«ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»
статья по теме

Ананьева Галина Валентиновна

Сегодня Россия переживает сложный исторический период. По сути, страна находится в режиме поиска своего пути, определения своего места и роли в новой системе международных координат. В этих условиях очень важным является выработка новых конструктивных подходов в решении самых разнообразных проблем.  Однако социальное конструирование - выстраивание новых перспектив, постановка новых целей и задач могут быть успешными только при условии верного понимания природы этого общества. Игнорирование цивилизационных особенностей российского общества очень дорого обходилось и обходится нашему народу. Понимание же природы российской цивилизации невозможно без глубокого изучения истории нашей страны. А для этого нужно, как минимум, любить страну, быть ее патриотом, знать историю своего народа. Без опоры на прошлое нельзя принимать верные решения, которые будут определять настоящее и будущее России.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Восточные славяне в VIII-IX веках

Освоение славянами территории Карпат и восточно-европейской

равнины в бассейнах Днепра, Днестра, Западной Двины, междуречья

Оки и Волги началось примерно в V-VI веках новой эры. Именно этот

процесс дал начало этногенезу (т.е. выделению, зарождению) и

дальнейшему развитию особой ветви славянства –восточным славянам.

В византийских источниках племена восточных славян фигурируют под

именами венедов, склавинов, антов.

 Сам этноним «славяне», «словене», по версии одних, означает людей,

 обладающих  даром слова, в отличие от иных – «немцев» (немых).

По версии академика Б.А.Рыбакова, термин этот сложный, и состоит из двух слов:

«сълы» (в значении послов, представителей; «тех, кого называют»), и

«вене, «вены»» (т.е. венеды), таким образом, слъвене или слъвены -это

«представители венедов». В поддержку этой версии свидетельствует тот

факт, что в старину финны (суоми) и эстонцы (чудь) называли нашу

страну «Venaja», т.е. страна венедов.

Основу хозяйственной деятельности наших далеких предков

составляло земледелие в форме перелога - на юге, и в форме подсечноогневой

обработки (подсеки)– на севере, где люди с великим трудом,

сообща, отвоевывали у леса участки для пашен. Своеобразие такого

способа взаимодействия с природой приводило к медленной,

растянувшейся на века колонизации - хозяйственному освоению

громадных территорий России.

Важную роль в хозяйственной жизни славян играли скотоводство,

охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Развивалось

огородничество.

В рассматриваемый период восточные славяне вели свое хозяйство

в рамках соседской общины, которая носила название «мир» или

«вервь». В ней, помимо общинной собственности была и

индивидуальная.

Для славян, до принятия ими христианства, был характерен

полигамный брак (многоженство). Жен было запрещено брать в своем

роде (экзогамия), поэтому вначале был характерен обычай кражи

невесты, впоследствии замененный выкупом (вено). У славян имела

место и кровная месть.

Религиозные воззрения славян прошли три этапа:

1) поклонение добрым и злым началам (берегыни – упыри, вурдалаки);

2) поклонение  культу Рода и рожаниц;

3) у славян к IX веку был развитый пантеон  богов, среди которых

постепенно выделяется дружинный бог войны и покровитель воинов - Перун.

Служителей языческих культов называли кудесниками или волхвами.

В этот период восточно-славянский мир представлял  собой совокупность

 больших племенных союзов. К этому времени славянское общество было

довольно разнородным.

Источники свидетельствуют о наличии в нем не только имущественной, но

социальной дифференциации.

Наверху социальной лестницы были князья различных рангов, бояре, гости-купцы.

Внизу – «смерды», общинники-земледельцы «люди»,

а также многочисленная «челядь» (рабы).

Высшая власть у восточных славян принадлежала вече, т.е.

племенному собранию вооруженных мужчин. Во время различных

военных мероприятий власть непосредственно в дружинах

принадлежала князьям, и по мере развития общества эта власть

приобретала все более значительную роль.

Важную роль в принятии тех или иных властных решений играли

старейшины родов (родовладыки).

Начало древнерусской государственности

Зарождение древнерусского государства обычно связывают  

попыткой разрешения конфликта, возникшего в рамках межэтнического

племенного союза словен ильменских, кривичей, чуди и мери. Для

преодоления распрей они решили пригласить со стороны некую

третейскую силу, которая могла бы взять на себя ряд управленческих функций.

Согласно летописи, в 862 г. некий варяг Рюрик,  со своими

братьями и дружиной, прибыл «из-за моря» и обосновался в районе

Старой Ладоги, недалеко от Новгорода. С ним был заключен «ряд», т.е.

договор, по которому Рюрик должен был выполнять ряд функций

военного и управленческого характера.

Это летописное известие в XVIII веке, с легкой руки первого

российского историографа Г.З.Байера, легло в основу так называемой

«норманской теории». Суть ее состоит в том, что генезис и становление

древнерусского государства у восточных славян, якобы, было всецело связано с деятельностью норманских (скандинавских) пришельцев.

Между тем следует отметить, что обычай приглашать третейскую

силу «из-за моря» являлся вовсе не уникальным в истории, а

прослеживается в истории становления государств у других народов.

Наконец, приглашение правителя со стороны, с целью преодоления

острого социального конфликта, свидетельствует вовсе не об отсутствии

способности к государственному строительству, а, наоборот, о мудрости

и способности к компромиссу – качествам, которыми еще и

сегодня обладают далеко не все политические деятели.

Государство, в большинстве случаев, появляется как инструмент в руках общественных сил, которым необходимо было решать очень важные общие проблемы (дела),

которые  вставали перед обществом на определенном этапе развития.

Не исключено, что и в данном случае перед союзом племен стояла необходимость решения такого общего дела. Можно предположить, что таким делом была проводка торговых караванов из Балтики в Черное море («из  варяг в греки»), и что этот путь

был тогда под контролем Хазарского каганата. Ликвидировать это

препятствие и должна  была вновь созданная общественная сила.

Такое объяснение не противоречит известным фактам, которыми

располагает наука. А они свидетельствуют, что Рюрик прибыл в район

Новгорода не как завоеватель, а как один из участников договора между

равными сторонами. Впоследствии данная норма ярко проявилась в

«призвании» новгородцами князей из других земель и заключении с

ними «ряда». Поэтому есть основания считать природу зарождавшегося

государства у славян полиэтничной (союз славянских и угорских

племен) и договорной.

Эти особенности сыграли важную роль в дальнейшей эволюции

российской государственности.

Важной характеристикой начального развития русской

истории можно считать процесс интеграции славян и руссов

(германский этнос). Славяно-русская общность прослеживается вплоть

до середины X века. В этот период наблюдается ассимиляция

(поглощение) руссов -растворение их в славянском мире.

Уже в IX веке наблюдается языковое тождество полян (славян проживавших в районе

Киева) и руссов. Название «Русь» стало этнонимом нарождавшейся новой

народности. Русские – это те, кто относятся к руссам, связаны с руссами.

Древнерусское государство рождалось не как результат завоевания и

господства одного этноса над другим, а как сложная  полиэтническая

система, в которой каждый элемент, на основе принципа дополнения,

играл важную структурообразующую роль в процессе зарождения и

становления молодого восточнославянского государства.

Киевская Русь

Прежде всего, следует отметить, что в период княжения первых

киевских князей Русь развивалась, набирала силу, боролась за

объединение славянских племен и их земель. Следует обратить

внимание, что укрепление древнерусской государственности было

неразрывно связано с борьбой, которую вел Киев с Хазарами и другими

кочевыми племенами.

Киевская Русь вела активную внешнюю политику. Ее правители

устанавливал дипломатические отношения с соседними странами. Это

было время, когда закладывались основы древнерусской

государственности, развивались города, культура древней Руси. Не

случайно, еще в древности Киев называли «матерью городов русских».

Первым древнерусским правителем был Олег (882-912?).

При нем был установлен обычай регулярного сбора дани – полюдья. Тогда же

была создана четко организованная подготовка всей инфраструктуры

сбора, хранения и транспортировки собранных товаров, для отправки их

на рынки Византии. Олег, защищая интересы русских купцов, совершал

походы в Константинополь и заключил с Византией мирный договор. В

памяти народной он остался под именем «вещего Олега».

Князь Игорь (912-945), считается сыном Рюрика, именно от него

(согласно традиции) ведется род Рюриковичей. Он совершил несколько

походов в славянские земли, предпринял военные набеги на Византию и

Малую Азию. Кончил свои дни этот киевский князь весьма трагично.

Попытка Игоря и его дружины вторично собрать дань с племени древлян

завершилась восстанием, во время которого Игорь был пойман и казнен.

После гибели Игоря на киевский престол взошла его вдова княгиня

Ольга (945-964). Она ввела, определенные обычаем нормы сбора дани,-

уроки и уставы, при ней была восстановлена система погостов, т.е. мест

сбора и хранения товаров.

Ольга одной из первых на Руси приняла христианство.

Впоследствии она была канонизирована Русской Православной

церковью.

Ее сын Святослав (964-972) известен, прежде всего, как князь - воин.

Большую часть своей короткой жизни он провел в походах и

битвах. Он разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города.

Святослав стремился закрепиться на Дунае и перенести туда свою

столицу. Однако весной 972 г., возвращаясь из Болгарии, после тяжелой

войны с Византией, был убит печенегами на днепровских порогах.

После длительной междоусобной войны в 980 г. на киевский

престол взошел сын Святослава Владимир (980-1015). При нем

Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир

предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период

была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир

стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей

на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники.

Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи

государства.

В целях культурной интеграции земель Владимир вначале

предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих

богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988

году Владимир принял христианство. История принятия христианства

свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на

«триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и

растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием

христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной

ойкумены. Именно с этого времени на Руси распространяется

грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает

развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового

строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей

степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом

определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.

Глоссарий:

Генезис – (от греч. ген – род)- зарождение

Этногенез – (греч. этнос – народ, ген -рождение)-рождение народа

«Мир» -северорусское название общины. Впоследствии «миром»

называли на Руси и городские общины.

«Вервь» - преимущественно южнорусское название земледельческой общины.

Некоторые исследователи считают, что вервь первоначально обозначало семейную общину. Термин «вервь» происходит от веревки, которой отмерялся участок земли, занимавшийся членами этой общины.

«Полигамия» – (букв.) многоженство

«Экзогамия» - запрет брать жену в своем роду

«Эндогамия» - запрет брать жену в чужом роду

«Ассимиляция» - (букв.) поглощение, растворение

Вече – высший орган власти у славян. Собрание мужчин племени.

Полюдье – сбор дани в Киевской Руси

Погосты – первоначально торговые центры и места сбора и

хранения дани. От слова «гость». Этим термином обозначали всякого

иноземца, который по поверью славян приходил «с того света». Поэтому

не случайно, что термин «погост» закрепился и за местом, где

происходило захоронение умерших.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Край родной - русская земля

Методическая разработка праздника, посвящённого Дню России...

Откуда есть пошла Земля Русская?

презентация для ознакомления возникновения Земли русской...

НОД "Былинные герои земли нашей Русской земли"

Открытая непосредственно-образовательная деятельность  для детей подготовительной группы и их родителей к  23 февраля....

ООД «Откуда пошла Ступинская земля. Ступино сегодня»

Закреплять знания детей о родном городе....


 

Комментарии

Рябова Галина Георгиевна

Галина Валентиновна! Спасибо за информацию! Коллеги для классных часов могут ею воспользоваться.