Арт-педагогическая технология для детей раннего возраста.
презентация к уроку по теме
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_art-pedagogika.pptx | 1.34 МБ |
art-pedagogicheskaya_tehnologiya_raznocvetnyy_mir_dl_detey_rannego_vozrasta.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель:
Этапы реализации
Мониторинг Содержание Форма Периодичность Сроки Ответственный Эмоциональной устойчивости наблюдение 2 раза в год Сентябрь, ноябрь Воспитатель Развитие творческих способностей наблюдение 2 раза в год Октябрь, май Воспитатель, Развитие познавательной активности . наблюдение 2 раза в год Октябрь, май Воспитатель, Уровень коммуникативных качеств ребенка. наблюдение 2 раза в год Октябрь, май Воспитатель
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Арт-педагогическая технология «Разноцветный мир»
В последнее время ученые все чаще обращают свое внимание на проблему здоровья детей. В науке имеется более шестидесяти определений понятия «здоровье». Из имеющихся определений здоровья можно сделать вывод, что здоровье исследователи связывают с особенностями функционирования органов и систем организма человека, оно обусловлено особенностями его психических процессов, взаимосвязями с внешним миром как окружающей средой.
Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как: «Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Другой точки зрения на определение понятия «здоровье» придерживается В.Ф.Базарный: «Здоровье это категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Эта жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье — это категория педагогическая».
В настоящее время можно говорить о том, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья ребенка больше, чем врач. Он первым замечает отклонения и нарушения у дошкольника, может ежедневно вести профилактику охраны его здоровья.
Известные здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой знакомые большинству педагогов психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем, а так же постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Проведенный нами анализ научной литературы показал, что одной единственной уникальной технологии здоровьесбережения нет. В образовании выделяется несколько направлений здоровьесбережения: образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительной (приоритет отдается занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.
Но задачи формирования и укрепления здоровья детей могут быть решены педагогом только благодаря осуществлению комплексного подхода к их образованию. Как мы видим, каждое из обозначенных направлений решает свою задачу, поэтому существует потребность в поиске доступных, но эффективных средств целостного воздействия на человека.
Наиболее полно сущность здоровья, на наш взгляд, отражена в модели представленной Т.С. Казаковцевой и Т.Л. Косолаповой. Они выделяют следующие компоненты здоровья ребенка: интеллектуальный, духовно-нравственный, социальный, личностный, физический, психоэмоциональный.
Л.И. Глазунова доказывает целостное воздействие искусства на человека. Следовательно, искусство позволяет нам воздействовать на все компоненты здоровья, вызывает в них различные реакции (как положительные, так и отрицательные) и может быть средством их регулирования. Специфика искусства выражается в познании (отражении) мира посредством создания художественных образов в чувственно-эмоциональной сфере личности, влияя на центральную нервную систему (структуры мозга), психику, соматику.
В педагогической практике эти возможности искусства определяют направлением Арт-педагогика. Арт-педагогика по отношению к образованию - это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса художественного развития детей и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность.
Уникальность данной технологии состоит в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка. Для раннего возраста она особенно интересна тем, что способствует повышению адаптационных способностей ребенка, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе.
Сложность адаптационного периода заключается во взаимоотношениях «ребенок- взрослый», «ребенок- ребенок». И здесь важно было найти такие методы и приемы взаимодействия, которые максимально быстро позволили бы решить эту задачу. В этом помогли арт-педагогические методики. В программе использовались материалы авторских программ «Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании» С.А.Медведева, И.Ю. Левченко и др. М.: Издательский центр «Академия». 2001 г., «Арт-терапия для детей» С.Г. Рыбакова. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2007 г., «Куклотерапия» А.Ю. Татаринцева. СПБ.: Речь, 2006 г.,которые адаптированы к детям раннего возраста.
Основной идеей арт-педагогики является интеграция личности, развитие творческих способностей, адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром.
Цель технологии: создание психологического пространства для повышения у детей коммуникативных навыков и приобретение нового опыта социального взаимодействия и сотрудничества средствами арт-педагогики. В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
Задачи:
Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи ;
Способствовать развитию межличностного общения;
Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста;
Создание ситуации успеха;
Развитие эстетического восприятия художественных образов;
Принципы построения технологии:
1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
2. Систематичность и последовательность;
3. Личностно-ориентированный подход;
4. Интеграционный подход к содержанию и приемам организации
педагогического процесса, в соответствии индивидуальными возможностями развивающейся личности;
5. Создание атмосферы высокой терпимости и безопасности, необходимой для свободного выражения ребенком содержания своего внутреннего мира;
6. Оказывать эмоциональную поддержку, помочь в осознании содержания изобразительной продукции, и ее связи с особенностями его личности, проблемами и системой отношений.
Этапы реализации
Формы организации работы.
Совместная деятельность детей и взрослых.
Самостоятельная деятельность детей.
Игры-упражнения.
Создание игровых ситуаций.
Наблюдения.
Чтение, просмотр и обсуждение.
Инсценирование и драматизация.
Пение, слушание и обсуждение.
Рассматривание и обсуждение.
Мониторинг
Содержание | Форма (метод\методика) | Периодичность | Сроки | Ответственный |
Повышение эмоциональной устойчивости при адаптации; | наблюдение | 2 раза в год | Сентябрь, ноябрь | Воспитатель |
Развитие творческих способностей | наблюдение | 2 раза в год | Октябрь, май | Воспитатель, |
Развитие познавательной активности. | наблюдение | 2 раза в год | Октябрь, май | Воспитатель, |
Повышение уровня коммуникативных качеств ребенка. | наблюдение | 2 раза в год | Октябрь, май | Воспитатель |
Работая по программе , творческий коллектив опирался на понятия арт- педагогических занятий;
высокое доверие к внутренним ресурсам детей;
вовлечение детей в спонтанное ,интуитивное творческое самовыражение, основанное на методе активного воображения, который является важнейшим условием и инструментом позитивных психологических изменений;
развитие эмоциональной отзывчивости и эмоциональной сферы детей, на формирование умения понимать эмоциональное состояние и распознавать чувства других людей;
приобретение навыков творческого взаимодействия и коммуникации, эмоционально- положительной регуляции собственного поведения.
В ходе работы был установлен хороший эмоциональный контакт между детьми, между детьми и специалистами творческого коллектива, была создана атмосфера психологической безопасности, необходимая для свободы самовыражения.
Работа с использованием театральных кукол вызывала у ребят разнообразные эмоциональные реакции, помогала им в образной форме выражать свои чувства и мысли, а специалистам с помощью различных помогающих воздействий оказывать ребятам эмоциональную поддержку. Обсуждение с детьми их творческих работ в ситуации успеха, позволяло специалистам объединить литературные и визуальные образы, стимулировать ребят на создание новых, а по сути, закладывать алгоритм творческого мышления.
Представленная технология ориентирована на формирование у дошкольников художественной культуры как части, духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошедшего.
Как показала практика, систематическое, творческое самовыражение детей позволяет снимать нервно- психологические нагрузки, нарушение их эмоционального благополучия, то есть, может помочь в эмоционально- положительной регуляции собственного поведения.
Прослеживается положительная динамика в обогащении словарного запаса детей, что, несомненно способствует развитию коммуникативной культуры, как основы успешной социализации.
Реализация технологии «Разноцветный мир», позволяет сделать вывод о положительных эффектах работы, которые способствовали заметному улучшению эмоционального фона в детском коллективе, позитивному восприятию себя.
Арт- педагогические занятия лучше раскрывают внутренние ресурсы детей, выступают одной из форм познавательной деятельности, формирующей потребности в духовном и творческом развитии, новые интересы и ценности.
Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
Апробация технологий:
Реализация блока «Театр кукол»;
Реализация блока «Нетрадиционное изобразительное творчество»
Реализация блока «Веселые нотки».
Диагностика полученных результатов.
Анализ работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".
Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ" раскрывает условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста. Эта тема актуальна в теории и практике дошкольного об...
Педагогические условия развития детей раннего возраста
Характеризуя преддошкольный период, Н.М. Аксарина пишет: "Ребенок родится, не умея произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во время гуляния у ребенка совершенствуется...
Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста «Счастливый малыш»
Современный родители должны владеть знаниями об особенностях раннего возраста, его проблемах и открытиях. Но даже, при самых образованных родителях, ребенок растет в изол...
Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогический опыт "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...
Модель современных педагогических технологий развития детей раннего и дошкольного возраста.
Модель современных педагогических технологий развития детей раннего и дошкольного возраста....
Программа психолого-педагогического сопровождения для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в период адаптации к ДОУ
Разработанная нами программа нацелена на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогает предотвратить или снизить заболеваемость, создать положительный эмоциональный нас...
Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”
Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....