Статья "Готовность ребенка к школе"
статья (подготовительная группа) по теме

Никитишина Наталья Анатольевна

В данной статье говорится о видах готовности дошкольника к школе и их функциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_rebenka_k_shkole.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

                                                                                  Никитишина Н.А.

С наступлением весны в семьях будущих первоклассников заманчивое слово «школа» все чаще появляется в высказываниях родителей. Для них это время особых хлопот: одни обеспокоенные родители бегают от одной школы к другой в надежде записать своего ребенка к лучшему педагогу; те, кто успел записать детей в школу, начинают их водить на подготовительные курсы; другие же, отличаясь особым рвением, ищут дорогостоящих репетиторов для подготовки ребенка-шестилетки к школе, которые занимаются с ним с утра  до вечера, так что ему бедному даже и поиграть некогда. И вот школьный психолог на приеме вдруг их огорошивает: «Ваш ребенок – замечательный мальчик. Но вот к школе пока не готов. Не лучше ли ему еще годик походить в детский сад?» Родители в недоумении, теряются в догадках: «Как так не готов?! Он у меня и читает, и считает, примеры и даже задачи решает! И не готов?!»

Действительно, что же означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей? Готовность – это определенный уровень психического развития человека. Существует непреложная логика человеческого развития: человек не может в своем развитии перейти на новый этап, если он не пережил и не прожил полноценно предыдущий этап. Соответственно, каждая новая ступень жизни ребенка требует от него определенной готовности: готовности играть; готовности играть без взрослых, т.е. самостоятельно; готовности играть с друзьями – включаться в ролевую игру и т.д. У большинства детей психологическая готовность к школе формируется к семи годам.

Чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые функции: интеллектуальная, эмоциональная и социальная готовность. И это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.

Что же представляет собой интеллектуальная готовность? Большинство родителей считает, что именно она является главной составляющей готовности ребенка к школе. А ее основой считают родители, является обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, и их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений, хотя, конечно, определенные навыки (счета, чтения и т.п.) у него должны быть. Главное, это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку считать, решать задачи и читать «про себя», т.е. во внутреннем плане. К интеллектуальной готовности относятся: наличие у ребенка широкого кругозора и запаса знаний, сформированные начальные умения учебной деятельности, аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу), логическое запоминание, развитие мелкой моторики рук, умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности, при этом ребенок не пытается установить «свои правила» игры (например, если задачу не решил: «Она как бы решилась, «понарошку»), развитие фонематического слуха.

Эмоциональная готовность включает в себя наличие интереса к школе, положительное отношение к ней, развитие желания ходить в школу, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Вместе с тем ребенок теряет «детскость», непосредственность. Он уже может управлять своим поведением, способен к организованности, умеет планировать свои действия и контролировать себя. Дети понимают и принимают учителя, усваивают нормы и правила поведения в школе. Ребенок слушает и вникает в содержание того, о чем говорит взрослый. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.  Все больше развиваются познавательные интересы и любознательность.

Социальная готовность благоприятствует возникновению дружеских отношений со сверстниками, развитию коммуникативных и организаторских способностей.

И все же важным критерием готовности ребенка к школе является желание учиться в ней, т.е. мотивационная готовность. Причины здесь могут быть самые разные, это и стремление поскорей стать большим и сравняться в правах с другими членами семьи, интерес ко всему новому, желание приобрести новых друзей, новые знания. Вне зависимости от всех этих причин именно мотивационная готовность – важный компонент готовности к обучению в школе. Значит необходимо формировать и поддерживать в ребенке это стремление. Поэтому неуместными являются скептические замечания взрослых в адрес школы или стремление запугать ею будущих первоклассников. В дальнейшем это негативно отразится на адаптации ребенка к школе и проявится в виде страха, отрицательного отношения к учителю, учебе, неправильной самооценке.

Необходимо, чтобы родители уделяли достаточно внимания своим детям, занимались с ними, помогали овладеть необходимыми умениями и навыками, чаще хвалили за успехи и не ругали за ошибки. И тогда школа станет местом, куда дети будут с радостью стремиться каждый день. Школа станет для них дверями в мир интересных событий, добрых друзей, захватывающих познаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

Консультация для родителей «Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе?»

Муниципальное образовательное учреждениеЛеснополянская начальная школа им. К. Д. УшинскогоЯрославского Муниципального района    Консультация для родителей «Во сколько лет отд...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...