«ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»
статья по теме
Сегодня Россия переживает сложный исторический период. По сути, страна находится в режиме поиска своего пути, определения своего места и роли в новой системе международных координат. В этих условиях очень важным является выработка новых конструктивных подходов в решении самых разнообразных проблем. Однако социальное конструирование - выстраивание новых перспектив, постановка новых целей и задач могут быть успешными только при условии верного понимания природы этого общества. Игнорирование цивилизационных особенностей российского общества очень дорого обходилось и обходится нашему народу. Понимание же природы российской цивилизации невозможно без глубокого изучения истории нашей страны. А для этого нужно, как минимум, любить страну, быть ее патриотом, знать историю своего народа. Без опоры на прошлое нельзя принимать верные решения, которые будут определять настоящее и будущее России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал для конференции «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ» | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Восточные славяне в VIII-IX веках
Освоение славянами территории Карпат и восточно-европейской
равнины в бассейнах Днепра, Днестра, Западной Двины, междуречья
Оки и Волги началось примерно в V-VI веках новой эры. Именно этот
процесс дал начало этногенезу (т.е. выделению, зарождению) и
дальнейшему развитию особой ветви славянства –восточным славянам.
В византийских источниках племена восточных славян фигурируют под
именами венедов, склавинов, антов.
Сам этноним «славяне», «словене», по версии одних, означает людей,
обладающих даром слова, в отличие от иных – «немцев» (немых).
По версии академика Б.А.Рыбакова, термин этот сложный, и состоит из двух слов:
«сълы» (в значении послов, представителей; «тех, кого называют»), и
«вене, «вены»» (т.е. венеды), таким образом, слъвене или слъвены -это
«представители венедов». В поддержку этой версии свидетельствует тот
факт, что в старину финны (суоми) и эстонцы (чудь) называли нашу
страну «Venaja», т.е. страна венедов.
Основу хозяйственной деятельности наших далеких предков
составляло земледелие в форме перелога - на юге, и в форме подсечноогневой
обработки (подсеки)– на севере, где люди с великим трудом,
сообща, отвоевывали у леса участки для пашен. Своеобразие такого
способа взаимодействия с природой приводило к медленной,
растянувшейся на века колонизации - хозяйственному освоению
громадных территорий России.
Важную роль в хозяйственной жизни славян играли скотоводство,
охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Развивалось
огородничество.
В рассматриваемый период восточные славяне вели свое хозяйство
в рамках соседской общины, которая носила название «мир» или
«вервь». В ней, помимо общинной собственности была и
индивидуальная.
Для славян, до принятия ими христианства, был характерен
полигамный брак (многоженство). Жен было запрещено брать в своем
роде (экзогамия), поэтому вначале был характерен обычай кражи
невесты, впоследствии замененный выкупом (вено). У славян имела
место и кровная месть.
Религиозные воззрения славян прошли три этапа:
1) поклонение добрым и злым началам (берегыни – упыри, вурдалаки);
2) поклонение культу Рода и рожаниц;
3) у славян к IX веку был развитый пантеон богов, среди которых
постепенно выделяется дружинный бог войны и покровитель воинов - Перун.
Служителей языческих культов называли кудесниками или волхвами.
В этот период восточно-славянский мир представлял собой совокупность
больших племенных союзов. К этому времени славянское общество было
довольно разнородным.
Источники свидетельствуют о наличии в нем не только имущественной, но
социальной дифференциации.
Наверху социальной лестницы были князья различных рангов, бояре, гости-купцы.
Внизу – «смерды», общинники-земледельцы «люди»,
а также многочисленная «челядь» (рабы).
Высшая власть у восточных славян принадлежала вече, т.е.
племенному собранию вооруженных мужчин. Во время различных
военных мероприятий власть непосредственно в дружинах
принадлежала князьям, и по мере развития общества эта власть
приобретала все более значительную роль.
Важную роль в принятии тех или иных властных решений играли
старейшины родов (родовладыки).
Начало древнерусской государственности
Зарождение древнерусского государства обычно связывают
попыткой разрешения конфликта, возникшего в рамках межэтнического
племенного союза словен ильменских, кривичей, чуди и мери. Для
преодоления распрей они решили пригласить со стороны некую
третейскую силу, которая могла бы взять на себя ряд управленческих функций.
Согласно летописи, в 862 г. некий варяг Рюрик, со своими
братьями и дружиной, прибыл «из-за моря» и обосновался в районе
Старой Ладоги, недалеко от Новгорода. С ним был заключен «ряд», т.е.
договор, по которому Рюрик должен был выполнять ряд функций
военного и управленческого характера.
Это летописное известие в XVIII веке, с легкой руки первого
российского историографа Г.З.Байера, легло в основу так называемой
«норманской теории». Суть ее состоит в том, что генезис и становление
древнерусского государства у восточных славян, якобы, было всецело связано с деятельностью норманских (скандинавских) пришельцев.
Между тем следует отметить, что обычай приглашать третейскую
силу «из-за моря» являлся вовсе не уникальным в истории, а
прослеживается в истории становления государств у других народов.
Наконец, приглашение правителя со стороны, с целью преодоления
острого социального конфликта, свидетельствует вовсе не об отсутствии
способности к государственному строительству, а, наоборот, о мудрости
и способности к компромиссу – качествам, которыми еще и
сегодня обладают далеко не все политические деятели.
Государство, в большинстве случаев, появляется как инструмент в руках общественных сил, которым необходимо было решать очень важные общие проблемы (дела),
которые вставали перед обществом на определенном этапе развития.
Не исключено, что и в данном случае перед союзом племен стояла необходимость решения такого общего дела. Можно предположить, что таким делом была проводка торговых караванов из Балтики в Черное море («из варяг в греки»), и что этот путь
был тогда под контролем Хазарского каганата. Ликвидировать это
препятствие и должна была вновь созданная общественная сила.
Такое объяснение не противоречит известным фактам, которыми
располагает наука. А они свидетельствуют, что Рюрик прибыл в район
Новгорода не как завоеватель, а как один из участников договора между
равными сторонами. Впоследствии данная норма ярко проявилась в
«призвании» новгородцами князей из других земель и заключении с
ними «ряда». Поэтому есть основания считать природу зарождавшегося
государства у славян полиэтничной (союз славянских и угорских
племен) и договорной.
Эти особенности сыграли важную роль в дальнейшей эволюции
российской государственности.
Важной характеристикой начального развития русской
истории можно считать процесс интеграции славян и руссов
(германский этнос). Славяно-русская общность прослеживается вплоть
до середины X века. В этот период наблюдается ассимиляция
(поглощение) руссов -растворение их в славянском мире.
Уже в IX веке наблюдается языковое тождество полян (славян проживавших в районе
Киева) и руссов. Название «Русь» стало этнонимом нарождавшейся новой
народности. Русские – это те, кто относятся к руссам, связаны с руссами.
Древнерусское государство рождалось не как результат завоевания и
господства одного этноса над другим, а как сложная полиэтническая
система, в которой каждый элемент, на основе принципа дополнения,
играл важную структурообразующую роль в процессе зарождения и
становления молодого восточнославянского государства.
Киевская Русь
Прежде всего, следует отметить, что в период княжения первых
киевских князей Русь развивалась, набирала силу, боролась за
объединение славянских племен и их земель. Следует обратить
внимание, что укрепление древнерусской государственности было
неразрывно связано с борьбой, которую вел Киев с Хазарами и другими
кочевыми племенами.
Киевская Русь вела активную внешнюю политику. Ее правители
устанавливал дипломатические отношения с соседними странами. Это
было время, когда закладывались основы древнерусской
государственности, развивались города, культура древней Руси. Не
случайно, еще в древности Киев называли «матерью городов русских».
Первым древнерусским правителем был Олег (882-912?).
При нем был установлен обычай регулярного сбора дани – полюдья. Тогда же
была создана четко организованная подготовка всей инфраструктуры
сбора, хранения и транспортировки собранных товаров, для отправки их
на рынки Византии. Олег, защищая интересы русских купцов, совершал
походы в Константинополь и заключил с Византией мирный договор. В
памяти народной он остался под именем «вещего Олега».
Князь Игорь (912-945), считается сыном Рюрика, именно от него
(согласно традиции) ведется род Рюриковичей. Он совершил несколько
походов в славянские земли, предпринял военные набеги на Византию и
Малую Азию. Кончил свои дни этот киевский князь весьма трагично.
Попытка Игоря и его дружины вторично собрать дань с племени древлян
завершилась восстанием, во время которого Игорь был пойман и казнен.
После гибели Игоря на киевский престол взошла его вдова княгиня
Ольга (945-964). Она ввела, определенные обычаем нормы сбора дани,-
уроки и уставы, при ней была восстановлена система погостов, т.е. мест
сбора и хранения товаров.
Ольга одной из первых на Руси приняла христианство.
Впоследствии она была канонизирована Русской Православной
церковью.
Ее сын Святослав (964-972) известен, прежде всего, как князь - воин.
Большую часть своей короткой жизни он провел в походах и
битвах. Он разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города.
Святослав стремился закрепиться на Дунае и перенести туда свою
столицу. Однако весной 972 г., возвращаясь из Болгарии, после тяжелой
войны с Византией, был убит печенегами на днепровских порогах.
После длительной междоусобной войны в 980 г. на киевский
престол взошел сын Святослава Владимир (980-1015). При нем
Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир
предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период
была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир
стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей
на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники.
Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи
государства.
В целях культурной интеграции земель Владимир вначале
предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих
богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988
году Владимир принял христианство. История принятия христианства
свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на
«триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и
растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием
христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной
ойкумены. Именно с этого времени на Руси распространяется
грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает
развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового
строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей
степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом
определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.
Глоссарий:
Генезис – (от греч. ген – род)- зарождение
Этногенез – (греч. этнос – народ, ген -рождение)-рождение народа
«Мир» -северорусское название общины. Впоследствии «миром»
называли на Руси и городские общины.
«Вервь» - преимущественно южнорусское название земледельческой общины.
Некоторые исследователи считают, что вервь первоначально обозначало семейную общину. Термин «вервь» происходит от веревки, которой отмерялся участок земли, занимавшийся членами этой общины.
«Полигамия» – (букв.) многоженство
«Экзогамия» - запрет брать жену в своем роду
«Эндогамия» - запрет брать жену в чужом роду
«Ассимиляция» - (букв.) поглощение, растворение
Вече – высший орган власти у славян. Собрание мужчин племени.
Полюдье – сбор дани в Киевской Руси
Погосты – первоначально торговые центры и места сбора и
хранения дани. От слова «гость». Этим термином обозначали всякого
иноземца, который по поверью славян приходил «с того света». Поэтому
не случайно, что термин «погост» закрепился и за местом, где
происходило захоронение умерших.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Край родной - русская земля
Методическая разработка праздника, посвящённого Дню России...
Откуда есть пошла Земля Русская?
презентация для ознакомления возникновения Земли русской...
НОД "Былинные герои земли нашей Русской земли"
Открытая непосредственно-образовательная деятельность для детей подготовительной группы и их родителей к 23 февраля....
презентация ""Это русская сторонка, это русская земля
презентация...
ООД «Откуда пошла Ступинская земля. Ступино сегодня»
Закреплять знания детей о родном городе....
Комментарии
Галина Валентиновна! Спасибо
Галина Валентиновна! Спасибо за информацию! Коллеги для классных часов могут ею воспользоваться.