»
2 младшие группы
Что: массажные шарики с колечками «Су-Джок» и шишки, коврик «Травка».
Когда и как: для массажа активных точек с использование фольклорных произведений в режимных моментах.
Зачем: профилактика ОРВИ и гриппа, развитие мелкой моторики и стимуляция речевой зоны коры головного мозга в целях речевой активизации детей
Материал: шарики, шишки, орехи, коврик «Травка» ,подборка речевого сопровождения в виде потешек, пальчиковых игр, песенок.
Деятельность: совместно с воспитателем
Форма организации: индивидуальная, подгрупповая.
Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию
«Су –Джок терапии»
Средний возраст
Что: шарики «Су Джок», прищепки и шестигранные карандаши, крупные семена: семечки, бобы, орехи среднего размера.
Когда и как: для массажа активных точек с использованием стихов, игровых ситуаций. В режимных моментах, во время гимнастики, физкультминутках, на физкультурном занятии.
Зачем: профилактика гриппа и ОРВИ, развитие мелкой моторики, развитие психических процессов: речи, памяти, внимания.
Материал: шарики и и 1 колечко «Су Джок», шестигранные карандаши, прищепки, семена средних размеров (бобы,семечки, орехи), подборка речевого материала: стихов, загадок, гпальчиковой гимнастики.
Деятельность: совместно с воспитателем
Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию
«Су –Джок терапии»
Старший возраст
Что: шарики 3 цветов и 2 колечка «Су - Джок», скрепки крупные, спички или палочки, мелкие семена (гречка, горох).
Когда и как : для массажа активных точек с использованием схем, плакатов и в режимных моментах, занятиях, играх, гимнастике.
Зачем: профилактика ОРВИ и гриппа, подготовка руки к письму, обучение грамоте.
Материал: схемы, плакаты, иллюстрации, спички. комплект «Су - Джок», семена и пластырь.
Деятельность: совместно с воспитателем и частично самостоятельно, моделирование.
Форма организации: фронтальная , подгрупповая.
Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию «Су –Джок терапии»
Подготовительная группа
Что: шарики разноцветные и 2 колечка «Су-Джок», специальные медицинские щупы, цветные фломастеры или маркеры.
Когда и как: для массажа активных точек с использованием схем, блокнотов, видео материалов в режимных моментах, на гимнастике, перед занятиями, на занятиях.
Зачем: профилактика ОРВИ и гриппа с помощью цветотерапии и самомассажа, подготовка руки к письму, обучение грамоте и развитие логики, мышления и воображения. Развитие предпосылок учебной деятельности: планирование ,синтез, анализ.
Материал: комплект: «Су-Джок», маркеры или фломастеры. медицинские щупы, схемы, видеоматериалы, символы.
Деятельность: самостоятельная и частично совместная, проектная, культурно – досуговая деятельность.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная и подгрупповая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Шарики для ёлочки".Конспект занятия по рисованию с детьми раннего возраста
Занятие по рисованию в нетрадиционной технике (пальчиковое рисование)...
Спортивный праздник"День Военно-воздушных шариков"
Праздник посвящённый Дню защитника отечества...
Игровой массаж шариком Су-Джок для активизации речи, мышления, мелкой моторики и иммунитета детей
Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Первой ступенью Су-Джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себ...
Игровой массаж ёжиком или колючими резиновыми шариками для активизации речи, развития мелкой моторики и повышения иммунитета
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком или взрослым, нетрадиционное, но удивительно действенное средство помочь детям, страдающим речевой патологией....
НОД «Шарики путешественники»
Образовательные: формирование представлений об окружающем мире, совершенствование взаимодействия детей и родителей, создание эмоционально-благополучного настроения, знакомство с цветом.Развивающие: ра...
Игровой тренажер «Шарики»
Назначение тренажера «Шарики»: Обогащать двигательный опыт детей от 3-х до 7 лет. Учить выполнять движения по подражанию, образцу, слову-сиг...
ЦВЕТНЫЕ НИТОЧКИ ДЛЯ ШАРИКОВ. КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ «ШАРИКИ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка»городского округа КотельникиМосковской области Конспект занятияВо второй младшей группе:«Ц...