Творческая разработка
методическая разработка (младшая группа) по теме
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области "Художественное творчество ": цель,формы работы,интеграция с другими областями
Конспект комплексного занятия по развитию речи и математике "Заколдованный лес"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat.doc | 128.5 КБ |
konspekt_kompleksnogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_i_matematike_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
Кафедра дошкольного образования
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественное творчество»: цель, формы работы, интеграция с другими областями
Творческая разработка
Выполнила:
Лузянина Надежда
Николаевна,
слушатель КПК № 15/1
Новокузнецк
2012
Содержание
Введение 3
I Теоретические основы по освоению детьми образовательной области «Художественное творчество» в условиях ДОУ 4
1.1 Теоретико-методологические основы художественного творчества дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 4
1.2 Анализ соответствия содержания образовательной области «Художественное творчество» вариативных программ Федеральным государственным требованиям 5
II Содержание работы педагога ДОУ по освоению детьми образовательной области «Художественное творчество» 8
2.1 Художественное творчество в условиях непосредственно образовательной деятельности: цели, формы работы 8
2.2 Интеграция образовательной области «Художественное творчество»
с другими областями содержания образования в практике
работы ДОУ 12
Заключение 16
Список литературы 17
Приложения 18
Введение
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной программы: предлагаются иное содержание, иные подходы, право, поведение, иной педагогический менталитет. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие воспитанника и воспитателя. Особая роль отводится творческому воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Главная задача, которую предстоит решать образованию в ближайшее время, - научить жить вместе, развивая знания о других, их истории, культуре, традициях, мышлении. Такое образование будет носить творческий характер и станет основой нового мышления.
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через художественное творчество ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Цель: Теоретическое обоснование средств дошкольного развивающего образования для решения задач образовательной области «Художественное творчество».
Задачи:
Изучить теоретические основы «Художественного творчества» в психолого-педагогических исследованиях.
На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность образовательной области «Художественное творчество» и ее направленность на обеспечение познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.
Проанализировать соответствия содержания образовательной области «Художественное творчество» вариативных программ Федеральным государственным требованиям.
Определить, научно обосновать цели, формы работы и интеграцию, рассматриваемую образовательную область с другими областями содержания образования.
«…ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Сухомлинский
I Теоретические основы по освоению детьми образовательной области «Художественное творчество» в условиях ДОУ
1.1 Теоретико-методологические основы художественного творчества дошкольников в психолого-педагогических исследованиях
Программы ДОУ, «определяющие содержание и организацию образовательного процесса», направлены на «развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка» дошкольного возраста, «формирование предпосылок учебной деятельности и обеспечивают социальную успешность» будущего школьника, как подчеркивается в федеральных государственных требованиях. Особое внимание сегодня уделяется организации процесса обучения, отвечающего на вопрос «как учить?», что предполагает использование новых методов, приемов, средств и, конечно, технологий обучения.
Процесс обучения во многом предопределяет результативность педагогической деятельности воспитателя.
Следующие авторы достаточно подробно рассматривали художественное творчество в целостном педагогическом процессе при работе с детьми дошкольного возраста: Т.С. Комарова, О.А. Белобрыкина, А.А. Мелик, З.Н. Забрамная, Т.Г.Казакова, Н.П. Сакулина.
В частности, Т.С. Комарова, считает что «при взаимосвязи обучения и творчества, ребенок имеет возможность самостоятельно освоить различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны. При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, называния способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе».
Н.П. Сакулина отмечала, что способности к изображению и художественному выражению развиваются у дошкольников в процессе обучения рисованию. О.А. Белобрыкина указывает в своих работах на то, что «развивая у детей способности к художественному творчеству, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике».
Использование разнообразных форм, методов, способов работы с детьми в такой образовательной области как «Художественное творчество», развивает творческий потенциал детей. Разнообразие изобразительных материалов позволяет педагогу ставить перед детьми новые задачи, и стимулирует творческую активность. Художественное творчество развивает у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Способствует тому, что у детей повышается интерес к самостоятельной творческой деятельности. Они более творчески всматриваются в окружающий мир, приобретают опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, реализуя свои замыслы, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
1.2 Анализ соответствия содержания образовательной области «Художественное творчество» вариативных программ Федеральным государственным требованиям
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Художественное творчество» выделены основные 3 задачи: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация и художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
Для начала следует обратить внимание на несоответствие названий образовательных областей в вариативных программах и в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
По нашему мнению, не совпадение терминологии следует рассматривать как разность акцентов в содержании художественного образования детей дошкольного возраста, которое представлено в вариативных программах.
В программе «Радуга» - раздел назван «Изобразительная деятельность»,
В программе «Детство» - «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей»,
В «Программе под ред. М.А. Васильевой» раздел назван «Художественно-эстетическое воспитание»,
В «Примерной программе под ред. Л. Парамоновой» - «Эстетическое развитие».
Название образовательной области «Художественное творчество» в программе «Успех» полностью совпадает с названием образовательной области в ФГТ.
Традиционно, согласно теории и методики развития детского изобразительного творчества во многих программах в области художественного развития дошкольников выделялся раздел «Конструирование». В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования конструирование как вид детской деятельности отнесен к образовательной области «Познание».
На наш взгляд, достаточно подробно раскрывается содержание образовательной области «Художественное творчество» в таких программах, как «Радуга», «Детство», в «Программе воспитания и обучения дошкольников под редакцией М.А. Васильевой». Данные программы четко конкретизируют знания, умения и навыки, которыми должны овладеть дети. Частично отражено содержание образования в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста под редакцией Л. Парамоновой». Менее подробно содержание задач, несмотря на их полное соответствие в формулировке ФГТ, прослеживается в примерной программе «Успех».
В программе «Радуга» достаточно детально прописаны цели обучения детей таким видам продуктивной деятельности как рисование и лепка, предлагаются методические рекомендации к проведению занятий для дошкольников. Аппликация и художественный труд как виды продуктивной деятельности носят прикладной характер, раскрыты менее подробно.
В разделе «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» программы «Детство» выделены подразделы: «Рисование», «Аппликация», «Лепка». Поквартально представлено содержание образования по обучению детей разным видам продуктивной деятельности. В подраздел «Конструирование» вошли виды работ, которые в других программах рассматриваются как художественный труд: работа с бумагой, тканью, природным материалом. Программа «Детство» наполнена глубоким содержанием, направленным на развитие представлений, навыков, умений и отношений у детей в процессе приобщения дошкольников к изобразительному искусству: живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладному искусству, декоративно-оформительскому искусству. В программе указаны рекомендуемые произведения изобразительного искусства.
В «Программе воспитания и обучения дошкольников» под редакцией. М.А. Васильевой конструктивно прописаны все задачи обучения и воспитания дошкольников в процессе ознакомления с изобразительным искусством, а также в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации и ручном труде). Однако следует отметить, что программа больше ориентирует педагогов ДОУ на формирование изобразительных и технических умений детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности, не достаточное внимание обращается на развитие творческих способностей дошкольников.
В Примерной образовательной программе под редакцией. Л.А. Парамоновой охвачены возрастные ступени от младенческого до старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Эстетическое развитие» содержит подразделы «Изобразительное искусство», куда включаются задачи как по развитию продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), так и по приобщению к изобразительному искусству. В младшем дошкольном возрасте предлагается обучение детей предметному, сюжетному и декоративному изображению, выделяются задачи по технике работы разными изобразительными материалами. В старшем дошкольном возрасте предусмотрено обучение детей дизайнерской деятельности, что способствует развитию детского изобразительного творчества. Развитие творчества предполагается также при создании работ по замыслу, в экспериментировании с изобразительными материалами и средствами выразительности. В программе выделяется подраздел «Художественный музей», что также соответствует задачам в ФГТ. Однако следует заметить, что содержание образования внутри образовательных областей данной программы не разделяется на подразделы: задачи обучения и воспитания собраны по всем видам продуктивной деятельности в комплексе, отсутствуют методические рекомендации, что требует проявления самостоятельности от педагогов ДОУ при распределении образовательного материала в течение учебного года.
В программе «Успех» содержание задач выделено не достаточно подробно, хотя сформулированы они в соответствии с задачами образовательной области «Художественное творчество» в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Примерная программа «Успех» нацеливает педагогов на самостоятельное распределение программного материала в течение учебного года. В отличие от других программ, в программе «Успех» предусмотрены виды интеграции образовательной области «Художественное творчество» с другими областями программы по разным основаниям (с образовательными областями «Коммуникация», «Познание» и др.)
Особенностью программы «Успех» является организация праздников, посвященных различным сторонам жизни человека, таких как «Международный день красоты», «Международный день мультфильмов» и др. К праздникам организуются выставки работ, проведение викторин, виды продуктивной деятельности (создание макетов, коллажей и др.).
Подводя итог выше сказанному, можем отметить, что в вариативных программах «Детство», в «Программе воспитания и обучения дошкольников под редакцией М.А. Васильевой», «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста под редакцией Л. Парамоновой» содержание образования раскрыто в достаточной степени подробно. Программы «Радуга», «Детство», «Программа воспитания и обучения дошкольников под редакцией М.А. Васильевой», оснащены многими методическими рекомендациями и дидактическими материалами для обеспечения образовательной области «Художественное творчество».
В программах «Радуга» и «Успех» содержание образовательной области отражено не достаточно полно и потребуются дополнения из других парциальных программ.
Таким образом, говоря об образовательной области «Художественное творчество», можно отметить следующее: содержание программ «Детство» и «Программы воспитания и обучения дошкольников под редакцией М.А. Васильевой», могут в полной мере помочь педагогам раскрыть задачи, заложенные в рамках образовательной области «Художественное творчество» в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
II Содержание работы педагога ДОУ по освоению детьми образовательной области «Художественное творчество»
2.1 Художественное творчество в условиях непосредственно образовательной деятельности: цели, формы работы.
Нормативные правовые документы федерального уровня последних лет, Закон РФ «Об образовании», Типовое положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 666), приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года N655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», приказ Министерства образования и науки РФ N 373 от 06.12.2009 г. «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования» внесли значительные коррективы в определение правового поля содержания системы дошкольного образования, необходимость пересмотра организационных и содержательных аспектов дошкольного образования, поставили задачу разработки новых основных общеобразовательных программ дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
Федеральные государственные требования (ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГТ определяют новое представление о содержании и организации дошкольного образования, а именно:
Совокупность образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
Формирование общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, которая учитывает вид дошкольного образовательного учреждения и приоритетные направления его деятельности.
Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей:
1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим.
2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.
3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое до конца.
Таким образом, соблюдения ФГТ позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования, обеспечить преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование и труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
Формами непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественное творчество» будут являться:
Режимные моменты:
1. Гигиенические «мини-занятия»;
2. Культура сервировки;
3. Интегрированная детская деятельность;
4. Игра;
5. Игровые упражнения;
6. Проблемные ситуации.
Совместная деятельность с педагогом:
Занимательные показы;
Наблюдения по ситуации;
Свободная художественная деятельность с участием взрослого;
Индивидуальная работа с детьми;
Рисование;
Аппликация;
Лепка;
Конструирование из бумаги;
Сюжетно-игровая ситуация;
Художественный досуг;
Выставка детских работ;
Конкурсы;
Рукоделие;
Экспериментирование с материалом.
Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная художественная деятельность;
Игра;
Проблемная ситуация.
Совместная деятельность с семьей
Конкурсы работ родителей и воспитанников;
Выставки детских работ;
Художественный досуг;
Дизайн помещений, участков;
Оформление групповых помещений, музыкального и физкультурного зала к праздникам;
Брифинги;
Консультативные встречи;
Средствами обучения будут:
Учебно-методическая литература (перечень и контрольные экземпляры)
Учебно-наглядные пособия
Раздаточные дидактические материалы
Аудиовизуальные технические средства
Таким образом, ФГТ способствуют стандартизации содержания дошкольного образования. Они достаточно четко разъясняют, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать, чтобы дать каждому ребенку адекватный его возрасту уровень развития.
- Стандартизация позволяет дошкольному образованию стать частью общей системы образования, получив особый уникальный статус внутри данной системы;
- Требования к содержанию дошкольного образования учитывают особенности современного состояния дошкольного детства в России; актуальные проблемы системы дошкольного образования (упор на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет гендера при организации педагогического процесса в детском саду, ориентацию на универсальность и интеграцию содержания дошкольного образования) вносят в содержание программ необходимые изменения;
- Документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, для учителей начальной школы (следует подчеркнуть, что до принятия настоящего документа они сильно расходились).
2.2 Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими областями содержания образования в практике работы ДОУ
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) определяют подходы и принципы построения образовательного процесса и программы, которая должна строиться с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Главная цель введения ФГТ стандартизировать содержание дошкольного образования и обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста оптимальный уровень развития, который позволит ребенку быть успешным при обучении в школе.
В.С. Безрукова рассматривала педагогическую интеграцию в виде:
– принципа – ведущей идеи, отражающей особенности современного этапа развития и гарантирующей в случае её реализации достижение более высоких позитивных результатов педагогической деятельности;
– процесса – непосредственного установления связей между объектами и создания новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом;
– результата – формы, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом.
Таким образом, интеграция – это системное образование, объединяющее интегративное целое, а именно:
как синтез процессуальных и результирующих составляющих;
как процесс;
как результат, отражающий момент фиксации определённого интегрального «продукта».
Интеграцию можно определить как становление целостности, связанной с обменом идеями, понятиями, методами, взаимопроникновением структурных элементов различных областей знаний, что приводит к их уплотнению и концентрации, расширению эвристических и познавательных способностей. Чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции, важно учитывать, что, помимо наличия общих оснований, они должны:
расширять и обогащать имеющиеся представления дошкольников;
быть нужными при последующем обучении в школе;
быть доступными и опираться на личный опыт, связываться с повседневной жизнью.
Кроме того, знания должны вовлекать детей в решение проблемно поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта; активизировать познавательные интересы, стремление к усвоению новой информации; стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации); повышать уровни самоконтроля, самоорганизации и самооценки.
Содержание интегрируемых образовательных областей распределено по четырем основным направлениям: «Физическое развитие» (образовательные области «Здоровье», «Физическая культура»); «Социально-личностное развитие» (образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность»); «Познавательно-речевое развитие» (образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»); «Художественно-эстетическое развитие» (образовательные области «Художественное творчество», «Музыка»).
Основные направления развития детей и образовательные области
Познавательно-речевое развитие | Социально-личностное развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие |
Кругозор | Чтение художественной литературы | Познание | Коммуникация | Социализация | Труд | Безопасность | Физическая культура | Здоровье | Музыка | Художественное творчество |
Также с большой долей уверенности можно утверждать, что все образовательные области интегрируются по задачам и содержанию психолого-педагогической работы.
Примерные виды интеграции образовательной области «Художественное творчество»:
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
«Коммуникация» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности |
«Труд» | Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности |
«Познание» | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества |
«Безопасность» | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности |
«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Чтение художественной литературы», «Музыка» | Использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество» |
Таким образом, эффективность непосредственно образовательной деятельности в дошкольном учреждении в огромной степени будет зависеть от умения педагога целенаправленно использовать интегрированный подход при организации образовательного процесса.
Заключение
Наиболее эффективной непосредственно образовательная деятельность будет в случае, когда педагог целенаправленно использует интегрированный подход при организации образовательного процесса. В перспективном планировании по каждому направлению психолого-педагогической работы должен соблюдаться принцип интеграции, согласно которому задачи одной образовательной области осуществляются не только в процессе специфических игр, упражнений, заданий, но и при организации всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту, интуиции, опираясь на возможности детей. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на табличную форму плана, могут планировать по своему усмотрению.
Исходя из условий и потребностей ДОУ и окружающего социума, считаем главной целью деятельности сохранение и развитие психического и физического здоровья ребенка, развитие творческого потенциала личности дошкольников, воспитание личности, активно осваивающей окружающий мир и обладающей ключевыми компетентностями, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, творчества.
Модель образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности. Основные направления развития - физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.
Совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, имеют свои цели и задачи.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, через решение следующих задач:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование и труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
Литература
1. Выготский Л.С. Детская психология [Текст]: учебник / Собр.соч. в 6 т. – М.: Просвещение, 1994. – Т 4. – 426 с.
Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г., журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 2010г. (библиотека МУ ГМЦ)
ФГТ: Найти 10 отличий. //Обруч. - 2010г - № 6. (библиотека МУ ГМЦ).
О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 5. (библиотека МУ ГМЦ).
О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 5. (библиотека МУ ГМЦ).
Образовательные области ООП ДО и их интеграция // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. (библиотека МУ ГМЦ).
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению ООП ДО // Дошкольное воспитании. – 2010. - № 8. (библиотека МУ ГМЦ).
Ведение педагогических наблюдений // Детский сад. Управление. - 2010. - № 6 (229). (библиотека МУ ГМЦ).
Образовательная программа ДОУ с учетом ФГТ // Справочник старшего воспитателя ДУ. – 2010. - № 9. (библиотека МУ ГМЦ).
Понятие ООП в современном дошкольном образовании // Управление ДОУ. – 2010. - № 5. (библиотека МУ ГМЦ).
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009 г. № 655. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m655.html
Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения // Обруч. – 2010. - № 5. (библиотека МУ ГМЦ).
Приложения
Формы образовательной деятельности |
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей |
Индивидуальные Подгрупповые групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
Занятия (рисование, аппликация, худож. конструирование, лепка) Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр Экспериментирование Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) Тематические досуги Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи Проектная деятельность Создание коллекций | Наблюдение Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Конструирование из песка Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.) Создание коллекций | Украшение личных предметов Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства Самостоятельная изобразительная деятельность |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия по развитию речи и математике во второй младшей группе
Программное содержание:
Закрепить представление детей о весенних приметах
Развивать логическое мышление, умение сравнивать
Учить понимать смысл загадок
Закрепить знания о цвете, форме, величине, ориентировке
Совершенствовать умение решатьпознавательные задачи
Закрепить знания о цвете, форме ,величине, ориентировке
Учить узнавать круг ,квадрат ,треугольник
8.Воспитывать культуру поведения ,культуру общения
Ход занятия: Дети входят под музыку: Ребята , посмотрите вокруг
Какие всюду деревья (берёзы ёлки) А вам нравится лес? Какой он? (красивый, зелёный) Как пахнет лесом. Давайте подышим чистым, прохладным воздухом. Сделаем глубокий вдох, как я и выдохнули (2р) Ребята послушайте ( слышны чьи - то голоса)
Дети - это птицы.
Воспитатель: А каких птиц вы знаете ? ( грачи, соловьи . ласточки .скворцы, синицы воробьи ,голуби)
Воспитатель: Какое у нас время года? (весна)
Воспитатель: А как вы узнали .что сейчас весна. А мне кажется зима, холодно
Дети: Нет, весна
(Ярко светит солнце, снег тает, на деревьях распускаются листочки, прилетают птички становится тепло, текут ручки, появляются первые цветы - подснежники, кандыки, мать и мачеха, медуница
К нам прилетают из тёплых краёв скворцы, грачи, соловьи, ласточки. Птиц нельзя обижать, потому что они маленькие, а ещё они приносят большую пользу лесу. Птицы громко поют ,воробьи купаются в лужах . Люди заменяют зимнюю одежду на более лёгкую. Может, кто нибудь знает стихотворение об этом времени года
Настя Г. Появляется подснежник
Маленький цветочек нежный
Самым первым расцветает
Только снег кругом растает
Илья Б К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают
Под неё ногами
Чёрные проталины
На полях видны
Видно очень тёплые
Ноги у весны
Вика Ф. Здравствуй, нежная листва
Здравствуй, первая трава
Здравствуй, реченька- река
Тёплый дождик , облака
Дети, а вы любите отгадывать загадки? (Да)
Зимой и летом
Одним цветом (ёлка)
Ребята ,давайте посмотрим какие в нашем лесу ёлочки по высоте? Данил покажи нам, пожалуйста, какие ёлочки бывают по высоте? (высокие, низкие)
Поиграем в игру. Я скажу «1,2,3 к высокой ёлочке беги и вы побежите к высокой ёлочке беги и вы побежите к высокой ёлочке , а если я скажу 1,2,3 к низкой ёлочке беги , то вы побежите к низкой . Раза (3-4)
Воспитатель: Ой, дети, мне кажется, кто – то за берёзку спрятался. Давайте посмотрим
Воспитатель: Да это лисичка.Здравствуй лисичка!
Я лисичка, лиса
К деткам в гости пришла
Кто со мной живёт в лесу?
Отгадайте вас прошу
Длинное ухо
Комочек пуха
Прыгает ловко
Любит морковку(зайчик)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придёт весна
Просыпается от сна (медведь)
Кто зимой холодной
Бродит в лесу Злой ,голодный (волк)
Ребята кого мы встретили в лесу. Какие эти все животные. Как можно одним словом назвать (дикие) Как вы уже ответили животные у нас живут в лесу, а где же мы с вами живём, назовите город , страну. Значит кто мы с вами россияне
В лесу появляется баба яга:
Я услышала, какой то шум, кто – то меня потревожил в моём лесу. Да и детками пахнет. А вот пришли в мой лес незваные гости малышки-шалунишки. Вот я сейчас возьму и заколдую лес , а вас превращу в зайчиков и медведей И вы отсюда не выберетесь(Баба Яга бегает около детей ) Приседают на корточки . Дети закрывают глаза ,им надевают шапочки медведей и зайчиков . Баба Яга заколдовывает и убегает : Дети открывают глаза
Воспитатель: Баба Яга и вправду отправила нас в заколдованный лес, вас превратила в зайчиков и медведей. Как же нам выбраться из леса. Давайте подумаем ( говорят дети) Нет надо просить о помощи . кто же охраняет лес?( лесовичок)
Дети: Лесовичок ,помоги нам пожалуйста»
Лесовичок: здравствуйте ребята! Я всё слышал и буду рад вам помочь, но и вы мне помогите. Этот лес волшебный и тропинка ведущая из него состоит из заданий .Если вы выполните эти задания правильно .то выйдите из леса
Воспитатель: Ну что постараемся
Дети: Да
Лесовичок: дети смотрите две тропинки Одна какого цвета ? (коричневая ) Другая ( зелёная ) А вам нужно пройти по какой тропинке ? ( по короткой) А почему ( быстрее) Как узнать какая тропинка длинная а какая короткая, я не знаю ! Помогите! (путём наложением, дети отвечают
Воспитатель: Вот и пойдём по короткой дорожке. Все встали друг за другом ,за мной и сделаем
Физ.- минутку
Ручки вверх помашем ими
Ручки в стороны ,вот так .
Ручки вниз мы опускаем
Кулачки мы крепко сжимаем
И делаем вот так ( к плечам)
Воспитатель: Дети смотрите перед нами речка . Как же нам перейти ? Какая речка по ширине ( широкая) А может, перешагнём? ( попробуй Данил , нет нельзя ) В речку наступишь. А может, перепрыгнем? Попробуй Саша нет не сможем. Что нужно сделать? ( мост построить)
Дети все вместе строят мост и переходят его. Вот за речкой где-то лежат конверты , в них и задания . Давайте поищем . Молодцы нашли конверты. А теперь сядем на стульчики Я беру первый конверт. Какого он цвета ( красный)
Воспитатель: Что же в нём лежит? Задания « Геометрические фигуры. Показываю. Дети отвечают круг, квадрат, треугольник, конус , цилиндр. Чем отличаются?
Воспитатель: И последний конверт. Какого цвета?
Дети: синий
Воспитатель: Нужно узнать, сколько мишек и сколько зайчиков
Мишка - счёт зайчиков, (зайчик – счёт мишек) Уточнить : мишек и зайчиков по 5. А теперь встали в пару мишка с зайчиком. А теперь как мы можем по-другому сказать , сколько мишек , сколько зайчиков ( поровну ,одинаково)
Лесовичок: Ой дети молодцы , все задания выполнили правильно. Сейчас мы все присядем, закроем глаза, а я скажу волшебные слова и мы расколдуемся (Абра - кадабре, Сим – салябим). Убрать декорации, снять шапочки )
Воспитатель: Вот мы и расколдавались снова стали мальчиками и девочками . Дети посмотрите вдаль , я вижу огонёк . Это выход из леса . Пойдёмте на огонёк.
Баба-яга: Дети я следила за вами и очень рада , что вы справились со всеми заданиями . Меня очень обрадовало, Так , что я обещаю вам исправиться и быть хорошей и доброй.
Дети: Приходи к нам баба-яга ещё в гости
Баба- яга Спасибо ,ребята ,приду. Ой , что же я старая забыла деток угостить . Помогите мне найти кулёк с конфетами . Он может в метле (нет) Да ,где же он? ( привязан. к юбки) Угощает детей Баба-яга . Вот теперь и досвидания . Дети : досвидания Баба -яга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая разработка по теме "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"
Творческая разработка по изучению образовательной области "Безопасность" с учетом федеральных государственных требований....
Приложение практического материала к творческой разработке "Оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения"
Представленный материал является приложением к творческой разработке "Оздоровительная работа с детьми старшего дошколного возраста с нарушениями зрения"...
Творческая разработка "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"
Материал предназначен для воспитателей....
Творческая разработка "Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей-дошкольников"
Содержание Введение …………………………………………………………………………..31. Значение предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности старших дошкольников…………………………………….……...
Творческая разработка
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области " Художественное творчество " : цель, формы раб...
Творческая разработка
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области " Художественное творчество " : цель, формы раб...
Занятие творческого объединения «Кукольный театр» Тема «Образ кошки в играх, этюдах, сказках» Номинация «Методические и творческие разработки»
Данная методическая разработка представляет собой конспект игрового занятия по театрализованной деятельности (кукольный театр).Игровым занятием оно названо потому что, на первый план выступает именно ...