"Игра на детских музыкальных инструментах "
план-конспект урока по теме

 

Игра на детских музыкальных инструментах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_na_muz.instrumentah.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДОУ д/с «Черемушки»

города Балашова Саратовской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Игра на детских

музыкальных инструментах»

музыкальный руководитель Степанова Т.Н.

Сколько радости доставляет детям игра на детских музыкальных инструментах! Они вызывают у детей большой интерес, привлекают своим внешним видом, формой, звучанием. Этот вид деятельности открывает перед детьми новый мир звуков, помогает познавать окружающую действительность с помощью выразительных свойств звука. Основное назначение музицирования — проявление и развитие музыкальных способностей ребенка, эмоционального отношения к процессу взаимодействия с музыкальными инструментами, интереса к исполнительской деятельности.

Детское музицирование способствует осознанному восприятию и воспроизведению высоты звука, длительности, благодаря чему у детей развивается звуковысотный, мелодический слух, музыкальная память, ритмическое чувство и творческое музыкальное мышление. Важно подчеркнуть, что игра на детских музыкальных инструментах активизирует внимание, волю детей, помогает преодолеть скованность, застенчивость, робость, развивает чувство уверенности в себе, самостоятельность. В совместном музицировании воспитываются коммуникативные качества, потребность в музыкальном общении, а также выдержка, целеустремленность, настойчивость. В процессе игры на музыкальных инструментах развивается координация движений, мелкая мускулатура пальцев рук, формируются такие качества, как усидчивость, работоспособность. Особенно полезно музицирование для развития детей со слабым уровнем координации слуха и голоса (Н.А. Ветлугина, Г. П. Новикова) . Опыт показывает, что игра на детских музыкальных инструментах не требует от детей каких-то особых музыкальных способностей, этот вид деятельности дает положительные результаты для всех детей без исключения. Трудно переоценить совместное музицирование детей со взрослыми, у детей в результате освоения музыкальных инструментов, подражания взрослым часто возникает потребность в серьезных занятиях музыкой.

В продаже имеется немалое количество музыкальных игрушек и музыкальных инструментов. Педагогу необходимо знать, как ими пользоваться и проверять, как они звучат, т.к. музыкальные игрушки, изображающие музыкальные инструменты, не будут способствовать развитию музыкального слуха, если они не настроены. Но их можно использовать в игровой деятельности детей. Для развития творческого музицирования можно изготовить музыкальные инструменты из бросового, природного материала: фломофоны, трещотки; маракасы из фломастеров, банок, наполненных горохом, фасолью, рисом, пшеном, гречкой; бубен из пробок, пуговиц; орешки-кастаньеты, колокольчики, шуршалки, гремелки, шумелки и другие инструменты (Т. Э. Тютюнникова).

Какие же требования предъявляются к детским музыкальным инструментам?

Музыкальные инструменты, имеющие диатонический или хроматический звукоряд, должны звучать чисто, иметь определенный тембр, быть доступными по размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.

Каковы же возрастные возможности детей к освоению детских музыкальных инструментов?

Дети первой младшей группы учатся различать звуки по высоте, тембру и динамике (колокольчики, металлофон, фортепиано). К концу года они осваивают бубен, погремушки, колокольчики, металлофон (играет воспитатель). В первой младшей группе используются звуковые музыкальные игрушки (волчки, молоточки, органчики).

Во второй младшей группе предлагается большее разнообразие музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов. К тем музыкальным инструментам, которые дети освоили в первой младшей группе, добавляются барабан, ложки, палочки, металлофон (играет воспитатель), музыкальная шкатулка, гармошка-игрушка, ложки.

Дети средней группы со второй половины года начинают осваивать игру на металлофоне, ксилофоне и к концу года могут играть простейшие мелодии на одном звуке. В средней группе можно использовать незвуковые музыкальные игрушки — такие, как пианино, балалайка, гармошка, домбра, музыкальные книжки в игровой деятельности.

В старшей группе дети осваивают игру на металлофоне, ксилофоне по одному и небольшими группами, изучают струнную группу инструментов (цитра, гусли, цимбалы, арфа), учатся играть на триоле, треугольнике, кастаньетах, тарелках, детском пианино, трещотках.

Дети подготовительной группы учатся играть на различных музыкальных инструментах по одному и в ансамбле.

Игра на музыкальных инструментах включается в музыкальные занятия, в самостоятельную музыкальную деятельность детей в повседневной жизни, в развлечения, праздники и решает следующие педагогические задачи:

формирование интереса и потребностей в инструментальном  музицировании;

развитие музыкальных и творческих способностей;

формирование представлений о средствах музыкальной выразительности;

развитие навыков самостоятельного музицирования в исполнительской деятельности;

формирование художественного вкуса.

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах может осуществляться различными способами: по цветовой и цифровой системе, музицированию по слуху и по нотам. В цветовой системе закрепляется цветное обозначение за каждой клавишей или пластинкой. Перед ребенком находится партитура в цветовом обоз-

начении, и ребенок ударяет по той пластинке или нажимает ту клавишу, которая соответствует цвету на партитуре. Цифровая система дублирует цветовую, только в основе лежат цифры. Обе системы связаны с механическим воспроизведением мелодии и недостаточно развивают музыкальный слух, хотя удобны в первоначальном освоении музыкальных инструментов (Н. А. Метлов, Б. Л. Яворский).

При обучении детей музицированию по слуху у детей формируется навык слуховой ориентации в мелодии, ребенок осмысленно вслушивается в мелодию и ритм и воспроизводит музыку на инструменте. Напевая мелодию с закрытым ртом, он отыскивает нужные звуки мелодии, чем помогает развитию своей слуховой координации. Обучая детей игре по слуху, необходимо создание музыкального опыта, владение чистотой интонирования (М. А. Трубникова). Иногда используется временный прием — подбирание мелодии «с рук», когда ребенок, глядя на руки педагога, повторяет за ним. В данном случае участвует зрительное и слуховое восприятие, двигательная память, и в результате ребенок хорошо осваивает музыкальное произведение.

В обучении детей игре на детских музыкальных инструментах можно выделить три этапа:

1)ознакомление с особенностями мелодии и приемами звукоизвлечения;

работа над исполнением мелодии (по цветовой, цифровой системам или по слуху), освоение исполнительских приемов;

целостное воспроизведение мелодии, освоение игры в ансамбле и в оркестре.

Решающее значение имеет подбор репертуара и методы работы с детьми. Музыкальный репертуар должен быть доступным, понятным для детей, не сложным для исполнения. Методы и приемы должны соответствовать интересам детей, индивидуальным и возрастным особенностям, этапам разучивания произведения (Ю. А. Двоскин, Н. А. Ветлугина).

Детям дошкольного возраста освоение игры на тех или иных музыкальных инструментах удается в разной степени — успех зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его музыкальных способностей, общего развития, склонностей и черт характера. Поэтому работа музыкального руководителя должна быть нацелена на общее ознакомление детей с детскими музыкальными инструментами, на привлечение их к начении, и ребенок ударяет по той пластинке или нажимает ту клавишу, которая соответствует цвету на партитуре. Цифровая система дублирует цветовую, только в основе лежат цифры. Обе системы связаны с механическим воспроизведением мелодии и недостаточно развивают музыкальный слух, хотя удобны в первоначальном освоении музыкальных инструментов (Н. А. Мет-лов, Б. Л. Яворский).

При обучении детей музицированию по слуху у детей формируется навык слуховой ориентации в мелодии, ребенок осмысленно вслушивается в мелодию и ритм и воспроизводит музыку на инструменте. Напевая мелодию с закрытым ртом, он отыскивает нужные звуки мелодии, чем помогает развитию своей слуховой координации. Обучая детей игре по слуху, необходимо создание музыкального опыта, владение чистотой интонирования (М. А. Трубникова). Иногда используется временный прием — подбирание мелодии «с рук», когда ребенок, глядя на руки педагога, повторяет за ним. В данном случае участвует зрительное и слуховое восприятие, двигательная память, и в результате ребенок хорошо осваивает музыкальное произведение.

В обучении детей игре на детских музыкальных инструментах можно выделить три этапа:

1)ознакомление с особенностями мелодии и приемами звукоизвлечения;

работа над исполнением мелодии (по цветовой, цифровой системам или по слуху), освоение исполнительских приемов;

целостное воспроизведение мелодии, освоение игры в ансамбле и в оркестре.

Решающее значение имеет подбор репертуара и методы работы с детьми. Музыкальный репертуар должен быть доступным, понятным для детей, не сложным для исполнения. Методы и приемы должны соответствовать интересам детей, индивидуальным и возрастным особенностям, этапам разучивания произведения (Ю. А. Двоскин, Н. А. Ветлугина).

Детям дошкольного возраста освоение игры на тех или иных музыкальных инструментах удается в разной степени — успех зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его музыкальных способностей, общего развития, склонностей и черт характера. Поэтому работа музыкального руководителя должна быть нацелена на общее ознакомление детей с детскими музыкальными инструментами, на привлечение их к увлекательному творческому музицированию. увлекательному творческому музицированию.

МДОУ д/с «Черемушки»

города Балашова Саратовской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Обзор парциальных программ»

зам.зав. по ВОР Пятова С.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

Детское музыкальное творчество. Игра на детских музыкальных инструментах.

Содержание:      Введение.            I.            Теоретические...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

«Развитие музыкально - сенсорного восприятия основных отношений музыкальных звуков через игру на детских музыкальных инструментах у детей 5-7 лет"»

Цель работы является создание условий для развития природной музыкальности и формирование творческого музыкального мышления дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах; знать ...

Компьютерная презентация музыкального руководителя по теме "Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах"

Презентация о моей работе с дидактическим материалом при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах....