Арт-педагогическая технология для детей раннего возраста.
презентация к уроку по теме

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Разноцветный мир»

Слайд 3

Цель:

Слайд 5

Этапы реализации

Слайд 7

Мониторинг Содержание Форма Периодичность Сроки Ответственный Эмоциональной устойчивости наблюдение 2 раза в год Сентябрь, ноябрь Воспитатель Развитие творческих способностей наблюдение 2 раза в год Октябрь, май Воспитатель, Развитие познавательной активности . наблюдение 2 раза в год Октябрь, май Воспитатель, Уровень коммуникативных качеств ребенка. наблюдение 2 раза в год Октябрь, май Воспитатель

Слайд 21

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Арт-педагогическая технология «Разноцветный мир»

В последнее время ученые все чаще обращают свое внимание на проблему здоровья детей. В науке имеется более шестидесяти определений понятия «здоровье». Из имеющихся определений здоровья можно сделать вывод, что здоровье исследователи связывают с особенностями функционирования органов и систем организма человека, оно обусловлено особенностями его психических процессов, взаимосвязями с внешним миром как окружающей средой.

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как: «Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Другой точки зрения на определение понятия «здоровье» придерживается В.Ф.Базарный: «Здоровье это категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Эта жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье — это категория педагогическая».

В настоящее время можно говорить о том, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья ребенка больше, чем врач. Он первым замечает отклонения и нарушения у дошкольника, может ежедневно вести профилактику охраны его здоровья.

Известные здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой знакомые большинству педагогов психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем, а так же постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Проведенный нами анализ научной литературы показал, что одной единственной уникальной технологии здоровьесбережения нет. В образовании выделяется несколько направлений здоровьесбережения: образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительной (приоритет отдается занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.

Но задачи формирования и укрепления здоровья детей могут быть решены педагогом только благодаря осуществлению комплексного подхода к их образованию. Как мы видим, каждое из обозначенных направлений решает свою задачу, поэтому существует потребность в поиске доступных, но эффективных средств целостного воздействия на человека.

Наиболее полно сущность здоровья, на наш взгляд, отражена в модели представленной Т.С. Казаковцевой и Т.Л. Косолаповой. Они выделяют следующие компоненты здоровья ребенка: интеллектуальный, духовно-нравственный, социальный, личностный, физический, психоэмоциональный.

Л.И. Глазунова доказывает целостное воздействие искусства на человека. Следовательно, искусство позволяет нам воздействовать на все компоненты здоровья, вызывает в них различные реакции (как положительные, так и отрицательные) и может быть средством их регулирования. Специфика искусства выражается в познании (отражении) мира посредством создания художественных образов в чувственно-эмоциональной сфере личности, влияя на центральную нервную систему (структуры мозга), психику, соматику.

В педагогической практике эти возможности искусства определяют направлением  Арт-педагогика.  Арт-педагогика по отношению к образованию - это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса художественного развития детей и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность.

Уникальность данной технологии состоит в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка. Для раннего возраста она  особенно интересна тем, что  способствует повышению адаптационных способностей ребенка, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе.

 Сложность адаптационного периода заключается во взаимоотношениях «ребенок- взрослый», «ребенок- ребенок». И здесь важно было найти такие методы и приемы взаимодействия, которые максимально быстро позволили бы решить эту задачу. В этом помогли арт-педагогические методики. В программе использовались материалы авторских программ «Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании» С.А.Медведева, И.Ю. Левченко и др. М.: Издательский центр «Академия». 2001 г., «Арт-терапия для детей» С.Г. Рыбакова. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2007 г., «Куклотерапия» А.Ю. Татаринцева. СПБ.: Речь, 2006 г.,которые адаптированы к детям раннего возраста. 

Основной идеей арт-педагогики является интеграция личности, развитие творческих способностей, адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром.

Цель технологии: создание психологического пространства для повышения у детей коммуникативных навыков и приобретение нового опыта социального взаимодействия и сотрудничества средствами арт-педагогики. В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

Задачи:

Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи ;

Способствовать развитию межличностного общения;

Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста;

Создание ситуации успеха;

Развитие эстетического восприятия художественных образов;

Принципы построения технологии:

 1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;

2. Систематичность и последовательность;

3. Личностно-ориентированный подход;

4. Интеграционный подход к содержанию и приемам организации

педагогического процесса, в соответствии индивидуальными возможностями развивающейся личности;

5.  Создание атмосферы высокой терпимости и безопасности, необходимой для свободного выражения ребенком содержания своего внутреннего мира;

6. Оказывать эмоциональную поддержку, помочь в осознании содержания изобразительной продукции, и ее связи с особенностями его личности, проблемами и системой отношений.

Этапы реализации

Формы организации работы.

Совместная деятельность детей и взрослых.

Самостоятельная деятельность детей.

Игры-упражнения.

Создание игровых ситуаций.

Наблюдения.

Чтение, просмотр и обсуждение.

Инсценирование и драматизация.

Пение, слушание и обсуждение.

Рассматривание и обсуждение.

Мониторинг

Содержание

Форма

(метод\методика)

Периодичность

Сроки

Ответственный

Повышение эмоциональной устойчивости при адаптации;

наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, ноябрь

Воспитатель

Развитие творческих способностей

наблюдение

2 раза в год

Октябрь, май

Воспитатель,

Развитие познавательной активности.

наблюдение

2 раза в год

Октябрь, май

Воспитатель,

Повышение уровня коммуникативных качеств ребенка.

наблюдение

2 раза в год

Октябрь, май

Воспитатель

Работая по программе , творческий коллектив опирался на понятия арт- педагогических занятий;

высокое доверие к внутренним ресурсам детей;

вовлечение детей в спонтанное ,интуитивное творческое самовыражение, основанное на методе активного воображения, который является важнейшим условием и инструментом позитивных психологических изменений;

развитие эмоциональной отзывчивости и эмоциональной сферы детей, на формирование умения понимать эмоциональное состояние и распознавать чувства других людей;

приобретение навыков творческого взаимодействия и коммуникации, эмоционально- положительной регуляции собственного поведения.

       В ходе работы был установлен хороший эмоциональный контакт между детьми, между детьми и специалистами творческого коллектива, была создана атмосфера психологической безопасности, необходимая для свободы самовыражения.

Работа с использованием театральных кукол вызывала у ребят разнообразные эмоциональные реакции, помогала им в образной форме  выражать свои чувства и мысли, а специалистам с помощью различных помогающих воздействий оказывать ребятам эмоциональную поддержку. Обсуждение с детьми их творческих работ в ситуации успеха, позволяло специалистам объединить литературные  и визуальные образы, стимулировать ребят на создание новых, а по сути, закладывать алгоритм творческого мышления.

Представленная технология ориентирована на формирование у дошкольников  художественной культуры как части, духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошедшего.

     Как показала практика, систематическое, творческое самовыражение детей позволяет снимать нервно- психологические нагрузки, нарушение их эмоционального благополучия, то есть, может помочь в эмоционально- положительной регуляции собственного поведения.

Прослеживается положительная динамика в обогащении словарного запаса детей, что, несомненно способствует развитию коммуникативной культуры, как основы успешной социализации.

Реализация технологии «Разноцветный мир», позволяет сделать вывод о положительных эффектах работы, которые способствовали заметному улучшению эмоционального фона в детском коллективе, позитивному восприятию себя.

Арт- педагогические занятия лучше раскрывают внутренние ресурсы детей, выступают одной из форм познавательной деятельности, формирующей потребности в духовном и творческом развитии, новые интересы и ценности.

Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

Апробация технологий:

Реализация блока «Театр кукол»;

Реализация блока «Нетрадиционное изобразительное творчество»

Реализация блока «Веселые нотки».

Диагностика полученных результатов.

Анализ работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ" раскрывает условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста. Эта тема актуальна в теории и практике дошкольного об...

Педагогические условия развития детей раннего возраста

Характеризуя преддошкольный период, Н.М. Аксарина пишет: "Ребенок родится, не умея произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во время гуляния у ребенка совершенствуется...

Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста «Счастливый малыш»

Современный родители должны владеть знаниями об особенностях раннего возраста, его проблемах и открытиях. Но даже, при самых образованных родителях, ребенок растет в изол...

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогический опыт "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...

Модель современных педагогических технологий развития детей раннего и дошкольного возраста.

Модель современных педагогических технологий развития детей раннего и дошкольного возраста....

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в период адаптации к ДОУ

Разработанная нами программа нацелена на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогает предотвратить или снизить заболеваемость, создать положительный эмоциональный нас...

Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”

Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....