Семь народов – семь алмазов 2012г
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Дать детям представление о юкагирском народе, познакомить с историей происхождения, вековыми традициями, фольклором, культурой: приобщать детей к базовым ценностям юкагирской цивилизации на основе духовно-нравственных традиций народа, познакомить с династией Куриловых, произведениями известного юкагирского писателя Улуро Адо, репродукциями картин Николая Курилова. Показать связь времен прошлого и настоящего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sem_narodov-sem_almazov.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Семь народов – семь алмазов - 2012г»
Тема: Юко и Мархиль приходят в гости
Группа: подготовительная к школе
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Цель развлечения: формирование этнокультурой компетентности детей старшего дошкольного возраста
Задачи
воспитывающие: продолжать воспитывать у детей интерес и уважение к этнокультуре народов Якутии;
развивающие: развивать чувство гордости за республику, в котором проживают люди разных национальностей, навыки коммуникативного общения, познавательную активность;
образовательные: дать детям представление о юкагирском народе, познакомить с историей происхождения, вековыми традициями, фольклором, культурой: приобщать детей к базовым ценностям юкагирской цивилизации на основе духовно-нравственных традиций народа, познакомить с династией Куриловых, произведениями известного юкагирского писателя Улуро Адо, репродукциями картин Николая Курилова. Показать связь времен прошлого и настоящего.
Планируемые результаты: высказывает свою точку зрения; умеет поддерживать беседу; делится с педагогом и с детьми своими впечатлениями; участвует в дидактических и подвижных играх; в обыгрывании игровой ситуации; выражает положительные эмоции (интерес, удивление, радость, удовлетворение); интересуется этнокультурой других народов; знает традиции народов республики, знает животных и классифицирует их по типу питания, имеет понятие о многонациональности мира.
Материалы к развлечению: дидактические игры (круги Эйлера) «Животные тундры и тайги»; подвижные юкагирские игры «Рыболовы и рыбки», «Метание чаута», игровая ситуация «Юко и Мархиль (юкагирские дети) пришли в гости», аудиозапись юкагирских мотивов, репродукции картин Н. Курилова, слайдовая презентация «Юкагиры», 2 обруча, картинки с животными тундры и тайги, фигурка оленя с рогами, арканы (чауты) 3 штуки, дети, одетые в юкагирскую национальную одежду.
План занятия: I. Ориентировочный этап – 1мин.
II. Основной этап – 25 мин.
III. Динамические паузы – по 5мин.
IV. Заключительный этап – 3 мин.
Ориентировочный этап: (Слайд «Герб Якутии»)
Воспитатель.
- Ребята, что изображено на экране? Правильно, это герб Якутии. А что означают 7 алмазов, изображенных в верхней части герба?
- Ребята, 7 алмазов – это коренные народы, которые живут у нас в Якутии. Это якуты, русские, эвены, эвенки, чукчи, долганы и юкагиры.
- Сегодня мы с вами поговорим о юкагирах.
Основной этап:
(Звучит бубен, входят дети в юкагирских национальных костюмах)
Дети-юкагиры: (приветствуют детей на юкагирском языке).
- К нам сегодня в гости пришли мальчик Юко и девочка Мархиль, они по национальности юкагиры. Давайте с ними поздороваемся! Вы хотите узнать, где они живут?
(Слайд «Карта Якутии» и «Тундра»)
- Если полететь на самолете с юга на Север, то можно увидеть, что постепенно тайга кончается и начинается край безлесный. Имя этого края – тундра. Между реками Колыма и Индигирка родились Юко и Мархиль.
- Ребята, давайте узнаем больше о крае, где живут наши гости?
«Вы, знаете ли край, где в зимнем небе мглистом, мерцают ручейки смерзаясь на бегу, и быстрые следы, подобно прелым листьям, чеканны на снегу?
Впервые в том краю, морозом опаленном, узнал я, как сладка весна в хмельном чаду. Когда кричит во тьме дрожащий олененок: «Ты не дрожи, земля, а то я упаду!»
Там, в нашем краю стремительны и чисты реки, а огромное небо заполнено звездами, там целуются с землей олени, целуются всю жизнь, так они в землю влюблены…
У вас деревья высокие, а у нас они никогда не вырастают большими. Тоненькие, они как бы согнувшись, стоят. И не разгибаются. А когда приходит зима, спят под пушистым белым покрывалом – снегом…
А весной, появляются у оленей маленькие олени – милята, такие же белые, пушистые, как почки у тальника, когда они весной просыпаются…»
- Вот в каком краю, тундре живут юкагиры. - Ребята, а вы знаете животных тундры и тайги - нашей Якутии?
Дидактическая игра «Хищники и травоядные».
- Ребята, на какие группы по типу питания мы разделяем животных? (На травоядных и хищников). Сейчас мы поиграем в дидактическую игру «Хищники и травоядные». Заодно узнаем, знаете ли вы животных родного края, нашей Якутии. А теперь послушайте правила игры. В зелёный круг мы будем помещать картинки с травоядными животными, а в красный круг – хищников. А вот в пересечение кругов как вы думаете, кого мы поместим? (Ребята должны попытаться сами сформулировать ответ).
- В наших лесах есть такое животное как медведь. А чем питается медведь? (Рыбой, мелкими животными, ягодами, грибами). Значит, медведь относится и к хищным животным и травоядным, поэтому мы его поместим на месте пересечения двух кругов. Это относится и к другим животным, будьте внимательны при игре. Игра начинается.
Показ слайда «Юкагиры»
- Юкагиры – северный народ, по другому их называют «одулы», что означает сильные и могучие. Древние юкагиры занимались охотой, рыбной ловлей, приучали собак. Юкагиры - пешие охотники и рыболовы. Они держали оленей как транспорт. Зимой их жилищем была деревянная постройка с плоской крышей, которую заваливали корой и снегом, называлась она чандал. При перекочевках по тундре юкагиры жили в легких жилищах – чумах. Одежду шили из звериных шкур, которую очень искусно выделывали, и она становилась мягкой и бархатистой, как ткань.
- Как гласит легенда, раньше юкагиров было много, как звезд на небе. Юко, Мархиль, а много ли осталось вас сейчас?
- Мало, очень мало! Юкагиры, которые живут в наше время, занимаются тем же, чем и их прадеды и отцы – разводят оленей, ловят рыбу, добывают пушнину.
Динамическая пауза: п /и «Рыболовы и рыбки»
Юко:
- С детства нас, детей, учат быть ловкими, смелыми, выносливыми, а все это можно получить только в игре. Давайте мы с вами поиграем в юкагирскую народную игру «Рыболовы и рыбки». Я и Мархиль будем рыболовами, а вы рыбками. Игра начинается!
Воспитатель:
- Маленький народ юкагиров, издавна, наравне со своими соседями, почитал животворную силу огня. В любом юкагирском доме-чандале можно услышать, как уважительно и восхищенно говорят, обращаясь к огню: «Хайче Лачил Меру!» – «Дедушка, Большой Огонь!» Наверное, и вправду был в стародавние времена Большой Огонь, и когда юкагиры стали разъезжаться по свету, брали они с собой по Маленькому Угольку для своего очага.
Старая абуче, бабушка, хозяйка очага, знает много сказок и песен. Не случайно вечерами собираются вокруг неё дети. Тихо говорит бабушка: по обычаю у костра не положено громко петь и разговаривать – ведь огонь может разволноваться, а тогда и до пожара недалеко.
- Юкагирский народ очень талантливый. Сегодня мы познакомим вас с династией Куриловых. Юко, прочитай нам, пожалуйста, стих.
Костёр ( авт. Улуро Адо- Гавриил Курилов)
Посмотрите, люди земли,
Юкагиры костер развели
Пусть он жалок еще и мал
Но как жарок уже и ал!
Приходите, братья, к нашему костру -
Наших песен вкусить простоту.
Принесите, подкиньте дровец
В наш костер, в наш пожар сердец.
Чтобы он веселее жил,
Чтобы звезды крылом задел.
Чтоб увидал огромный мир,
Огонек, что зажег юкагир!
- Это стихотворение великого юкагирского поэта, писателя Улуро Адо, а настоящее его имя Гавриил Курилов.
Улуро Адо говорил: «У каждого человека есть дар, талант, необходимо развивать его, а для этого надо быть настоящим человеком и много работать, поменьше спать!».
- Братья Семен, Гавриил и Николай Курилов родились в семье оленевода. Жили в тундре, пасли оленей. Улуро Адо написал много книг, и даже особую книгу для чтения на юкагирском языке – для юкагирских детей. Чем бы ни занимались братья, они всегда старались запечатлеть народные традиции, легенды, обычаи. Братья с детства хотели, чтобы юкагиры оставались на родной земле, чтобы возродились древние «игры богатырей».
- Ребята, сейчас вам Юко покажет юкагирскую игру. Называется игра «Мунехач» - (Метание чаута).
Динамическая пауза: п/игра
«Мунехач. – (Метание чаута)»
В стороне на площадке ставится фигура оленя с рогами. Дети, изображающие оленеводов, располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 метра от него.
Поочередно оленеводы с места или с разбега метают чаут (аркан) на оба рога. Каждый оленевод имеет три попытки. От того, как он попал в цель, засчитываются очки. Если попал чаутом на оба рога, то получает 5 очков, если на один рог, то 3 очка, если промахнулся – 0 очков.
Выигрывает тот, у кого больше всего очков.
Правило: Метать чаут можно только с условленного расстояния.
- Сейчас мы с вами посмотрим картины Николая Курилова:
Это картина называется «Танец». На черной бумаге художник наклеил вырезанные из белой бумаги фигуры оленей и оленевода. Ребята посмотрите внимательно белый и черный цвет, напоминают борьбу дня и ночи, лета и зимы.
В картине «Запутавшиеся олени», изображены олени в смертельной схватке с арканом, черный и белый цвет напоминают борьбу света и тьмы. Николай Курилов в своих работах очень любил изображать оленя.
В работе «Поздняя осень» художник размышляет о гармонии существования человека на Земле. Декоративность аппликации достигается за счет цветовых пятен, а также ажурных линий, изображающих берег и фигуры оленей.
- Вот какие талантливые люди есть среди малочисленного юкагирского народа. Юкагирский народ очень любит свою суровую Родину, и всегда хотел жить на своей земле.
И как говорил стихами Улуро Адо: Я как будто привязан арканом к этой тундре, к оленям своим…
Заключительный этап. Рефлексия.
Юко и Мархиль.
- Ребята, нам пора идти домой, спасибо вам за теплый прием.
Педагог.
- Благодарим вас, Юко и Мархиль, за стихи, за рассказ о вашем народе. Ребята, что вы узнали о юкагирах, народе, проживающей на территории нашей Республики Саха (Якутия)? (ответы детей)
- Юко и Мархиль, мы подружились с вами, может, вы останетесь с нами?
Мархиль.
- Я вам отвечу стихами Улуро Адо:
… Город в памяти каждой веткою, каждым листиком малым живет,
Красотою славится редкой, в нем отзывчив и весел народ.
И зовешь ты меня в этот древний русский город,
где звук не угас колоколен, и солнце напевней,
золотистей, чем в тундре у нас…
- Спасибо Вам, ребята, за приглашение, но нас ждут дома, и мы очень соскучились по своей тундре, по родным. А на память, мы дарим вам алмазики, обозначающие на гербе нашей республики Саха (Якутия) нас, юкагиров. (раздают детям изображения алмазов)
Воспитатель.
- И вам спасибо за то, что приходили к нам в гости. А наши ребята теперь знают, что каждый народ должен знать свое прошлое, гордиться своей и уважать другие национальности, знать традиции и фольклор, жить в мире и в дружбе.
(на юкагирском языке)
- До свидания, ребята! (прощаются и уходят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дружная семья народов России
Дружная семья народов России...
Дидактическое пособие " Кочевая семья народов Севера"
Дидактическо-игровое пособие "Кочевая семья народов Севера" позволит узнать историю нашего родного края - Югра, особенности жизни и быта кочевой жизни народов севера. Способствует формирован...
Конспект НОД по ручному труду “Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси”.
Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируем любовь к малой и большой Род...
Дружная семья народов
Конспект организованной образовательной деятельностипо формированию представлений о родном крае...
Краткосрочный проект для детей средней группы: "Начало воды-родник,начало народа-семья"
Цель: формировать у детей понятие «семья».Задачи: 1.Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.2.Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить прояв...
Урал – это большая семья народов. И все они – башкиры, татары, чуваши, русские, украинцы называют себя уральцами.
Урал многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Родители вмести, с детьми нашего детского сада участвуют в национальных праздниках....
Представление педагогического опыта на педсовете «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через изучение героического прошлого народа, семьи»
В материале описан опыт проектной деятельности патриотического содержания...