Литературно - музыкальная композиция "М.В. Ломоносов - великий помор.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Литературно - музыкальная композиция " М.В. Ломоносов - великий помор" раскрывает историю жизни и научной деятельности М.В.Ломоносова в доступной для детей форме. В ходе сценария дети переживают события вместе с героем. В композицию включены музыкальные произведения, стихи, песни, игры, хороводы отображающие жизнь поморов. Знания о великом земляке воспитывают чувство гордости, патриотизма, любви к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МДОУ Центр развития ребенка
« Детский сад №34 «Золотой ключик» г.Северодвинска
Архангельской области.
Конспект
литературно – музыкальной композиции «М.В. Ломоносов – великий помор»
в подготовительной к школе группе.
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории
Думина Ирина Эдуардовна
г. Северодвинск
2011г.
Программное содержание:
1.Закрепить знания детей о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
2.Развивать познавательный интерес у дошкольников к истории родного края.
3.Формировать интерес к учебной и исследовательской деятельности.
4.Воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к истории родного края и
к людям, прославившим его.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы (Б.Шергин, С. Писахов).
Заучивание стихов.
Слушание музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра и Северного Русского народного хора.
Просмотр видеофильма «Музей М.В. Ломоносова в Холмогорах».
Обзорная автобусная экскурсия по улице Ломоносова с посещением памятника М.В. Ломоносову.
Комплекс занятий по ознакомлению с жизнью и бытом поморов.
Занятие и выставка детских работ по мозаичному искусству.
Изготовление костюмов и декораций родителями и детьми для литературно-музыкальной композиции.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Приемы: Художественное слово, игры, хороводы, музыка, театрализация.
1.(В зале звучит музыка А.Вивальди (концерт №4, фа минор «Зима», 1часть), воспитатель читает стихотворение)
Много ль известно вам мест, где случается чудо?
Мест, где творится история наша с тобой?
Здесь родились и рождаются лучшие люди,
И называется это северной землей.
Здесь в обозримом пространстве и вехи и даты.
Здесь имена и событья, и судьбы людей,
Здесь и сейчас, а не где-нибудь, в прошлом, когда-то,
Место рожденья героев сегодняшних дней!
Выпало нам быть творцами великих событий,
Счастье растить города и детей и цветы,
В мире великих людей и великих открытий,
В мире, где просто сбываются наши мечты.
В мире, где все еще помнят про честь и про совесть,
Где еще песни о главном поют за столом,
Где говорят с уваженьем – Архангельская область.
Область надежды, которую домом зовем!
2. Хоровод «СЕВЕРНЫЙ» (исполняют дети)
1.За рекой у ворот, где рябина растет
Мы с подружками сегодня заведем хоровод.
2. Не спроста говорят, что наш север богат,
Лесорубы и поморы чудеса здесь творят.
3. Кто на севере бывал, ночи белые видал,
Полюбил всей душой север наш дорогой.
4. Мы о севере поем, в гости вас позовем.
Голубику и морошку собирать в лес пойдем.
3. (В зале звучит музыка А. Вивальди (концерт №4 фа минор, 2 часть), воспитатель читает текст)
- Верстах в 80-ти от Архангельска, приняв воды реки Пинеги, Северная Двина круто поворачивает на север и разделяется на несколько рукавов и протоков, Между которыми лежат девять больших и малых островов. Один из них - Куростров, расположенный прямо против Холмогор. На острове было несколько небольших деревень, в которых жили крестьяне. Основным их занятием были морские промыслы и рыбная ловля. Богат был их родной северный край рыбою, зверем, лесом. И поморы, так они себя называли, славились как отважные мореходы. Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан.
Здесь, на Курострове, в деревне Мишанинской, что слилась потом с деревней Денисовкой, 8 (19) ноября 1711 года у промысловика Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло.
- Мы пройдем сегодня по часам жизни Михаила Васильевича Ломоносова. И вот первый этап жизни «Детство Ломоносова».
(за столом, где стоит свеча, сидит мальчик, играющий маленького Ломоносова с книгами в руках «Арифметика» и «Грамматика»)
Воспитатель:
- Ох, и трудно было маленькому Ломоносову: мать рано умерла, но научила его грамоте. Читал он только церковные книги, да не все в них ясно, не все правдиво. И попались ему однажды книги интересные, научные – грамматика и арифметика.
Да мачеха, с которой жил Михайло, считала чтение его бездельем, и заставляла его отцу помогать, промыслом рыболовным заниматься. И вот с 10 лет Михайло в море с отцом выходил.
(Ребенок подготовительной группы, исполняющий роль маленького Ломоносова, выходит из-за стола и идет в лодку, забрасывая сеть).
Воспитатель:
-Трудно, нелегко тянуть рыболовную сеть было маленькому Ломоносову. А дети в его возрасте все веселились и играли: в «чехарду», «лапту», «Золотые ворота»
4 Русская народная игра « Золотые ворота» (дети выходят в центр зала и играют, маленький Ломоносов уходит).
Золотые ворота, проходите детвора
Первый Царь пройдет всех детей проведет.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
5 Воспитатель:
- Так прошло детство Ломоносова, и вот другой этап его жизни – путь в науку. Надоело терпеть Михайло все унижения, и решил он в Москву отправиться с рыбным обозом. И продолжить получать знания в академии. И было ему всего 19 лет.
(Выходит воспитатель, исполняющий роль старика и мальчик подготовительной группы, исполняющий роль уже взрослого Ломоносова)
Воспитатель: Старик, сосед по Холмогорам,
Рукою об руку стуча,
Приблизился к Михайло:
Старик: - Скоро
Ты обратишься в москвича.
Гляди, да станешь барин грозный,
Забудешь, кем и где рожден!....-
Воспитатель: Потом подумал и серьезно
Добавил на прощанье он:
Старик: - Пришел не к батюшке родному,
Ты ни кому не нужен тут…
Ходи всю ночь от дома к дому –
Нигде приюта не дадут.
Вот кулебяки, пригодятся!
Бери же, что за разговор…
Еще придется поскитаться,
Но ты держись: ведь ты помор!
… Домой вернемся, в Холмогоры,
И за тебя влетит еще…-
Воспитатель: Ответа не найдя помору,
Котомку, вскинув на плечо,
Пошел Михайло Ломоносов,
Сдержав рыдание с трудом.
(Михайло – ребенок подготовительной группы, уходит, вскинув котомку на плечо)
Воспитатель:
- И вот Москва, славяно-греко-латинская академия. Великовозрастный Ломоносов был зачислен в « низший» класс академии, потому что не знал латыни. Он был настолько высоким и крупным, что даже в класс заходил, наклонял голову, чтобы не стукнуться и малые ребята, видя его, смеялись:
1-й ребенок: - Сломаешь, Ломоносов, дверку!
2-й ребенок: - А голова цела, проверь?
3-й ребенок: - С Михайло снять бы надо мерку
Пред тем, как делать эту дверь!
Воспитатель:
- Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котенка, и, стараясь быть серьезным, проговорил:
Ломоносов:
- Что с тобой делать?
- На крышу забросить?
(Ломоносов выводит ребенка, приподняв его за шиворот)
Воспитатель:
- Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, будто на чудо стали смотреть.
- Прошло полгода, и Ломоносова, как самого способного перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже постиг латынь и стал писать стихи на этом языке. И закончил Ломоносов Славяно-греко-латинскую академию за 5 лет. А какие опыты он проводил, какие открытия сделал!
( В центр зала выходит ребенок, исполняющий роль большого Ломоносова и проводит опыт).
Ломоносов:
- Это чистая вода – здесь молекулы чистой воды (показывает баночку с водой), а это цветная вода – здесь молекулы цветной воды (показывает банку с подкрашенной водой). Я медленно добавляю цветную воду в обычную, и молекулы, как маленькие человечки, перемешиваются. А теперь вы, ребята покажите молекулы чистой воды и молекулы цветной воды.
( Дети выходят в центр зала: мальчики, взявшись за руки, идут « змейкой», девочки, взявшись за руки, проходят между мальчиками и встают между ними)
Воспитатель:
-И действительно великий ученый в физике открыл, что все предметы состоят из молекул и атомов, т.е. из веселых человечков. Покажите теперь ребята газообразное вещество (дети прыгают и бегают по залу), а теперь – крепкий камень (дети встают близко друг к другу, держась за руки, прижав плечо к плечу). Молодцы ребята! Садитесь.
6. Воспитатель:
- И вот этап последний – Ломоносов – ученый (берет за руку Ломоносова), посмотри Михайло в будущее, сколько открытий ты сделал, сколько дал науке, что даже дети знают об этом. Проведем маленький опрос:
- Какие самые первые и любимые книги Ломоносова? (Грамматика и арифметика)
– Назовите предмет, который изобрел Ломоносов для наблюдения в сумерках? (ночезрительную трубу).
– Какие открытия сделал Ломоносов в области Астрономии? (Атмосфера вокруг Венеры).
– А в физике, что открыл великий ученый? ( Что все предметы состоят из молекул и атомов, т. е. веселых человечков).
– Какое искусство, самое красивое и яркое возродил Ломоносов? (мозаичное)
(обратить внимание на работы детей по мозайке)
Воспитатель:
(звучит композиция М.П. Мусорского «Богатырские ворота»)
- Во всех областях науки проявил себя наш Михайло Ломоносов. Именно у нас, на берегах реки Пинеги, на севере, подобно северному сиянию блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!
1-й ребенок:
Восславим, братья, человека,
Который славу родине принёс!
Восславим время того века,
В котором родился и вырос он.
2-й ребенок:
Он внёс в науки эту душу,
Вложил все силы и труды,
Прославил родину, науку,
Себя прославил и труды свои.
3-й ребенок:
Он рос, к науке страстно тяготился,
Учился в школе за двоих,
Усердно занимался, не ленился
И преуспел в трудах своих.
4-й ребенок:
Он изучал науку за наукой,
Стремился истину постичь,
Что непонятно объяснить
И для России в пользу обратить.
5-й ребенок:
Сбылось предначертание судьбы,
Пройдя чрез всё,
Стремленье к знаньям победило,
И он себя прославил и Россию!
Воспитатель:
- Гениальность нашего земляка, великого помора М.В. Ломоносова является истинным достоянием и украшением мировой науки.
Список используемой литературы:
1. Беднов В. На родине великого помора : стихотворение / В. Беднов // Волна.— 1991.— 14 ноября
2. Гладкобородова А. И. О мудром поморе северянине Ломоносове / А. И. Гладкобородова // Сказы и песни / А. И. Гладкобородова.— Архангельск, 1947.
3. Кемов В. Б. Михайло Ломоносов : поэма. Стихи / В. Б. Кемов.— Архангельск : Изд. отд-ние АМУ им. В. И. Воронина, 1996.
4. Павлова Г.Е., Орлова А.С. «Михайло Ломоносов», Москва, «Современник» 1989г.
5. « Правда Севера», Архангельская областная газета, среда, 16 марта 2011г.
6. Марков А. Михайло Ломоносов : поэма / А. Марков.— Современник, 1973.
7. Марков А. «Михайло Ломоносов», поэма, Москва, «Детская литература», 1984г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Музыка А.Вивальди (концерт №4, фа минор «Зима», 1часть)
2.МузыкаА.Вивальди(концерт №4 фа минор, 2 часть)
3. Композиция М.П. Мусорского «Богатырские ворота»
4. http://ru/wikipedia/org/wiki/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная композиция для детей старших и средних групп «День Птиц»
Сценарий для детей средних и старших групп посвященный "Дню птиц"...
М.В.Ломоносов - великий помор
Выбор познакомить детей с этим выдающимся человеком был сделан не случайно, так как нельзя ни удивляться, ни восхищаться его талантом. В беседах с детьми выяснилось, что ребята очень мало знают о М.В....
Литературно-музыкальная композиция «Мы знаем, что была война», посвященная празднованию 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Литературно-музыкальная композиция «Мы знаем, что была война», посвященная празднованию 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне....
70-летию Великой Победы посвящается литературно-музыкальная композиция "Дети войны"
Сценарий праздника, посвященному дню Великой Победы....
Литературно – музыкальная композиция « Поклонимся великим тем годам»
Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвящённый 75 - летию Великой Победы Советского народа над фашистской Германией для взрослых и детей старшей, подготовительной группы....
Литературно-музыкальная композиция «Этот день Победы» Концерт для ветеранов Великой Отечественной войны
Литературно-музыкальная композиция«Этот день Победы»Концерт для ветерановВеликой Отечественной войны ...
Литературно – музыкальная композиция «А зори здесь тихие», посвященная 75 – летию Великой Победы
Автор: Шматова В.В. музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка» Тамбовской обл., г.МичуринскОписание материала: предлагаю вам конспект литературно-музыкальной композиции для детей старш...