осенние фольклорные праздники
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Предлагаем вам цикл фолклорных осенних посиделок (Кузминки, Осенины)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapustnaya_vecherinka.doc | 37 КБ |
kuzm_noyab.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
«ПОКРОВ. КАПУСТНАЯ ВЕЧЕРИНКА»
Участники праздника: Хозяйка избы - ведущая, Маня-девица.
Атрибутика для проведения праздника: фрагмент изображения крестьянской избы, секира-сечка, корыто, кувшин с водой, рушник, прялка, веретено. Клубки шерстяных ниток 3-5 штук.
ХОД ПРАЗДНИКА:
Хозяйка встречает гостей возле избы: Здравствуйте,
в народе говорят:
«В осеннее ненастье семь погод на дворе: веет, мутит, рвёт, сверху льет и снизу метёт» Это об октябре месяце. А ещё говорят: «Плачет октябрь холодными слезами». «На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима»
День праздника Покрова Пресвятой Богородицы является в народном представлении межевым столбом между осенью и зимой.
История праздника Покрова Пресвятой Богородицы начинается с 10 века.
В Константинопольском храме вместе с другими возносил хвалу Господу и Пресвятой Марии юродивый Андрей - славянин, бывший воин, в молодости захваченный в плен. Вспоминая Родину, свою тяжелую жизнь в неволе, Андрей не смог сдержать слёз. Ночью парень увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом и окруженную ангелами и святыми. Преклонив колена, Царица Небесная начала со слезами молиться
За хрестиян. После молитвы, сняла покрывало с головы и распростёрла его над людьми в храме, защищая от без и врагов. Затем владычица исчезла, но люди ещё долго ощущали благодать. Праздник Богородицы был установлен в русской церкви Андреем Боголюбским в 1164 году.
К Покрову каждый хороший домохозяин, убравший урожай старался «ухитить» свою хату: проконопатить углы, привалить завалинки.
«Захвати тепло до Покрова: не ухитишь до Покрова - изба будет не такова» (как вы ребята понимаете такое выражение?)
Хозяйка показывает детям, как проконопачены стены, углы избы, мхом
Появляется Маня, приветствует собравшихся.
Маня:
- До Покрова три радости будет: первая радость - огурчики посолить, а потом капусту порубить, а под самый Покров – яблоки мочить.
А там глядишь, зима настанет, а у нас всего припасено будет.
- Ребята, помогать будите, капусту рубить?
Раньше говорили «тяпать» капусту, потому - что её секли в корытце, специальной сечкой, (показывает детям предметы и рассказывает о них вместе с Хозяйкой)
Корыто – открытый, продолговатый сосуд для стирки и других домашних надобностей. (А в какой сказке бабка осталась у разбитого корыта?) Так, иронично говорят, это значит остаться ни с чем);
Сечка – широкий полукруглый нож на отвесной ручке для рубки капусты. Сечь- рубить на части.
(для рубки приготовлены все необходимые предметы: капуста, сечка, корыто, кувшин с водой, рушник, детям, желающим поучаствовать в рубке капусты, предлагают вымыть руки)
Дети принимают участие в рубке капусты. (Хозяйка рассказывает, о технологии приготовления корыта и кадки к рубке капусты.)
Хозяйка: - Для вкусности и полезности добавляют в капусту морковку, укроп, некоторые кладут тмин и чеснок. Многие хозяйки добавляют клюкву. Капусту укладывают в ошпаренную кипятком и пропаренную паром кадку из дерева, прижимают специальной крышкой и сверху ещё камень кладут.
Маня: - капусту не рекомендовалось рубить до 27 сентября. Считалось, что она будет вязкой и не хрустящей. На заготовку капусты сходилось по несколько хозяек, ходили из дома к дому, всюду шло веселье, готовили пироги с капустой, пили чай с мёдом. Устраивали посиделки. Многие парни приглядывали себе невест и потом присылали сватов.
Н а посиделках девицы пряли, шили, вышивали, готовили новые одежды к Рождеству и Масленице. Пряли при помощи прялки и веретена. Прядение – способ получения нити из растительного волокна или шерсти.
У каждой девицы своё красивоё, веретёнце. А прялки вообще передавались из поколение в поколение. А позже появились ткацкие станки. За работой девушки пели лирические песни, работа быстрее спорилась.
Я приглашаю вас поиграть в игры:
« Ловкачи»
( приглашаются 3-4 человека, каждому дается клубок с размотанной на 5-8 метров нитью, участники должны быстро смотать нить в общий клубок);
«Мотальщицы»
( в игре участвуют 2 пары детей. Необходимо быстро из клубка смотать нитку на согнутую в локте руку)
Хозяйка: «Маня, а ещё на посиделках девицы и парни исполняли озорные частушки. Давайте попробуем и мы. ( На карточках написаны заранее приготовленные частушки)
Текст частушек:
Как известно всем, подружки-
Мастерицы петь частушки.
И вы парни не зевайте
И девчатам помогайте!
Между небом и землёй
Поросёнок вился
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь:
На дубу свинья пасётся,
В бане парится медведь.
Я не буду здесь жениться,
Я пойду в столовую,
Там найду себе девчонку
Толстую, здоровую
Ах ты, милая моя,
Я тебя утешу-
Куплю связку кренделей,
На тебя навешу.
Ох, милка моя,
Где плясать училась?
У нас лошадь помирала-
Точно так же билась!
Все пришли, все пришли,
Все по парам сели,
А моего дорогого
Тараканы съели!
Не сама гармонь играет-
Ручки его белые.
Не гармошка развлекает-
Глазки его серые.
Гармонист, гармонист,
Хорошо играете.
Почему же, гармонист,
С нами не гуляете?
Пошла плясать
Моя ясная,
У ней черная коса,
Лента красная.
Хозяйка: А сейчас проверим, что вы сегодня узнали на наших посиделках.
- С какого века история говорит нам о Покрове? (ХХ век);
- Перечислите предметы, которыми пользуется хозяйка при засоле капусты? (Корыто, сечка, кадка);
Чем занимались девушки на посиделках? (ткали, вышивали, пели песни, частушки)
Хозяйка и Маня прощаются с ребятами и благодарят за участие в празднике.
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА
«ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА-КУЗЬМИНКИ»
Участники праздника: Ведущая, Скоморох.
Атрибуты для проведения: лотки с фруктами и овощами, поднос с осенними дарами, тарелочки с разрезанными на дольки овощами и фруктами для дегустации, корзинка-лукошко для игры, атрибуты для проведения индивидуальных игр.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:
Ведущая предлагает детям занять места в зале.
- Ребята, отгадайте загадку:
Пусты поля, мокнет земля,
День убывает, когда это бывает? (осенью)
А вот ещё одна загадка:
Сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка. О ком это?
Речь, конечно же, идёт об осеннем месяце, ноябре. В ноябре осень с зимою борьбу затевают. «Ноябрь-полузимник: и колесо, и полоз любит» А почему?
Морозы начинаются, снег выпадает. Вся красота осени вниз опала, под деревьями лежит, на деревьях красивыми и нарядными не листья теперь смотрятся, а птицы: снегири, дрозды да хохлатые свиристели. Дни идут на убыль, а ночи прибавляются.
В народе говорят: «Закуёт Кузьма- Демьян, до весны красной не расковать», «Кузьминки - об осени поминки»
В осенний период люди устраивали посиделки, а многие выставляли свой урожай на показ и продажу, организовывали ярмарки.
Давайте и мы с вами перенесёмся на ярмарку.…
/ Заранее оформлены витрины с овощами и фруктами, дарами леса, пшеница в снопе и т.п./
(дети встают с мест и двигаются змейкой под весёлую плясовую) на ярмарке их встречает Скоморох у него поднос, с фруктами и овощами.
Скоморох:- Здравствуйте честной народ, ярмарка вовсю идёт, не зевай, налетай, плоды и фрукты разбирай…
Даём не за пятак, а за просто так… Угадай и себе забирай!!!
Ведущая: Вот какой весёлый скоморох! А что мы должны отгадать?
Скоморох: давайте сыграем с вами в игру «Дегустаторы»
У меня на тарелочках под салфетками разложены разные осенние дары. Я завяжу участникам глаза, с помощью вилочки дам попробовать что-то, угадать на вкус.
(ведущая вызывает 2-3 человека для игр, затем других детей)
Скоморох: А вы знаете ребята, к каким хитростям прибегали в старину люди, когда не было холодильников? Как можно сохранить запас урожая в зимний период? (выслушивает ответы детей)
Многие хозяйки сушат ягоду и потом варят из неё кисель, заваривают и пьют, как чай ягоду и различные травы.
Ведущая: Для того чтоб сохранить урожай огурцов, их заливали родниковой водой, хранили в специальных бочонках под гнётом. На заготовку капусты собирались многими семьями, с песнями, шутками, рассказами о прекрасной летней поре. Капусту крошили и укладывали в кадки, пересыпали даже клюквой, которая растёт на болоте. Многие солят капусту с яблоками и даже арбузами. Если хотели большой вилок капусты сохранить до новогоднего стола, то вырывали прямо с корнем, обматывали в бумагу и в подвешенном тёмном месте она висела. Вообще, после совместного крошения капусты обязательно устраивали пир, хозяева угощали собравшихся вкусным пирогом с капустой.
А вот, урожай морковки и свеклы хранят в просеянном речном песочке в ящичках. Многие пересыпают древесной золой и убирают в холодное подполье, так же поступали с картофелем. Некоторые перекладывают слои картофеля соломой.
А ещё людям очень нравятся грибы. Грузди, рыжики, например, так же, как и капусту солили и сохраняли в емкостях, под гнётом в холодном месте.
Скоморох: А многие сушат грибы на верёвочке, они тогда ароматные, годятся для приготовления супов, салатов.
Какие грибы вы рвали в лесу? Или какие вам встречались?
А отгадайте загадки:
1. Точно желтые цыплята,
Разбрелись в бору…(маслята)
2. И красив он и велик.
Этот гриб-…(боровик)
3. Разбежались по опушке
Полосатые… (волнушки)
4. Если грибок рыжий,
Значит, это… (рыжик).
5. Вот грибочки возле пня,
Видно, все они родня.
Все ножке очень тонкой,
А зовут грибы… (опёнки)
Ребята, вы знаете, как можно сохранить мясо лося, медведя и рыбу? (выслушивает и обобщает ответы детей)
Многие солили и коптили, а другие укладывали в кадку и перестилали крапивой. Но мясо и рыбу долго хранить нельзя, оно теряет свои вкусовые качества.
Ведущая: Ребята, может, вы поделитесь, и расскажите, как в ваших семьях делают заготовки на зиму? Какие овощи и фрукты любят сохранять?
Скоморох: Давайте с вами поиграем! У меня есть лукошко, но оно пустое, я предлагаю его наполнить.
Условие такое:
В кузовок, вы можете положить любой предмет или овощ, но окончание должно иметь «ок» . Например- «листок» (ребятам при затруднении помогают взрослые)
Ведущая: Молодцы, много слов назвали.
Скоморох: Да, мой кузовок стал тяжёлый, мне пора, до новых встреч…
Ведущая: А ещё Кузьминки называли девичьим праздником. Девушки в этот день собирались, проводили соревнования между собой. А женщины перебирали шерсть, ставили веретёнца, кросны –ткацкие станки.
Давайте и мы устроим соревнования среди девчат.
(девочек делят на две подгруппы, мальчики следят за соблюдением правил)
Девочкам первое задание, придумать название своей команде (Василиса, Алёнушка, Золушка, Марья - Искусница…)
Конкурсы могут быть разные, на выбор ведущей:
- отделить горох от фасоли; заплести косу; запеленать куклу; пришить пуговицу; порезать морковь, очистить лук и т.п.
Ведущая вместе с мальчиками оценивает мастерство особо отличившихся девочек.
Мальчиков тоже можно привлечь к конкурсам:
«Охота на лося»- набросить на спинку стула обруч;
«Вылови рыбку» - с помощью лески и крючка зацепить рыбку;
«Ловкач» - магнитом собрать рассыпанные гвозди.
Ведущая: Я вижу, вы готовы к встрече зимы, знаете, как нужно хранить продукты, чтоб в них сохранялись витамины. До новых встреч…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."
Праздник для детей среднего возраста....
«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».
Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....
Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"
«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...
Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)
Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками, и конечно же встреча со сказочными героями......
логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование ...
Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенност...
«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»
Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...