"Тактильная азбука"
статья (подготовительная группа) по теме

Дидактическое пособие для детей с нарушением зрения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s-ya.docx965.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проработав много лет в ДОУ № З города Балаково Саратовской области для детей с нарушением зрения, заметила, что большую сложность для наших детей представляют движения пальцев рук, слабо развита моторика, им присущи отклонения в координации движения, темпа и ритма действий, неуверенность при выполнении простых заданий. У дошкольников затруднение в формировании и выполнении движений объясняется тем, что у них слабо развиты мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция. У детей с патологией зрения  вызывает затруднение и зрительно-пространственная ориентировка, особенно на плоскости листа, так как сужен уровень глазомерных способностей. Снижение остроты зрения ведет к усложнению процесса восприятия.  А так, как почти все наши выпускники идут в обычную школу, то проблема подготовки руки ребенка с нарушением зрения к школе становится одной из главных. Поэтому, одной из важных задач коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения является обучение грамоте.
Формирование предметных представлений осуществляется преимущественно с помощью зрения. Отражение действительности посредством зрительного анализатора является сложным процессом, в котором взаимодействуют сенсорные и двигательные компоненты зрительной системы, обеспечивающие динамичность, целостность, одновременность и дистантность восприятия предметов, процессов и явлений. С помощью зрения опознаются основные признаки предметов: форма, величина, световые и цветовые характеристики, устанавливаются пространственные отношения между предметами. 
Формирование с участием зрения чувственного познавательного опыта ребенка базируется на образовании сложных системных зрительно-слуховых, зрительно-тактильных, зрительно-двигательных связей, являющихся физиологической основой дальнейшего развития высших форм познавательной деятельности. 
Зрение играет огромную роль в формировании предметных значений слов и употребляемых детьми грамматических категорий. Обогащение зрительными образами конкретного содержания речи способствует образованию правильного соотношения между непосредственно чувственным и словесно-логическим познанием в ходе психического развития ребенка в норме. 
Одним из направлений коррекционной работы в нашем детском саду является сглаживание недостатков тактильно-двигательной координации и развитие мелкой моторики. А так же развитие полисенсорных связей, когда в восприятии, регуляции и контроля действий ребенка, наряду со зрением, участвуют сохранные анализаторы. Сегодня детей окружают разнообразные игры и игрушки, которые направлены на физическое, умственное, нравственное развитие и воспитание, на совершенствование сенсорного аппарата и т.д. Однако существующее в настоящее время игровое разнообразие еще не в полной мере может удовлетворить потребности в игровом оборудовании детей с отклонениями  в развитии. Поэтому педагоги нашего садика проявляют фантазию и многие дидактические игры и пособия делают своими руками. Одним из таких пособий из своей копилки хочу, с вами поделится и я.

Пособие «Тактильная азбука».

ЦЕЛЬ:  Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:  Учить различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов.

Учить различать свойства поверхности предметов (гладкая — шероховатая)

Учить детей классифицировать предметы в группы по общим отличительным осязательным признакам.

Учить определять гласные и согласные звуки, соединять звуки в слога и слова.

Познакомить с алфавитом.

Развивать подвижность и гибкость кистей и пальцев рук.

Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное и осязательно-зрительное обследование предметов)

Закреплять умение соблюдать определенную последовательность при обследовании предмета.

МАТЕРИАЛ:  Карточки размером 10/20 см. с нанесенными на них буквами, слогами и словами из гофрированного  картона. Конструктор из элементов букв. Черные тканевые очки.

             

                 

Использование пособия разделено на несколько этапов:

ЭТАП I: На этом этапе происходит знакомство детей с буквами и их элементами. Дети собирают буквы, выкладывают из них слова, читают полученные слова.

       

ЭТАП II: С данного этапа начинается работа в очках. С помощью тактильных ощущений дети, угадывают буквы, слога и складывают них в слова.

             

ЭТАП III: После овладения вторым этапом дети с помощью пальцев прочитывают слова на карточках. Также на этом этапе происходит усложнения, на некоторых карточках буквы соединены одним элементом, задача детей узнать обе буквы.

           

Данное пособие очень нравится детям своей не обычностью, возможностью ощутить себя как бы в другом мире, где нет возможности использовать такое нужное и не необходимое чувство как зрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильной дощечки»

Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в ...

Игровые задания по коррекции и развитию тактильной и тактильно-двигательной и памяти.

Для ребёнка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения через прикосновения к различным предметам. Дети с неразвитым тактильным восприятием испытывают значительные трудности...

"Тактильная азбука" совместный проект с родителями

Проект "Тактильная азбука". Создан с целью профилактики дисграфии, развитя сенсорной сферы ребенка, развития мелкой моторики рук, лучшего запоминание графического образа буквы....

«Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»

Добрый день Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить свою работу по теме «Тактильное восприятие у детей младшего возраста через тактильную книгу».Что такое Развивающая книжка — ...

Консультация для родителей «Тактильная азбука - эффективный способ выучить буквы»

Консультация содержит материал, как можно эффективно запомнить буквы и разнообразить занятия по обучению грамоте....

Дидактическая игра на развитие тактильных ощущений " Тактильные дощечки"

Дидактическая игра « Тактильные дощечки»Основным орудием овладения воображением становятся сенсорные   эталоны. Именно с этой целью мы большое внимание уделяем игровым упражнения...