Обучение здоровому образу жизни
методическая разработка по теме
Существует весьма распространенное мнение, что задача Детского сада и школы – дать знания, развивать умения и организовывать деятельность, основанную на том, что знает и умеет ребенок. Однако никто не может отрицать, что обучение детей здоровому образу жизни оказывает существенное влияние на их дальнейшую жизнь.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Следовательно, здоровьесберегающие технологии – способы и средства сохранения состояния полного физического, психического и социального благополучия.
Целью здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым – содействие становления культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_zdorovomu_obrazu_zhizni.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение здоровому образу жизни
Существует весьма распространенное мнение, что задача Детского сада и школы – дать знания, развивать умения и организовывать деятельность, основанную на том, что знает и умеет ребенок. Однако никто не может отрицать, что обучение детей здоровому образу жизни оказывает существенное влияние на их дальнейшую жизнь.
Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота» «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.
Каждый человек хочет быть здоровым. Но что такое здоровье? Как можно его измерить? И является ли состояние, «когда ничего не болит», здоровьем? Чаще всего мы начинаем задумываться над состоянием своего здоровья тогда, когда чувствуем какое-то недомогание, то есть тогда, когда наш организм перестает идеально выполнять свои функции. До этого момента большинство людей не обращают внимание на этот бесценный дар.
Очевидно, что улучшение нормального физического состояния детей должно идти параллельно с их обучением и воспитанием, через привитие соответствующей культуры здоровья и здорового образа жизни, создание мотивационного поведения направленного на «конструирование» собственного физического и духовного благополучия. Важным показателем является сформированности у них умения «комфортно» себя чувствовать и в условиях процесса получения знаний, и в социально-бытовых условиях: быть физически, социально и психологически защищенными при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Наиболее разрушительны для организма психологические и эмоциональные стрессы, возникающие из-за перегрузок и обид. Одна из основных задач педагога - сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом уже в дошкольном возрасте.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это начинать?
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. В настоящее время понятие здоровье включает в себя нравственное и духовное благополучие.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Следовательно, здоровьесберегающие технологии – способы и средства сохранения состояния полного физического, психического и социального благополучия.
Целью здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым – содействие становления культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья.
Поэтому важно:
1. Сформировать у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
2. Научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.
3. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Существуют основные приемы здоровьесбережения:
1. Создание эмоционального тона общения. Хорошее настроение само по себе создает успешную мотивацию.
2. Внимание: на что направлено Ваше внимание, то Вы и создаете. И Вы создаете то, на что направили внимание кого-либо другого.
3. Удачно прожитый день, проведенное мероприятие с точки зрения здоровьесбережения: отсутствие усталости, положительный эмоциональный настрой, удовлетворение от сделанной работы, желание продолжать работу.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Занятиям физкультурой, прогулкам, правильному рациональному питанию, соблюдению правил личной гигиены, созданию условий для полноценного сна, закаливанию, психологической закалки.
- Занятия физкультурой, прогулки:
На участке ДОУ желательно оборудовать зоны подвижных и спортивных игр, беговыми дорожками, «полосами препятствий»
- Правильное рациональное питание:
Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.
- Соблюдение правил личной гигиены:
Правила личной гигиены – это не что иное, как своеобразный свод требований, соблюдение которых способствует как раз и обеспечивает здоровый образ жизни, отсутствие проблем со здоровьем.
- Создание условий для полноценного сна:
Сон очень важен для нормального роста ребенка и развития его мозга, а регулярный недосып может привести к серьезным болезням.
- Закаливание:
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Использование естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – переохлаждению и перегреву.
Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека.
- Психическая закалка:
Стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез.
Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказании. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды, бережное отношение к окружающей среде, к природе.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:
- формировать представление о том, что быть здоровым – хорошо, а болеет – плохо; о некоторых признаках здоровья;
- воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться, не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
- помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
- развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
- вырабатывать навыки правильной осанки;
- обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
- развивать художественный интерес
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Здоровьесберегающая технология обучения здоровому образу жизни»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии озд...
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Концепция ФГТ предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учрежде...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...
«Использование инновационных технологий сохранения и стимулирования здоровья детей 3-5 лет и обучение здоровому образу жизни»
Перспективное планирование использования инновационных технологий сохранения и стимулирования здоровья детей...
"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...
Здоровьезберегающие технологии "Технологии сохранения и стимулирования здоровья и обучение здоровому образу жизни"
Цель:Совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников посредством применения технологий сохранения и стимулирования здоровья....