Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.
статья (средняя,старшая,подготовительная группа) по теме
ДОКЛАД
Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс
(из опыта работы)
Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственность, передающуюся от поколения к поколению родителей, воспитателей, педагогов. Преемственность передается в виде традиций семейного воспитания – это народная мудрость, народные традиции, обычаи, обряды, культ предков, священные заветы, заповеди. Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов.<?xml:namespace prefix = o /??>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vosstanovlenie_tradiciy_semeynogo_vospitaniya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр развития ребенка
«Детский сад №37 «Рябинка»»
г. Юбилейный
Московской области
ДОКЛАД
Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс
(из опыта работы)
Воспитатель
Бирюкова И.В.
Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственность, передающуюся от поколения к поколению родителей, воспитателей, педагогов. Преемственность передается в виде традиций семейного воспитания – это народная мудрость, народные традиции, обычаи, обряды, культ предков, священные заветы, заповеди.
Народные традиции семейного воспитания нашли отражение в народной педагогике. Тема семьи, семейных отношений и воспитания детей в семье – одна из центральных тем устного народного творчества.
Народная педагогика учит ценить семью, заботиться о родителях, формирует представление об ответственности любого члена семьи за благополучие каждого. Самая большая ценность в семье – согласие, в народе говорят: «не надобен и клад, коли в семье лад», «где в семье лад, там и ребят хорошо растят».
Лад в семье не исключает твердости и требовательности в воспитании. Народ высоко ценит воспитание в жизни человека: «человек без воспитания тело без души», «дитятко – это тесто: как замесил, так и выросло».
Русская народная педагогика среди воспитателей на первое место ставит отца и мать, оценивает их по тому, как они растят детей: «не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто воспитал, вскормил да добру научил». Народ определенно высказывается о пользе и необходимости обучения, осуждает баловство детей, потакание их капризам, утверждает силу родительского примера.
Русская народная педагогика сохранила семейные идеалы чувство чести и достоинства, дружбы и взаимопомощи, почитание родителей, милосердие, презрение к трусости и предательству, родственные связи до седьмого колена. Детей воспитывала не только семья, но и родня, все окружение, все общество. Старший брат мог сделать замечание младшему или послать его с поручением по делам, и тот принимал это как должное. Почет и уважение к старшему одно из жизненных правил нашего народа.
В семье должны преобладать традиции добрых отношений. Для этого родители должны быть добрыми, ласковыми, снисходительными к детским провинностям. Но малейший избыток, «перебор» родительской ласки и всепрощение зорко подмечаются окружающими и подвергаются родительскому осуждению. Главная помощница в воспитании искренняя, неподдельная и глубокая любовь членов семьи друг к другу.
Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей —его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.
Семейные традиции являются одним из составляющих компонентов семейного уклада. В них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный климат семьи
Педагогические функции традиций заключаются в стереотипных требованиях к личности и к ее поведению в обществе, в силе личного примера; в использовании положительного опыта воспитания детей предшествующих поколений. Через них передаются подрастающему поколению знания о хозяйственных обязанностях членов семьи, о правилах поведения в супружестве, о подготовке к материнству, отцовству и т. д. и реализуются через методы, приемы и средства воспитания, заложенные в его содержании, в педагогических взглядах, в опыте каждой семьи: уважение к старшим, к женщине-матери, труд, гостеприимство, семейно-родственная взаимопомощь. Приобщение дошкольников к семейным традициям способствует воспитанию нравственных качеств, трудовых навыков, физическому развитию и подготовке к будущей семейной жизни.
Крайне редко дети следуют примеру педагогов, чаще это пример близких, семьи. Поэтому основы нравственного воспитания закладываются только в семье. Школа может только помочь ребёнку научится ориентироваться в этом мире, дать ему необходимый набор знаний и навыков, помочь сформироваться как личности. Но основы нравственных и моральных устоев закладываются в семье, ещё совсем в юном возрасте. С самыми первыми яркими впечатлениями ребёнок получает представления о «правилах жизни». И во многом именно от родителей зависит, какие правила он примет для себя.
Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
Воспитание детей проходит не только дома, но и в детских садах, школах. Обучение детей целиком взяли на себя учебные заведения. Развлечения и отдых все больше проходят вне дома. Распад трехпоколенной семьи затрудняет передачу нравственных ценностей, ослабляет контроль старших над младшими.
Отсутствие одного из родителей затрудняет воспитание детей, но и в полных семьях дети часто обделены родительским вниманием. Если оба родителя не хотят поступаться своими профессиональными интересами, то, занятые на работе, загруженные домашними делами, они меньше времени уделяют детям. Остатки свободного времени съедает телевизор. Совместный просмотр телепередач — неравноценный эквивалент общения и даже не заменяет совместного посещения кино или театра.
Современные семьи переживают острый кризис. Выражается он в том, что семья все слабее выражает свою главную функцию – воспитание детей. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуется на материальное обеспечение, но не на духовное воспитание и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные дни – 30 минут. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, который состоит в выяснении оценок, полученных ребенком.
Последствия кризиса становятся все заметнее. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистичному выводу: мы начинаем расплачиваться за противоречия прогресса цивилизации разрушением устоев, ухудшением нравов и человеческих отношений.
Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины, половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми. Поэтому проблема семейного воспитания в целом и его связь с культурными традициями в частности неумолимо требует поиска путей решения.
Конечно, каждая семья сама определяет формируемые ценности, которые зависят от ее конкретных культурных традиций. Личность ребенка формируется в семье, но, вырастая, ребенок становится полноправным членом общества, чьим – то сослуживцем, мужем или женой. И тогда все недостатки и достоинства этой личности начинают влиять на окружающий мир. Нередко приходится слышать такой вопрос по отношению к современным детям: «Как ты мог стать тем, кем стал, если твои родители такие положительные люди?» В данной ситуации нет ничего удивительного. Она свидетельствует о том, что в семейном воспитании ребенка были допущены ошибки.
Большое значение в воспитании ребенка имеют личный пример отца и матери, традиции семьи.
В глубокой древности было замечено, что обычаи (традиции) суть законы. Геродот, представляя обычай в качестве закона, называет его «царем и повелителем мира». Обычай у Софокла - «от века установленный закон». Стихийные наблюдения людей нашли отражение в языке: «традиция», «обычай» на языке многих народов означает «закон».
Одним из моральных требований, сформулированных Конфуцием, является требование строго соблюдать семейные и общественные традиции.
В Большой советской энциклопедии отмечается: «традиция в переводе с латинского - передача, предание; элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных классах в течение длительного времени. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования и его способы. В качестве традиций выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обряды и т.д.»
Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей. К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы.
Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению. К сожалению, очень немногие могут себе это позволить. Но, разумеется, это не означает, что нужно отказываться от соблюдения каких-то общих правил в принципе.
Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.
Психологи пришли к выводу: потребность быть любимым является основной эмоциональной потребностью человека. Порой родители не догадываются, насколько это просто – проявить любовь! Не задумываются, часто ли звучат слова любви в доме, часто ли они ласково обнимают ребенка, сколько «качественного времени» ему уделяют – такого времени, когда их внимание полностью отдается ребенку, когда они что-то делают вместе.
Хочу остановиться на организации «качественного времени» семьи как на одной из возможностей проблемы детско-родительских отношений.
Детский сад, при условии грамотного построения работы, обладает поистине уникальной возможностью постоянного общения с семьей.
В этом году мы предложили родителям вместе с детьми проиллюстрировать и описать традиции своей семьи. Объяснили, что для этого необходимо подобрать фотографии, чтобы каждый ребенок мог познакомить своих друзей с тем, чего они, возможно, никогда не видели. Родители постарались сделать к фотографиям надписи, интересные, неформальные, иногда в стихах и с юмором.
Главное, во время этой работы - подбора фотографий, оформления дети и родители вместе! И несомненно, по-настоящему счастливы: чаще всего люди стараются запечатлеть лучшие минуты и мгновения жизни. Фотографии, как правило, вызывают море положительных эмоций и у детей, и у взрослых.
Используя эти работы, каждый ребенок рассказывает о своей жизни вне детского сада. Дети узнают много нового о своих товарищах, а с опытом семейного воспитания, культурного и спортивного отдыха, с семейными традициями с удовольствием знакомятся другие родители.
Интересно и познавательно прошла встреча детей нашей группы накануне Дня защитника Отечества с офицером Российской армии Петром Васильевичем Прошуниным – папой Коли Прошунина. Дети внимательно слушали его рассказ об армии, о разных видах войск, о вооружении. Дети были активными участниками этой встречи, задавали много вопросов. Больше всего детей интересовало оружие и военная техника.
А перед 8-м марта мы пригласили маму Максима Петрова Екатерину Николаевну. По профессии она парикмахер. Екатерина Николаевна принесла с собой чемоданчик с инструментами. У ребят была возможность все рассмотреть, все потрогать. Екатерина Николаевна подробно и интересно рассказала о своей профессии, а потом провела мастер-класс. В качестве модели согласилась выступить Светлана Николаевна. Эта встреча вызвала активный интерес не только у девочек, но и у мальчиков. Несколько последующих дней мальчики наравне с девочками довольно профессионально исполняли роль парикмахера в нашем игровом уголке.
Регулярно в нашей группе проводятся выставки совместных работ детей и родителей. Яркими и красивыми получились самодельные игрушки, которые украшали стенды во время проведения «Первых и Вторых городских Рождественских образовательных чтений». После конкурса многие работы были отмечены почетными грамотами.
Благодаря всей этой работе родители становятся непосредственными творцами интересной жизни детей и в детском саду и дома. Интерес и доверие друг к другу позволяют родителям наших воспитанников узнать о культурных традициях других семей, о различных подходах к воспитанию, что помогает в дальнейшем избежать проблем в детско-родительских отношениях и быстрее находить верный выход из трудной ситуации.
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вовлечение семьи в образовательный процесс ДОУ в рамках реализации ФГОС
Основные подходы к вовлечению семьи в образовательный процесс ДОУ...
ПРОЕКТ «Семеновская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.
https://cloud.mail.ru/public/5t8y/Z8XSQQsMcТип проекта:По продолжительности – краткосрочный;По составу участников проекта – индивидуальный;По направленности деятельности участников проекта :познавател...
Вовлечение семьи в образовательный процесс.
Реализуя программу «Сообщество» наши педагоги не просто «работают с семьями» – они действительно вовлекают их в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада, целенаправленно и плано...
Обогащение развития детей через вовлечение семьи в образовательный процесс.
Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей» ...
Вовлечение семьи в образовательный процесс по Художественно - эстетическому развитию
Проект по работе с родителями...
«Вовлечение семьи в образовательный процесс ДО»
выступление на педагогическом совете...