Проект "Волшебные шарики"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Технологии сохранения и стимулирования здоровья способствуют накоплению знаний о здоровье и развитию умений  оберегать, поддерживать и сохранять его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx54.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Здоровье добывают руками и ногами,

 а не таблетками и пирогами.

Долгосрочный проект для детей старшего возраста

«Волшебные шарики»

                                                                 Автор проекта

Сахарчук Ирина Владимировна

МБДОУ ДС №8

воспитатель высшей категории.

Период проектной деятельности:

 01.09.2011г – 01.06.2013г

Участники проекта:

 воспитатели, дети и

родители группы «Радуга»

2012г

Мир  сладкой и цивильно лёгкой жизни.

Доступен человеку без труда.

В итоге не минуема расплата:

Ущербность и смертельная беда.

Но люди понимают это поздно,

Когда душа и плоть уже больны,

Когда, увы, бывает невозможно

Определить суть собственной вины.

Сам вырвется из ада дикой боли

И насладится жизнью до конца

Лишь тот, кто обладает силой воли,

Поймёт смысл благородного труда.

Забота возрождения Отчизны,

Не только государства – всех людей:

воспитывать ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

И БЛАГОРОДСТВУ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро  потерять.

          Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а количество детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Если 10 лет назад мы говорили о здоровом и крепком поколении, то в настоящее время можем только мечтать о целостно – здоровом ребёнке.

        Не случайно поддержка и сохранение здоровья как детского, так и взрослого населения сегодня является стратегическим направлением государственной политики, одним из национальных проектов.

       В нормативных документах РФ (приказ Минобразования, Минздрава, Госкомспорта, РАО от 16.07.2002 г. № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации») подчеркивается приоритетность физического воспитания.

   В нашем учреждении созданы все медико – социальные условия, но несмотря на это, в группах наблюдается повышенный уровень заболеваемости детей ОРВИ. Этот показатель в среднем за 4 последних года – 83% от числа заболевших.. Это говорит о том, что дети не адаптированы к неблагоприятным условиям окружающей среды (погодные условия, эпидемиологическая обстановка и т.д.).

  Осуществив проблемно – ориентированный анализ неудовлетворительного состояния здоровья детей в группе   я пришла  к пониманию причин высокой заболеваемости воспитанников:

  1. Недостаточная  эффективность традиционных форм физкультурно – оздоровительной работы, используемых в группе.
  2. Отсутствие преемственности в области здоровьесбережения между детским садом и семьёй; недостаточный  уровень компетентности  родителей в области  сохранения здоровья детей.

Таким образом я пришла к выводу, что работа по здоровьесбережению не в полной мере соответствует концепции здоровья и не в полной мере способствует формированию  здорового образа жизни воспитанников группы.

Познакомившись с  различными  здоровьесберегающими технологиями я выбрала  «Су – Джок».  Освоение этой технологии начала в 2008г, набрав группу детей 3 лет. Использовала её в целях развития речи и мелкой моторики. Но проблемы с высоким уровнем заболеваемости детей в группе заставили обогатить этот опыт и направлением – Профилактика ОРВИ  и гриппа с помощью «Су -Джок».

   

Ожидаемые результаты проекта

1.Научить детей  пользоваться нетрадиционным методам оздоровления без лекарств;

2.Снизить уровень заболеваемости ОРВИ в группе.

Тип проекта: практико – ориентированный

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы

Длительность  проекта: долгосрочный. 01.09.2011г – 01.06.2013г

Гипотеза: возможно ли с помощью Су-Джок терапии повысить уровень сопротивляемости детского организма  ОРВИ.

Цель проекта: повысить  иммунитет детей к заболеваниям ОРВИ 

   Реализация проекта позволит решить следующие задачи:

  1. Познакомить детей с нетрадиционными способами оздоровления за счёт воздействия на биологические активные точки по системе Су-Джок.
  2. Оздоровить детей.
  3. Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах оздоровления и развития детей по системе Су-Джок.

                                   Методологическая база проекта

   Здоровье – состояние  физического, психического и социального благополучия человека. Здоровье детей – будущее страны. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.              

 Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья всех участников педагогического процесса. Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребёнку дошкольнику - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической  культуры (осознанное отношение к здоровью),компетентности (самостоятельность в решении задач безопасного поведения. оказания элементарной медицинской помощи.)Всё это можно достичь с помощью Су-Джок терапии.

Су-Джок -эта система возникла в Корее. В переводе с корейского су – это кисть, джок – стопа.

Эту  методику. признали во всём мире, в том числе и Минздрав РФ одобрил её. Первой ступенью Су- Джок  терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. По теории восточной медицины  кисти и стопы – своеобразные  миниатюрные проекции тела человека.  Как располагаются на ладони точки организма. Подушечка большого пальца – лицо, голова .Остальные пальцы – верхние и нижние конечности. Основание ладони – внутренние органы .Зная самые элементарные сведения о Су-Джок, простейшую помощь своему организму может оказать сам себе каждый, даже ребёнок.

Содержание и этапы реализации проекта.

Первый этап – подготовительный:

  1. Анализ здоровья детей (Заболеваемость, освоение образовательной области «Здоровье»)
  2. Выявление социальных запросов родителей группы
  3. Формирование мотивационной готовности родителей  и детей участвовать в проекте
  4. Составление перспективного плана реализации проекта

Второй этап – осуществление проекта.

1.Использование Су-Джок терапии в работе с детьми в целях профилактики ОРВИ и гриппа;

2.Реализация семейных творческих проектов;

3.Диагностический этап

3.Презентация и распространение опыта работы:

Третий этап – подведение итогов.

  1. Обобщение и структуирование материала.
  2.  Подведение итогов обследования и диагностики
  3. Выработка рекомендаций для внедрения  данной модели в практику ДОУ
  4. Публикация материалов на педагогическом сайте и ЭМК г. Озёрска

         Ресурсное обеспечение

Кадровые: проект осуществлялся в группе №5, с детьми 3-5лет. С детьми работают дипломированные  педагоги с 1 и высшей квалификационной категорией, группу ведёт медицинская сестра 1 категории

Информационно - методические: педагоги работают по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса. Реализуя приоритетное осуществление физического направления развития воспитанников ДОУ внедряют региональную программу Т.И. Тарасовой «Я и моё здоровье », парциальную программу  Е.К. Вороновй «Обучение детей плаванию в Детском саду».

Социальные: взаимодействие с МБОУ СОШ №35, «Школа гимнастики» в спортивном комплексе «Гранит» и «КСК – лидер гимнастики» - 3 детей , Бассейн «Дельфин» - 1 ребёнок.

Материальные: в ДОУ есть физкультурный зал, бассейн, тренажёрный зал, в группе созданы условия для двигательной активности, в наличии спортивный уголок, центр по ОБЖ «Светофорик», центр здоровья «Волшебные шарики».

Продукты проекта:

1. Конспекты занятий

 - «Профилактика гриппа с помощью Су-Джок терапии»;

 - «Профилактика лечения насморка с помощью Су-Джок»;

-  КВН «Тело человека»

2. Описание массажа

- с массажными шариками;

- с эластичными кольцами.

3. Физкультминутки с использованием  Су-Джок;

4. Самомассаж с шестигранными карандашами и  для развития мелкой моторики и повышения иммунитета детей;

5.Самомассаж с прищепками, скрепками, шишками  для развития мелкой моторики и повышения иммунитета.

7. Домашняя энциклопедия здоровья – подборка материалов «По зёрнышку!»

8. Тематическое планирование по реализации проекта

9. Создание мини - сайта на социальном портале работников образования

10. Рекомендации для педагогов об использовании «Су-Джок», как здоровьесберегающей технологии.

                       Перспективный  план реализации проекта «Волшебные шарики»

Этапы проекта

Деятельность детей

Взаимодействие с семьёй

Взаимодействие с педагогами

Подготовительный

  1. Беседа «Как сохранить и преумножить здоровье».
  2. Знакомство детей с комплектом материалов «Су-Джок»

Анкетирование родителей «Социальные запросы»

Круглый стол «Су-Джок терапия и здоровье ребёнка» - обсуждение проекта

1.Анализ состояния здоровья

(мед. работник и воспитатели группы)

Планирование деятельности

                                   Разработка перспективного плана  реализации проекта

Осуществление проекта

Совместная деятельность

Обучение детей в режимных моментах:

- использование шариков и колец для поднятия иммунитета;

- массаж пальцев эластичным кольцом для стимуляции работы внутренних органов;

- самомассаж шестигранным карандашом для повышения иммунитета и развития мелкой моторики;

- самомассаж прищепками для повышения иммунитета и развития мелкой моторики;

- самомассаж с использованием коврика «Травка» для повышения иммунитета и развития мелкой моторики;

Использование  упражнений и массажа:

- на занятиях, как физкультминутки,

- перед занятиями в форме психологических пауз;

- на прогулках в подвижных играх и спортивных упражнениях;

- на гимнастике;

Занятия по валеологии из цикла «Я и моё здоровье»

КВН «Тело человека»

Театрализованное занятие с элементами оздоровительных мероприятий «Путешествие Колобков»

Организация дней здоровья

Обследование детей и диагностика

Самостоятельная деятельность детей

Дидактические игры  по валеологии «Здоровый малыш»

Оформление и ведение блокнота-подсказки «Су-Джок»

Оформление центра здоровья «Волшебные шарики»

Ежедневный массаж шариками и колечками «Неболейка»

  1. Родительское собрание «Профилактика гриппа и ОРВИ посредством СУ-Джок»;
  2. «Дети - родителям» - мастерская здоровья «Су-Джок»;
  3. Семейные проекты «Творчество и Су-Джок »
  4. Оформление сборника материалов для родителей по «Су-Джок»
  5. Создание мини – сайта
  6. Консультации для родителей «Су Джок» лечим детей»

«Исцеляющая сила семян»

 «Гимнастика маленьких волшебников» -элементы психогимнастики и точечного массажа.

  1.  Создание энциклопедии здоровья «Исцеляющая сила семян»
  2. Привлечение родителей к изготовлению методических пособий (плакатов)
  3. Формирование коллекции семян «По зёрнышку».
  4. Итоговое анкетирование родителей

2012г Педсовет Сообщение «Эффективность  использования Су-Джок терапии» для профилактики гриппа и ОРВИ

2012г Круглый стол с учителями школы по преемственности дошкольного и начального школьного образования «Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ»

2011г.Семинар для педагогов ДОУ «Нетрадиционные методы организации двигательной активности детей»

Семинар «Счастливые дети – здоровые дети» в рамках Недели педагогических достижений 2009г – использование  нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в ДОУ

 Консультации с молодыми специалистами: воспитатели, логопед.младшим воспитателям, учителям школы.

Презентация проекта

Театрализация сказки «Ежик на прогулке»

Семейнй опыт оздоровления с помощью Су-Джок терапии и его презентация

Публикация проекта на мини – сайте и в ЭМК г.Озёрска

Подведение итогов

Итоговое игровое занятие «» Профилактика гриппа с помощью Су-Джок  терапии. Энергетическое лечение

Презентация проекта на МО заместителей заведующих  по проблемам здоровьесбережения в январе .2013г.

Сравнительный анализ заболеваемости

( показатель заболеваемости детей группы по отношению к показателю ДОУ и  Озёрскому городскому округу)  показатель – пропущено 1 ребёнком по болезни

Вывод:  гистограмма показывает резкое понижение уровня заболеваемости в группе. Это говорит о повышении уровня сопротивляемости организма детей ОРВИ и гриппа. За 2011год кол-во случаев заболевания ОРВИ -16, в 2012г (на 01.11.) – 4 случая.

Гистограмма сравнительного анализа в подготовительных группах ДОУ №4 и №5.

Вывод: гистограмма показывает, что в этом году уровень заболеваемости ниже показателей группы №4. Результат стабилен, сохраняется в течение  года.

Освоение программы детьми по ОО «Здоровье»

2011г

2012г

Высокий

4 -21.4%

8 -42.8%

Средний

11 - 57.2%

11 -57,2%

Низкий

4 -21.4%

Таблица показывает успешное освоение программы по образовательной области «Здоровье» Динамика 21,4% за год.

С точки зрения полученных результатов реализованного проекта, он эффективен. Действительно, здоровьесберегающая технология «Су – Джок терапия » успешно способствует профилактике у дошкольников гриппа и ОРВИ.

Данным опытом делилась с педагогами ДОУ на семинаре «Нетрадиционные методы двигательной активности дошкольников» 2011

С учителями школы за Круглым столом в октябре 2012г,

На Совете педагогов по теме «Реализация образовательной области «Здоровье» в ноябре 2012г  принято решение внедрить опыт работы в дошкольных группах ДОУ.

Демонстрация результатов проекта  запланирована на МО заместителей заведующих в январе 2013г

На мини – сайте социального портала работников образования по адресу  ________ и в Электронном методическом кабинете г. Озёрска материал опубликован.

Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию «Су –Джок терапии»

Группы раннего возраста

Что: массажные спортивные мячи разного размера, шарики су-джок без колечек.

Как и когда: для массажа активных точек в игровой форме во время прогулки, режимных моментов.

Зачем: развитие общей моторики, психических процессов и профилактика ОРВИ и гриппа.

Материал: мячи разного размера, шарики «Су-джок». подборка речевого материала.

Деятельность: совместно с воспитателем.

Форма организации: индивидуальная и подгрупповая.

 

Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию

«Су –Джок терапии»

2 младшие группы

Что: массажные шарики с колечками «Су-Джок»  и шишки, коврик «Травка».

Когда и как: для массажа активных точек  с использование фольклорных произведений  в режимных моментах.

Зачем: профилактика ОРВИ и гриппа, развитие мелкой моторики и стимуляция речевой зоны коры головного мозга в целях речевой активизации детей

Материал: шарики, шишки, орехи, коврик «Травка» ,подборка речевого сопровождения в виде потешек, пальчиковых игр, песенок.

Деятельность: совместно с воспитателем

Форма организации: индивидуальная, подгрупповая.

Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию

«Су –Джок терапии»

Средний возраст

Что: шарики «Су Джок», прищепки и шестигранные карандаши, крупные семена: семечки, бобы, орехи среднего размера.

Когда и как: для массажа активных точек с использованием стихов, игровых ситуаций. В режимных моментах, во время гимнастики, физкультминутках, на физкультурном занятии.

Зачем: профилактика гриппа и ОРВИ, развитие мелкой моторики, развитие психических процессов: речи, памяти, внимания.

Материал: шарики и  и 1 колечко «Су Джок», шестигранные карандаши, прищепки, семена средних размеров (бобы,семечки, орехи), подборка речевого материала: стихов, загадок, гпальчиковой гимнастики.

Деятельность: совместно с воспитателем

Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная

Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию

«Су –Джок терапии»

Старший возраст

Что: шарики 3 цветов и 2 колечка «Су - Джок», скрепки крупные, спички или палочки, мелкие семена (гречка, горох).

Когда и как : для массажа активных точек с использованием схем, плакатов и в режимных моментах, занятиях, играх, гимнастике.

Зачем: профилактика ОРВИ и гриппа, подготовка руки к письму, обучение грамоте.

Материал: схемы, плакаты, иллюстрации, спички. комплект «Су - Джок», семена и пластырь.

Деятельность: совместно с воспитателем и частично  самостоятельно, моделирование.

Форма организации: фронтальная , подгрупповая.

Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию «Су –Джок терапии»

Подготовительная группа

Что: шарики разноцветные и 2 колечка «Су-Джок», специальные медицинские щупы, цветные фломастеры или маркеры.

Когда и как: для массажа активных точек с использованием схем, блокнотов, видео материалов в режимных моментах, на гимнастике, перед занятиями, на занятиях.

Зачем: профилактика ОРВИ и гриппа с помощью цветотерапии и самомассажа,  подготовка руки к письму, обучение грамоте и развитие логики, мышления и воображения. Развитие предпосылок учебной деятельности:  планирование ,синтез, анализ.

Материал: комплект: «Су-Джок», маркеры или фломастеры. медицинские щупы, схемы, видеоматериалы, символы.

Деятельность: самостоятельная и частично совместная, проектная, культурно – досуговая деятельность.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная и подгрупповая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Шарики для ёлочки".Конспект занятия по рисованию с детьми раннего возраста

Занятие по рисованию в нетрадиционной технике (пальчиковое рисование)...

Спортивный праздник"День Военно-воздушных шариков"

Праздник посвящённый Дню защитника отечества...

Игровой массаж шариком Су-Джок для активизации речи, мышления, мелкой моторики и иммунитета детей

Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Первой ступенью Су-Джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себ...

Игровой массаж ёжиком или колючими резиновыми шариками для активизации речи, развития мелкой моторики и повышения иммунитета

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком или взрослым, нетрадиционное, но удивительно действенное средство помочь детям, страдающим речевой патологией....

НОД «Шарики путешественники»

Образовательные: формирование представлений об окружающем мире, совершенствование взаимодействия детей и родителей, создание эмоционально-благополучного настроения, знакомство с цветом.Развивающие: ра...

Игровой тренажер «Шарики»

Назначение тренажера «Шарики»:      Обогащать двигательный опыт детей от 3-х до 7 лет.      Учить выполнять движения по подражанию, образцу, слову-сиг...

ЦВЕТНЫЕ НИТОЧКИ ДЛЯ ШАРИКОВ. КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ «ШАРИКИ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка»городского округа КотельникиМосковской области Конспект занятияВо второй младшей группе:«Ц...