Мониторинг в средней группе
методическая разработка по теме
диагностические задания для определения уровня развития ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srednyaya_gruppa.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания к мониторингу для средней группы по программе «От рождения до школы»
ОО | Содержание |
1 - З Д О Р О В Ь Е | Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ: А) Дидактическая игра «Для чего нужны человеку части тела?». Задание: Воспитатель просит ребенка объяснить для чего нужны: - руки (помогают делать много разных дел…) - ноги (помогают двигаться) - рот (говорить, есть) - зубы (жуют) - язык (помогает жевать, пробует на вкус, говорить) - кожа (чувствует) - нос (дышит, улавливает запахи) - уши (слышат) - глаза (видят). Б) Дидактическое упражнение «Продолжи предложение». Задание: - «Я чищу зубы – значит, у меня они будут… (крепкими и здоровыми)». - «Если я промочу ноги, то… (я заболею)». - «Чтобы не болеть, нужно…(закаляться, делать зарядку, кушать овощи и фрукты, принимать витамины и др.)». Уровень соблюдения элементарных правил гигиены (в ходе наблюдений): - по мере необходимости моет руки с мылом - пользуется расческой, носовым платком - прикрывает рот при кашле - правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой - полоскает рот после еды Критерии оценки: 4 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого. 3 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого. 2 балла – задания ребенок выполняет только с помощью взрослого, при этом не может ответить на все поставленные вопросы. 1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого. |
2 - К О М М У Н И К А Ц И Я | Уровень сформированности словаря: А) Дидактическая игра «Опиши предмет». Материал: различные предметные картинки (на усмотрение педагога). Задание: - Воспитатель показывает ребенку по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы. Просит ответить на вопросы: - Что это? (шар) - Какой он? (красный, большой, воздушный) - Что с ним можно делать? (играть, катать по полу, подбрасывать, ловить и др.). Б) Дидактическая игра «Закончи предложение». Задание: - Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Закончи предложение». Я буду начинать предложение, а ты подумай и скажи, как его можно закончить. - Сахар сладкий, а перец - … (горький). - Дорога широкая, а тропинка - … (узкая). - Пластилин мягкий, а камень - … (твердый). - Мачеха злая, а Золушка - … (добрая). - Днем всегда светло, а ночью - … (темно). В) Задание «Расскажи о мальчиках». Материал: сюжетные картинки с изображением двух мальчиков – один чистый, аккуратный, веселый, второй – неряшливый, грустный. Задание: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением двух мальчиков. Затем организует беседу по вопросам: - Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение? - Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный). - Быть неряшливым хорошо? - А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрятным? - А какой мальчик тебе нравится? Почему? Г) Дидактическая игра «Скажи одним словом». Материал: предметные картинки – мебель, овощи, фрукты, животные (по 4-5 картинок каждого вида). Задание: Воспитатель предлагает разделить картинки по группам, назвать, кто или что изображено на них, и определить обобщающее понятие. Критерии оценки: 4 балла – ребенок активно употребляет слова, обозначающие разнообразные свойства и качества предметов, действия с ними, эмоциональные состояния (веселый, грустный, печальный, сердитый и др.), этические качества (добрый, злой, хитрый и др.), эстетические характеристики (нарядный, красивый); понимает и употребляет слова-антонимы, существительные с обобщающим значением. 3 балла – ребенок активно употребляет слова, обозначающие разнообразные свойства и качества предметов, действия с ними, эмоциональные состояния (веселый, грустный, печальный, сердитый и др.), этические качества (добрый, злой, хитрый и др.), эстетические характеристики (нарядный, красивый); понимает и употребляет слова-антонимы, существительные с обобщающим значением, но после небольшой словесной подсказки воспитателя. 2 балла – понимает и употребляет слова-антонимы, существительные с обобщающим значением; но допускает ошибки или затрудняется в определении разнообразных свойств, качеств и действий с предметами, эстетических характеристик. 1 балл – словарный запас бедный, затрудняется в подборе слов-антонимов и существительных с обобщающим значением. Уровень сформированности звуковой культуры речи: А) Дидактическое упражнение «Повтори правильно». Задание: воспитатель называет слова, а ребенок повторяет за ним (внимание обращается на отчетливость произнесения слов, звуков). - Каша, молоко, арбуз, картон, крокодил, закрыть, платье, река, лампа, самолет, шуба, щука, чулки, тапки, мороз, дуб, зуб, столб, банка, певец, врач. Б) Дидактическое упражнение «Скажи чистоговорку» (внимание обращается на произношение и интонационную выразительность). - Коси коса, пока роса. - Ши-ши-ши, ши-ши-ши, Роса долой, и мы домой. Что-то шепчут камыши. - Ра-ра-ра, ра-ра-ра, - Лы-лы-лы, лы-лы-лы, На дворе у нас гора. Забивали мы голы. Ру-ру-ру, ру-ру-ру Лу-лу-лу, лу-лу-лу, Собирайте детвору. Возле окон на полу. - Жа-жа-жа, жа-жа-жа, - За-за-за, за-за-за, Тут ежата у ежа. Здесь привязана коза. - Щи-щи-щи, щи-щи-щи, - Ча-ча-ча, ча-ча-ча, Ты иди, меня ищи! Не буду плакать у врача! В) Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове». Задание: Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук: ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка. При повторе просит назвать первый звук. Критерии оценки: 4 балла – осмысленно работает над собственным произношением, выделяет первый звук в слове. 3 балла - осмысленно произносит слова и фразы за воспитателем, но иногда требуется повтор, выделяет первый звук в слове. 2 балла – не все звуки произносит чисто, может выделить первый звук в слове. 1 балл – большое количество звуков произносит с искажением, затрудняется в выделении первого звука. ________________________________________________________________________________________________________ Уровень сформированности грамматической стороны речи: А) Дидактическое упражнение «Закончи предложение», Задание: Воспитатель предлагает ребенку придумать окончание предложения (обращать внимание на согласованность слов в предложении, правильность использования предлогов). - «Наступила ночь и …» - «Мы пошли с мамой в магазин и купили …» - «Мне нравится зима (лето, осень, весна), потому что…» Б) Дидактическая игра «Прятки». Материал: наборы игрушечных животных (медвежата, котята, лисята, зайчата) или предметные картинки с их изображением. Задание: Воспитатель расставляет игрушки (раскладывает картинки) и просит ребенка назвать группы животных. - Это лисята (медвежата и др.). Затем воспитатель просит запомнить все группы животных и предлагает ребенку закрыть глаза. Воспитатель убирает одну группу игрушек (картинок). После того как ребенок откроет глаза, воспитатель просит назвать, кого не стало (медвежат, лисят и др.). В) Дидактическое упражнение «Сервируем стол». Материал: чайный сервиз (для кукол). Задание: Воспитатель предлагает рассмотреть посуду и ответить на вопросы: - Как можно назвать все эти предметы? - Назовите известные предметы посуды. - Какие продукты нужны для того, чтобы угостить человека чаем? (чай, сахар, конфеты, сухарики…) - В какую посуду мы положим сахар? (сахарницу) - А сухарики? (сухарницу) Критерии оценки: 4 балла – ребенок образовывает новые слова по аналогии со знакомыми, понимает и правильно употребляет предлоги в речи, осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения; правильно образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. 3 балла – ребенок образовывает новые слова по аналогии со знакомыми, понимает и правильно употребляет предлоги в речи, осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения; правильно образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, но с небольшой словесной помощью воспитателя. 2 балла – ребенок затрудняется самостоятельно образовывать новые слова (сахар-сахарница и др.), осмысливает причинно-следственные отношения, преимущественно использует в речи простые или сложносочиненные предложения, исключая сложноподчиненные предложения; допускает ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. 1 балл - ребенок не справляется с заданиями. ________________________________________________________________________________________________________ Уровень развития связной речи: А) Дидактическая игра «К нам пришел почтальон». Материал: сюжетные картинки «Времена года». Задание: В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Воспитатель сообщает, что почтальон принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно рассказать о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Б) Дидактическая игра «Расскажи об игрушке». Материал: набор разных игрушек (машина, мяч, кукла, зайчик и др.). Задание: Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. Затем предлагается описать любую из игрушек по такому же плану. Критерии оценки: 4 балла – ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке. 3 балла – ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке, но с небольшой словесной помощью воспитателя. 2 балла – ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов; отмечаются единичные случаи нарушения последовательности в описании признаков. 1 балл – ребенок не может даже при помощи взрослого рассказать о содержании сюжетной картинки, не способен по образцу описать игрушку. |
3 - П О З Н А Н И Е | Раздел «Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение» Уровень знаний о предметах ближайшего окружения: А) Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (материал: 10-15 предметов, различных по назначению, признакам и форме – муляжи овощей, игрушки-инструменты, кубики строительного материала и т.п.). Задание: - Выбери любой предмет из мешочка. Назови, что это за предмет, для чего предназначен (где применяется). - Опиши его (какой предмет). Б) Дидактическая игра «Что из чего?» (материал: образцы 8 материалов – глина, бумага, ткань, металл, резина, пластмасса, стекло, фарфор и предметные картинки с изображением предметов, которые изготовлены из этих материалов). Задание: воспитатель предлагает ребенку назвать материал и соотнести картинки. - Какой это материал? - Что из него делают? (посмотри внимательно на картинки и вспомни). В) Дидактическое упражнение «Ты знаешь, что такое зоопарк?» (материал: картинка с изображением зоопарка). Вопросы: - Что это? - В нашем поселке есть зоопарк? - Хотел(а) бы ты увидеть зоопарк? - Что тебе интересно узнать о зоопарке? (Или: Что ты уже знаешь о нем?) Критерии оценки: 4 балла – ребенок называет предметы, знает их назначение, называет признаки, доступные для восприятия и обследования; проявляет интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть. 3 балла – ребенок называет предметы, знает их назначение, но затрудняется соотнести предмет и материал, из которого сделан этот предмет; проявляет интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть. 2 балла – ребенок называет предметы, знает их назначение, но не может назвать материал, из которого сделан этот предмет; проявляет недостаточный интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть. 1 балл – ребенок называет самые разные предметы, затрудняется рассказать об их назначении, не называет признаки, доступные для восприятия и обследования предметов, которые его окружают. __________________________________________________________________________________________________________________________ Уровень знаний ребенка о семье, семейном быте, традициях: Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра) или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т.п.). Задания: - Покажи на картинке детей (дай им имена). - Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама). - Кем работают твои родители? - Покажи родителей папы и мамы. Кто это для тебя? - Чем вы любите заниматься всей семьей? - Какой у тебя самый любимый праздник? Почему? Критерии оценки: 4 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях. 3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях, но с наводящими вопросами. 2 балл – ребенок правильно называет членов семьи на картинке, допускает ошибки в родственных связях (покажи родителей папы и мамы), речь ребенка бедна. 1 балл – ребенок называет по картинке членов семьи, но не называет их родственных связей, преимущественно ситуативная речь, жесты. __________________________________________________________________________________________________________________________ Уровень знаний ребенка о городе, деревне, родном поселке: Материал: сюжетные картинки с изображением города и деревни, фотографии с достопримечательностями родного поселка. Вопросы при рассматривании картинок: - Чем отличается город от деревни? - Как называется поселок, в котором мы живем? - Как называется улица, на которой ты живешь? - Рассмотри фотографии нашего поселка. Тебе известны эти места? - Есть ли у тебя в поселке или в деревне у бабушки любимое место, куда ты любишь ходить? Расскажи о нем. Критерии оценки: 4 балла – рассказывает о своем родном поселке, знает название своей улицы. Рассказывает о самых красивых местах родного поселка. 3 балла - рассказывает о своем родном поселке, знает название своей улицы. Рассказывает о самых красивых местах родного поселка, но со словесной помощью взрослого. 2 балла – ребенок знает название поселка, своей улицы. Осведомленность о достопримечательностях поселка незначительна. 1 балл – ребенок знает название поселка, но затрудняется назвать улицу, на которой живет, достопримечательности не знакомы ребенку. __________________________________________________________________________________________________________________________ Уровень знаний о профессиях: Материал: сюжетные картинки с изображением людей различных профессий (воспитатель, повар, врач, шофер, почтальон, продавец). Картинки с изображением профессиональных принадлежностей. Вопросы: - Назови, кто изображен на картинках. - Что делает врач? - Что нужно врачу для работы? - Каким должен быть врач? - А милиционер? - Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Критерии оценки: 4 балла – ребенок рассказывает о человеке труда, его личностных и трудовых качествах, трудовых действиях, безошибочно определяет название профессий. Рассказывает о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и пр.). 3 балла – ребенок рассказывает о человеке труда, его личностных и трудовых качествах, трудовых действиях, безошибочно определяет название профессий. Рассказывает о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и пр.), но со словесной помощью взрослого. 2 балла – ребенок правильно называет профессии и определяет профессиональные действия, но затрудняется рассказать о человеке труда, его личностных и деловых качествах, делает это только с помощью наводящих вопросов. 1 балл – правильно называет не все профессии. Большинство заданий вызывает у ребенка трудности. |
Раздел «Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой» Уровень знаний о растениях: А) Дидактическая игра «Собери урожай»: Материал: 2 корзинки разной формы или цвета, предметные картинки с изображением овощей (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и фруктов (яблоко, груша, слива, персик). Задание: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой – овощи. Б) Дидактическая игра «Что можно собрать в корзинку?» Материал: 2 корзинки разной формы или размера, предметные картинки с изображением ягод (малина, смородина, крыжовник) и грибов (маслята, опята, сыроежки и др.). Задание: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки и собрать в одну корзинку ягоды, а в другую – грибы. __________________________________________________________________________________________________________________________ В) Дидактическая игра «Заполни клетки правильно» Материал: 3 игровых поля (большие квадраты). Предметные картинки с изображением деревьев (тополь, береза, клен, ель, рябина), цветов (одуванчик, ромашка, колокольчик), комнатных растений (4-5 видов в соответствии с программой и растущими в группе: бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула, аспидистра и др.). Задание: воспитатель предлагает ребенку игровое поле (с символами: дерево, комнатное растение, цветок) и просит разложить все картинки по квадратам в соответствии с их принадлежностями. Критерии оценки: 4 балла – ребенок правильно выполняет задания, самостоятельно определяет их классификацию. 3 балла – ребенок правильно выполняет задания, определяет их классификацию после словесной помощи воспитателя. 2 балла – ребенок знает и правильно называет все картинки, но распределяет их в соответствии с заданием только по показу воспитателя и ошибается в классификации. 1 балл – ребенок ошибается и в назывании предметных картинок, не может классифицировать даже с помощью воспитателя. __________________________________________________________________________________________________________________________ Уровень знаний о жизни диких и домашних животных: А) Дидактическая игра «Охотник и пастух». Материал: изображения пастуха и охотника на фланелеграфе. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных (корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца, заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка). Задание: воспитатель на фланелеграфе с одной стороны помещает картинку с изображением охотника, на другой - пастуха. Предлагает ребенку назвать, кто это. Задает уточняющие вопросы. - Кто такой охотник? - Кто такой пастух? Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние. Б) Дидактическое упражнение «Кто это?» Материал: предметные картинки с изображением пресмыкающихся (ящерица, черепаха) и насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Задание: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки, назвать, кто на них изображен и отдельно выделить группу насекомых. Затем попросить рассказать ребенка о способах передвижения. В) Беседа с детьми: - Почему человек заботиться о домашних животных? - Какие домашние животные дают молоко? - Какие домашние животные дают пух и шерсть? - Какие домашние животные несут яйца? - У каких домашних животных есть рога и копыта? - Какие дикие животные впадают в спячку? Критерии оценки: 4 балла – ребенок знает и называет диких и домашних животных, умеет их классифицировать, имеет представление о жизни диких и домашних животных (особенностях поведения, передвижения, что едят). 3 балла – ребенок знает и называет диких и домашних животных, умеет их классифицировать, имеет представление о жизни диких и домашних животных (особенностях поведения, передвижения, что едят), но только с наводящими вопросами воспитателя. 2 балла – ребенок знает и называет некоторых диких и домашних животных, умеет их классифицировать с помощью воспитателя, но ошибается или затрудняется рассказать об особенностях жизни диких и домашних животных. 1 балл – ребенок знает и называет некоторых домашних и диких животных, но допускает ошибки в их классификации и затрудняется ответить на вопросы об особенностях жизни животных. __________________________________________________________________________________________________________________________ Уровень знаний о гуманном отношении к природе, животным: Материал: различные сюжетные картинки (дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе и т.п.). Задание: воспитатель просит ребенка внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, а кто неверно. Интересуется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему? Что нужно людям, растениям и животным, чтобы жить? (воздух, вода, питание и т.п.). Критерии оценки: 4 балла – ребенок высказывается о бережном отношении к живым существам, не вредит им (не кормит собаку сладостями, не рвать растения и т.п.). Охотно делится своими познаниями о живом и неживом. 3 балла – ребенок высказывается о бережном отношении к живым существам, Делится своими познаниями о живом и неживом, только со словесной помощью взрослого. 2 балла – ребенок по картинкам называет правильные и неправильные действия в общении с природой, познания о живой и неживой природе немногочисленны. 1 балл – односложные ответы по содержанию каждой картинки; значительные затруднения при выполнении задания. |
Формирование элементарных математических представлений Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5: А) Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики». Материал: кубики (6-7 шт.) разной величины и цвета. Задания: - Что ты видишь на столе? - Сколько кубиков на столе всего? - Чем отличаются кубики друг от друга? - Посчитай кубики по порядку. - Который по счету желтый (красный и др.) кубик? - Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем) - Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика. - Что можно сказать о них? Б) Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки». Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5 штук). Задания: - Сколько бабочек в верхнем ряду? - Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду). Критерии оценки: 4 балла – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос: «Сколько всего?»; сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество. 3 балла – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос: «Сколько всего?»; сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество, но только после дополнительной словесной помощи взрослого. 2 балла – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос: «Сколько всего?»; сравнивает количество предметов в группах на основе счета; но затрудняется сравнивать количество предметов путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции); но может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество. 1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога. __________________________________________________________________________________________________________________________ Уровень знаний об эталонах величины: А) Дидактическое упражнение «Посади елочки». Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.) Задания: - Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте? - «Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже». Б) Дидактическое упражнение «Сравни дорожки». Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик (или др.). Задания: Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине. - Покажи длинную дорожку (короткую). - Что можно сказать о длине дорожек? - Покажи широкую дорожку (узкую). - Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке. Критерии оценки: 4 балла – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения. 3 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения, но после дополнительного объяснения взрослого, или использования один раз одного из видов сравнения. 2 балла – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. 1 балл – ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже. __________________________________________________________________________________________________________________________ Уровень знаний о геометрических фигурах: А) Дидактическая игра «Найди такие же фигуры». Материал: два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб) разных размеров – большие и маленькие. Задание: Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее. Б) Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой». Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, прямоугольник, цилиндр). Задание: Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами (тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно, дверь – прямоугольник). Критерии оценки: 4 балла – ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, прямоугольник, знает их характерные отличия; соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами. 3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, прямоугольник, знает их характерные отличия; соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами, но с небольшой словесной подсказкой взрослого. 2 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, но не называет шар, куб, прямоугольник; только с помощью педагога называет их характерные отличия; без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами. 1 балл – ребенок различает и правильно называет только круг (или др. фигуру); не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами. __________________________________________________________________________________________________________________________ Ориентировка в пространстве: А) Дидактическая игра «Поручения». Материал: набор игрушек – матрешка, машина, мяч, пирамидка. Задание: Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю. - Расставь игрушки следующим образом: матрешку – впереди (относительно себя), машинку – сзади, мяч – слева, пирамидку – справа. Б) Дидактическая игра «Назови, что видишь». По заданию воспитателя ребенок встает около окна. Затем воспитатель просит ребенка показать правую, левую руки, назвать предметы в группе, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Повернуться к окну и назвать, что находится далеко, а что близко. Критерии оценки: 4 балла – ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево; справляется с заданиями, не сделав ни одной ошибки. 3 балла – ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево; справляется с заданиями, не сделав ни одной ошибки, но после небольшой словесной подсказки взрослого. 2 балла – ребенок после обширных дополнительных инструкций справляется с заданиями, но не знает левую и правую руки. 1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже после помощи взрослого. __________________________________________________________________________________________________________________________ Ориентировка во времени: Игровое упражнение «Когда это бывает?» Материал: картинки с изображением частей суток, потешки и стихи о разных частях суток. Задание: - Внимательно послушай потешку или стихотворение, определи время суток и найди соответствующую картинку. - Утром дети просыпаются, - Вечер – солнышко садится, В детский садик собираются. Всех зовет угомониться. Делают все по порядку: Хочет посмотреть в тиши Занимаются зарядкой, «Спокойной ночи, малыши». Завтракают и играют, - Ночью дети спят в кроватке. Все растенья поливают. Снятся сны им сладки, сладки. - Днем гуляем и играем. Звезды светят им в тиши, Все листочки собираем. Спите крепко, малыши. Повар сделал нам котлет, Приглашает на обед. - Чем ты сегодня ел на завтрак (обед)? Что ты делал вчера? Куда пойдешь завтра? Критерии оценки: 4 балла – ребенок правильно определяет части суток; может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. 3 балла - ребенок правильно определяет части суток; может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра, но дополнительными словесными подсказками взрослого. 2 балла – ребенок правильно определяет части суток; но затрудняется определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. 1 балл – ребенок не имеет представления о частях суток, не понимает значения слов: вчера, сегодня, завтра. |
Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности Умение анализировать постройку по схеме: Материал: схема постройки. Задания: - Какая деталь лежит в основании постройки? - Какая деталь поставлена на основание? - Что находится на верху постройки? Уровень развития способности различать и называть строительные детали: Материал: строительные детали – куб, пластина, кирпичик, брусок, трехгранная призма. Задание: воспитатель показывает детям строительные детали и просит назвать их, объясняя конструктивные свойства (устойчивость, форма, величина). Уровень развития умения строить разные конструкции по заданию: Материал: мелкий конструктор. Задание: Ребенку предлагается построить дома для сказочных героев: один дом для Колобка, другой дом для Медвежонка (он живет на первом этаже) и для Лисички-сестрички (она живет на втором этаже этого дома). Уровень сформированности элементарных умений конструирования из бумаги: Материал: прямоугольный лист бумаги. Задание: Воспитатель предлагает ребенку сложить прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Критерии оценки: 4 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданиями. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданиями с небольшой помощью воспитателя. 2 балла – ребенок справляется с заданиями только с помощью воспитателя или со второй попытки. 1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий. |
4 - Т Р У Д | Раздел «Развитие трудовой деятельности» ( в процессе наблюдений) А) Самообслуживание: - умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду; - умение с помощью взрослого приводить в порядок свою одежду (чистить, просушивать); - умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т.д.). Б) Хозяйственно-бытовой труд: - умение самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки, игры; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки; вместе с воспитателем убирать на участке мусор, расчищать снег; - умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки). В) Труд в природе: - умение поливать растения (при участии воспитателя); - умение и желание заботиться о подкормке зимующих птиц; - приучение детей к работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая) – при участии воспитателя; Критерии оценки: 4 балла – выполняет самостоятельно. 3 балла – выполняет с помощью взрослого. 2 балла – выполняет в общей со взрослым деятельности. 1 балл – не выполняет. __________________________________________________________________________________________________________________________ Раздел «Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам А) Умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Б) Умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. В) Проявление предпосылок ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо). Г) Желание и стремление оказывать помощь. Критерии оценки: 4 балла – побуждения устойчивые. 3 балла – побуждения неустойчивые. 2 балла – побуждения ситуативные. 1 балл – побуждения не проявляет. |
5 - Ч Т Е Н И Е Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н О Й Л И Т Е Р А Т У Р Ы | Дидактическое упражнение «Любимые сказки». Материал: иллюстрации к знакомым сказкам и рассказам Ю.Васнецова, Е.Чарушина, Е.Рачева (например: «Аленушка» Ю.Васнецова, «Лисичка-сестричка и серый волк» Е.Рачева и др.). Задание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации и назвать знакомые сказки, затем просит назвать свою любимую сказку и ее главных героев – «Про кого эта сказка?». 2. Дидактическое задание «Прочитай наизусть стихотворение, считалку». Задание: Воспитатель просит ребенка прочитать стихотворение, которое ему нравится, а затем считалку. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко». Задание: Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко. - Как ты думаешь, из какой сказки данные герои? - Что произошло с петушком? - Как ты думаешь, почему петушок подавился? - К кому сначала побежала курочка за помощью? - Для чего нужно было маслице? (Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку с использованием настольного театра. Критерии оценки: 4 балла – ребенок самостоятельно узнает по иллюстрациям знакомые сказки, называет любимую сказку и ее главных героев; выразительно читает наизусть стихотворение и считалку; умеет инсценировать (драматизировать) отрывки из знакомой сказки. 3 балла – ребенок самостоятельно узнает по иллюстрациям знакомые сказки, называет любимую сказку и ее главных героев; выразительно читает наизусть стихотворение и считалку; умеет инсценировать (драматизировать) отрывки из знакомой сказки с небольшой словесной помощью воспитателя. 2 балла – ребенок справляется с заданиями только с помощью и наводящими подсказками воспитателя, во время пересказа сказки преимущественно пользуется ситуативной речью и жестами. 1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий. |
6 - Б Е З О П А С Н О С Т Ь | Уровень сформированности представлений о правилах безопасности дорожного движения: А) Дидактическая игра «Помоги Незнайке перейти улицу». Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», игрушка Незнайка. Задание: Воспитатель просит ребенка объяснить Незнайке элементарные правила поведения на улице: - Что обозначают знаки светофора? На какой сигнал можно переходить дорогу? - Объясни, что это за знак? - Покажи на картинке проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебру», перекресток, остановку автобуса. - Как правильно переходить улицу? (переходить улицу можно только со взрослым, в строго отведенных местах…). Б) Дидактическая игра «Специальные машины». Материал: игрушки или картинки – «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус. Задание: - Объясни, как называется этот транспорт и для чего он нужен? Уровень сформированности предпосылок экологического сознания: А) Подвижная игра «Съедобное – несъедобное» (с подгруппой детей) Материал: мяч. Задание: Воспитатель называет растения, в том числе ядовитые, и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен поймать мяч и сказать съедобное это или несъедобное (например: яблоко, морковка, арбуз, поганка, мухомор, волчья ягода). Критерии оценки: 4 балла – ребенок самостоятельно, правильно и быстро выполняет все задания. 3 балла – ребенок правильно и быстро выполняет все задания с небольшой словесной подсказкой взрослого. 2 балла – некоторые задания у ребенка вызывают затруднения, но с помощью взрослого он справляется. 1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий даже после конкретной помощи взрослого. __________________________________________________________________________________________________________________________ Уровень сформированности основ безопасности собственной жизнедеятельности (в ходе наблюдений): - Соблюдение правил безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем. - Соблюдение правил безопасности при использовании ножниц. - Соблюдение правил безопасности передвижения в помещении и на улице. Критерии оценки: 4 балла – все правила выполняет самостоятельно, без напоминания. 3 балла – ребенок выполняет правила со словесной помощью воспитателя. 2 балла – ребенок выполняет все правила в общей со взрослым деятельности (моторная помощь). 1 балл – ребенок не выполняет большинство правил безопасности. |
7 - С О Ц И А Л И З А Ц И Я | 1. Изучение игровой деятельности: Методика «Изучение игровой деятельности» (модифицированный вариант методики Р.Р.Калининой) Процедура: проводится наблюдение за свободной игрой детей. Обработка данных: заполняется диагностическая карта на основе полученных показателей. А) Распределение ролей: 4 балла - самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций. 3 балла – самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю. 2 балла – распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль…? Кто хочет быть…? и т.д. 1 балл - отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат – врач, взял посуду – повар). __________________________________________________________________________________________________________________________ Б) Основное содержание игры: 4 балла – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая». 3 балла – выполнение действий, определяемых ролью. 2 балла – действие с предметом в соответствии с реальностью. 1 балл – действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем). __________________________________________________________________________________________________________________________ В) Ролевое поведение: 4 балла – ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры. 3 балла – роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка. 2 балла – роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий. 1 балл – роль определяется игровыми действиями, не называется. __________________________________________________________________________________________________________________________ Г) Игровые действия: 4 балла – игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета. 3 балла – игровые действия многообразны, логичны. 2 балла – расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы. 1 балл – игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например: кормление). __________________________________________________________________________________________________________________________ Д) Использование атрибутики и предметов-заместителей: 4 балла – использование небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом). 3 балла – использование мнгофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т.д.) и при необходимости их изготовление. 2 балла – широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей ( игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т.д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени. 1 балл – использование атрибутики при подсказке взрослого; самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т.д.). __________________________________________________________________________________________________________________________ Е) Использование ролевой речи: 4 балла – развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», называет свою роль. 3 балла – наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение. 2 балла – наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т.д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», называет свое имя. 1 балл – отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени. __________________________________________________________________________________________________________________________ Ж) Выполнение правил: 4 балла – соблюдение заранее оговоренных правил на протяжении всей игры. 3 балла – правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации. 2 балла – правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают. 1 балл - отсутствие правил. __________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Изучение эмоционального отношения к нравственным нормам: Методика «Сюжетные картинки». Материал: картинки с изображением положительных и отрицательных поступков. Процедура: проводится индивидуально. Ребенку предлагают разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие и объяснить. Критерии оценки: 4 балла – правильно раскладывает, эмоциональные реакции выражены ярко, адекватно, проявляются в мимике, активной жестикуляции; развернуто обосновывает свой выбор, называет моральную норму или правило поведения. 3 балла - правильно раскладывает, эмоциональные реакции выражены неярко, адекватно, проявляются в неактивной мимике и жестикуляции; может обосновать свой выбор ситуативно с небольшой словесной помощью взрослого. 2 балла – правильно раскладывает, но эмоциональные реакции выражены неярко; объяснение действий неверное. 1 балл – путает картинки, эмоциональные реакции отсутствуют или неадекватны, объяснение действий объяснить не может даже с помощью взрослого. __________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Уровень сформированности гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу: А) Дидактическое упражнение «Расскажи о себе» Задание: - Кто ты: мальчик или девочка? - Когда ты вырастешь, кем будешь- мамой или папой, бабушкой или дедушкой? - Как мальчики должны относиться к девочкам? А к мальчикам? - А девочки к мальчикам? А к девочкам? - У тебя есть друг (подружка)? Как вы любите играть вместе? Б) Дидактическое упражнение «Кто живет в твоей семье?» Задание: Педагог просит ребенка рассказать о своей семье: - С кем ты живешь? - Кто еще есть в вашей семье? - Где живут бабушка и дедушка? Они чьи – папины или мамины? - Как ты помогаешь дома родителям? В) Дидактическое упражнение «Как мы в садике живем» Задание: - Как зовут ваших воспитателей? Младшего воспитателя? - Кто еще работает в детском саду? - В какую группу ты ходишь в детском саду? - Куда вы ходите заниматься в детском саду? - Где можно взять игрушки на занятие? - Где нам варят обед? Г) Дидактическое упражнение «Родная страна» Задания: - Как называется наша Республика? - Как называется наш поселок? - Кто служит в армии? (пограничники, моряки, летчики) - Какие праздники ты знаешь? Критерии оценки: 4 балла – знания детей содержательные, системные. 3 балла – знания детей четкие, но краткие. 2 балла – знания детей отрывочные, фрагментарные. 1 балл - знания детей в большинстве случаев не сформированы. |
8- М У З Ы К А | Эмоциональная отзывчивость на музыку: - Что ты больше всего любишь делать: петь, танцевать, играть на металлофоне или слушать музыку? Почему? - Слушание ребенком двух незнакомых музыкальных произведений, давая им название – «Котик заболел», «Котик выздоровел» муз. А.Гречанинова. Предложить ребенку рассказать о том, о чем композитор рассказал в музыке. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях музыкального произведения, соотноситься со средствами музыкальной выразительности. Если ребенок затрудняется высказываться, то взрослый помогает ему, поясняя характер той или иной музыки. Затем задание повторяется. 4 балла – у ребенка отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умении самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание. 3 балла - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке, он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого. 2 балла - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке; может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия). 1 балл – отсутствует интерес к музыке и эмоционально-оценочное отношение к ней. Рассказ бессвязен и не соотносится с музыкой. ____________________________________________________________________________________________________________________________ Звуковысотный слух: Музыкальный руководитель показывает птицу и птенчика и сажает на соответствующие ветки низко и высоко и одновременно знакомит со звучанием их голосов (звуки кварты – ре-соль; в пределах сексты, септимы). Затем ребенку предлагается отвернуться, послушать и сказать: чей голосок звучал? Звуки предлагаются в последовательности: высокий, низкий, высокий. 4 балла – ребенок отлично различает выразительные особенности музыкальных звуков. 3 балла – ребенок хорошо отличает звуки по высоте после словесной помощи взрослого (н-р: ребенку показывают птицу и птенчика, проигрывают соответствующие звуки и поясняют: «Птица мама звала тебя низким голосом, а птенчик – высоким. Отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет?»). 2 балла – ребенок различает выразительные соотношения музыкальных звуков после словесной помощи с опорой на двигательную активность (ребенку предлагается посадить птицу маму на нижнюю ступеньку и послушать, как она звучит…). 1 балл – ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные отношения музыкальных звуков. ____________________________________________________________________________________________________________________________ Чувство ритма: Ребенку поясняют, что в гости пришли игрушки (медвежонок и лисенок) и каждый из гостей любит свою музыку. Предъявляются музыкальные примеры, поясняются, какому гостю они соответствуют. Затем ребенку говорят: «Слушай внимательно: я буду сейчас хлопать так, как сейчас звучала музыка. А ты должен отгадать, для какой игрушки я хлопаю». «Медвежонок» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ «Лисенок» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4 балла – ребенок отлично различает ритмические отношения в музыкальных примерах. 3 балла - ребенок хорошо различает ритмические отношения музыкальных звуков после словесной помощи взрослого в виде образной характеристики музыкально-ритмических примеров (с помощью игрушек). Задание повторяется. 2 балла - ребенок различает выразительные ритмические отношения музыкальных звуков после оказания не только словесной, но и моторной помощи (предлагается еще раз послушать музыку и прохлопать ее самому. Одновременно дается словесная характеристика музыки. Задание повторяется). 1 балл – ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные ритмические соотношения музыкальных звуков. ___________________________________________________________________________________________________________________________ Динамический слух: Ребенку показывают картинки-аккордеоны и поясняют, что каждый аккордеон звучит по-разному: большому аккордеону соответствует очень громкое звучание; среднему – громкое звучание; маленькому – тихое звучание. Теперь послушай, скажи и покажи, какой аккордеон звучит? (Последовательность – очень громко, тихо, громко). 4 балла – ребенок отлично различает динамические отношения музыкальных звуков. 3 балла - ребенок хорошо различает динамические отношения музыкальных звуков, но после словесной помощи, поясняющей силу звучания. 2 балла - ребенок различает динамические отношения музыкальных звуков после оказания ему словесной и моторной помощи. 1 балл - ребенок не различает правильно указанные выше динамические отношения музыкальных звуков. ___________________________________________________________________________________________________________________________ Тембровый слух: Ребенку показывают и называют музыкальные инструменты, играют на них. Такие же инструменты лежат за ширмой. Затем объясняют: «Сейчас я буду играть на каком-то инструменте за ширмой, а ты послушаешь, посмотришь, покажешь и назовешь тот, на котором я буду играть». Последовательность: колокольчик, металлофон, треугольник. 4 балла – ребенок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания инструментов. 3 балла - ребенок хорошо различает тембровые отношения музыкальных звуков после словесной помощи, характеризующей звучание инструмента. 2 балла - ребенок различает тембровые свойства музыкальных звуков после оказания ему моторной помощи. 1 балл - ребенок чаще не различает вышеуказанные тембровые свойства музыкального звучания инструментов, чем различает их. ___________________________________________________________________________________________________________________________ Пение: Предложить ребенку спеть любимую детскую песню (свою или разучиваемую в детском саду). 4 балла – ребенок самостоятельно и чисто поет, передавая характер музыки, берет дыхание между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова, смягчая концы фраз; поет подвижно, согласованно (в пределах ре-си первой октавы). 3 балла – ребенок чисто поет после словесной помощи взрослого. 2 балла – ребенок достаточно чисто поет после активной помощи взрослого (показа). 1 балл – ребенок не проявляет желания петь или не может вспомнить песню даже после оказания помощи взрослого. ___________________________________________________________________________________________________________________________ Музыкальное мышление: А) репродуктивное, перцептивное – ребенку предлагается прослушать музыкальные произведения (по программе средней группы), определить жанр (колыбельная песня, плясовая, марш), рассказать об общем характере музыки или показать характер произведения через движения (под музыку). 4 балла – ребенок быстро и правильно определяет жанр музыкального произведения и эмоционально рассказывает о его общем характере. 3 балла – ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после словесной помощи. 2 балла - ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после моторной помощи. 1 балл - ребенок чаще не определяет жанровую характеристику музыкальных произведений, чем определяет. ____________________________________________________________________________________________________________________________ Б) продуктивное творческое мышление – сочинить мелодию колыбельной песни, ответить на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?» или «Что ты хочешь, кошечка?» или «Где ты?». 4 балла – ребенок свободно сочиняет, исполняет и отвечает на вопросы, передавая мелодию голосом. 3 балла - ребенок сочиняет, исполняет и отвечает на вопросы, передавая мелодию голосом после словесной помощи взрослого. 2 балла - ребенок сочиняет, исполняет и отвечает на вопросы, передавая мелодию голосом, после оказания ему моторной помощи. 1 балл – ребенок отказывается сочинять или делает лишь некоторые попытки. ____________________________________________________________________________________________________________________________ Музыкальная память: Ребенку предлагается прослушать 2-4 такта незнакомой песни. Сначала песня пропевается, потом мелодия проигрывается на фортепиано, затем ребенку предлагается пропеть песню со словами или только мелодию (по желанию ребенка). 4 балла – ребенок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит незнакомую мелодию. 3 балла - ребенок правильно воспроизводит незнакомую мелодию или песню после элементарной словесной помощи. 2 балла – ребенок правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи (ребенку предлагается пропеть вместе со взрослым 2-4 такта песни, затем проигрывается мелодия на фортепиано. Затем задание повторяется). 1 балл – ребенок не может правильно воспроизвести мелодию после оказания любой помощи. ____________________________________________________________________________________________________________________________ Музыкально-ритмические движения: Детям (парами или группой) предлагается выполнить танцевальные движения (прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, ставить ногу на носок и на пятку, подскоки, ходьба – «торжественная», спокойная, «таинственная», бег – легкий и стремительный). 4 балла – ребенок самостоятельно быстро и правильно выполняет все танцевальные движения, ритмично двигается в соответствии с характером музыки. 3 балла - ребенок правильно выполняет все танцевальные движения после дополнительной словесной помощи взрослого. 2 балла - ребенок выполняет все танцевальные движения после оказания ему моторной помощи. 1 балл – ребенок чаще не правильно выполняет танцевальные движения, чем правильно, даже после дополнительного показа взрослым. ____________________________________________________________________________________________________________________________ Игра на детских музыкальных инструментах: Предложить ребенку подыграть на металлофоне (барабане) простейшую мелодию на одном звуке (н-р: «Андрей-воробей», муз.Е.Тиличеевой, сл.М.Долинова или др. на усмотрение музыкального руководителя – в соответствии с программой). 4 балла – ребенок самостоятельно и правильно подыгрывает, передавая четкий ритм в соответствии с характером музыки. 3 балла - ребенок правильно играет после дополнительной словесной помощи взрослого. 2 балла - ребенок играет после оказания ему моторной помощи. 1 балл – ребенок не справляется с заданием даже после дополнительного показа взрослым. |
9 - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н О Е Т В О Р Ч Е С Т В О | Знакомство с искусством, Задание: «Украсим группу» Предложить дымковскую игрушку, филимоновскую игрушку, иллюстрации и картины. Назвать предметы, особенно понравившиеся им. Обратить внимание на оформление помещения группы; спросить, куда лучше поместить выбранный предмет оформления. Рисование Что изучается? Умение правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, соотношение по величине; связывать предметы единым содержанием; самостоятельно определять содержание рисунка на заданную тему Дидактические игры, упражнения Самостоятельное рисование по мотивам сказки «Колобок». Материалы: листы бумаги, кисти, краски, иллюстрации к сказке «Колобок» Ребенку предлагается рассмотреть иллюстрации к сказке «Колобок». Вопросы: - Какие герои есть в сказке «Колобок»? - Кого Колобок встретил первым (последним)? - Какой герой тебе нравится больше всех? Задание: нарисуй рисунок к сказке «Колобок» Критерии оценки 4 бала- возможности ребенка выше возрастных особенностей 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием ____________________________________________________________________________________________________________________________ Что изучается? Умение детей создавать узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства Дидактические игры, упражнения Рисование по мотивам дымковской игрушки. Материалы: бумажный силуэт фигурки барыни, гуашь, кисть Задание: Ребенку предлагается украсить фигурку барыни узором из элементов дымковской росписи ( филимоновскую лошадку по мотивам филимоновской росписи) Критерии оценки 4 балла- возможности ребенка выше возрастных особенностей 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием ___________________________________________________________________________________________________________________________ Уровень освоения детьми сенсорных эталонов (цвета) Дидактическая игра «Назови цвет». Материал: набор карточек 11 цветов (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый) Перед ребенком выкладывается набор карточек разного цвета. Задание: назови цвет каждой карточки. Покажи карточку синего (белого, коричневого...) цвета Критерии оценки 4 балла- возможности ребенка выше возрастных особенностей 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием ____________________________________________________________________________________________________________________________ Лепка Что изучается? Умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания; использовать в работе стеку Дидактические игры, упражнения Самостоятельная лепка предметов, состоящих из нескольких частей. Материал: пластилин, стека, доска для лепки Задание: Ребенку предлагается вылепить предмет, состоящий из нескольких частей. Примечание. Предварительно можно предложить рассмотреть образцы вылепленных изделий Критерии оценки 4 балла- возможности ребенка выше возрастных особенностей 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием ____________________________________________________________________________________________________________________________ Аппликация Что изучается? Умение составлять узоры из растительных и геометрических форм в круге Дидактические игры, упражнения Аппликация «Узор из растительных и геометрических фигур». Материалы: 6 зеленых листочков, 6 желтых кругов диаметром 3 см, 6 красных кругов диаметром 1,5 см, шаблон тарелки, клей Задание: Ребенку предлагается выложить и наклеить узор на «тарелке», используя расти-тельные и геометрические формы Критерии оценки 4 балла- возможности ребенка выше возрастных особенностей 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
инструментарий по мониторингу в средней группе
Инструментарий по программе " Детство". Образовательные области " Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"....
Мониторинг (сентябрь) средняя группа
Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса и детского развития на 2014 – 2015 уч.год. Согласно плану работы МКДОУ, проводился мониторинг образовательного процесса воспи...
Мониторинг (Май) средняя группа
Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса и детского развития на 2014 – 2015 уч.год.Согласно плану работы МКДОУ, проводился мониторинг образовательного процесса воспит...
Аналитическая справка по результатам итогового мониторинга в средней группе.
Аналитический отчетпо результатамитогового мониторинга детей средней группыза 2015-2016 учебный год....
Итоговый мониторинг детей средней группы
Итоговый мониторинг детей средней группы...
Сводная таблица мониторинга в средней группе
Результаты мониторинга по образовательным областям в средней группе...
Аналитический отчет по результатам итогового мониторинга детей средней группы за 2017-2018 учебный год.
С помощью программы АИС «Мониторинг развития ребенка»проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального...